Задачи логика для юристов

Задачи логика для юристов

Логика для юристов (со сборником задач) . А. Д. Гетманова

Скачать и прочитать это произведение вы можете ниже.

Учебник посвящен тем аспектам логики, которые широко применяются юристами и правоведами. Он предназначен для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах.

Подойдет для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции.

Также рекомендуем ознакомиться с тренингом по логическому мышлению на нашем сайте.

Краткое содержание

Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания.

Александра Денисовна Гетманова – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатики. Окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Стаж преподавания более 50 лет. Автор свыше 80 публикаций.

Скачать и купить

Чтобы посмотреть ссылки для скачивания книги, нужно войти или зарегистрироваться.

4brain.ru

А.Д. ГЕТМАНОВА. логика для юристов. Со сборником задач

Транскрипт

1 А.Д. ГЕТМАНОВА логика для юристов Со сборником задач Допущено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

2 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Г44 Рецензент А.Л. Никифоров, д-р филос. наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Г44 Гетманова А.Д. Логика для юристов. Со сборником задач : учебное пособие / А.Д. Гетманова. М. : КНОРУС, с. ISBN Раскрывается единство и многообразие логики, прослеживаются этапы становления логики как науки. С целью развития логического мышления и применения теории логики на практике имеется сборник задач, содержащий интересные логические задачи преимущественно юридического содержания. Предназначено для изучения логики на юридических факультетах и отделениях по маркетингу, в юридических вузах, юридических колледжах, а также для изучения права в общеобразовательных школах. Для студентов, юристов, учителей, слушателей в системе повышения квалификации и всех интересующихся проблемами логики и юриспруденции. УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 Гетманова Александра Денисовна логика для юристов. Со сборником задач Сертификат соответствия РОСС RU. АЕ51. Н от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5. Уч.-изд. л. 14,3. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «КноРус» , Москва, проспект Мира, д. 105, стр. 1. Тел.: (495) Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного издательством электронного оригинал макета в ОАО «ТАТМЕДИА». ПИК «Идел-Пресс» , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2. Гетманова А.Д., 2012 ISBN ООО «КноРус», 2012

3 Оглавление Предисловие. 7 Глава 1. Предмет и значение логики 1.1. Что означает термин «логика» Формы познания. 10 Формы чувственного познания. 10 Формы абстрактного мышления. 12 Особенности абстрактного мышления Понятие логической формы и логического закона Понятие логической формы Логические законы Истинность мысли и формальная правильность рассуждений Значение логики в работе юриста Логика и язык Семантические категории. 26 Глава 2. Понятие 2.1. Понятие как форма мышления. 30 Содержание и объем понятия. 33 Закон обратного отношения между объемами. и содержаниями понятий Виды понятий Отношения между понятиями. 37 Типы совместимости: равнозначность (тождество),. перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Определение понятий. 40 Реальные и номинальные определения. 44 Правила явного определения. Ошибки, возможные. в определении. 46 Неявные определения. 48 Приемы, сходные с определением понятий. 49 Значение определений в науке и в рассуждении Деление понятий. Классификация. 54 Правила деления понятий. 55 Виды деления: по видообразующему признаку. и дихотомическое. 57 Классификация. 59 Использование определений, естественных классификаций и делений понятий в юридической теории и практике Ограничение и обобщение понятий. 63

4 4 Оглавление Глава 3. Суждение 3.1. Общая характеристика суждения Простое суждение Виды простых суждений Категорические суждения и их виды (деление. по количеству и качеству) Объединенная классификация простых категорических. суждений по количеству и качеству Распределенность терминов в категорических суждениях Сложное суждение и его виды Способы отрицания простых суждений (высказываний) Способы отрицания сложных суждений (высказываний) Логический анализ текста Выражение логических связок в естественном (русском) языке, в том числе в юридических текстах Отношения между суждениями по значениям истинности Деление суждений по модальности Логическая структура вопроса Виды вопросов Предпосылки вопросов Правила постановки простых и сложных вопросов Логическая структура и виды ответов Глава 4. Законы (принципы) правильного мышления 4.1. Понятие логического закона Законы логики и их роль в познании Закон тождества Закон непротиворечия Закон исключенного третьего Специфика действия закона исключенного третьего. при наличии «неопределенности» в познании Закон достаточного основания Глава 5. Дедуктивные умозаключения 5.1. Общее понятие об умозаключении Дедуктивные умозаключения Выводы из категорических суждений посредством их преобразования Простой категорический силлогизм Фигуры и модусы категорического силлогизма Особые правила фигур Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). 129

5 Оглавление Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема) Условные умозаключения Разделительные умозаключения Условно-разделительные (лемматические) умозаключения Дилемма Трилемма Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения Непрямые (косвенные) выводы Глава 6. Индукция и аналогия 6.1. Индуктивные умозаключения и их виды Индуктивные методы установления причинных связей Умозаключение по аналогии и его виды Строгая аналогия Нестрогая аналогия Ложная аналогия Аналогия в юридическом законе и аналогия в праве Глава 7. Логические основы теории аргументации 7.1. Аргументация и доказательство (логическое) Опровержение (логическое) Логические ошибки Понятие о софизмах и логических парадоксах Софизм Понятие о логических парадоксах Искусство ведения дискуссии Доказывание и доказательства в гражданском процессе Глава 8. Гипотеза. Построение версий в юридической практике 8.1. Гипотеза как форма развития знаний Построение гипотезы (версии) и этапы ее развития Способы подтверждения гипотез (версий) Опровержение гипотез (версий) Глава 9. Единство и многообразие логики 9.1. Развитие логики: основные этапы Классическая логика: исчисление высказываний (пропозициональная логика) Интуиционистская логика Конструктивная логика Многозначные логики Паранепротиворечивые логики. 223

6 6 Оглавление 9.7. История логики (персоналии), или История логики в лицах Теоретическое и практическое значение логики Сборник задач для юристов Предмет и значение логики Понятие Суждение Законы (принципы) правильного мышления Дедуктивное умозаключение Индукция и аналогия Методы установления причинных связей Умозаключения по аналогии Логические основы теории аргументации Гипотеза. Построение версий в юридической практике Вопросы и задания для повторения Литература Приложения Приложение 1. Решение некоторых задач по классической логике Отношения между понятиями Определение понятий Простые суждения Сложные суждения Логический анализ текста Умозаключения Дилеммы Логические основы теории аргументации Приложение 2. Занимательные задачи Приложение 3. Тест Г. Айзенка Приложение 4. Нетрадиционные логические задачи. 334

7 Предисловие Логика наука о законах и формах правильного мышления зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии, где были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей. В наше время споры (диспуты, дискуссии) по форме проходят иначе, а по сути, содержанию они во много раз острее. Люди во все исторические периоды стремятся добыть истинное знание. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Логика нужна всем людям, работникам как интеллектуального, так и физического труда: преподаватели не смогут эффективно развивать мышление студентов, не владея логикой, юристы строят свои обвинения или защиту в соответствии с правилами логики. Логика тесно взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. В учебнике по правоведению содержатся интересные и важные аспекты, обосновывающие востребованность юридических знаний, при получении которых необходимо владение логикой. «В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики России, как никогда ранее, оказались востребованными юридические знания. Это связано прежде всего с тем, что в нашей жизни изменилась роль права. Оно стало активнее использоваться для решения насущных проблем, разрешения разного рода конфликтов, защиты прав и интересов различных субъектов» 1. Юридическая компетентность и правовая культура тесно связаны с культурой логической, т. е. со знанием и применением в жизни форм и законов правильного мышления, так как все эти аспекты духовной культуры помогают овладеть истинным знанием. Доктор философских наук, профессор А. Д. Гетманова в течение 40 лет преподавала логику в московских педагогических университетах, автор нескольких учебников по логике ( ). Материал настоящего учебного пособия по логике апробирован автором в течение семи лет преподавания логики на юридическом 1 Правоведение / под ред. А. В. Малько. 5 е изд. М., С. 3.

8 8 Предисловие факультете Московского городского педагогического университета (МГПУ) и двух лет преподавания логики в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук (АПУ) и Государственном университете гуманитарных наук (ГУГН). В определенных пределах в данном пособии используется символика математической (символической) логики. Вторая часть содержит знания по различным направлениям неклассической логики. Кроме того, в пособии содержатся задачи по курсу логики, большое внимание уделено юридическому содержанию задач. Также показано решение наиболее типичных задач классической логики. Автор благодарит студентов МГПУ, АПУ и ГУГН, которые представили оригинальные работы по курсу логики на материале своей специальности, в частности юриспруденции, как тех, чьи фамилии упомянуты, так и тех, чьи фамилии не указываются. Отдельные примеры из этих работ содержатся в этом учебном пособии.

docplayer.ru

ЗАДАЧИ ЛОГИКИ

Предмет логики

Трудно представить более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика — одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.

Нужно отметить, что слово «логика» многозначно. Нередко говорят о логике событий, логике характера, логике истории и т. п. В этих случаях имеется в виду определенная взаимосвязь событий или поступков, наличие в них общей линии. Такая преемственность, определение последующего предшествующим является «логикой» в самом широком значении. Слово «логика» употребляется также в связи с процессами мышления. Говоря о логике мышления, логичном и нелогичном мышлении, мы имеем в виду такие его свойства, как последовательность, доказательность и т. п. «Логика» выступает при этом как его характеристика. В третьем, используемом здесь смысле «логика» является именем особой науки о мышлении.

Изучением разных сторон мышления занимаются многие науки: психология, философия, кибернетика, физиология высшей нервной деятельности и др. Своеобразие подхода логики к исследованию мышления в том, что оно интересует ее с точки зрения своего содержания и в особенности той формы, в которой выступает это содержание. Физические, химические и тому подобные процессы, происходящие в коре головного мозга в процессе мышления, остаются при этом в стороне.

Размышляя, мы всегда ощущаем определенное давление и несвободу. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление. Но если мы решили довести его до конца, то сразу же попадаем в «сети» необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным.

В рассказе Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.

Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему самому неприложимы. «Тот пример силлогизма (умозаключения), которому он учился в логике: “Кай — человек, люди — смертны, потому Кай смертен”, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо. И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, по не мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».

Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда и для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое предположение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки.

Например, если мы убеждены, что всякое преступление есть общественно опасное деяние, мы должны признать, что деяние, не представляющее общественной опасности, не является преступлением. Уверив себя, что все птицы летают, мы вынуждены не считать птицами курицу и страуса, поскольку они не способны летать.

Логиканаука о законах и операциях правильного мышления. Примерами законов логики могут служить положения:

• из двух противоречащих друг другу высказываний одно должно быть ложным (скажем, из двух утверждений «Договоры должны выполняться» и «Неверно, что договоры должны выполняться» одно является ложным);

• истинно или высказывание, или его отрицание (истинно или утверждение «Мошенничество есть преступление», или утверждение «Мошенничество не является преступлением»);

• из двойного отрицания высказывания вытекает само высказывание (из утверждения «Всякое преступление имеет мотив» вытекает утверждение «Нет преступлений без мотива») и т. п.

К операциям мышления относятся определение, деление (его частный случай — классификация), обобщение, доказательство, опровержение и др.

studme.org

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

К ГЛАВЕ II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

Упражнение 3

1. Вместо Х можно подставить слово “причина”, взятое в кавычки. Получаем: “Причина” — философская категория.

Упражнение 6

2. В предложении говорится о трехместном отношении “. знающий. лучше, чем . ”

Упражнение 7

2. “Мать” — предметный функтор, “Сократ” — единичное имя.

3. Выражение не является формулой.

К ГЛАВЕ III. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

Упражнение 1

1. Нарушен принцип конкретности.

Упражнение 2

2. Нарушен принцип непротиворечия.

9. Нарушен принцип достаточного основания.

К ГЛАВЕ IV. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА

2. Обще-частно-частноутвердительное суждение.

5. Частно-единично-единичноутвердительное суждение.

2. Наличие атмосферы вокруг Земли является необходимым, но не достаточным условием для возникновения существующих на Земле видов живых существ.

Упражнение 9

1. Логически возможно.

2. Фактически необходимо.

Упражнение 10

4. Суждения находятся в отношении противоречия.

Упражнение 11

1. Полное отрицание: “Ни один океан не имеет пресную воду”.

9. Некоторые студенты не изучают ни одной науки.

12. Не идет дождь или не идет снег.

Упражнение 13

9. Предпосылкой вопроса является суждение “Ты бил своего отца”. Если человек, которому задан вопрос, не бил своего отца, то предпосылка является ложной, а вопрос логически некорректным, провокационным.

К ГЛАВЕ V. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Схема умозаключения:

3. Умозаключение правильное. Относится к отрицающе-утверждающему модусу.

Упражнение 3

1. Умозаключение правильное.

Упражнение 6

1. Формула является тождественно-истинной.

2. Формула является тождественно-ложной.

Упражнение 14

6. Все металлы (М) — электропроводные вещества (F). Все металлы (М) — теплопроводные вещества (S). Все теплопроводные вещества (S) являются электропроводными (Р).

Силлогизм неправильный, так как заключение не является частным суждением.

Упражнение 15

4. Здесь заключение “Некоторые водные животные (S) не являются рыбами (Р)». Оставшееся суждение “Эти водные животные (S) — теплокровные (М)».

Восстановим энтимему в полный силлогизм:

Ни одно теплокровное животное (М) не является рыбой (Р).

Эти водные животные (S) — теплокровные (М).

Некоторые водные животные (S ) не являются рыбами (Р).

I фигура I фигура

Правила фигуры соблюдены. Соблюдены и общие правила силлогизма.

Часть круга входит в М, а следовательно, не входит в Р.

Упражнение 17

4. Заключение не обосновано, поскольку не соблюдено требование: представители всех подклассов должны попасть в выборку. Не опрошены лица, которые не совершили тяжкого преступления из-за строгости наказания.

Упражнение 18

1. По методу единственного различия.

3. По методу сопутствующих изменений.

Упражнение 20

4. Агриппа рассуждал по аналогии. Аналогия не является строгой.

К ГЛАВЕ VI. ПОНЯТИЕ

3. Простой положительный признак.

2. Непустое, общее, несобирательное, положительное, безотносительное.

7. Непустое, общее, несобирательное, отрицательное, относительное.

1. Деяние (А), наказуемое деяние (В), ненаказуемое деяние (С). Между понятиями В и С имеет место отношение противоречия. В и С соподчинены понятию А.

1. Обобщение правильное.

5. Неправильное, поскольку денежное выражение стоимости не есть стоимость.

1. Ограничение правильное.

К ГЛАВЕ VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Явное определение путем указания рода и видового отличия, атрибутивно-реляционное.

4. Явное определение путем указания рода и видового отличия, операциональное.

5. Явное определение. Определение предиката. 8. Определение путем указания рода и видового отличия, генетическое.

Упражнение 4

1. Определение через отношение к противоположному.

2. Нормальное контекстуальное определение, в котором определяется знак дизъюнкции.

3. Определение в контексте.

Упражнение 5

1. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

2. Определение неправильное. Ошибка — “тавтология”.

5. Определение неправильное. Ошибка — “круг в определении”.

6. Определение неправильное. Ошибка — “неясное определение”.

10. Определение правильное.

3. Неполное таксономическое деление.

5. Сбивчивое таксономическое деление.

6. Правильное мереологическое деление.

9. Таксономическое деление с излишним членом.

Упражнение 8

1. Правильная таксономическая классификация.

К ГЛАВЕ VIII. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

Упражнения

3. Тезис — “Невозможны коляски, которые ездят без лошадей”. Аргументация не является доказательной.

9. Нарушено правило по отношению к тезису. Не определено понятие “лгун”.

11. Правильная доказательная аргументация “от противного”.

13. Заменим высказывания “Петр виновен” и “Павел виновен” соответственно буквами р и q.

Показания первого свидетеля: ¬ р.

Показания второго свидетеля: ¬ q.

Показания третьего свидетеля: ¬ р ?¬q.

Показания четвертого свидетеля: ¬(¬ р?¬ q). Поскольку прав оказался четвертый свидетель, верно:

¬¬ р?¬¬q и p?q. Таким образом, преступление совершили Петр и Павел вместе.

К ГЛАВЕ IX. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

1. В тексте проблема не ставится.

2. Ставится неразвитая проблема.

3. Ставится развитая проблема.

1. Выдвигается догадка.

2. Выдвигается гипотеза.

2. Учтены не все версии. Не учтено предположение о том, что жена К. уехала.

fil.wikireading.ru

Живица Земная. Городской и деревенский садовник (комплект из 2 книг)

You can completely customize Slide Background Image, Title, Text, Link URL and Text.

Логика для юристов со сборником задач А. Д. Гетманова

У нас вы можете скачать книгу Логика для юристов со сборником задач А. Д. Гетманова в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf!

Ленина специальность преподаватель математики. Является автором многочисленных учебников и учебных пособий: Автор уникальных учебников по логике для школьников: В нем рассматриваются следующие темы: Поэтому в него включена оригинальная глава по методике преподавания логики в высших учебных и средних педагогических учебных заведениях университетах, вузах, училищах, колледжах, лицеях и общеобразовательных школах.

С целью развития логического мышления центральные темы снабжены интересными логическими задачами. Последняя глава раскрывает этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики.

Как научиться грамотно выстраивать систему доказательств и умозаключений? Как одолеть соперника в споре и убедить участников дискуссии? Как овладеть тайнами стройного логического мышления? На все эти и многие иные вопросы читатель найдет ответ в пособии, написанном педагогами и учеными. Учебное пособие дает углубленное содержание как традиционной формальной логики, так и математической символической логики в ее двух направлениях: Автор благодарит студентов МГПУ, АПУ и ГУГН, которые пред ставили оригинальные работы по курсу логики на материале своей специальности, в частности юриспруденции, — как тех, чьи фамилии упомянуты, так и тех, чьи фамилии не указываются.

Отдельные при меры из этих работ содержатся в этом учебном пособии. Теперь все готово, он даже не удивился своим действиям, настолько они ему казались логичными Буало-Нарсежак. С трудом он ослабил первую гайку, затем вторую. По логике вещей гайки должны свалиться в колпак через добрую дюжину километров отсюда, но скорость их удержит.

Рауль быстро перешел к трем другим гайкам, ослабил и их Буало-Нарсежак. Здесь термин взят в третьем смысле. Комиссар сделал в уме расчет времени. Да, в отсутствии логики профессора нельзя было упрекнуть Ж. Современная формальная логика — интенсивно развивающаяся наука, которая включает в себя ряд направлений.

Логика подразделяется на значительное количество исторически существовавших разновидностей и теорий: Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ. Мы будем излагать в этой книге двузначную логику. Иные ее названия — классическая, или традиционная, логика — отража ют наличие истоков в глубокой древности ее основоположник — Аристотель.

Логика называется двузначной, потому что в ней сужде ние может быть либо истинным, либо ложным например, суждение все соколы — птицы истинно, а суждение все свидетели дают истинные показания — ложно. Двузначная логика имеет дело с понятия ми, имеющими четкий объем например, современное государство, пятиэтажный дом и др. На принципе двузначности построены релейноконтактные схемы контакт замкнут или контакт разом кнут. В компьютерных программах, построенных на двузначной логике, истина обычно обозначается 1, а ложь — 0.

Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы позна ния мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой. Познание существует не в виде какогото одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, пол ной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики. Существуют две ступени познания:. Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощу щениях отражаются различные свойства предметов. Восприятие органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, тричетыре оттенка черного цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек например, слепоглухонемой лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.

Эта пьеса очень ярко передает всю трудность общения с Элен и методику ее обучения. Она научилась говорить, хотя сама не слыша ла своего голоса. Восприятие есть целостное отражение внешнего материально го предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта.

Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестья нина художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. Предмет и значение логики Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и знаниями, видно из следующей истории.

Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в дере вушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг собралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешествен ник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путеше ственника, зачем нужна им газета, они ответили, что видели, как он долго смотрел на черные изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство.

Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету как лечебное средство. Представление — это чувственный образ предмета, не воспри нимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть воспроизводящим например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим.

Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели. По описанию внешнего облика какогото реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность.

Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления — более слож ной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мыш лению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существен ные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1.

Понятия в языке выражаются отдельными словами баскетболист, учебник или группой слов, т. Суждение — форма мышления, в которой чтолибо утвержда ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Некоторые звери делают запасы корма на зиму — простое суждение, а суждение: Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края — сложное, состоящее из трех простых. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Видов умозаключений много, их изучает логика. Данное нарушение норм права не является умышленным. В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, Однородные, т.

Предмет и значение логики общества и мышления1. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощу щения и восприятия. Истина — это такое достоверное знание, соответствие которого объективным явлениям и предметам мира подтверждено практикой. Учение об истине имеет не только тео ретическое, но и практическое значение.

Целью познания явля ется получение истины и использование ее для целенаправлен ного преобразования мира. Проблемы истины как адекватного от лат. В получении истинного знания велика роль практики. Так, пре жде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют в действии; самолеты испытывают летчикииспытатели; действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей.

С помощью рационального от лат. Выделяют ряд особенностей абстрактного мышления. Мышление отражает действительность в обобщенных фор мах. С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия именно так были созданы следующие понятия: Данный вид истины называется корреспондентной, т.

Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосред ственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний например, по уликам юристы судят о происшедшем престу плении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках. Абстрактное мышление — процесс активного отражения дей ствительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир.

Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художествен ной и другой фантазии. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — способ выражения мысли, средство ее закрепления и передачи дру гим людям.

Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. Выясним, что понимается под логической формой и логическим законом. Логической формой конкретной мысли является ее строение, т. Работы разных лет 1 фото. Актуальная психотерапия 16 рец.

Очерк теории структурации 1 рец. Книга тихих созерцаний 17 рец. Поэтика античной философии 5 рец. Если вы обнаружили ошибку в описании книги » Логика для юристов со сборником задач.

Учебное пособие » автор Гетманова Александра Денисовна , пишите об этом в сообщении об ошибке. У вас пока нет сообщений! Рукоделие Домоводство Естественные науки Информационные технологии История. Исторические науки Книги для родителей Коллекционирование Красота. Искусство Медицина и здоровье Охота.

Собирательство Педагогика Психология Публицистика Развлечения. Камасутра Технические науки Туризм. Транспорт Универсальные энциклопедии Уход за животными Филологические науки Философские науки. Экология География Все предметы. Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Для дошкольников. Каталог журналов Новое в мире толстых литературных журналов.

Скидки и подарки Акции Бонус за рецензию. Лабиринт — всем Партнерство Благотворительность. Платим за полезные отзывы! Знаменитая Алиса в деталях.

dkprestij.ru

admin

Обсуждение закрыто.