Источники института гражданства

Источники института гражданства

2.7. Институт гражданства в РФ

2.7. Институт гражданства в РФ

Понятие и принципы гражданства в РФ

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.

Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Юридически оно оформляется следующими документами:

? паспортом гражданина РФ;

? свидетельством о рождении.

? гражданство РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе или иного субъекта федерации, являются одновременно гражданами республики или иного субъекта федерации;

? гражданство является равным (все граждане РФ равны перед законом, независимо от способа приобретения гражданства);

? гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства. Закон закрепляет право граждан изменить гражданство;

? гражданин РФ не может быть лишен гражданства по инициативе государства в одностороннем порядке (п. 3 ст. 6 Конституции РФ);

? гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (два гражданства);

? гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ;

? заключение или расторжение брака с иностранным гражданином или лицом без гражданства не влечет за собой изменение гражданства РФ, например его прекращение;

? гражданам РФ, находящимся за ее пределами, РФ гарантирует свою защиту и покровительство;

? институт почетного гражданства. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство, как и обычное, предоставляется Президентом РФ.

law.wikireading.ru

ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РФ

Международно-правовые начала регулирования гражданства

Институт гражданства выступает объектом межгосударственного сотрудничества, и имеет, международный аспект, который выражается в наличии широкого круга международно-правовых нормативных актов, оказывающих влияние на комплексное регулирование вопросов гражданства на внутригосударственном уровне: в частности, на содержание института гражданства, приобретения и прекращения гражданства, дипломатической защиты граждан и т.д. В то же время он продолжает оставаться фундаментальным институтом государственного права, так как гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом.

Выявление общих и особенных черт института гражданства в практике разных государствах, сопоставление их с международно-правовыми нормами позволяет более полно представить общую картину состояния этого института. Противоречия между национальным законодательством различных стран, которое регулирует вопросы гражданства, является причиной выделения нескольких наиболее проблемных, наиболее трудно поддающихся регулированию в практике международных отношений аспектов гражданства, связанных с вопросами безгражданства, многогражданства, гражданства в связи с правопреемством государств и дипломатической защитой граждан . Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. С. 143-144.. Национальное законодательство не в состоянии эффективно решить эти проблемы, поэтому государства обращаются к международно-правовым механизмам, например, к разработке международных договоров и их последующему заключению. В этом отношении важно исследовать теоретическое обоснование применения международных соглашений по вопросам гражданства, а также отдельные аспекты практического применения международных договоров по вопросам гражданства в правовой системе России.

В современных условиях развития интеграционных процессов существует целая сеть международных и региональных межправительственных организации, которые занимаются вопросами гражданства. Большой интерес для Содружества независимых государств (СНГ) и Союза Беларуси и России в сфере гражданства представляет деятельность и договорная практика Европейского Союза (ЕС). Новый виток интеграции в политических, социальных и правовых взаимоотношениях западноевропейских государств был заложен Маастрихтским договором о Европейском Союзе 1992 года, в рамках которого был сделан беспрецедентный шаг архитекторов европейской интеграции — введение единого гражданства Европейского Союза. Лиссабонский договор 2007 г. реформировавший ЕС, сохраняет этот институт в обновленном ЕС Лиссабонский договор 2007 г., подписан в Лиссабоне главами стран Европейского Союза 13 декабря 2007г..

Многие вопросы гражданства, требующие международно-правового регулирования, в настоящее время находятся в процессе кодификации. К таковым относятся вопросы гражданства в результате правопреемства государств и вопросы дипломатической защиты граждан. Комиссия международного права ООН разработала соответствующие проекты статей, на основе которых в ближайшее время планируется принятие универсальных международных договоров.

К настоящему времени теория и практика международного права в сфере регулирования вопросов гражданства накопили определенный опыт, который требует глубокой проработки и серьезного научного анализа . Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. С. 143-144..

Международное право разделяет оценку института гражданства, выработанную во внутреннем праве, как устойчивой правовой связи, объединяющей личность с государством, добавляя к этому то, что в основе этой связи положен факт социальной общности, солидарности сосуществования, обоюдных интересов и чувств, объединенных взаимностью прав и обязанностей личности и государства Аксенов А.Б. Международно-правовые принципы регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005. Вып. 6. С. 16-23.. С этой точки зрения институт гражданства порождает ряд взаимных прав и обязанностей государства и личности в международном праве. Международное право также подчеркивает недопустимость увязывания права на гражданства с этническим происхождением личности, что свидетельствует о взаимообусловленности не дискриминации с правом индивида на гражданство.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, которые касаются вопросов гражданства, непосредственно не регулируют указанные вопросы. Они устанавливают правовые рамки, в которых государство может регулировать собственное гражданство. Критерием действительности внутригосударственных актов по вопросам гражданства является их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, поэтому можно утвердить, что регулятивная функция внутригосударственных актов во многом сегодня определяется международным правом Яковлев А.А. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в результате правопреемства государств: Вопросы международного публичного права, международного частного права, международного торгового права и сравнительного правоведения // Ученые записки Института государства и права: Вопросы международного публичного права, международного частного права, международного торгового права и сравнительного правоведения. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 2004. Вып. 7. С. 27-32..

Международно-правовое воздействие на содержание гражданства проявляется в двух формах: в одних случаях международные договоры закрепляют непосредственные права и обязанности физических лиц, т.е. они адресованы непосредственно индивидам, в других случаях международные договоры обязывают государства привести свое законодательство в соответствие с их положениями Аксенов А.Б. Международно-правовые принципы регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005. Вып. 6. С. 16-23.. Соответственно, первая форма воздействия может быть определена как непосредственное регулирование соответствующих отношений, а вторая как унификация национального законодательства о гражданстве, осуществляемая при помощи международных договоров.

Не все международные договоры непосредственно применимы во внутригосударственной сфере. Условиями допустимости применения международных договоров к отношениям гражданства являются вступление их в силу, самоисполнимость и официальное опубликование. Причем последнее условие имеет наиболее важное практическое значение и, как показывает практика, не всегда учитывается правоприменителями См.: там же. Для решения проблемы согласимся, что следует установить обязательное опубликование подобных договоров сразу после их внутригосударственной ратификации или одновременно с опубликованием закона о ратификации, а не после их вступления в силу Зиновьев А.В., Попов С.В. Актуальные проблемы института гражданства Российской Федерации: Гуманитарные науки // Седьмая научная сессия аспирантов ГУАП: Гуманитарные науки. Сборник докладов: в 2 ч. СПб.: СПбГУАП, 2004. Ч. 2. С. 176-179.. В этих необходимо ускорить внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

В условиях глобализации происходит формирование нового международно-правового обязательства государств применительно к институту гражданства: не оставлять индивидов без гражданства в случае правопреемства государств. Обсуждение в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН вопросов гражданства в связи с правопреемством государств (на основании проекта статей Комиссии международного права ООН 1999 года) с учетом норм и практики уже действующей региональной Конвенции Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств 2006 года будет способствовать конвенционному закреплению этого положения на универсальном международном уровне.

В случае территориальных изменений признается обязанность государств предоставлять свое гражданство населению приобретаемой территории с учетом свободного волеизъявления каждого лица, за исключением граждан третьих стран. При территориальных изменениях государств следует учитывать, что затронутыми этими изменениями лицами сохраняется право на безгражданство, т.е. право воздержаться от выбора гражданства каких-либо государств. В данном случае государства не имеют права под предлогом избежания безгражданства навязывать свое гражданство вопреки воле заинтересованных лиц, проживающих на указанных территориях.

Анализ норм международного права, позволяет сделать вывод, что международно-правовые меры по сокращению безгражданства находят свое воплощение в ряде международных конвенций (Гаагская конвенция по вопросам гражданства1930 г.. Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины в 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.).

Институт дипломатической защиты граждан в настоящее время продолжает основываться преимущественно на нормах международно-правовых обычаев Аксенов А.Б. Международно-правовые принципы регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005. Вып. 6. С. 16-23.. При разработке Проекта статей о дипломатической защите в рамках Комиссии международного права ООН помимо кодификации было достигнуто также и прогрессивное развитие норм института дипломатической защиты применительно к вопросам гражданства.

Принципы, касающиеся гражданства, закреплены во многих основополагающих международных документах и нашли соответствующее отражение в российском праве. К таким принципам относятся: право на гражданство, равное гражданство, недопустимость произвольного лишения гражданства, а также избежание безгражданства.

Анализируя российскую практику в связи с исполнением международных договоров в сфере гражданства, приходим к важному выводу, что полномочные органы, ведающие делами о гражданстве, не соблюдают процедуру официального опубликования международных договоров в области гражданства как обязательного условия их применения, что противоречит ст. 30 Федерального закона «О международных договорах РФ». Зачастую задержка с опубликованием может служить препятствием для применения договоров вступивших в силу, к внутригосударственным отношениям в сфере гражданства . Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. С. 143-144..

Следует сделать вывод, что Российская Федерация, как член Совета Европы и государство-участник Конвенции 1997 г., активно включилась в процесс обновления своих позиций и подходов в вопросах гражданства, приводя их в соответствие с «европейскими стандартами».

studbooks.net

Название книги

Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций

Некрасов Сергей

Институт гражданства

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

• Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

• Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

• Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

• Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

• обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

• наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

• отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

• владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

• наличие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

• проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

• получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

• рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

• состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

• наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

• если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

• если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

• если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

litresp.ru

20. Институт гражданства Российской Федерации: понятие, принципы, порядок приобретения и прекращения

Гражданство РФ– это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ:1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ– основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ:1) единство и равность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Основания приобретения гражданства РФ:1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ; 3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке; 6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

3. Восстановление в гражданстве РФ – возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

Отношения гражданства РФ включают в себя не только приобретение его и основания этого, а также прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращения гражданства РФ:1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ– свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

studfiles.net

admin

Обсуждение закрыто.