Закон рк о религиозной деятельности и религиозных объединениях

Закон рк о религиозной деятельности и религиозных объединениях

Проблемы законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Тарасевич Иван Анатольевич

В статье автор подвергает анализу противоречия законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях , а также предлагает возможные пути совершенствования казахстанского и российского законодательства в данной сфере.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Тарасевич Иван Анатольевич,

PROBLEMS OF THE KAZAKHSTAN REPUBLIC LEGISLATION CONCERNING RELIGIOUS ACTIVITY AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS

The article is devoted to the analysis of controversies in the Kazakhstan Republic legislation concerning religious activity and religious associations. The author offers some variants to improve the Kazakhstan and Russian legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях»

6. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

6.1. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Тарасевич Иван Анатольевич, к.ю.н., доцент, кафедра конституционного и муниципального права Место работы: Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета

Аннотация: В статье автор подвергает анализу противоречия законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях, а также предлагает возможные пути совершенствования казахстанского и российского законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: Религиозное объединение, религиозный экстремизм, религиозная безопасность, религиозная сфера, традиционная религия.

PROBLEMS OF THE KAZAKHSTAN REPUBLIC LEGISLATION CONCERNING RELIGIOUS ACTIVITY AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS

Tarasevich Ivan A., PhD of Law. Associate Professor of Department of Constitutional and Municipal Law Place of employment: Institute of Law, Economics and Manegement of Tyumen State University

Annotation: The article is devoted to the analysis of controversies in the Kazakhstan Republic legislation concerning religious activity and religious associations. The author offers some variants to improve the Kazakhstan and Russian legislation in this sphere.

Keywords: Religious association, religious extremism, religious safety, religious sphere, traditional religion.

Несмотря на то, что с момента распада Советского Союза прошло уже более двух десятилетий связь между правовыми системами России и бывших республик СССР до сих пор остается достаточно устойчивой. На пространстве СНГ бывшие части некогда единого государственного организма связаны между собою тысячами связей, а малейшие изменения в правовой ткани одного государства тут же отражаются на законодательстве другого. Поэтому необходимо вести постоянный мониторинг динамики изменения внутреннего законодательства ближайших государств-соседей России. Такой мониторинг необходим для получения актуальной информации, которая позволит принимать верные решения по вопросам сотрудничества на территории СНГ как политическому руководству России, так и представителям бизнес сообщества.

При этом значимость некоторых сторон внутреннего законодательства того, или иного государства для межгосударственных отношений на постсоветском

пространстве до сих пор остается недостаточно изученной. В частности, это касается сферы государственно-религиозных отношений. Ниже мы приводим анализ особенностей законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Мы уверены, что такой анализ поможет всем заинтересованным субъектам еще глубже понимать социальные процессы, протекающие в Казахстане, и с их учетом строить еще более плодотворные отношения с одним из важнейших геополитических партнеров России, каким является Республика Казахстан.

До осени 2011 года модели государственно-религиозных отношений реализуемые в России и Республике Казахстан были во многом идентичны. После этого времени система государственно-религиозных отношений в Республике Казахстан была реформирована и стала существенно отличаться от отношений установившихся в России.

Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года был принят Закон № 483-М «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»1. Данный Закон в некоторых своих положениях существенно отличается от ранее действовавшего Закона Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-Х11 «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»2. Новый Закон призван обеспечить надлежащую правовую базу для борьбы с религиозным экстремизмом, а также не допустить проникновение религиозных организаций в государственные учреждения Казахстана3.

В данный момент в казахстанском законодательстве сложилась коллизия, при которой, с одной стороны, новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», безусловно, дал государству дополнительные инструменты для противодействия угрозам в религиозной сфере, а с другой — своими новеллами осложнил деятельность традиционных для Казахстана религий.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на ч. 3 ст. 7, согласно которой не допускается проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской

деятельности на территории и в зданиях государственных органов, организаций; Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.

Данная норма, неоднократно подвергавшаяся

критике, поставила под сомнение возможность

1 «Казахстанская правда» от 15 октября 2011 г. № 330-331 (2672126722).

2 Ведомости Верховного Совета 1992 г., № 4., ст. 84.

3 Общественная палата при Мажилисе Парламента РК обсуждает проект Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» / Парламент Республики Казахстан — официальный сайт. URL: Ь|Нр:/Лллллм.раг1ат.1а/ш/гт^Ы^/пем/в

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

О религиозной деятельности и религиозных объединениях (аннотация к документу от 11.10.2011)

Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Согласно Закону, государство отделено от религии и религиозных объединений.

Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.

Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство:

1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан;

2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;

3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан;

В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения:

1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность;

Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.

Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются.

Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан.

Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительной деятельности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана.

Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов).

Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.

Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования ( «Казахстанская правда» от 15 октября 2011 г. № 330-331 (26721-26722) ) .

www.zakon.kz

Документ: Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»

О религиозной деятельности и религиозных объединениях

Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) культовое здание (сооружение) — место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

2) религиозная деятельность — деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих;

3) священнослужитель — лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служение;

4) религиозное объединение — добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей;

5) миссионерская деятельность — деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства от имени религиозных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан;

6) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях

1. Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

Статья 3. Государство и религия

1. Государство отделено от религии и религиозных объединений.

2. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом.

3. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4. Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.

5. Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

6. Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени.

8. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство:

4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

9. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения:

2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью;

3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.

10. Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.

11. Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются.

12. Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан.

13. Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительной деятельности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана.

14. Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов).

15. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.

16. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа

1) участвует в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области взаимодействия с религиозными объединениями;

2) проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций образования;

3) обеспечивает осуществление разъяснительной работы по вопросам, относящимся к его компетенции;

4) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях;

5) координирует деятельность местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы по вопросам религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями;

6) обеспечивает проведение религиоведческих экспертиз и проверки списков граждан-инициаторов создания религиозных объединений;

7) рассматривает обращения физических и юридических лиц, касающиеся нарушений законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях;

8) организует и осуществляет сотрудничество с уполномоченными органами иностранных государств в сфере религиозной деятельности;

9) согласовывает деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 5. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы по вопросам религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы по вопросам религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями:

1) проводят изучение и анализ религиозной ситуации в регионе;

2) вносят в уполномоченный орган предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях;

3) проводят разъяснительную работу на местном уровне по вопросам, относящимся к их компетенции;

4) утверждают расположение специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения, а также согласовывают расположение помещений для проведения религиозных обрядов за пределами культовых зданий (сооружений);

5) по согласованию с уполномоченным органом принимают решения о строительстве культовых зданий (сооружений), об определении их месторасположения, а также перепрофилировании (изменении функционального назначения) зданий (сооружений) в культовые здания (сооружения);

6) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Религиоведческая экспертиза

1. Уполномоченный орган обеспечивает проведение религиоведческой экспертизы по следующим основаниям:

1) обращения физических и (или) юридических лиц в уполномоченный орган;

2) поступление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды организаций Республики Казахстан, а также в уполномоченный орган;

3) обращение физических лиц за регистрацией в качестве миссионеров и регистрацией религиозных объединений;

4) ввоз информационных материалов религиозного содержания, за исключением материалов, предназначенных для личного пользования;

5) приказ руководителя уполномоченного органа.

2. К объектам религиоведческой экспертизы относятся учредительные, а также другие документы религиозного содержания, духовные (религиозные) образовательные программы, информационные материалы религиозного содержания и предметы религиозного назначения.

3. Религиоведческая экспертиза проводится лицами, обладающими специальными знаниями в области религиоведения, с привлечением при необходимости представителей государственных органов и иных специалистов.

4. Порядок проведения религиоведческой экспертизы определяется Правительством Республики Казахстан.

Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Статья 7. Религиозные обряды и церемонии

1. Религиозные объединения вправе содержать места поклонения.

2. Богослужения, религиозные обряды, церемонии и (или) собрания беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:

1) государственных органов, организаций, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи;

2) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;

3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования.

4. К лицам, содержащимся в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, находящимся в учреждениях, исполняющих наказания, являющимся пациентами организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, проходящим социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, по их просьбе или их родственников в случае ритуальной необходимости приглашаются священнослужители религиозных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При этом совершение религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний не должно препятствовать деятельности указанных организаций, нарушать права и законные интересы других лиц.

Статья 8. Миссионерская деятельность

1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства осуществляют миссионерскую деятельность после прохождения регистрации.

2. Регистрация лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, производится территориальными подразделениями уполномоченного органа в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. Срок регистрации приостанавливается при проведении религиоведческой экспертизы для получения заключения по материалам, представленным миссионером.

3. Миссионеры на территории Республики Казахстан обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальных подразделениях уполномоченного органа.

4. Для регистрации миссионеры представляют в территориальные подразделения уполномоченного органа следующие документы и материалы:

1) копию паспорта или удостоверения личности;

2) заявление с указанием территории и срока миссионерской деятельности;

3) документ, выданный религиозным объединением на право осуществления миссионерской деятельности от имени религиозного объединения;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в Республике Казахстан и устава религиозного объединения, представителем которого является миссионер;

5) религиозную литературу, иные информационные материалы религиозного содержания, предметы религиозного назначения, предназначенные для миссионерской деятельности.

Иностранцы и лица без гражданства в Республике Казахстан для регистрации в качестве миссионера в территориальные подразделения уполномоченного органа дополнительно представляют следующие документы:

1) легализованный или апостилированный документ, удостоверяющий, что религиозное объединение, которое представляет миссионер, является официально зарегистрированным по законодательству иностранного государства;

2) приглашение религиозного объединения, зарегистрированного в Республике Казахстан.

Документы, выданные иностранными государствами, представляются с нотариально засвидетельствованной в Республике Казахстан верностью перевода на казахский и русский языки и нотариально засвидетельствованной в Республике Казахстан подлинностью подписи переводчика, осуществлявшего перевод.

5. Гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, представившим документы для прохождения регистрации в качестве миссионера, отказывается в регистрации на основании отрицательного заключения религиоведческой экспертизы, а также, если его миссионерская деятельность представляет угрозу конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения.

6. Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.

7. Осуществление миссионерской деятельности без регистрации запрещается.

Статья 9. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, религиозные объединения вправе приобретать и использовать религиозную литературу, иные информационные материалы религиозного содержания, предметы религиозного назначения по своему усмотрению.

2. Распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, стационарных помещениях.

3. Ввоз на территорию Республики Казахстан информационных материалов религиозного содержания, за исключением предназначенных для личного пользования, осуществляется только зарегистрированными религиозными объединениями после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.

4. В религиозной литературе и других информационных материалах религиозного содержания, выпускаемых и (или) распространяемых религиозным объединением, должно содержаться полное наименование религиозного объединения.

Статья 10. Благотворительная деятельность

1. Религиозные объединения вправе осуществлять благотворительную деятельность и учреждать благотворительные организации.

2. При осуществлении благотворительности не допускается использование материальной зависимости (нужды) граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в целях вовлечения в религиозную деятельность.

Статья 11. Международные связи и контакты верующих и религиозных объединений

1. Граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства и религиозные объединения вправе устанавливать и поддерживать международные связи и личные контакты, включая выезды за границу для паломничества, участия в собраниях и других религиозных мероприятиях.

2. Религиозные объединения могут направлять граждан Республики Казахстан за границу для обучения в духовных (религиозных) организациях образования и принимать иностранцев, лиц без гражданства для обучения в духовных (религиозных) организациях образования на территории Республики Казахстан.

Глава 4. СОЗДАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 12. Статус религиозных объединений

1. В Республике Казахстан могут создаваться и действовать религиозные объединения со статусом: местные, региональные и республиканские.

2. Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы.

www.sclj.ru

Восемь самых значимых поправок, которые будут внесены в закон о религии РК

Министерство по делам религий и гражданского общества РК презентовало в Мажилисе Парламента проект закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые поправки, которые широко обсуждаются в обществе — Zakon.kz.

1. Обоснование разработки проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединениях»

С 2011 года усилился уровень негативных тенденций, связанных с религией и религиозной деятельностью. Учитывая это, был проведен анализ причин и последствий, выявлен ряд угроз, которые необходимо решать государственным органам сообща с религиозными организациями. Были приняты комплексные меры в отношении отдельных граждан, имеющих радикальные религиозные взгляды. Важно повысить религиозную и правовую грамотность религиозной части населения и профилактику религиозного радикализма и экстремизма.

Поэтому предлагаются поправки в механизмы правового регулирования в религиозной деятельности, призванные не допустить противоправных действий, а также обеспечить свободу совести, предусмотренную в Конституции страны.

2. Публичная демонстрация внешних признаков деструктивных религиозных течений (ДРТ)

К данному вопросу в законопроекте подошли комплексно, чтобы в целом не допускать использования религии в деструктивных целях, перекрыть каналы распространения деструктивной идеологии.

Законопроектом предусматривается запрет не только на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений, но, что более важно, будут запрещены распространение и пропаганда идеологии ДРТ. Деструктивное религиозное течение в законопроекте толкуется как совокупность религиозных взглядов, идей, а также учение, представляющее угрозу охраняемым правам и свободам человека, способные ослабить и (или) разрушить нравственные устои, духовные и культурные ценности и традиции.

В самом законе нет детализации этих внешних признаков – это нецелесообразно (в тексте законопроекта нет ни слова о бороде или штанах).

Внешние признаки принадлежности к ДРТ предлагается закрепить подзаконным актом – совместным приказом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел.

В ходе разработки приказа признаки будут тщательно обсуждены с религиозными объединениями, теологами, религиоведами и экспертами. Важно, что внешние признаки: укороченные брюки, длинная беспорядочная борода в комплексе с идеологическими, организационными, ритуально-обрядовыми и поведенческими признаками будут характеризовать принадлежность к ДРТ. При этом, священнослужители, а также посещающие страну в туристических целях иностранцы не будут подпадать под определение приверженцев ДРТ по внешним признакам.

Министерство по делам религий и гражданского общества (МДРГО) совместно с другими заинтересованными организациями будет проводить семинары для представителей правоохранительных органов во избежание перегибов.

Важно отметить, что данные нормы позволят повысить уровень безопасности граждан, при этом не допуская нарушения конституционных прав граждан.

3. Введение условий получения религиозного образования за рубежом

Доля иностранных учебных заведений в решении кадровых вопросов Духовного управления мусульман Казахстана, составляет 7-8%. Подавляющее большинство религиозных служителей высшее образование получали в отечественных учебных заведениях.

В настоящее время в нашей стране функционируют 9 медресе (в т.ч. 5 медресе-колледжей) и высшее учебное заведение — университет «Нур-Мубарак». В целях повышения квалификации служителей Духовного управления мусульман Казахстана ,государством уделяется особое внимание увеличению количества грантов, выделяемых университету «Нур-Мубарак» по специальностям «исламоведение» и «религиоведение». Например, на 2017-2018 учебный год государством выделены 218 грантов.

На сегодняшний день в университете обучаются 1180 человек, в том числе 1093 на бакалавриате, 62 — на магистратуре, 25 — на докторантуре. С 2003 по 2017 год университет окончил 1231 студент, из которых 991 (80,5%) был принят на работу в систему ДУМК. Кадровый состав имамов в Духовном управлении составляет 3800 человек. Из них 19% имеют высшее образование, 27% — среднее образование, 54% прошли курсы повышения религиозной грамотности.

Цель — обучение религиозных служителей в первую очередь в нашей стране, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с казахстанскими традициями и культурой, нашей духовностью. В дальнейшем они могут продолжить обучение в зарубежных учебных заведениях для углубления своих религиозных знаний и изучения языка.

Что касается других конфессий, то в стране функцириет Учреждение образования «Алматинская Православная Духовная семинария», которая является высшим духовным учебным заведением Православной Церкви Казахстана.

Высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» – единственная католическая семинария в Средней Азии, которая готовит священников для служения во всех четырёх епархиях Казахстана.

Религиозное объединение «Межъепархиальная высшая духовная семинария» основана 16 июля 1998 года.

Вместе с тем, не все действующие у нас в стране религиозные объединения имеют свои учебные заведения. Для них сделаны соответствующие исключения.

Духовное управление мусульман Казахстана также может направлять при необходимости молодежь в ведущие исламские ВУЗы, но на основе международного договора (соглашения). Такие соглашения должны быть заключены уполномоченным органом в сфере образования или в сфере регулирования религиозной деятельности.

Кроме того, получив высшее образование в стране, желающий может обучаться бакалавриату и в ином теологическом ВУЗе.

Введением этой нормы решается два вопроса: развитие отечественной религиозной школы и установление заслона на пути проникновения чуждых и деструктивных идей, носителями которых часто становятся молодые люди, рано выехавшие за рубеж и получившие там религиозное образование.

4. Оскорбление чувств и достоинства как верующих, так и неверующих

В законопроект введена новая норма, предусматривающая административную ответственность за оскорбление чувств и достоинства как верующих, так и неверующих. Она разработана с целью приведения нашего законодательства в соответствие со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право исповедовать или не исповедовать никакой религии или убеждений.

В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбирать свою религию и убеждения, а также следовать атеистическому мировоззрению. Данная норма в равной степени защищает честь и достоинство, религиозные чувства верующих и честь и достоинство неверующих, т.е. обеспечивает равенство прав всех граждан независимо от отношения к религии.

Зачастую на практике граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, подвергаются оскорблениям, упрекам в «безбожии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости.

Одной из причин религиозной радикализации людей является страх граждан быть обвиненными в неверии, вероотступничестве и не соблюдении религиозных обрядов.

Данное дополнение части 2 статьи 490 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии.

5. Регламентация поведения госслужащих и работников бюджетных организаций в религиозной сфере

В Этическом кодексе государственных служащих РК имеется ряд требований к правилам поведения государственных служащих. Это нормальная практика во всех странах. Граждане, поступающие на государственную службу, добровольно и сознательно принимают присягу и определенные ограничения.

Например, государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций; должны всегда придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг; не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.

В законопроекте предлагается норма, частично вводящая эти требования на уровне закона. Это касается запрета на использование служебного положения в интересах религиозных объединений, принуждения иных лиц к участию в религиозной деятельности, так как может быть создана почва для злоупотреблений. Также госслужащий не вправе быть инициатором создания или членом религиозного объединения.

Предлагается ввести соответствующую норму в Закон «О государственной службе РК» (Государственный служащий не вправе: использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений; принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений; быть инициатором создания, а также участником (членом) религиозного объединения).

Кроме того, нормами ограничительного характера предлагается охватить и работников организаций, финансируемых из госбюджета и средств бюджета Национального Банка РК. Но только не три, а два требования, в части недопущения использования служебного положения в интересах религиозных объединений и принуждения иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений.

Это логично, так как сотрудник учреждения, получающий заработную плату из бюджета, не должен допускать действий, расходящихся с интересами государственной политики.

(В статью 3 отраслевого Закона включено: «Работники организаций, финансируемых из государственного бюджета и средств бюджета Национального Банка РК, не вправе использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, а также принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии»). За нарушение этой нормы есть административная ответственность «…предупреждение либо штраф на физических лиц в размере 10 МРП» (часть 11 статьи 490 КоАП РК).

Вместе с тем, эти нормы не затрагивают базовых прав данной категории граждан на свободу совести. Они могут участвовать в религиозных обрядах, богослужениях и других мероприятиях в свободное от работы время наравне со всеми. Более того, работники бюджетных организаций могут также быть учредителями и членами религиозных объединений.

6. Введение норм, упрощающих деятельность религиозных объединений

В законопроекте упрощаются требования для регистрации региональных религиозных объединений. Согласно действующему законодательству в религиозной сфере, религиозные объединения могут создаваться членами местных религиозных объединений, чья численность не менее двухсот пятидесяти человек. При этом обязательно, чтобы данные местные объединения находились в двух и более регионах страны.

Проект закона предусматривает, что для создания регионального религиозного объединения будет достаточно представителей местных объединений из одной области.

Данные поправки вводятся в связи с предложениями, поступившими от религиозных объединений страны.

Справочно: действующая редакция «региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан РК, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее двухсот пятидесяти граждан Республики Казахстан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу».

Новая редакция: «Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся участниками (членами) двух и более местных религиозных объединений численностью не менее двухсот пятидесяти граждан РК от каждого из них».

7. Гуманизация административных санкций

В ныне действующем законодательстве за правонарушения в религиозной сфере предусмотрены штрафы и приостановление деятельности.

В рамках совершенствования государственно-конфессиональных отношений в целях гуманизации административного наказания за правонарушения в религиозной сфере предлагается применять в качестве альтернативного административного взыскания – предупреждение.

В целом предложено общее количество статей, по которым будет применяться предупреждение – 9.

Справочно: предупреждение, предусмотрено за:

• нарушение требований к проведению религиозных обрядов, церемоний и собраний; осуществлению благотворительной деятельности; ввозу, выпуску, изготовлению и распространению религиозной литературы и информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения; строительству культовых зданий; организации обучения религии;

• нарушение требований в отношении ношения в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица;

• руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром, без согласования с уполномоченным органом;

• нарушение требований, касающихся участия несовершеннолетних в богослужениях, религиозных обрядах и т.д.;

• нарушение требований по соблюдению внутреннего порядка в культовых зданиях, помещениях религиозных объединений;

• нарушение требований работниками бюджетных организаций по недопущению использования служебного положения и связанных с ним возможностей в интересах религиозных объединений, а также для принуждения иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений;

• использование, ношение и распространение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям;

• совершение руководителями, членами общественного, религиозного объединения либо религиозным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных уставами этих общественных, религиозных объединений;

• совершение руководителями, членами общественного, религиозного объединения либо общественным, религиозным объединением действий, нарушающих законодательство.

8. Согласование с уполномоченным органом назначения руководителя религиозного объединения иностранным религиозным центром

Данная позиция закреплена в пункте 5 статьи 5 Конституции Республики Казахстан: «Деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики».

Указанная норма также закреплена в статье 19 отраслевого закона в следующей редакции: «Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, а равно непринятие руководителем религиозного объединения мер к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики».

Вопросы, связанные с назначением руководителей религиозных объединений Римско-Католической церкви, оговорены в рамках Закона Республики Казахстан от 18 октября 2012 года № 42-V «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Святым Престолом о взаимоотношениях».

В связи с тем, что норма, предусматривающая ответственность за руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, в действующем Кодексе РК «Об административных правонарушениях» некорректно изложена и включает в себя две различные нормы, Министерством проведена работа по ее усовершенствованию.

Кроме того, в рамках гуманизации административного законодательства вводится в качестве альтернативного административного взыскания по данной норме – предупреждение.

В законопроекте данная норма изложена в следующей редакции: «Руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, – влечет предупреждение либо штраф на граждан Республики Казахстан в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на иностранцев и лиц без гражданства – штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики Казахстан».

otyrar.kz

admin

Обсуждение закрыто.