Новый закон о среднем и малом бизнесе

Новый закон о среднем и малом бизнесе

Внесены изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и иные федеральные законы вносятся изменения, направленные на формирование национальной системы гарантийных организаций, единого реестра инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на уточнение полномочий гарантийных организаций.

Согласно Федеральному закону поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться дочерними обществами акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Уточняются условия отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства. В частности, предусматривается возможность отнесения к ним хозяйственных обществ, если акционерыРоссийская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25 процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49 процентами голосующих акций акционерного общества.

Федеральным законом предусматривается ведение акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и определяются требования к ведению таких реестров. Кроме того, устанавливаются требования к региональным гарантийным организациям.

Уточняются функции названного акционерного общества, в том числе предусматривается возможность организации и проведения им в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оценки соблюдения региональными гарантийными организациями требований законодательства Российской Федерации, а также возможность обращения в уполномоченный орган в случае выявления несоответствия организаций таким требованиям.

Федеральным законом вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном кадастре недвижимости», «О государственной регистрации недвижимости» и ряд других федеральных законов.

Закон о предпринимательской деятельности в РФ

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.
  • В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.
  • В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

    Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

    Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

    Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.
  • Принципы государственной политики:

    • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
    • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.
    • Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

      Изменения в законе о развитии предпринимательства

      Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

      П 2 статьи 4

      В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

      П 2.1 статьи 4

      П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

      Ч 3 статьи 4

      В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

      Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

      Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

      Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

      Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

      • ФЗ «О рынке ценных бумаг» — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
      • ФЗ «Об акционерных обществах» — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
      • ФЗ «О рекламе» — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
      • ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

      Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

      Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

      Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по ссылке.

      210fz.ru

      Внесены изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России

      Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 25–1 и 25–2 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

      Федеральный закон принят Государственной Думой 8 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 22 ноября 2017 года.

      Федеральный закон направлен на расширение и улучшение условий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемой при участии акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация). В частности, предусматривается:

      установление нормативов деятельности Корпорации, обеспечивающих её финансовую устойчивость, а также установление требования о раскрытии информации о соблюдении указанных нормативов;

      ограничение возможных убытков Корпорации в отдельных отчётных периодах суммой нераспределённой прибыли;

      наделение дочерних обществ Корпорации правом осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных средств;

      определение исчерпывающего перечня разрешённых для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств Корпорации и её дочерних обществ активов (объектов инвестирования), к которым относятся долговые обязательства Российской Федерации и депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

      kremlin.ru

      Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

      Примечание:
      * Мы писали об этом здесь.

      Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

      В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

      Примечание:
      * Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

      Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

      Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

      Малые и средние предприятия: критерии

      В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

      Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

      Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

      Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

      Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

      Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).

      Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

      Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

      В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

      Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

      В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

      Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

      Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

      В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

      Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

      Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

      Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

      Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

      Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

      Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

      С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

      buh.ru

      Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4 1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»»

      Документ является поправкой к

      Принят Государственной Думой 12 июля 2017 года

      Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года

      Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; 2009, N 31, ст. 3923; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4071; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 1, ст. 28; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4198) следующие изменения:

      подпункт «а» изложить в следующей редакции:

      «а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);»;

      подпункт «б» изложить в следующей редакции:

      «б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2 1 настоящей части;»;

      дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

      «2 1 ) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;»;

      б) в части 3 после слов «пунктами 2» дополнить цифрами «, 2 1 «, в четвертом предложении слова «пунктом 3» заменить словами «пунктом 2»;

      в) часть 4 после слов «пунктах 2» дополнить цифрами «, 2 1 «;

      г) часть 4 1 после слов «пунктами 2» дополнить цифрами «, 2 1 «;

      а) пункт 2 части 5 после слов «пунктами 2» дополнить цифрами «, 2 1 «;

      б) часть 6 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

      «5) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики — сформированный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, перечень хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 части 1[1] статьи 4 настоящего Федерального закона, но не превысила предельное значение, установленное в соответствии с пунктом 2 1 части 1 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.».

      Президент Российской Федерации В. Путин

      rg.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.