Правила работы воспитателя с родителями

Правила работы воспитателя с родителями

Методическая разработка на тему:
Содержание, формы и методы работы с родителями

Родители — главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Основная идея образовательной и воспитательной политики

«От успеха в школе – к успеху в жизни!»

Содержание, формы и методы работы с родителями

Родители — главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы : наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Дни творчества детей и их родителей;

● Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

● Помощь в организации и проведении

внеклассных дел и укреплении материально-

технической базы школы и класса.

1. Существует много вариантов проведения родительских собраний . Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний :

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
  • ошибки и неудачи детей;
  • тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
  • анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

  • собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
  • 2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    – особенности здоровья ребенка;

    – его увлечения, интересы;

    – предпочтения в общении в семье;

    – моральные ценности семьи.

    Примерная тематика консультаций для родителей

    • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
    • Плохая память ребенка. Как ее развить?
    • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
    • Наказания детей. Какими им быть?
    • Тревожность детей. К чему она может привести?
    • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
    • Грубость и непонимание в семье.
    • Талантливый ребенок в семье.
    • Друзья детей – друзья или враги?
    • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
    • 3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

      4. Открытые уроки

      Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

      Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

      1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

      Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье .

      Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

      2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

      3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

      Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

      4. Родительские вечера ( проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей ) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

      Примерные темы родительских вечеров

      1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
      2. Друзья моего ребенка.
      3. Праздники нашей семьи.
      4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
      5. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
      6. Песни, которые пели и поют наши дети.

      5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

      С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

      6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

      И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

      Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил , чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.

      Правила сотрудничества с родителями

    • Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
    • Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь — самые лучшие дети в мире.
      • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
      • Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
      • Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
      • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
      • Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
      • Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей — это может вызвать отрицательную реакцию.
      • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
      • Педагогам и родителям на заметку:

      • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
      • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
      • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
      • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
      • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
      • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
      • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
      • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
      • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
      • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
      • В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если д евизом педагога станут слова «Каждому ребенку — свою долю аплодисментов».

        Учебно-методический материал по теме:
        Памятки для педагогов по взаимодействию с родителями

        Памятка для педагогов «Общение с родителями», Памятка для педагогов по работе с родителями,»Как воспитателю организовать беседу с родителями»,»10 правил эффективного слушания».

        Предварительный просмотр:

        Памятка для воспитателей

        « Общение с родителями».

        -Диалог педагога с родителями –это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.

        -Диалогическое общение – наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:

        1. Безоценочное позитивное принятие другого человека;

        2.Активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

        3.Искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

        4.Ориентация в содержании общения на потребности семьи , запросы родителей.

        -Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях , т.е. в форме «Я –высказывания».

        -Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков , способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны.

        -Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции « обиженного (рассерженного) ребенка».

        -Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными) , свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями (« Зачем им это, это наши проблемы», «они не поймут» и т.п.)

        -Больше верить в силу слова , в силу контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.

        Памятка для педагога по работе с родителями.

        1.Помните , что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

        2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

        3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими , какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

        4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации , тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

        5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь , чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т.п.

        6.Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы , и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.

        7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

        8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение ( мнение) , необходимо вносить встречное ;называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.

        9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

        10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

        11.При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

        12.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

        13.Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

        14. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго индивидуальна. Ведь педагог, как и врач ,должен руководствоваться девизом: «Не навреди!»

        Как воспитателю организовать беседу с родителями.

        1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

        2.Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

        3.Взаимопонимание быстрее наладится , если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства , а не партнера.

        4.Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

        5.Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

        6. Нужно выяснить , что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде , чем он поймет отношение к нему родителя.

        7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше , чем навязывать родителю мнение воспитателя.

        8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

        9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

        10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.

        11. Воспринимайте все , что говорят родители , не выражая своего изумления или неодобрения.

        nsportal.ru

        Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

        Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями

        Автор: Осипова Кристина Геннадьевна, воспитатель младшей группы, МАДОУ Детский сад комбинированного вида №381 «Ласточка»

        Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

        Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

        С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения детского сада мы начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.

        Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог – это ведь еще и психолог.

        Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, необижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

        Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

        Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему понадобится ваша помощь»; « Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите вот ее работы». Или « Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него навык культурного поведения»; « Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда « для вас родители».

        Серьезное внимание мы уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение Барто «Бычок». Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают его Юля, Алеша, Ирина, Оля. Попросите детей дома прочитать это стихотворение, Или «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте. Пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе».

        На групповых родительских собраниях разговор о детях идет не с каждым родителем отдельно, здесь вопросы решаются сообща. Но сообщения, беседа педагога должны дойти до каждого родителя, затронуть, заинтересовать его. Поэтому мы готовимся к собранию очень тщательно. Заранее подбираем материал из жизни детей группы, потому что такой материал интересует родителей, вызывает отклик. Предлагаем родителям имеющийся положительный опыт воспитания детей в семье, поделиться этим опытом, договариваемся заранее о выступлении. Хорошо зная воспитание в той или иной семье, мы всегда можем подсказать родителям, о чем желательно было рассказать. Приходится некоторых, и убеждать в ценности их опыта, в важности его распространения. Иногда воспитатели в своем сообщении подкрепляют педагогические рекомендации конкретными примерами из положительного опыта воспитания в той или иной семье, что делает сообщение интересным и убедительным.

        Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но об отрицательном в семейном воспитании детей.

        Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении. Чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

        В результате всей работы контакт с родителями у нас наладится, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями. Так мама Юли, приходя в детский сад, видела, как с охотой усердием ее дочь убирала игрушки в группе, что вызывало у нее недоумение: «А дома Юля ничего не хочет делать!» Мы посоветовали, прежде всего, быть настойчивой в своих требованиях, сначала совместно с дочерью убирать игрушки, затем поручать дочке самой, после занятий и игр ставить все на место, подчеркнув, как приятно смотреть на убранный уголок. Теперь Юля охотно и умело помогает маме убирать комнату. У девочки появилось желание, «сделать как мама».

        В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.

        Наташа после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была, как можно лучше одета, берегла свою одежду, игрушки. Разговор с родителями Наташи мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что неумение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Наташи с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда по нашему предложению она дежурила в группе и могла наблюдать свою дочь в детском коллективе длительное время.

        Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимые в детском саду в целях педагогического просвещения, мы стремимся удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствуем содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье мы добились положительных результатов в воспитании детей.

        kladraz.ru

        Образовательный портал

        Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

        • Главная
        • Публикации в журнале
        • Начальная школа. Воспитательная работа
        • Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания
        • Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания

          Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания

        • Назад
        • Вперёд
        • Обновлено: 28.07.2018 19:15

          You have no rights to post comments

          Экстернат.РФ

          ПРИГЛАШАЕМ!

          Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

          Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

          Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

          Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

          ext.spb.ru

          Электронное образование в Республике Татарстан

          муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №37» НМР РТ)

          Визитная карточка

          Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями

          Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием — соблюдение педагогического такта и гибкости.

          Сведения которые должен собрать воспитатель

          /Социальный анамнез семьи/

          В ходе изу­чения семей выявляются следующие данные:

          v а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в ка­рьерном росте, в то время как воспитание ребенка под­час осуществляется стихийно);

          v б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

          2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).

          3. Состав семьи — полные, неполные семьи, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

          Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

          Ø Ближе познакомиться с родителями.

          Ø Установить контакт с помощью верного тона раз­говора, конкретных, точных ответов.

          Ø Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

          Ø Выявить формы семейных отношений:

          v а) гуманизм или жесткость,

          v б) ответственность или стихийность,

          v в) взаимопонимание или недоверие,

          v г) взаимопомощь или неуважение.

          Ø Определить микроклимат в семье:

          v а) какой фон семейной жизни преобладает — положитель­ный или отрицательный,

          v б) каковы причины семейных конфликтов,

          v в) причины отрицательных переживаний детей и роди­телей,

          v г) как разрешаются конфликты.

          Ø Выявить положение матери и отца в семье:

          v а) степень участия в воспитательном процессе,

          v б) степень участия в организации семейной жизни (хо­зяйственно-бытовая деятельность, отдых),

          v в) наличие желания воспитывать ребенка.

          Ø Определить педагогические возможности семьи:

          v а) наличие или отсутствие системы воспитания (осозна­ние целей, задач и методов воспитания),

          v б)уровень педагогической культуры и потенциальные пе­дагогические возможности родителей,

          v в) знание своего ребенка,

          v г) объективность в оценке его поведения,

          v д) характер влияния родителей на детей,

          v е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,

          v ж) какие методы воспитания родители используют.

          Ø Чем наполнена жизнь ребенка в семье:

          v а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.,

          v б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,

          v в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,

          v г) опрос детей.

          v Где работают родители?

          v Кем работают мама, папа?

          v Когда говорим о маме, какие возникают ассоциации? А о папе?

          v Как любит отдыхать мама?

          v Бывает ли у папы свободное время, чем он занимается?

          Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями

          Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на се­годня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория ро­дителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.

          Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание сле­дует обратить на следующие моменты:

          v — никогда не начинайте разговор с родителями с указания на от­рицательные моменты в поведении их ребенка;

          v — отметьте сначала положительные факты его жизни;

          v — замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслу­шивайте внимательно и терпеливо;

          v — если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

          v — желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;

          v — надо вселять в родителей веру в своего ребенка;

          v — щадите самолюбие родителей;

          v — не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

          «Что значит взаимодействие и сотрудничество?»

          v Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;

          v Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;

          v Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;

          v Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;

          v Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;

          v Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?

          v Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;

          v Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;

          v Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

          Определите положение ребенка в семье

          v С какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот.

          v Что родителей интересует, прежде всего, в жизни детского сада: питание, сон, поведение, занятия.

          v Как ребенок встречает своих родителей.

          v Как происходит расставание детей с родителями.

          v Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).

          v Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.

          v Как родители воспринимают успехи детей.

          Алгоритм взаимодействия с семьей

          Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, дели­катность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

          Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

          Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель по­буждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка.

          выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воз­действия, призывает объединить усилия для выработки единых тре­бований.

          Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны спо­ры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотруд­ничеству.

          Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруд­нениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

          Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецеп­ты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

          Памятка для воспитателей по организации родительских собраний

          · Заранее оповестить родителей о дате и теме беседы (пригласительный билет, объявление, устное напоминание);

          · организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду;

          · создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.);

          · вести живую беседу, избегая чтения написанного;

          · обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;

          · не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме. Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;

          · если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;

          · желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка;

          · в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду.

          · Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе.

          Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений

          Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:

          В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т.п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).

          Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

          Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987).

          Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

          У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

          Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?

          Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

          После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

          Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.

          Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.

          Прием детей осуществляется с 6.00 до 8.00 Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

          • Если ребенок заболел, необходимо до 7.20 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни!

          • Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.00 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!

          • Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад, конфеты, чипсы и сухарики.

          • Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

          • Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки, а также игрушки имитирующие оружие.

          • Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.

          • Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.

          • Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви.

          • Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с воспитателями группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.

          «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.

          Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

          Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

          Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

          Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

          Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

          Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.

          Воспитывая детей, стремитесь:

          Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность.

          Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

          Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

          Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

          Разговаривать с ребенком заботливым, об одряющим тоном.

          edu.tatar.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.