Эволюция налогов

Эволюция налогов

История налогов

Движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.

Перед устанавливающим налоги государством встает вопрос: что облагать (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговая инспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность (налоговая политика).

При обращении к истории налогов выделяют общую тенденцию — оправданные экономическим развитием приоритеты налоговой политики государства и основные инновации, а также выделяют налоговые курьезы — конкретные исторические примеры тех или иных налогов, которые при своей занимательности позволяют ухватить суть вопроса.

Для понимания логики развития налогообложения историю налогов обычно разделяют на пять этапов.

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений— налог с побежденных — скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побежденных и постоянная дань или налоги). К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно.

В Древнем Египте основным доходом служила плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. В Древней Греции основным был подоходный налог, но свободные граждане городов его не платили. Вместо этого граждане вносили добровольные пожертвования, и только в экстренных случаях (война) с них собирался установленный процент доходов.

В Древнем Риме налогов практически не было. Пока Рим оставался городом-государством, общественные расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Аппарат государства содержал себя сам. Избираемые магистраты, которые избирались, не только безвозмездно исполняли обязанности, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства на добровольной основе, считая это почетным. В экстренных случаях (война) граждане Рима облагались налогом от своего имущества, для этого раз в пять лет они подавали избранным чиновникам-цензорам заявление освоем имущественном и семейном положении, на основании которых определялась сумма налога (ценз).

В Римской империи главным источником доходов служил поземельный налог, в размере 10% доходов с участка. Применялись и другие формы налогообложения земли, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом собственность и средства производства: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги (перекладываемые на покупателей товаров): налог с оборота — 1%, особый налог с оборота при торговле рабами — 4%, налог на освобождение рабов — 5% от их стоимости. В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

С развитием разделения труда и ростом городов налоговая система существенно обогатилась. На выделяемом исследователями втором этапе возникли налоги на производство или промысловые налоги на все виды хозяйственной деятельности, кроме сельскохозяйственной (взимался земельный налог). Налог на производство рассчитывался как право заниматься соответствующей деятельностью (плата в зависимости от размера предприятия в основных средствах или работниках) — лицензия как доля дохода (часть цены), или отчисления с операций— реже. В торговле широкое распространение получили таможенные сборы и косвенные налоги — налоги на продажи конкретных видов товаров (косвенными они называются потому, что, будучи налогами на производство и импорт товаров, они выплачиваются потребителями, а не производителями или импортерами).

В целом этот этап развития налогообложения характеризовался огромным количеством налогов и попаданием в налоговую базу самого широкого спектра объектов, вплоть до самых экзотических. Государство устанавливало великое множество налогов, при этом часто сбор самих налогов отдавался на откуп. При всем обилии налогов надо было быть достаточно ловким, чтобы заработать на их сборе и при этом остаться живым. Вся система вызывала множество нареканий у подданных. Фома Аквинский назвал налоги узаконенной формой грабежа. Система держалась благодаря силе принуждения и освобождению от налогов главных опор власти — в древности аристократии и жречества, а в средние века дворянства и духовенства.

Характерной моделью поведения государств этого этапа было взятие за основу налоговой системы Римской империи и «обогащение» ее новыми формами налогов. Так в Византийской империи до VII в. включительно список прямых налогов содержал 21 вид: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов (выплата которого освобождала от воинской повинности), пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Существовал штраф за превышение зданием установленных размеров, т. н. «налог на воздух». Налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались чрезвычайные налоги: на строительство флота и т. п.

Интересным изобретением Европы был «подомовый налог». Речь идет о налоге на недвижимость, введенный в Англии налог, исчисляемый по числу очагов, позднее взимался по числу окон. Также в Европе рассчитывали этот налог по длине фасада и т.п. Все это наложило сильный отпечаток на архитектуру Европы.

Особая роль принадлежала косвенным налогам, которые ложились бременем на покупателей. Налоги на хлеб, мясо, соль, вино и т. п. распространены вЕвропе с XIII-XIV вв. Особенность косвенного налогообложения — регрессивный характер — чем меньше доход, тем большую его часть занимает налог. Именно косвенные налоги вызывали наибольшее недовольство, наподобие знаменитых «соляных бунтов».

Именно в этот период «налогового произвола» появился институт налогового иммунитета. Если свободные граждане древних государств платили свободно и вэкстренных случаях они вносили налоги, то аристократия и жречество (позже дворянство и духовенство) пользовалось налоговым иммунитетом. Для них государство, наоборот, было источником доходов, а не статьей расходов. В Великобритании члены королевской семьи пользуются налоговым иммунитетом до сих пор.

«Налоговый произвол» часто приводил к открытым формам проявления неповиновения. Одним из первых неповиновавшихся, о ком история сохранила память, в Великобритании был Святой Хью(1140–1200) из Линкольна. Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории. По утверждению Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши. ».

Позже борьба североамериканских колоний за независимость в немалой степени была вызвана двумя налоговыми инициативами метрополии: введением гербового сбора с каждого жителя колоний (1763), затрагивающего всю деловую документацию и предоставление Ост-Индской компании права беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии(1773). Последовавший за этим инцидент «Бостонское чаепитие» был связан с интересами американских колонистов, зато он сильно обострил отношения между колонией и метрополией.

Великое разнообразие налогов и произвол властей в их сборе не приводили к росту их собираемости и составляли существенный тормоз экономического роста, кроме того, следствием была постоянная напряженность внутри государств и проявление неповиновения. На рубеже XVII–XVIII вв. власти Европы начинали понимать это и переходить к более простой, понятной, удобной и стабильной налоговой системе. Усилилось и само государство, которое стало представлять собой не только военную и политическую силу, но и сильный административный чиновничий аппарат. На третьем, переходном этапе, приоритеты в налогооблагаемой базе смещались от обложения множества объектов к унифицированным личным налогам, унифицированным косвенным налогам и налогам на реализацию предприятий. Существенное подспорье власти оказывали ученые-экономисты, которые принялись изучать проблему и искать возможности наиболее эффективного для общества налогообложения.

Сбор налогов перешел от откупщиков к чиновникам. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами — акцизами (отчисление с единицы товара безотносительно его цены), а также подушные и подоходные подати.

Власть нуждалась не просто в системе сбора и ставок налогов, она нуждалась в научной обоснованной теории, которая совместила бы справедливость налогообложения — оправдание налогов с эффективностью — максимальной выгодой всему обществу. Свой вклад в создание теории налогообложения внес Адам Смит. Вконце XVIII в., в 1776 г. в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, актуальные до сих пор:

Принцип справедливости — «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности — «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства — «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии — «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Четвертый этап в развитии налогов пришелся в Европе на XIX в. и был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства — укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот — переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал — в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов.

С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны — развитостью экономической теории в части налогообложения.

Пятый этап в развитии налогообложения был обусловлен преимущественным развитием финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. С отделением функции собственника от функции управления были разработаны технологии, позволяющие собственнику контролировать через финансы объекты своей собственности. Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Новейшими экономическими достижениями воспользовалось и государство. Более прозрачная бухгалтерия предприятий позволяла не только собирать больше налогов, но и делать их более справедливыми и эффективными. Идеи и практика государства благосостояния определили налоги на пятом этапе их развития. С одной стороны, власти добивались уменьшения и оптимизации налогового бремени, с другой стороны — все возрастающие социальные расходы требовали все больших поступлений.

Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги — налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.

Развитие налогов на пятом этапе и дополнялось и определялось развитием экономической теории. Прежде всего это теория общественного сектора — сектора, производящего общественные блага, которые не выгодно производить частным образом в силу разных причин: неконкурентности (рентабельность производства такова, что исключает появление второго производителя блага — естественные монополии, например городская инфраструктура, оборона) и неисключаемости (невозможно ограничить доступ потребителей к благу, например общественный транспорт, телефон в каждый дом, дороги). Экономистов волновали не только и не столько вопросы сбора налогов, сколько вопросы производства: что граждане получали в обмен на налоги, каким образом наиболее эффективно организовать производство общественных благ в обмен на налоги. Основы экономики общественного сектора были заложены в начале ХХ века, в последнее десятилетие эта дисциплина получила особое развитие.

Теория общественного сектора обогатила принципы налогообложения, введенные А.Смитом в части эффективного использования налогов при производстве общественных благ и неискажающего эффекта на экономику. Сегодня они звучат следующим образом:

Относительное равенство обязательств. Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны срезультатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению. Принцип получаемых выгод — различие в налогах определяется различием в получаемой полезности. Принцип платежеспособности — различие в налогах определяется различием в способности их выплачивать, этот подход был и остается ведущим, в силу технических и технологических сложностей применения первого. Вне зависимости от подхода к налогообложению должны выполняться два критерия справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода. Равенство по вертикали: дифференциация налогов должна четко отражать дифференциацию с точки зрения выбранного подхода. Этот принцип призван раскрыть принцип справедливости.

Экономическая нейтральность. Налог неизбежно вносит коррективы в хозяйственную деятельность субъектов. Принцип экономической нейтральности гласит, что воздействие налога на производство благ в частном секторе, на распределение ресурсов между экономическими субъектами и на их поведение должно быть минимальным. Сродни принципу «не навреди», этот принцип призывает ради производства конкретных общественных благ больше в экономике ничего не трогать — принцип эффективности.

Организационная простота. Издержки на сбор самих налогов должны быть минимальными.

Гибкость. Гибкость — это способность налоговой системы адекватно реагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Контролируемость налогов со стороны плательщиков. Налогоплательщики во всем мире уже почти поверили, что они отчисляют деньги ради того, чтобы им за это что-то было. Контролируемость налогов — лучший способ укреплять их в этом мнении. Именно ради этого появились и существуют маркированные налоги — налоги с целевым использованием.

Как и принципы А.Смита, эти принципы не могут быть реализованы одновременно в полной мере, однако при разработке налоговых систем ими руководствуются, достигая компромисса между этими принципами и необходимостью общественных расходов, финансируемых за счет налогов. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.

ПЕРЕХОД НА ЕДИНУЮ СТАВКУ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
КОММЕНТАРИИ

Вопрос: «Как Вы думаете, переход на единую ставку подоходного налога оказался полезным для экономики страны, вредным или не оказал на экономику никакого влияния?»

www.strana-oz.ru

Эволюция налоговой системы

Налоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране.

На Руси первая форма взимания налогов получила название «полюдье», она была характерна для молодых государств Восточной Европы.» Полюдье» — это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий. О взимании «полюдья» в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908-959) «Об управлении империей». Он свидетельствовал о «суровом образе жизни. росов». Когда наступал ноябрь, их архонты (князья) выходили с «росами из Киава» (Киева) и отправлялись в «полюдья», что именовалось «кружением». Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., т. е. все, из чего шьют одежды. Но главными итогами «кружения» были сбор меда, воска, мехов и «захват» рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из «полюдья» в апреле, часть дани использовалась на великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали «моноксилы» — лодки дно древки с бортами и мачтами. Из них образовывалась флотилия в 100-200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле. Путь «в греки» был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов. Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового «кружения» вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро.

Когда Древнерусское государство окрепло, в 946 г. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев сообщают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря). «И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги», сообщается в «Повести временных лет». Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах определялись заранее. Дань вместо «полюдья» была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Для сбора дани устанавливались специальные места, «погосты» (от слова «гости», или заморские купцы). Они использовались также для торговых обменов. Назначались люди для сбора дани на погостах — тиуны. В «Русской правде» о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже «скотником», как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства.

Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: ІX- сер. Хв.; второй этап: с сер. X в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.; третий этап продолжался с 1120 гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230 гг. На третьем временном этапе проявились интересные тенденции в развитии податно-налоговой системы на Руси: стали взимать три разновидности дани-оброка: первая взималась с «дыма», т. е. с дома с печью и трубой. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси. Другая часть семей — земледельцев — платили с «рала» (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с «человека», что через несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту.

Четвертый этап в становлении налоговой системы: периоде 1237-1240 гг. до середины XV в. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой — Китая — навыки проведения переписи населения, а у персов — организацию быстрой почтовой связи с помощью почтовых станций — «ям».

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям русским. По словам итальянского путешественника Плано-Карпини, эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Ясак (налог) с каждого мужчины — по пять шкур лесных зверей.

Но главной была общая на всю Русь дань под названием » ордынский выход». Размеры ее четко не определялись. Со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех «ордынский выход», предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых, заставили вплотную заниматься охотой. Вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Началось отставание в экономическом развитии.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на Х1У

ХУ1 вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В документах упоминается как единица податно-налогового обложения. Она не ассоциировалась с сохой — орудием земледелия.

Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в Судебнике Ивана IV 1550 г., а стола взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу «сохи» (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. Учитывалось и количество произведенной продукции, т. е. экономическая выгода, получаемая от запашки земли. Необходимо было получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из трех частей: 1) дани (посошной подати); 2) кормления административных лиц; 3) иных натуральных повинностей. Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем «соха», единицами обложения были: «выть» — до 30 десятин земли и «обжа» — до 15 десятин.

«Кормы» областным управителям делились на: а) «въезжий», т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) «постоянные», т. е. годовые, представляемые но двум крупным церковным праздникам: «Петровский» и «Рождественский». До главенства Московского княжества «кормы» включали «припасы натурой» в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.

При Иване IV возросли объемы прямых налогов (Ливонская война, необходимость ликвидации последствий Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв.). К посошной подати («соха», «выть», «дань») присоединились сборы на выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами, — «полоняничные» деньги; «стрелецкий» хлеб собирался на содержание стрелецкою войска; «ямские деньги» — на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской «гоньбы»; «ямчужные», или селитряные деньги — на покупку пороха; «засечные» деньги еще раньше собирались на возведение «засек» — преград на пути татар к Москве.

При Иване IV ввели оброк с отменой управления наместников и волостелей, соответственно, отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный «оброком», или «откупом».

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью «переписных книг» в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога — к подворной подати.

Шестой этап взимания прямого налога — подворного — начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда: деньги стрелецкие, ямские и полоняничные. Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, все они должны были содержать стрелецкое войско. Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае — казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги из-за тяжести для крестьян, поэтому в 1724 г. по указу Петра 1 в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме — «по душам» мужского пола — его собирали более 160 лет, до реформ Н. X. Бунте — И. А. Вышнеградского в XIX в.

Противником введения подушного налога выступил современник Петра I Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Он в 1724 г. опубликовал сочинение «О скудости и богатстве». И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Предлагал перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет.

Кроме государственных податей — налогов на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Широко известен «мыт» — сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или «мытарями». «Головщика» была сбором с лиц, везущих товар. «Задние калачи» — это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. «Мостовщина» и «перевоз» являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на сборы за подготовительные торговые действия и сборы за право купли-продажи. Были также косвенные налоги: «амбарное» и «по-лавочное» (по лавкам), «весчее», или «пудовое», — сбор при взвешивании товара, «номерное» — при замере сыпучих товаров и т. д.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли — рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя — 2,5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменились название и суть основного прямого налога.

studme.org

3. Эволюция налогов в период становления капитализма

В Голландии в XVII в. косвенных налогов было так много, что, по словам историка де-Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало до 34 различных акциза.

По мере укрепления власти буржуазии, в XVIII — XIX вв., уменьшается число налогов и устанавливается большее их однообразие. При их установлении и изменении в парламентах рельефно проявляется борьба интересов ведущих политических сил.

В Англии борьба землевладельцев с «аристократией капитала» к концу XVIII в. приводит к снижению, а затем к отмене земельного налога. По мере роста политической силы капиталистов эта борьба привела к отмене массы косвенных налогов, проведению реформы свободной торговли, отменившей политику протекционизма.

С начала XIX в. в Англии начинают заявлять о себе интересы рабочих: в 1825 г. отменяется налог на соль, в 1846 г. — налог на хлеб, в 1842 г. вводится вновь подоходный налог (введенный ранее У.Питтом во время войны с Наполеоном).

Так, в борьбе интересов различных классов складывается и изменяется налоговая система в Европе.

Франко Нитти говорил: «Налоговые системы сотканы из противоречий, недаром и говорят про финансовое право, что оно алогическое право. Эти системы (налоговые) — результат борьбы, а не логического построения».

В начальный период промышленного капитализма XIX в. налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление (косвенных налогов) — с другой.

Итальянский экономист Франко Нитти писал: «Государственные услуги, обращенные на пользу граждан, будут иметь место всегда, при всяком фазисе культуры и цивилизации, поэтому никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов».

Широко известны в истории следующие виды налогов (в преобразованных формах сохранившиеся до сих пор):

1. Поземельный. Объектом налога является земля. Субъектом обложения — собственник земли. Источником — доход от земли (земельная рента). Он применялся во всех европейских странах. В России ссылки на этот налог есть у летописцев. В правление Петра I вместо посошного налога, включавшего поземельный, был введен подушный налог. В 1724г. поземельный налог был введен с государственных крестьян под названием оброчной подати.

В 1875 г. в России был введен новый «государственный поземельный налог», которым облагались все земли, кроме казенных. Для определения размера поземельного налога в 1843 -1856 гг. была проведена кадастровая оценка земель.

2. Вторым реальным налогом в Европе являлся подомовый налог, который появился в XVI в., когда стали развиваться города. Субъект налога — собственник дома. Источниками налога являлись: доход от капитала, вложенного в дом и поземельная рента в городах. Для определения размера налога проводился «подомовый кадастр». При введении этого налога в Англии в XVII в. величина налога определялась по числу очагов или каминов в доме («очажный сбор»). Затем в Англии и Франции этот налог стал исчисляться по числу окон в доме (конец XVII в.).

Третий реальный налог — промысловый. Это налог на любую хозяйственную деятельность, кроме сельскохозяйственной, которая имеет своей целью получение дохода. Этим налогом облагались ремесленники, промышленники, торговцы и люди свободных профессий (врачи, адвокаты, литераторы и пр.).

Субъект этого налога не всегда совпадал с его носителем, так как здесь часто происходило переложение налога на потребителя. Торговец, ремесленник, врач учитывали налог в своих издержках и повышали цену. Поэтому на смену этому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль.

Для определения размера обложения составлялся ПРОМЫСЛОВЫЙ кадастр, разделявший предприятия по размерам потенциальной доходности на группы по ряду внешних признаков (по числу занятых рабочих, по числу машин — предприятия, по числу пациентов — врачи и т.д.). Купцы делились по гильдиям, величине капитала и характеру торговли.

4. Налог на доходы от акций. Им облагались доходы акционеров.

5. Общеподоходный налог был связан с субъектом, а не видом его деятельности. Это ведущий налог в современных западных странах, введен в XIX — начале XX вв.

6. Налоги на обращение. Они взимаются в момент перехода материальных ценностей из рук в руки. Примером может служить налог на добавленную стоимость.

7. Наследственный налог (налог на наследство), введен во 2-й половине XIX в. До первой мировой войны его величина составляла 10 — 15 % суммы наследства. Впоследствии его ставка для крупных наследств и для непрямых родственников была повышена до 50 % и более.

8. Налог на прирост ценностей возник в Западной Европе в конце XIX в. в связи с быстрым ростом городов и цен на землю и дома в них. В Англии он составлял в начале XX в. 20 % с разницы между ценой приобретения и ценой продажи земельных участков и домов.

9. Налог на сделки. Если составлялся договор имущественного характера, то юридический документ, оформлявший его, оплачивался пропорциональным налогом с суммы договора. Примеры: гербовый сбор, вексельный налог, эмиссионный налог и налог на биржевые сделки, и т.д.

10. Косвенные налоги (налоги на потребление) имеют многовековую историю. Они появились еще в древних государствах. Это таможенные пошлины, акцизы, монополии (соляная, табачная, питейная) и т.п. Налоги на хлеб и мясо известны с XIII в. Подати на соль и вино во Франции были введены в 1345г. В Московском государстве взимался налог на хлеб, мясо, соль, в XVII в. был введен налог на водку, ставший к XX в. одним из главных доходов бюджета.

С глубокой древности до XVI — XVII вв. поземельный налог (или связанные с землей как объектом обложения) и косвенные налоги были главными источниками доходов государства. Обложение налогами населения было крайне неравномерным. Основными плательщиками налогов были землевладельцы и купцы, перекладывавшие тяжесть этих налогов на крестьян и покупателей. С XVIII -XIX вв. налоговое бремя стало раскладываться более равномерно по классам и слоям населения, более или менее пропорционально величине доходов и имущества граждан. Число и величина ставок косвенных налогов стали уменьшаться, роль поземельного и косвенных налогов в доходах государств снизилась. Подоходный налог, налоги на прибыль и имущество после их появления быстро стали главными источниками доходов бюджетов.

textbooks.studio

admin

Обсуждение закрыто.