Военная пенсия в ссср

Военная пенсия в ссср

Офицерская пенсия:
милостыня или долг государства

Положение усугубляется тем, что над системой льгот и привилегий военнослужащих нависла реальная угроза ее ликвидации или сильного урезания. Это опасная тенденция, так как реальный размер пенсий в связи с инфляцией и другими процессами неуклонно снижается и в недалеком будущем вряд ли будет существенно отличаться от средней по стране.
Поскольку нынешняя власть претендует на историческую связь с державой Российской, созданной Петром Великим и теми его преемниками, кто на первое место ставил государственные интересы, небесполезно вспомнить, как складывалась система пенсионного обеспечения отечественного офицерского корпуса в предшествующие века и десятилетия.

Как было в Российской империи

Исторически так сложилось, не только в России, но и в других странах, что первоначально социальное обеспечение воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, выражалось в предоставлении земельных уделов, предоставлении приюта в старости и т.п. Затем постепенно на первое место выходит денежное вознаграждение: начиная с эпохи Петра I практикуется выплата денежных пенсий — так называемых пенсионов. При этом сохраняются и многие натуральные виды довольствия. В XVIII в. наблюдалось переплетение различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных со службы воинов и их семей, зачастую весьма причудливое.

Разумеется, некоторые из этих способов обеспечить старость защитника Родины иначе как анахронизмом сегодня не назовешь.

К таковым можно отнести поместную форму обеспечения. Поместье — поземельное владение, дававшееся служивым людям и делавшее их собственниками земли. Военнослужащие, как правило, получали землю еще в период несения воинской службы, задолго до увольнения из армии, и таким путем становились дворянами (людьми, которым за службу даровали двор — земельный надел). Другая форма обеспечения — так называемая кормовая (кормление). С позиций нашего времени она выглядит еще более несовершенной и чреватой острыми социальными конфликтами.

«Кормление» было трех видов:

  • во-первых, в период военной службы вместо жалованья некоторые лица, а иногда командный состав полка целиком получали в свое распоряжение какой-либо населенный пункт, из расчета по нескольку крестьянских дворов на человека. Существовали нормы в виде «окладов в дворах». Государство гарантировало, что с уходом в отставку за «кормленщиками» сохранялось право получения доходов с означенных дворов, что являлось способом их материального обеспечения;
  • во-вторых, в «кормление» передавались города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод в той или иной местности. Жителям города или провинции вменялось в обязанность содержать их: уплатой им «въезжего корма», то есть денежного налога, и натуральных сборов при первичном занятии воеводой должности, а также уплаты ему подати три раза в год;
  • в-третьих, некоторые города отдавались в «кормление» за выкуп отдельным лицам, в том числе и из числа военных. Подобная практика, широко распространенная в XVII в., была одним из главных источников социальной напряженности в обществе.

Практиковалось также содержание отставных воинов при монастырях. Государство устанавливало нормы натурального довольствия каждого воина и положенных ему денежных выплат, а также определяло число лиц, закрепленных за тем или иным монастырем. Монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти.

Петр I, начав преобразования в военной сфере, не мог не пройти к выводу о крайнем несовершенстве подобной системы экономии государственных ресурсов за счет перекладывания заботы о немощных и увечных защитниках Отечества с казны на города и монастыри. Именно при нем возникает практика назначения денежных пенсий и пособий.

Вначале пенсионы назначались отдельным лицам за особые заслуги на основании личных распоряжений государя. В массовом порядке выплачивалось инвалидное содержание увольняемым офицерам, поселяемым в специально выделенных «инвалидных городах».

Только в конце XVIII в. вышел указ, согласно которому пожизненные пенсии стали назначать офицерам, прослужившим 25 и более лет, а увечным воинам — независимо от количества прослуженных лет.

Со времени правления Павла I (1786-1801) развитие системы гарантий лицам, уволенным с военной службы, происходит по двум основным направлениям: за счет более детальной регламентации пенсионного законодательства и повышения доли денежных пенсий, выплачиваемых от правительства, в общем бюджете семьи того или иного дворянина.

Регулярная выплата пенсий начинается в России с 1803 г.

Согласно императорскому указу лицам, прослужившим не менее 20 лет и уволенным вследствие полученных ранений или приобретенных на военной службе болезней, назначалась одна треть жалованья.

За 30 лет службы при увольнении по тем же обстоятельствам половина ежемесячного жалованья, а за 40 и более лет — полное жалованье.

Второй устав о пенсиях был утвержден в 1827 г. С этого времени пенсии — преобладающий вид социального обеспечения отставных военных и их семейств.

Появление этого документа было ответом на вызов времени.

Не случайно в указе от 6 декабря 1827 г. император Николай I так охарактеризовал состояние военно-пенсионного дела в России: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

Попытка повысить гарантии защиты прав лиц, достойно служивших государству, как раз и была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. Этот закон являлся прогрессивным во всех отношениях. Пенсии были увеличены, а сроки выслуги для ее назначения сокращены.

После 1827 г. оклады пенсий изменялись в сторону их увеличения в 1834-м и 1838 гг., значительно увеличившись. С 1839 г. размер пенсии военным чинам в России более 50 лет оставался без изменений, но зато появились новые виды пенсионного обеспечения.

Социальной поддержке ветеранов способствовало также назначение отдельных пенсий за раны и увечья, выплачиваемых из инвалидного капитала, а также пенсии, выплачиваемой из эмеритальной кассы. Право на пенсию из инвалидного капитала раненым и увечным имели лица, состоящие под покровительством Александровского комитета о раненых, в ведении которого находился этот капитал, а право на эмеритальную пенсию имели все офицеры и генералы, не менее 20 лет выплачивавшие взнос в эмеритальную кассу и общий срок службы которых был не менее 25 лет.

Ряду лиц: военным педагогам, медикам, художникам, армейскому и флотскому духовенству — гарантировалось получение пенсии и по другим основаниям.

Новый устав о пенсиях от 1912 г. гарантировал увеличение их размера. Они в большей мере поставлены были в зависимость от денежного содержания, особенностей и стажа военной службы. Самым важным изменением, приведшим к увеличению пенсий, явился переход к их исчислению не только от окладов жалованья, как это было в течение XIX столетия, но также столовых и добавочных денег.

На полную пенсию имели право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет. Прослужившим менее этого срока, но более 26 лет гарантировалась пенсия в половинном размере.

Широкая градация отличала размер пенсий для выходивших в отставку «по совершенно расстроенному на службе здоровью» или «приключившейся неизлечимой болезни». Лица этой категории, прослужившие от 10 до 20 лет, могли рассчитывать только на 1/8 максимального пенсионного оклада, зато прослужившие 30 лет — на полный оклад.

Не забыты были и семьи военнослужащих, погибавших за Отечество. Гарантировалось, например, что оставшаяся вдовой жена офицера, не имевшая детей, получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Вдове с детьми прибавлялось к этой сумме по 1/3 другой половины на каждого ребенка, так что мать, имевшая троих и более детей, получала полную пенсию.

Важной правовой гарантией лицам, увольняемым с военной службы, стало юридическое узаконивание учреждений, за которыми закреплялась ответственность за реализацию государственных мер в данной области. Со времени военной реформы Д.А.Милютина назначение «казенных пособий» производилось «уездными (окружными) и городскими воинскими присутствиями».

Пенсионное обеспечение в Вооруженных Силах СССР

Крах Российской империи в ходе первой мировой войны и последовавшие за ним социально-политические потрясения привели к тому, что система пенсионного обеспечения, как и другие правовые гарантии, рухнула. Однако вскоре, в процессе строительства Красной Армии, начала создаваться новая система гарантий прав военнослужащих, уволенных с военной службы.

До августа 1918 г. пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 г.

Однако 7 августа 1918 г. председатель СНК РСФСР В.И. Ленин подписал первый декрет о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и их семей, который можно рассматривать как экстренную, временную меру, рассчитанную на срок действия до издания общереспубликанского закона о государственных пенсиях.

Декрет гарантировал пенсии военнослужащим, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате травм, ран или болезней, полученных при прохождении военной службы, а также семьям бойцов и командиров Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне.

21 января 1919 г. декретом СНК РСФСР действие правовых актов о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и их семей распространено на моряков Красного Флота Советской Республики, на военнослужащих сухопутной охраны Главного управления водных сообщений, пограничной охраны, продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на бывших красногвардейцев, на членов рабочих и крестьянских боевых дружин, на командный состав Красной Армии, на все категории солдат и матросов прежней армии и флота.

Ряд важных документов о социальных гарантиях бывших военнослужащих был принят в 1921, 1924, 1926, 1931, 1938 гг.

Тем не менее общесоюзный закон о пенсиях бывшим военным в СССР вплоть до 1940 г. отсутствовал, и это отрицательно сказывалось на состоянии кадрового состава Вооруженных Сил.

В 1940-1941 гг. СНК СССР наконец принял долгожданные правовые акты: Постановление от 16 июля 1940 г. — «О пенсиях военнослужащих и младшего начальствующего состава срочной службы и их семей», а 5 июня 1941 г. — «О пенсиях и пособиях лицам высшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».

Особое место в гарантиях государственного обеспечения военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, заняло Постановление Государственного Комитета Обороны от 28 июня 1944 г. о материально-бытовом обеспечении генералов, адмиралов и старших офицеров, существенно повышавшее престиж военной профессии.

Увеличение расходов на пенсионное обеспечение, рост числа пенсионеров сопровождались совершенствованием системы гарантий их реализации.

В частности, происходило усиление контроля за обоснованностью назначения и правильностью выплаты пенсий и пособий со стороны Финансового управления Наркомата обороны и финансовых отделов военных округов. 21 сентября 1945 г. по докладу Народного комиссариата обороны СНК СССР принял постановление, установившее дополнительные льготы демобилизованным, семьям погибших воинов и инвалидам Великой Отечественной войны.

Серьезных изменений в системе гарантий прав граждан, уволенных с военной службы, потребовал процесс массового сокращения Вооруженных Сил.

Постановлением Совета министров СССР 1954 г. офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 г. из Советской Армии и Военно-Морского Флота по возрасту, болезни, сокращению штатов и ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия в размере 40% окладов содержания по должности и воинскому званию, независимо от возраста ко дню увольнения.

В связи с новым значительным сокращением Вооруженных Сил Совет министров СССР 20 января 1960 г. принял постановление, которое обязывало республиканские, краевые и областные органы власти трудоустраивать военнослужащих с учетом их специальности и опыта работы, а также обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Разумеется, этот нормативный акт носил слишком декларативный характер, исполнялся в зависимости от местных обстоятельств. Но тем не менее заслуживает всяческого одобрения сама попытка ставить и решать эти вопросы.

В связи с изданием большого количества законодательных актов по вопросам пенсионного обеспечения офицеров, сверхсрочнослужащих и их семей возникла необходимость в разработке и издании нового Положения о порядке назначения и выплаты им государственных пенсий. В сентябре 1960 г. оно уже было введено в действие.

При всем скептическом отношении к брежневской эпохе, как раз тогда и был дан дополнительный импульс укреплению системы гарантий прав военнослужащих, особенно тех, кто, не щадя своей крови и самой жизни, самоотверженно служил Родине. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1967 г. были установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы трех степеней. Они получили право на:

  • персональные пенсии союзного значения;
  • ряд льгот в области обеспечения и оплаты жилья, по налогу со строений и земельной ренте, по сельскохозяйственному налогу;
  • бесплатный проезд раз в год железнодорожным и др. транспортом в любой конец страны;
  • преимущества в обеспечении санаторно-курортным лечением.
  • Бывшим военнослужащим было предоставлено право на лечение в поликлиниках и госпиталях Министерства обороны.

    Последовавший за тем более чем двадцатилетний период характеризовался не коренными изменениями, а появлением многочисленных нормативно-правых актов, представлявших собой реакцию на различные события в мире и в стране и распространявшихся на конкретные категории пенсионеров, введение дополнительных льгот для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, чернобыльцев и т.д.

    Военные пенсии в новой России

    В целом в 60-80-е годы наблюдалась тенденция к усилению социальной защищенности военных пенсионеров и членов их семей. Однако начиная с 1991 г. происходит резкий откат назад. Уровень пенсионного обеспечения офицерского корпуса в настоящее время вполне сравним сейчас с тем, какой существовал в первые годы Советской власти, когда народное хозяйство страны находилось в состоянии разрухи.

    И вот теперь даже ныне существующий минимальный набор социальных гарантий для человека в погонах оказался под угрозой. Это чревато в недалеком будущем серьезными потерями для нашего Отечества. Как здесь не вспомнить афоризм, приписываемый Наполеону: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую».

    Когда же наши законодатели, демонстрирующие в значительном количестве весьма легковесный подход к острейшим проблемам государственного строительства, осознают, что офицерская пенсия — не милостыня, а долг государства?

    observer.materik.ru

    Система пенсионного обеспечения военнослужащих в СССР

    До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было, по существу, единой системы пенсионного обеспечения. После свершения революции 14 ноября 1917 года было опубликовано Правительством сообщение о социальном страховании. В соответствии с этим 21 ноября 1917 года СНК РСФСР был принят Декрет об увеличении пенсий, согласно которому всем пенсионерам, ставшими инвалидами вследствие несчастных случаев, в том числе и бывшим военнослужащим, выплачиваемые пенсии увеличивались вдвое. При этом повышение пенсий производилось с 1 января 1917 г. Положением о социальном обеспечении инвалидов – красноармейцев и их семей от 28 апреля 1919 г. устанавливалось пенсионное обеспечение военнослужащих армии и флота, а также членов семей погибших военнослужащих [16, с.44]. В последующие годы с ростом экономических возможностей страны система государственного социального обеспечения военнослужащих неуклонно совершенствовалась. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 г. государственное обеспечение начальствующего (т.е. офицерского) состава впервые было выделено из общей системы социального обеспечения военнослужащим и передано военному ведомству. Этим же постановлением было введено в действие социальное положение, в котором предусматривалось назначение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семья – пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю потери кормильца, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.

    Указом Верхнего Совета СССР от 6 марта 1965 г. № 140 для инвалидов войн 3 группы из числа военнослужащих срочной службы был установлен льготный порядок выплат пенсий с учетом заработка, согласно которому выплачиваемая им пенсия с 1 мая 1965 г. при любом заработке не может быть ниже минимального размера пенсии. Для лиц, офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы устанавливались следующие минимальные размеры пенсий, ниже которых пенсии не могли назначаться:

    — за выслугу лет – 45 рублей в месяц, а для лиц постоянно проживших в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством, — 38 руб. 25 копеек в месяц (85 % от 45 руб.)

    — за выслугу лет 25 лет и более – для лиц офицерского состава, пенсия которым исчислялась без учета окладов по воинским званию, — 70 руб. в месяц; в связи с тем, что офицерам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет 25 и более, исчисленные без учета окладов по воинским званиям, были повышены на 15 руб., минимальный размер пенсии для них практически составлял 85 рублей в месяц (70+15);

    — по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: для офицеров – 45 руб., для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы – 40 руб. в месяц;

    — по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие заболевания, не связанного с пребыванием на фронте, или несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, — 30 руб. в месяц.

    Наряду с этим постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1965 г. инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих существенно расширены льготы и преимущества в области трудоустройства, медицинского обслуживания, в обеспечении жилой площадью и т.д. Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостоянию советского народа» предусмотрено, в частности, значительное повышение пенсий инвалидам войны. Так, пенсии по инвалидности 1и 2 групп с 1 января 1986 г. были повышены: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава, пенсии которым исчислены только из должностных окладов (без учета окладов по воинским званиям), — 25 руб. в месяц; инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского состава срочной и сверхсрочной службы – на 15 руб. в месяц. С 1 мая 1968 г. были повышены минимальные размеры пенсии по инвалидности 3 группы: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава – 40 руб. в месяц, инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной и сверх срочной службы – до 30 руб. в месяц.

    Кроме того, указанным постановлением инвалидам войны предоставлена существенная льгота при переходе на пенсию по старости. Право на эту пенсию они приобретают в возрасте: мужчины – 55 лет (вместо 60лет), женщины – 50 лет (вместо 55 лет).

    Если раньше основной размер пенсий по случаю потери кормильца семья военнослужащих и пенсий по инвалидности военнослужащим срочной службы исчислялся лишь из небольшой части заработка (денежного содержания), то теперь, как правило, эти пенсии исчисляются пропорционально всей сумме заработка, что приводит к увеличению размеров пенсий.

    Существенно повышены минимальные размеры пенсий. Так, для инвалидов войны из числа военнослужащих срочной службы новый наименьший размер пенсии составлял: для инвалидов 3 группы – 33 руб. в месяц [11 п.15]. Для инвалидов из числа офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы минимальный размер пенсий несколько выше указанных. Новые минимальные размеры пенсий семья военнослужащих срочной службы, погибших на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы, были установлены: на одного нетрудоспособного члена семьи – 27 руб., на двух нетрудоспособных членов семьи – 45 руб., на трех и более нетрудоспособных членов семьи – 70 руб. в месяц. Увеличены минимальные размеры пенсий и семьям погибших офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.

    Максимальные размеры пенсий повышены инвалидам войны II групп из числа военнослужащих срочной службы с 90 до 120 руб., другим инвалидам I и II групп из числа этих военнослужащих и семьям умерших военнослужащих срочной службы с двумя и более членами семьи – 60 – 90 до 120 руб. в месяц. Для инвалидов войны пенсия по старости с 15 декабря 1974г. увеличена на 15 руб. в месяц (в пределах существующего максимального размера) [11 п. 16]. Кроме того, установлено, что пенсии по инвалидности, назначаемые офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверх срочной службы, и пенсии их семьям по случаю потери кормильца не могут быть ниже пенсий военнослужащих сержантского срочной службы и членов их семей, назначаемых при равных условиях по Закону о государственных пенсиях, с повышением на 10%. Предусмотрен льготный порядок выплаты пенсий работающим инвалидам войны 3 группы; предоставлено право на пенсию родителям, дети которых погибли на фронте, независимо от того, состояли ли родители на иждивении погибшего военнослужащего; вновь повышен минимальный размер пенсий семья погибших военнослужащих с одним нетрудоспособным членом семьи с 27 до 33 руб. в месяц (у семей офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы минимальный размер пенсий несколько выше). Кроме того, установлено, что членам семей инвалидов войны I группы время их фактического ухода за инвалидом засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий.

    Инвалидам войны I и II групп, приживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставлена скидка в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

    Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сказать, что система пенсионного и социального обеспечения военнослужащих в годы СССР не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Вышло несколько постановлений Совета Министров СССР и указания Центрального финансового управления, которые и определили порядок обеспечения военных пенсионеров и их семей необходимым и, на мой взгляд, достойным денежным содержанием, учитывая цены того времени.

    Учитывая и особенности прохождения военной службы, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих регламентируются отдельными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Социальное обеспечение уволенных офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверх срочной службы, женщин, проходивших по состоянию на 4 августа 1976 г. и позднее военную службу в добровольном порядке на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и курсантов военно-учебных заведений, проходивших военную службу по контракту, лиц, занимавших в период Великой Отечественной войны и советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и членов их семей организуются в Министерстве Обороны Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», других законодательных актов и решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам, соответствующих приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, указаний и разъяснений Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

    Настоящий Закон обобщил накопленный в СССР и других странах опыт разработки законодательства о пенсиях и явился очередным шагом на пути совершенствования в течение десятилетий системы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Работа по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей организуется и осуществляется в целях своевременного и полного удовлетворения военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, умерших, погибших или пропавших без вести военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих положенными по закону пенсиями, пособиями и компенсациями, а также оказание указанным лицам всемерного содействия в предоставлении установленных для них льгот в удовлетворение неотложных нужд, обеспечения надлежащего уровня их социальной защищенности. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1% октября 1999 г. № 1372, военный комиссар района отвечает за организацию работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. Работа по социальному обеспечению уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в Министерстве Обороны РФ осуществлялось:

    · военными комиссариатами районов и городов;

    · военными комиссариатами республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, автономной области, автономных округов, в составе которых имеются отделы социального и финансового обеспечения;

    · финансово – экономическими управлениями военных округов.

    Общее руководство работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей ранее осуществляло Главное финансово – экономическое управление МО РФ, на современном этапе данную функцию выполняет Департамент социальных гарантий.

    На военные комиссариаты возлагается:

    а) прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы военнослужащим и семьям умерших военнослужащих;

    б) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих в своевременном освидетельствовании учреждениях медика – социальной экспертизы, если их право на пенсию или пособие зависит от определения им группы и причины инвалидности;

    в) ведение персонального учета пенсионеров МО РФ, проживающих на территории, обслуживаемой данным органом;

    г) поддержание постоянной связи с состоящими на учете в военном комиссариате пенсионерами МО РФ, организация посещения их на дому, в первую очередь инвалидов, одиноких больных и престарелых пенсионеров, многодетных семей для ознакомления с условиями их жизни и быта;

    д) разъяснение законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и льгот, предоставляемых пенсионерами из числа военнослужащих и членов их семей;

    е) осуществление совместного с учреждениями Сберегательного банка РФ, местными финансовыми органами и при участии актива пенсионеров контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, в порядке, определяемом территориальным финансовым органом субъекта РФ. Проведение совместной с местными органами социальной защиты населения мероприятий по предотвращению одновременного получения пенсий от двух органов лицами, не имеющими на это права;

    ж) осуществление контроля за правильностью выплаты в установленных случаях пенсионерам, имеющим в пользовании легковые автомобили, денежной компенсации на эксплуатационные расходы в порядке, определяемом соответствующим органом, а также денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание;

    з) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим, утратившим трудоспособность, и семьям военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в оформлении документов, необходимых для получения единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а так же для постановки на учет в органы службы занятости населения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что работа органов по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и членов их семей достаточно серьезна, многообразна и очень ответственна. Несмотря на большой объем работы и выполняемым функциям, возникающих порой трудностей с финансированием, Аппарат пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, достойно выполняет свои обязанности.

    geolike.ru

    О советских пенсиях

    Иногда приходится слышать былины о том, что в СССР пенсии были ого-го какими большими, «не то что сейчас» (тм). Мол чуть ли не в турпоездку во Францию можно было на советскую пенсию совершить. А то что советские пенсионеры туда не ездили – так это потому что надоела им эта ваша Франция. Ну или типа того. Ну про сейчашние пенсии я спорить не буду. В самом деле – удивляют (по данным Росстата средняя пенсия по России в 2016 году – 12 тыс. руб). Но вопрос про размер советских пенсий от этого свою актуальность не теряет. Так каков же был размер в СССР пенсии?

    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем самый авторитетный источник – Большую Советскую Энциклопедию, том 24-II, страница 268, раздел «Благосостояние советского народа».

    Там мы, правда, не найдём точных данных по средней пенсии в СССР. Что, конечно, немного странно. Особенно если учесть, что данные по средним зарплатам имеются. Так, на странице 267 в таблице 6 можно получить данные по средним зарплатам в СССР. Например, на 1975 год средняя зарплата по стране составляла 145,8 рублей в месяц. А вот по пенсиям такой таблицы в БСЭ нет. Но ничего, для тех, кто знаком с основными правилами арифметики, нет ничего невозможного. Надо только найти какую-то опорную информацию.

    Беглое изучение подраздела «Общественные фонды» (стр.268) даёт нам в руки опорную фразу: «1/4 объёма общественных фондов составляют пенсии».

    Ну вот, уже кое что. Теперь легко вычислить общую сумму пенсий за год. Надо только узнать объём этих пресловутых общественных фондов потребления. Нет ничего проще. На той же странице имеется диаграмма «Рост общественных фондов потребления в СССР (в млр.руб.)»

    Из этой диаграммы берём опорную цифру – объём ОФП в 1975 году составил 90,1 млрд. рублей.

    И просто разделив эту сумму на 4 получаем общий объём советских пенсий в 1975 году – 22,525 млрд.рублей.

    Но это общая масса. А сколько приходилось на одного пенсионера в среднем? Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать, сколько всего было пенсионеров в СССР в конце 70-х. Но и тут нас выручает БСЭ, том 24-II. Всё на той же странице 268 находим таблицу 9 «Численность лиц, получающих пенсии».

    Из этой таблицы берём общее число пенсионеров в 1976 году – 45,2 млн.человек. Это вполне корректно, поскольку цифра указана на начало года, и вряд ли с 1975 года к январю 1976 года число пенсионеров очень сильно изменилось. Итак, делим 22,525 млрд.рублей на 45,2 млн.человек получаем – 498,34 рубля в год. Вот такой была средняя годовая пенсия в СССР. Но это за год. А месячную пенсию легко рассчитать, поделив 498,34 на 12. Получаем – 41 рубль 53 копейки.

    Вот такая простая задачка. Средняя пенсия в СССР составляла 41 рубль 53 копейки.

    Много это или мало? Это примерно 1 рубль 38 копеек в день. Учитывая очень низкую квартирную плату в СССР – это в самом деле было так – и низкие цены на основные продукты питания – хлеб, чай, сахар, молоко, масло, сыр, колбаса (там, конечно, где она бывала, правда она мало где в СССР бывала) – советский пенсионер конечно с голоду не умирал и за квартиру мог платить исправно и не обременительно для своего кошелька. Так же следует отметить, что советская система здравоохранения оплачивалась из тех самых пресловутых ОФП, то есть пенсионер ничего не платил за посещение поликлиники или больницы.

    То есть если говорить про советскую стабильность – то это она самая и есть. Стабильное финансовое положение, которое не оставит человека на улице, не даст ему умереть с голоду (а даже даст питаться хотя и однообразно, но в целом нормально) и обеспечит медицинским обслуживанием. Во Францию конечно не поедешь. Но в целом, жить можно. Стабильно.

    И конечно следует учесть, что 41,53 рубля – это усреднённая пенсия, в реальности у каких-то групп населения пенсии могли быть и выше (пенсия в 60 рублей считалась очень неплохой). Правда у каких-то (у тех же колхозников) и значительно ниже. И, кстати, до 1964 года советские колхозники вообще пенсию не получали. Но это немного другая история.

    И ещё одно дополнение для более юного поколения. Если вдруг кто-то скажет в стиле «это когда было-то – в 1975 году, а вот в 80-х пенсии уже были гораздо выше» – то это будет неправдой, основанной на неправомочной экстраполяции экономических реалий дней сегодняшних на советские времена. А штука вот в чём. В советское время цены на товары и продукты были фиксированными десятилетиями, но точно также были фиксированными и зарплаты (кроме сдельщины), и пенсии и всё прочее. Т.е. и в 70-х, и в 80-х пенсии были одинаковыми.

    На этом пока что всё.

    PS: Ради эксперимента отключаю капчу. Посмотрим, что из этого получится.

    germanych.livejournal.com

    Военная пенсия в ссср

    Пенсии, как в СССР, мы не дождемся

    На большой пресс-конференции президент России объяснил, почему не будут индексировать пенсию работающим пенсионерам: так было в СССР. Не в смысле индексации, а в том, что при Советах пенсионеров тоже ограничивали в заработке.

    Журналистка из Пензы на пресс-конференции спросила главу государства насчет отмены индексации пенсии работающим пенсионерам.

    «Это вопрос, который в правительстве многократно обсуждался, — ответил Владимир Владимирович. — Напомню практику СССР: возможность и работать, и получать пенсию предоставлялась только в тех сферах, в которых не хватало персонала. Скажем, сферы медицины или культуры. Все остальные должны были выбирать — либо работать, либо получать пенсию».

    Довольная журналистка поехала обратно в Пензу. А среди пенсионеров тем временем начались настоящие исторические баталии — некоторые припомнили, что у них родители, бабушки и дедушки во времена СССР и работали, и пенсию получали.

    Причем не обижало «государство рабочих и крестьян» в первую очередь рабочих и крестьян, а вовсе не медиков и работников культуры, которых почему-то припомнил Владимир Владимирович.

    Судя по всему, информацию о пенсиях в СССР президент почерпнул из пояснительной записки Минтруда к постановлению о той самой отмене индексации пенсий. Минтруд ссылается на «накопленный опыт регулирования выплаты пенсии в зависимости от уровня заработной платы» и Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». В законе существовал механизм ограничения выплаты пенсий работающим пенсионерам, говорится в материалах Минтруда.

    Ограничение ограничению рознь. Открываем тот самый Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и читаем статью 15: «Порядок выплаты пенсии по старости работающим пенсионерам или начисления вместо нее надбавки к пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста устанавливается Советом Министров СССР. Сумма пенсии с указанной надбавкой не может превышать 150 рублей в месяц».

    То есть пенсию работающему пенсионеру могли и не платить, заменив ее «начислением надбавки» к пенсии в будущем. Однако начиная с 70-х годов пенсии лишали только тех, у кого пенсия и зарплата в сумме превышала 300 руб. — тогда приходилось выбирать между зарплатой и пенсией.

    Кто жил в СССР, помнит: 300 руб. — очень неплохие деньги. К слову, в городах пенсионеры получали в среднем от 70 до 120 рублей. Минимальная пенсия в СССР составляла 35 рублей. Но это так называемая социальная пенсия, которая предназначалась не работавшим людям или тем, кто имел маленький стаж.

    От 70 до 120 руб. — много это или мало? Для сравнения: начинающий инженер зарабатывал 100 руб., то есть как средний пенсионер. Услуги ЖКХ в то время стоили в среднем 3 руб., что составляло, по статистике, примерно 2,9% от дохода советского гражданина.

    Теперь российский пенсионер тратит на услуги ЖКХ около 50% своего дохода. Изменились и цены на лекарства. И отношение к больному — пусть в отдаленных больницах СССР и не делали передовых операций, но грыжу и аппендицит вырезали везде бесплатно. Тогда как сегодня даже «за грыжу» приходится пихать в карман врачу как минимум 10 тысяч, то есть всю свою пенсию.

    Плюс к отмене индексаций 15 декабря президент России Владимир Путин подписал закон о заморозке накопительной части пенсий россиян в 2016 году.

    Правительство России ранее ввело мораторий на формирование накопительной части пенсий в 2014-2015 годах: 6% из зарплат россиян, которые должны поступать на накопительную часть, пошли в распределительную. За счет заморозки пенсионных накоплений власти планируют получить 342,2 млрд руб., что позволит уменьшить на эту сумму расходы на пенсии из федерального бюджета.

    Впрочем, обещанная неработающим пенсионерам февральская индексация в 4% самих неработающих пенсионеров тоже не радует: «Реальная инфляция — около 13-15%, и в следующем году она вряд ли уменьшится. Плановое значение инфляции в 6,4% — это совершенно несбыточные мечты. Если отнять от уровня инфляции размер компенсации, то получится, что в реальном выражении пенсия уменьшится. Нам обещают вторую индексацию в конце 2016 года, но пока никто не знает, будет ли она. Но даже если неработающим пенсионерам проиндексируют пенсию два раза на 4%, догнать уровень инфляции все равно не получится», — говорит политолог Степан Сулакшин.

    По независимым оценкам, формальный рост средней пенсии в 2016 году составит 333 руб., а вот реальный спад — 994 руб. для неработающих пенсионеров и 1300 руб. для работающих.

    По прогнозу политолога, нас ждет неуклонное падение уровня жизни населения аж до 2018 года. Но и потом лучше не станет:

    «В 2018 году мы скатимся до уровня 1991 года, когда речь уже будет идти не об уровне жизни, а о выживании».

    Анна Александрова

    voenpens.com

admin

Обсуждение закрыто.