О порядке рассмотрения сообщений о преступлениях в органах прокуратуры

О порядке рассмотрения сообщений о преступлениях в органах прокуратуры

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»

В целях обеспечения конституционных прав граждан и в связи с принятием Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и настоящим приказом.

1.2. При осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях.

Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.

1.3. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

1.4. При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, немедленно уведомлять об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания, о чем в Книге учета сообщений о преступлениях производить соответствующую отметку. Поступившее сообщение, а также иные приложенные к нему документы безотлагательно направлять в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным.

1.5. Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешать в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

1.6. О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, безотлагательно направлять заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.

1.7. Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направлять в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

1.8. В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях.

Осуществлять дальнейший надзор за результатами рассмотрения постановления прокурора, своевременно изучать законность вынесенных по материалам решений.

1.9. Поступившие от дознавателя в порядке ч. 1 ст. 155 УПК РФ выделенные из уголовного дела в отдельное производство материалы безотлагательно регистрировать в Книге учета сообщений о преступлениях и передавать по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

2. Прокурорам городов, районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур систематически, но не реже одного раза в месяц проверять Книгу учета сообщений о преступлениях, принимать меры к устранению выявленных в системе учета нарушений и привлечению при необходимости виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа подчиненными прокурорами, оказывать им практическую и методическую помощь, издать организационные документы, в которых определить порядок ведения Книги учета сообщений о преступлениях, а также ответственных за данный участок работы должностных лиц.

4. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.03.2006 N 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации».

5. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

Приказ направить Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приложение
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 27 декабря 2007 г. N 212

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»

В связи с созданием единой межведомственной системы регистрации и учета преступлений, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.04.2006 Инструкцию о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации (приложение).

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, военных и иных специализированных прокуратур организовать изучение подчиненными прокурорско-следственными работниками и специалистами Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации, обеспечить надлежащий прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации в ежемесячно направляемых докладных записках, предусмотренных распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2005 N 11/11 р «О представлении дополнительных сведений о работе по надзору за законностью деятельности органов внутренних дел», отражать сведения о количестве и результатах служебных проверок, проведенных в отношении подчиненных прокуроров и их заместителей, допустивших халатное отношение к своим обязанностям по проверке законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, вследствие чего утвержденные ими соответствующие постановления были отменены вышестоящим прокурором с возбуждением уголовного дела.

4. Управлению делами в срок до 01.04.2006 организовать изготовление номерных талонов-корешков и талонов-уведомлений в количестве, необходимом для осуществления правомочными должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации приема сообщений о преступлениях.

Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур самостоятельно осуществить изготовление вышеназванных бланков и обеспечить ими подчиненных прокуроров и следователей.

5. Считать утратившим силу с 01.04.2006 приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.10.2003 N 45 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Ознакомить с приказом прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, а также опубликовать в журнале «Законность».

Приложение
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 16 марта 2006 г. N 12

Инструкция
о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации

I. Введение

1. Настоящая Инструкция, разработанная на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399, устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации.

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц органов прокуратуры в пределах их компетенции:

а) прокуроров и их заместителей, перечисленных в ч. 6 ст. 37 УПК РФ;

б) начальников следственных подразделений и их заместителей;

в) следователей (старших следователей и следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей);

г) старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, иных должностных лиц органов прокуратуры.

3. Термины, используемые в Инструкции:

а) сообщение о преступлении — заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными ч. 2 ст. 20 и ст. ст. 141 — 143 УПК РФ:

заявлением потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

письменным заявлением о преступлении, подписанным заявителем;

протоколом принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ);

протоколом следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него;

протоколом судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенной копией или выпиской из него;

заявлением о явке с повинной;

протоколом явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ);

рапортом об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ);

б) принятие (прием) сообщения о преступлении — получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным на эти действия;

в) регистрация сообщения о преступлении — внесение уполномоченным должностным лицом органа прокуратуры в книгу регистрации сообщений о преступлениях краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;

г) проверка сообщения о преступлении — процессуальные и иные действия, производимые правомочными на то должностными лицами органов прокуратуры по сообщению о преступлении.

4. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, контроль за их осуществлением возлагаются на прокурора и его заместителя, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации регламентируются отдельным организационно-распорядительным документом Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом, указанным в Инструкции, возложенных на него полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, а также принятию по ним процессуальных решений влечет за собой ответственность, установленную законом и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

II. Прием сообщений о преступлениях

6. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах прокуратуры.

7. В общедоступных помещениях административных зданий органов прокуратуры на стендах размещаются: выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц органа прокуратуры, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях. Такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на Интернет-сайте органа прокуратуры.

8. Правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные в подп. «а», «б» и «в» п. 2 настоящей Инструкции, а также иные должностные лица органов прокуратуры в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуроры и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители принимают сообщения о преступлениях, как правило, в дни и часы, предусмотренные графиком приема граждан.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление осуществляются дежурными следователями органов прокуратуры.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для иных следователей, начальника следственного подразделения и его заместителя, прокурора и его заместителя отказать заявителю в приеме от него сообщения о преступлении.

Прием прокурорами и их заместителями граждан с жалобами на то, что органы дознания и предварительного следствия отказались принять от них сообщение о преступлении, осуществляется незамедлительно.

9. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в орган прокуратуры, в устном или письменном виде. Кроме того, письменное заявление о преступлении может быть направлено им по почте.

10. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

11. Прибывшему в орган прокуратуры с сообщением о преступлении предлагается написать соответствующее заявление, в котором он также указывает о своей осведомленности об ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), которая может наступить в случае заведомо ложного доноса.

12. Устное сообщение о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ). При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В нем должны также содержаться данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

13. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

14. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в произвольном письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление заносится в протокол (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ).

15. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и/или оформлены в порядке, установленном пп. 9-14 Инструкции, считаются полученными из иных источников. Такими источниками могут быть, например, сведения, содержащиеся в материалах проверки исполнения законов, а также распространенные в средствах массовой информации*, письма и жалобы граждан; информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи; обращения государственных и иных организаций, которые принимаются, регистрируются и проверяются в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

При обнаружении признаков преступления в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, должностное лицо, указанное в подп. «а», «б», «в», и «г» п. 2 настоящей Инструкции, составляет рапорт (приложение 3 к ст. 476 УПК РФ). Аналогичный рапорт составляется прокурором, его заместителем, начальником следственного подразделения, его заместителем и следователем при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление, относящееся к частному или частно-публичному обвинению, совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст. 20 УПК РФ), а также в случае выявления в ходе расследования уголовного дела признаков другого ранее неучтенного преступления.

16. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (приложение 1).

17. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности.

Заполненные талоны-корешки сдаются должностным лицом, принявшим сообщение о преступлении, работнику прокуратуры, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи талона-уведомления заявителю).

18. Отказ в принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

III. Регистрация сообщений о преступлениях

19. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в каждом органе прокуратуры ведется книга регистрации сообщений о преступлениях (приложение 2).

В книге регистрации сообщений о преступлениях (далее — Книга, если не указано иное) отражаются следующие сведения; порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; данные о заявителе, должностном лице, его принявшем; номер талона-уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения, а также данные о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дате его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).

Книга является документом строгой отчетности и хранится не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.

20. Обязанности по ведению Книги и регистрации в ней сообщений о преступлениях возлагаются распоряжением руководителя органа прокуратуры на одно из лиц, указанных в подп. «в» и «г» п. 2 настоящей Инструкции, а также могут быть возложены на специалиста или обеспечивающего специалиста.

Функции по регистрации сообщений о преступлениях в нерабочее время, праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных прокуроров прокуратуры субъекта Российской Федерации.

21. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге, ведущейся в том органе прокуратуры, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

22. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в Книгу на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другим средствам передачи информации).

23. Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного по результатам проверки исполнения законов, сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, жалоб и иных обращений граждан и организаций осуществляется в том органе прокуратуры, в котором он был составлен.

24. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от этих лиц информации. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

25. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том органе прокуратуры, в который они поступили для проверки.

Регистрации в Книге также подлежат сообщения о преступлениях, поступившие для проверки и принятия процессуального решения из вышестоящих прокуратур (независимо от ранее произведенной регистрации).

26. Запрещается отражать в Книге ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

27. Непринятие правомочным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

IV. Проверка сообщений о преступлениях

28. Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после их регистрации незамедлительно докладываются прокурору либо его заместителю.

29. Прокуроры и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители в пределах своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращению и пресечению преступления; установлению и задержанию лиц, совершивших преступление; производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

Кроме того, в организации проверки сообщений о преступлениях, принятых дежурными следователями, могут участвовать дежурные прокуроры прокуратур субъектов Российской Федерации.

30. Анонимные сообщения о преступлениях, которые в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению прокурора или его заместителя в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для проверки в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами. Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по различным каналам связи.

31. В ходе проверки сообщений о преступлениях вышеуказанными должностными лицами в пределах своих полномочий, представленных им УПК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», могут быть получены объяснения; истребованы и изучены необходимые документы и материалы; назначены документальные проверки или ревизии; затребованы имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произведены отдельные следственные действия по закреплению следов преступления, предусмотренные ст. 146 УПК РФ (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), и осуществлены иные действия.

32. Должностное лицо, правомочное производить проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

по предотвращению и пресечению преступления;

по обнаружению признаков преступления, в т.ч. по сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

по организации (путем дачи поручения) проведения необходимых розыскных и оперативно-розыскных мероприятий,

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в течение 24 часов доложено соответствующему прокурору или его заместителю для организации дальнейшей проверки этого сообщения.

33. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган предварительного следствия или дознания по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд, то должностное лицо, принявшее или проверяющее сообщение, обязано вынести в 3 экземплярах постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК РФ) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 ст. 476 УПК РФ).

Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) должен быть в течение суток после его вынесения направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй — заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщается в надзорное производство органа прокуратуры, направившего названные документы.

Информация, содержащаяся в сообщениях, требующих неотложного реагирования, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной или факсимильной связи.

Информация о направлении сообщений и постановлений по подследственности или подсудности регистрируется в журналах и разносных книгах, предусмотренных инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается отметка в книге регистрации сообщений о преступлениях.

Если по сообщению о преступлении принято решение о направлении его для проверки и принятия процессуального решения в нижестоящий орган прокуратуры, то об этом делается соответствующая отметка в Книге.

34. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в Книге.

В случае, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения об этом же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в Книге.

Если в повторном заявлении об одном и том же преступлении приведены ранее не известные сведения и доводы, которые могут повлиять на пересмотр уже состоявшихся решений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела, то оно проверяется в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ.

В случае поступления в орган прокуратуры заявления с просьбой привлечь к уголовной ответственности судью за вынесение, на взгляд заявителя, заведомо неправосудного определения, постановления или приговора, заявителю разъясняется порядок обжалования судебных решений, установленный соответствующим процессуальным законодательством, либо при наличии оснований решается вопрос о внесении прокурором кассационного или надзорного представления.

35. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о нем.

По ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором или его заместителем, начальником следственного подразделения или его заместителем до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — прокурором или его заместителем до 30 суток.

36. Ходатайство о продлении срока проверки сообщения оформляется в виде постановления (приложения 7 и 8 к ст. 476 УПК РФ) в 2 экземплярах. Первый из них подшивается в материалы проверки, а второй направляется в канцелярию (делопроизводителю) органа прокуратуры для помещения в номенклатурное дело.

37. О продлении срока проверки сообщения о преступлении должна быть произведена соответствующая отметка в Книге.

38. Постоянный контроль за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлениях и ведением Книги возлагается на заместителя прокурора.

39. По сообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК РФ.

40. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

41. Принятые, зарегистрированные и проверяемые (проверенные) сообщения о преступлениях, книги регистрации сообщений о преступлениях, талоны-корешки, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются прокурорам, их заместителям и по их поручениям иным прокурорским работникам, начальникам следственных подразделений и их заместителям, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, — судьям и другим должностным лицам.

*Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется исключительно по поручению прокурора или его заместителя.

Приложение 1
к Инструкции о едином порядке приема,
регистрации и проверки сообщений
о преступлениях в органах прокуратуры
Российской Федерации

Приложение 2
к Инструкции о едином порядке приема, регистрации
и проверки сообщений о преступлениях
в органах прокуратуры Российской Федерации

www.garant.ru

Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях в органах прокуратуры

Органами прокуратуры осуществляется учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

В соответствии с действующим законодательством прокурор не является должностным лицом в полномочия которого входит проведение проверки по сообщению о преступлении и дальнейшее производство предварительного расследование.

Поступившие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях прокуратуры, а сами сообщения безотлагательно передаются в правоохранительный орган, осуществляющий предварительное расследование.

При этом, заявителю безотлагательно направляется письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проверки.

Если о фактах готовящегося или совершенного преступления прокурору сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

Обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Об этом заявители уведомляются с разъяснением права и порядка обжалования.

Подобные обращения не подлежат направлению в органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия.

Анонимные обращения, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

Одновременно с этим, прокурором при осуществлении возложенных на него функций в случае непосредственного обнаружения признаков преступления в порядке, установленном п.2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, выносятся мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

rkproc.ru

Полномочия прокуратуры при рассмотрении сообщений о преступлениях

Учет и рассмотрение в органах прокуратуры Республики Крым сообщений о преступлениях осуществляется в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ полномочием по проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении обладают лишь дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа.

Учитывая изложенное, прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в правоохранительный орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение органами прокуратуры Республики Крым заявлений о несогласии с возбуждением уголовного дела, на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении или приостановлении производства по делу и т.д., осуществляется в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

Кроме того, действия (бездействие) и решения следователя следственного комитета могут быть также обжалованы руководителю следственного органа Следственного комитета, а следователя полиции – руководителю следственного органа МВД.

В обращении должно быть указано: наименование органа, в который оно подается; фамилия, имя, отчество и почтовый адрес гражданина; изложено существо вопроса (например, кем и когда вынесено обжалуемое постановление следователя); дата и подпись.

При обращении в органы прокуратуры Республики Крым с жалобой необходимо учитывать, что прокурор в сфере уголовного судопроизводства наделен конкретными полномочиями, которые закреплены в статье 37 УПК РФ.

В соответствии со ст. 124 УПК РФ жалоба участников уголовного судопроизводства и иных лиц, производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения которых затрагивают их интересы, разрешаются в течение 3 суток со дня ее получения.

Однако, срок проверки может быть продлен до 10 суток, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения. В этом случае заявитель уведомляется о продлении срока проверки.

По результатам рассмотрения жалобы выносится соответствующее постановление (о частичном или полном удовлетворении, об отказе в удовлетворении жалобы), в котором излагается анализ и мотивы принятого решения.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования в постановлении прокурором указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Если гражданин не согласен с принятым решением, он может обратиться с жалобой к вышестоящему прокурору или в суд».

admin

Обсуждение закрыто.