Правило взятия на проходе

Правило взятия на проходе

Главное меню

Взятие на проходе

В XIII веке, если вы хотели продвинуть свою пешку на два поля вперед, и при этом она проходила мимо неприятельской пешки, вы могли быть втянуты в выполнение ныне забытого правила passar battaglia, что в переводе с итальянского языка означает уклониться от борьбы.

В настоящее время этого правила не существует. Оно уступило место самому последнему правилу, введенному в современные шахматы: взятия на проходе.
Взятие на проходе, введенное в XV веке и упоминаемое в написанной в 1561 году книге Рюи Лопеса Де Сегуры (Ruy Lopez De Segura) (ок. 1530 — ок. 1580), не было повсеместно принято до 1880 года, когда итальянские шахматисты отказались от правила passar battaglia. Даже в наши дни взятие на проходе является наименее известным и вызывающим наибольшие недоразумения из шахматных правил.
Правило взятия на проходе гласит, что если ваша пешка находится на 5-й горизонтали (4-й с точки зрения черных), а неприятельская пешка пользуется возможностью сделать ход на два поля и проходит мимо вашей пешки, то вы можете взять се, как будто она сделала ход только на одно поле. Давайте рассмотрим ситуацию на рисунке:

Если черные пойдут пешкой d7 на d6, то белые могут взять эту пешку exd6. Понимая это, черные решают воспользоваться правом прохода на два поля и идут пешкой d7 на d5, и ставят се, казалось бы, на безопасное поле. Но теперь в действие может вступить правило взятия на проходе, и белые все равно имеют право взять эту пешку cxd6 на проходе, словно она пошла на d6, а не на d5!
Одно важное замечание, касающееся взятия на проходе: если неприятельская пешка прошла на два поля мимо вашей пешки, вы должны воспользоваться правилом взятия на проходе сразу же, в противном случае вы теряете эту возможность. Если вы не использовали ее, то все еше можете взять на проходе другую пешку в случае представившейся возможности входе игры.

Всего просмотров: 1525
Оценка пользователей: (не забудьте оценить)
Проголосовали: 103, средняя оценка: 2,8

Комментарии:
При публикации комментариев, не допускается использование html кодов, размещение ссылок, не цензурных слов и т.п. Текст не на русском языке или на транслите публиковаться не будет!

chess32.ru

Урок 7. Рокировка и взятие на проходе.

В этом уроке мы познакомимся ещё с двумя правилами в шахматах. Они были специально взяты в отдельную тему, так как их не всегда сразу запоминают начинающие шахматисты.

Мы уже говорили о том, что король самая важная фигура на шахматной доске, и, потому, он нуждается в постоянной защите. Обычно в начале партии борьба завязывается в центре. Именно там, где расположен король. Потому встает вопрос, куда его спрятать от потенциального обстрела фигур соперника. Ответ – сделать рокировку!

Рокировка – это ход в шахматах, при котором король перепрыгивает через одно поле вправо, или влево, а ладья закрывает его, вставая на соседнее поле.

Рокировку могут делать и белые и черные. Рокировка бывает короткая и длинная. Короткая делается в сторону королевского фланга, длинная в сторону ферзевого фланга. Визуально как делают рокировку белые и черные показано на диаграммах ниже.

Короткая рокировка

Длинная рокировка

Таким образом, король будет надежно защищен, и о его безопасности можно заботиться в меньшей степени.

Рокировку можно делать, если соблюдаются следующие правила:

  • Ни король, ни ладья, с которой делается рокировка, не делали до этого ни одного хода.
  • Между королем и ладьей нет других фигур.
  • Королю не объявлен шах. То есть, если вам объявили шах, то рокировку в этот момент делать нельзя.
  • Поле, через которое перепрыгивает король и поле, на которое он становится не пробивается фигурами противника.
  • Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что участие в ней принимают две фигуры. Рокировку можно делать только один раз за партию.

    Взятие на проходе.

    Взятие на проходе – это ход, при котором пешка может ударить пешку соперника, если та перепрыгнула через битое поле.
    Как вы помните, из 3-го урока, своим первым ходом пешка может пойти на два поля вперед, то есть одно поле перепрыгнуть. Если это поле, пробивается пешкой соперника, то она может совершить взятие.

    Наглядно это выглядит так:

    Таким образом, черная пешка ударила белую и при этом встала на битое поле, а не на поле где стояла белая пешка, как это бывает при обычных ударах. При этом совершить взятие на проходе можно только на следующий ход, иначе потом это право утрачивается.

    Это правило не всегда воспринимается легко с первого раза. Прочтите ещё раз:). Когда я учился играть, то понял только со второго раза.

    В следующем уроке мы повторим понятия «шах» и «мат» поговорим о возможных результатах шахматной партии.

    megachess.net

    Взятие на проходе в шахматах

    У каждой пешки во время своего первого хода есть два выбора: сходить на одну клетку, или сразу на две клетки вперед.

    Посмотрите на следующую диаграмму.

    Игрок за черных может подумать: «Если я передвину свою пешку на одну клетку, белые ее захватят, поэтому я передвину ее на две клетки». Позиция после такого хода показана на следующей диаграмме:

    Однако белые все равно могут осуществить взятие пешки черных, как если бы она передвинулась только на одну клетку.

    Сложившаяся позиция показана на диаграмме внизу. Белые захватывают пешку черных, и ставят свою пешку на клетку, на которой бы оказалась пешка черных, если бы она передвинулась только на одну клетку вперед.

    Такой необычный способ взятия называется взятием на проходе. Взятие на проходе должно быть осуществлено сразу, как только черная пешка ходит на две клетки вперед. Если взятия сразу же после такого хода сделано не было, то, по правилам, потом его уже нельзя осуществить.

    Кроме того, обратите внимание, что взятие на проходе осуществляется только одной пешкой по отношению к другой пешке, никакие другие фигуры не могут осуществить это взятие, или быть взятыми таким образом.

    Компьютер «Deep Thought» стал первым компьютером, победившим в шахматы международного гроссмейстера в Лонг-Бич, Калифорния, в ноябре 1988 года. Однако первым компьютером, победившим действующего чемпиона мира по шахматам, стал «Deep Blue», когда в 1997 году ему проиграл Гарри Каспаров

    www.learnchess.ru

    Взятие пешки на проходе в шахматной партии

    Автор: Дядя Валера

    Что такое взятие на проходе в шахматах

    Взятие на проходе – это ход, при котором пешка бьет пешку через «битое поле».

    Если пешка из начального положения (то есть, находясь на второй или седьмой горизонтали), ходит сразу на два поля и поле, через которое она проскакивает, бьется пешкой соперника (битое поле), она может быть побита этой пешкой противника.

    Пешка после взятия становится на «битое» поле. В данном случае с3 или f6. Но не на то, на которое пошла побитая пешка -с4 или f5.

    Теперь некоторые правила и условия:

    Можно ли бить на проходе другие фигуры?

    Может ли другая фигура, кроме пешки, брать на проходе?

    Нет, не может. Это эксклюзивное право предоставлено только пешке.

    Сколько раз за игру можно взять на проходе?

    Возможность побить на проходе можно использовать только в ответ на движение этой самой пешки. То есть следующим ходом. Если возможность взять данную пешку на проходе сразу не использована, — она утрачивается.

    Для начинающего шахматиста взятие на проходе выглядит эффектно. Однако не будем забывать, что это всего лишь ход. По определению не лучше и не хуже других ходов. И иногда он может оказаться ошибкой. Как и любой другой ход.

    Черные сделали ход 1… d7-d5 . Белые соблазнились возможностью взятия на проходе:

    Увы… белые теряют ладью. Партия проиграна.

    О правиле взятия на проходе во время партии важно не забывать. Иначе можно столкнуться с весьма неприятными неожиданностями. А то и вовсе совершить нелепость, стоящую партии.

    Мат уже черным. Вот такие метаморфозы с правилом взятия на проходе.

    Черная пешка берет белую на проходе и проходит в ферзи Белые могут сложить оружие.

    По себе знаю, что подобные ситуации действуют как холодный душ. Шахматы иногда бывают жестоки.

    Черные сыграли d6-d5. Могут ли белые взять пешку на проходе?

    Черные сделали ход d7-d5. Разрешено ли белой пешке побить черную на проходе?

    Черная ладья ходит с е7 на е5. Можно ли побить ладью пешкой на проходе?

    1. Да, можно

    Надеюсь, правила взятия на проходе и описание ситуаций, изложенные в этой статье, — вам понятны. Если остались вопросы, – милости просим в раздел комментариев.

    Благодарю за интерес к статье.

    Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

    1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
    2. Здравствуйте, дорогой друг!

      Иногда в шахматной партии случаются неожиданности, которыми приятными не назовешь. Часто это банальные «зевки», но иногда огорчение – следствие незнания основных правил или неправильной их трактовки. К числу последних смело можно отнести взятие пешки на проходе .

      С другой стороны, знание правил и внимательное к ним отношение может принести в вашу копилку неожиданные очки.

      Если вы не любите читать, то смотрите видео:

      Пожалуй, проще объяснить картинкой:

      На проходе разрешено бить исключительно пешку. Также на два поля по вертикали может сходить и ладья и ферзь. Так вот, эти фигуры брать на проходе нельзя.

      Однако пешек то восемь. То есть, в теории вы можете восемь раз взять на проходе в течение партии. Только разные пешки.

      Бить на проходе не обязательно . Более того, часто взятие на проходе может оказаться ошибкой.

      Эффектно не значит эффективно

      Теперь следует 2… Ca7-e3+!

      Взятие на проходе в данном случае — грубая ошибка. Пешку можно было не брать, а сыграть к примеру 2. Лh6-f6, выигрывая пешку f7 и сохраняя шансы на выигрыш.

      Помните, что в шахматах красивый или эффектный ход далеко не всегда лучший.

      Цена невнимательности

      Черные сыграли 1. b7-b5+ и … белые признали поражение, остановив часы. И действительно, на доске стоит мат, какие вопросы?

      А вопрос есть и существенный! После 2.а5:в6 кому мат?

      Еще п ример. Несобранности одного игрока и внимательности другого, умело воспользовавшегося представившимся шансом.

      Белые оптимистично двинули пешку на два поля, справедливо рассудив, что успевают задержать черную пешку королем. В то время, как за белой пешкой черный король не успевает.

      Задачи на взятие на проходе

      Черные сыграли е7-е5. Могут ли белые взять пешку на проходе слоном?

      Ответы на задачи

    3. Не могут. На проходе может бить только пешка
    4. Не могут. Черная пешка ходит не из начальной позиции и не проходит через битое поле
    5. Нет, нельзя. На проходе можно бить только пешку
    6. Рекомендую запомнить, что взятие на проходе – не эффектный трюк, которым надо непременно воспользоваться. Это один из возможных ходов, целесообразность которого следует определять по ситуации.

    7. Напишите комментарий (внизу страницы)
    8. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
    9. chessmatenok.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.