Предупреждение насильственных преступлений

Предупреждение насильственных преступлений

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Рост насильственной преступности показывает деградацию нравственной стороны общества и слабость правоохранительной системы. Для предупреждения таких преступлений требуются неотложные меры по социально-экономическим и политическим преобразованиям в стране, а также повышение в обществе значения нравственности и морали (надо пропагандировать здоровый образ жизни, уважение к труду, бороться с алкоголизмом и наркоманией, прекратить пропаганду жестокости, вернуть уважение к чести и достоинству другого человека и т. п.).

В правоохранительной практике необходимо повысить активность по выявлению и разобщению преступных групп (особенно подростковых), пресекать факты ношения холодного и огнестрельного оружия, бороться с вовлечением в преступную деятельность ОПГ несовершеннолетних, вести профилактическую работу по предупреждению насильственных преступлений и хулиганства комплексно на общем, групповом, индивидуальном уровнях. Для этого должны вырасти роль и ответственность соответствующих структур, включая ОВД и участкового инспектора милиции.

Для предупреждения насильственной преступности требуются следующие меры: выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, своевременная реакция на заявления об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия; осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, организация правового обучения и воспитания населения.

www.shpora.su

Предупреждение насильственных преступлений в исправительных учреждениях

Уголовно-правовая характеристика этих лиц также имеет особенности. Большинство осужденных (86 %), принимавших участие в совершении насильственных преступлений, ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений в период отбывания наказания, и лишь 14 % совершили их впервые. Более половины изучаемых осужденных были судимы неоднократно, а на момент совершения преступного деяния отбывали наказание в местах лишения свободы от 2 до 5 лет (66 %). 16 % проявили себя во время нахождения в ИК как злостные нарушители режима отбывания наказания.

Основы предупреждения преступности в исправительных учреждениях

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в ИУ, предполагает целенаправленное формирование правопослушного поведения осужденных средствами государственно-правового и социального характера (речь идет о нормах права и нормах нравственности). В современных условиях общесоциальное предупреждение должно учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества, что позволит удерживать насильственную преступность в ИУ на более низком уровне.

Насильственные преступления в исправительных учреждениях имеют определенные особенности, выражающиеся в особо опасном характере указанных преступлений; в тенденциях и закономерностях преступности в местах лишения свободы вообще; в криминогенных факторах преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе причинах конкретных преступлений и специфике их совершения; в личности преступника и жертвы; специфичной для мест лишения свободы группе преступлений, образующих ядро преступности.

Сотрудники УИС в силу избранной профессии обладают профессиональной виктимностью, которая характеризуется количественными (объемом, уровнем, структурой и динамикой) и качественными (личностными характеристиками потенциальной и реальной жертвы, уровнем ее способности к самозащите от криминальной угрозы, особенностями среды, уровнем латентности и социальными последствиями виктимности) показателями, имеющими свои особенности.

Неправомерными и некомпетентными действиями сотрудники УИС провоцируют проявление насилия против себя. Предкриминальная и криминальная ситуации в исправительных учреждениях носят конфликтный характер и чаще всего из-за отрицательного поведения жертвы, например в виде проявления грубости, жестокости сотрудниками исправительных учреждений в отношениях с осужденными.

Жертвами среди осужденных являлись лица, сотрудничавшие с администрацией мест лишения свободы. Жертвами среди осужденных становились и лица, которые не желали подчиняться преступной «элите» и правилам преступного мира, а также неспособные адаптироваться в среде по причине личностных качеств, а также неудовлетворенности собственным статусом в отряде, бригаде. Особенно это проявляется в первые месяцы пребывания осужденных в исправительных учреждениях.

Содержание виктимологической пенитенциарной профилактики преступлений включает в себя деятельность, направленную на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение в исправительных учреждениях и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработку или совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты от преступлений и последующей виктимизации.

Указанная деятельность, основываясь на исследованиях и анализе потенциальных криминогенных ситуаций и возможностей совершить преступление в отношении конкретных групп потерпевших, в основном реализуется в следующих формах:

– ситуативной профилактики (устранение объекта преступного посягательства, затруднение доступа к нему посредством архитектурного планирования и применения средств активной и пассивной безопасности, изменение мотивационной ценности объекта преступного посягательства и пр.);

– «общинной» профилактики (создание гармоничных отношений внутри коллектива осужденных; компетентность обращения с потенциальными жертвами; кооперация осужденных и администрации, создание систем медиации, направленных на неконфликтное разрешение критических ситуаций, организацию благоприятных и гармоничных условий жизнедеятельности осужденных, снижающих социальную напряженность и готовность к совершению преступлений);

– индивидуальной виктимологической профилактики (через обеспечение личной безопасности и проведение кампаний по обучению потенциальных потерпевших способам нейтрализации конфликтов, принятие специальных мер для потерпевших с повышенной виктимностью).

К основным направлениям профилактической деятельности сотрудников исправительных учреждений относятся:

– вторжение в кризисные ситуации посредством обеспечения безопасности для жертв, создание возможности в рамках закона выплеска эмоций, организация психологической поддержки в процессе консультирования и первой встречи жертвы с представителями социальных служб и администрации исправительных учреждений. Как правило, такая деятельность включает в себя: проведение комплекса мероприятий по организации физической и психологической безопасности жертвы (известно, что жертва чувствует себя небезопасно, если ее опрашивают рядом с правонарушителем или в том же помещении, где имело место нападение; ей не дали возможности переодеться; она испытывает чувство голода, холода и ощущает себя некомфортно; нападающий не найден и угрожал вернуться; преступник известен жертве, боящейся последствий официального хода дела; угрожают членам семьи и близким жертвы); обеспечение конфиденциальности взаимоотношений жертвы с представителями правоохранительных органов и социальных служб; следование потребностям жертвы в процессе первичного контакта; оказание первичной психологической помощи через процесс замещения, дискуссии, возможность разрядки выражения мыслей, эмоций и чувств; оказание помощи и поддержки в понимании того, что страх перед преступлением нормален и стыд не означает, что жертва нездорова; оказание помощи в осознание того, с какими последствиями преступления еще предстоит столкнуться; привитие навыков контроля над ситуацией; «вымывание» стресса; понижение кризиса посредством немедленного обеспечения личной безопасности; восстановление потребности жить;

– немедленное оказание прямой помощи (включая скорую медицинскую, помещение в безопасное место);

– информационная поддержка, касающаяся прав жертвы на всех стадиях общения с представителями государственных служб и организаций;

– консультирование (включая эмоциональную поддержку в процессе индивидуального и группового консультирования, длящегося консультирования и психологической помощи; прямое направление в убежище, помощь в замене вещей; обеспечение жертвы информацией о том, как предупредить дальнейшую виктимизацию, к кому обращаться за помощью для консультаций, включая лиц, не являющихся сотрудниками данного ИУ, например уполномоченных по правам человека);

– адвокатская деятельность (обеспечение юридической помощи и представительства законных прав и интересов жертвы при получении страховки, компенсации, вовлечении государственных служб в восстановление собственности, в получение убежища, помощи в ходе уголовного процесса);

– оказание помощи в процессе расследования уголовного дела и судебного разбирательства, а также иных контактов с системой уголовной юстиции (информация о правах; персональная поддержка в процессе слушаний; обеспечение скорейшего возвращения собственности, реституции; поддержка в процессе апеллирования, обеспечение исполнения решения);

– обучение привлеченных профессионалов со специальным уклоном для обеспечения прав жертвы (психологическая подготовка, включающая в себя снятие стрессов, недопущение физического, психического, эмоционального безразличия по отношению к правам жертвы; недопущение переноса виктимизации на себя, приводящего к неверию в идеалы и систему уголовной юстиции);

– предупреждение виктимизации (первичной и вторичной виктимизации, работа с рецидивными жертвами, скоординированность программ ограничения виктимизации с программами и планами предупреждения преступности, проведение общественных кампаний по интеграции потерпевших и органов уголовной юстиции, создание специальных координационных органов по виктимологической профилактике).

Перечисленные виды должны осуществляться подготовленными профессионалами, стремящимися последовательно добиться как общего снижения страха перед преступными посягательствами, так и ограничить виктимизацию посредством адресного вмешательства в жизнедеятельность определенных типов жертв и конкретных людей. Это достаточно сложная работа, требующая высокого уровня подготовки. Вместе с тем потребность в такой системе реально имеется, и упускать возможности по виктимологической подготовке кадров нельзя.

При проведении профилактической работы следует учитывать комплекс объективных и субъективных факторов, которые являются характерными для исправительных учреждений и отражают доминирующие тенденции в среде осужденных. К ним относятся условия отбывания наказания, состояние социальной, психологической и воспитательной работы и материально-бытового обеспечения, скрытые источники внутри- и межгруппового влияния, дисциплинарная практика, структура и динамика нарушений законности и т. д. Эти цели могут реализовываться путем разбора конкретных ситуаций как среди осужденных, которые являются потенциальными жертвами в насильственных преступлений в ИУ, так и среди сотрудников УИС при выполнении ими служебных задач в опасных ситуациях.

Кроме того, не менее важным составляющим элементом профилактики конфликтов в ИУ является применение адекватных психолого-педагогических и административно-правовых мер воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных, что включает в себя социально-психологическую диагностику и прогнозирование развития конфликтных ситуаций, а также пресечение или урегулирование конфликтов.

Специально-криминологическое предупреждение может быть осуществлено там, где возникают и обнаруживаются криминогенные процессы и явления, оказывающие отрицательное воздействие на оперативную обстановку в ИК. Данные меры в определенном смысле являются базовыми для индивидуального предупреждения насильственной преступности.

Заключение

Итак, в настоящее время в исправительных колониях содержится более 800 тыс. осужденных, каждый пятый из которых осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый – за разбой, грабеж или изнасилование. Около 60 % судимы неоднократно. За период с 2002 по 2008 год удельный вес лиц молодежного возраста (до 25 лет) увеличился с 30,7 до 41,2 %, лиц, осужденных за убийства – с 12,3 до 16,6 %; за разбой, грабеж – с 18,8 до 19,4 %. Более половины (53,6 %) всех осужденных отбывают наказания за насильственные преступления.

Общественная опасность насильственных преступлений усиливается и тем, что они, как правило, причиняют вред здоровью потерпевших, нередко посягают на их жизнь, а в ряде случаев влекут за собой совершение других преступлений, таких как массовые беспорядки, дезорганизация деятельности ИУ, хулиганские действия с применением насилия. Они способны влиять на ухудшение криминогенной обстановки не только на территории исправительного учреждения, но и за ее пределами. Помимо этого, насилие подрывает, а часто и уничтожает веру осужденных в справедливость, закон, правопорядок, вызывает недоверие к администрации мест лишения свободы.

Список литературы

1. Слепов А.П. Особенности изучения осужденного, совершившего насильственное преступление во время отбывания наказания в исправительной колонии // Человек преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России. – 2006.

2. Ю.М. Антонян, А.Я. Гришко. Криминологическая характеристика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление: Науч.-практ. и информ. изд. – 2007. – № 4.

3. Насреддинова К.А. Понятие и значение виктимности в современной криминологии // Человек: преступление и наказание: Науч. журн. / Академия ФСИН России. – 2008. – № 2(61).

4. Насреддинова К.А. Личностные характеристики жертв преступлений в исправительных учреждениях // Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Самара, 6 февраля 2009 г. / Под общ. ред. А.В. Горожанина. – Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та ФСИН России, 2009.

5. Савельева Т.И. Особенности психокоррекционной работы в местах лишения свободы с осужденными, употреблявшими психоактивные вещества // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. – 2008. – № 3.

6. Тоболевич О.А. Психологические аспекты гендерной самоидентификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / О.А. Тоболевич // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. – 2008. – № 1.

7. Харюшин Д.В. Материально-техническое и финансовое обеспечение воспитательной работы с осужденными // Уголовно-исполнительное право. — 2007. — № 2.

law.pp.ru

Предупреждение насильственной преступности

Основой предупреждения насильственной преступности является решение глобальных экономических, социальных, политических, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно определяют существование насильственной преступности, ее состояние, динамику и структуру. Повышение экономического благосостояния людей, совершенствование их нравственного воспитания, решение политических задач и проблем повседневного существования, быта имеет первостепенное значение для борьбы с таким злом, каким является преступное насилие.

Все это, конечно, будет способствовать и снижению тревожности людей. Как уже говорилось выше, высокий уровень этого негативного явления с неизбежностью порождает агрессивность как способ защиты от действительных или мнимых опасностей. Но действительных опасностей достаточно много, и здесь деятельность правоохранительных органов должна быть особенно заметной и весомой — имеется в виду их своевременное и эффективное вмешательство в криминогенные конфликты, принятие мер к тем, кто дерзко нарушает общественный порядок и проявляет явное неуважение к людям. Конечно, очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сексуальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

В профилактике насильственной преступности следует отвести важную роль деятельности государства по предупреждению этнорелигиозных конфликтов и связанных с ними террористических проявлений. Необходима более жесткая борьба с незаконным оборотом оружия, который связан как с терроризмом, так и с организованной преступностью. Вообще, чем успешнее мы будем бороться с последней, тем легче нам будет противостоять насилию, поскольку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «предателями». Кроме того, некоторые члены преступных сообществ используют насилие ради насилия, ради причинения страдания, реализуя тем самым свои садистские наклонности.

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений:
а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;
б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;
в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;
г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;
д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная политика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрезмерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

В последние годы в российском обществе постоянно обсуждается актуальная проблема применения или неприменения смертной казни, появляется среди ученых и общественных деятелей все больше и больше ее противников. При этом в числе основных аргументов называется то, что это наказание сейчас не применяется в Европе, что смертной казнью никого нельзя запугать, что право на жизнь является неотъемлемым, что к смертной казни может быть приговорен и невиновный и т.д. Эти аргументы не представляются достаточно обоснованными:
— В Европе совершенно иная обстановка, нежели в России, в том числе криминологическая. В России совершенно другой менталитет, представления ее населения о добре и зле и воздаянии за зло не тождественны европейским.
— Неверно, что смертной казнью нельзя никого запугать. Можно напугать даже намного менее суровым наказанием, если оно будет неотвратимым. Повседневная практика убедительно свидетельствует, что санкции являются мощным регулятором поведения. Если бы угроза смертной казни могла бы остановить хоть одного убийцу, это явилось бы достаточным обоснованием ее необходимости.
— Право на жизнь является отъемлемым. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает по меньшей мере три случая освобождения от уголовной ответственности при правомерном причинении вреда. Если бы право на жизнь было бы неотъемлемым, мы не смогли бы защищать Родину от врагов и себя от нападения преступников.

Легко представить себе такую ситуацию: захватываются заложники, чтобы власть освободила лишенных свободы террористов. В этом случае мы подвергаем смертельной опасности жизни заложников только по причине весьма абстрактных соображений о недопустимости смертной казни, мы платим их жизнями за наши якобы гуманистические убеждения.

В отношении отдельных категорий наиболее опасных преступников (серийных убийц, террористов, повинных в гибели многих людей) сейчас, когда у нас фактически отменена смертная казнь, при назначении пожизненного лишения свободы в уголовном законе должна быть предусмотрена невозможность помилования.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психических больных, которые по решению суда направляются в психиатрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Решение комиссии в отношении конкретного лица обязательно должно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмотреть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стационары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и продуманную методику исправления тех, кто уже осужден за насильственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребованы или слабо востребованы практикой.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического внимания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам практически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что агрессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом состоянии, которые не являются алкоголиками.

psyera.ru

В борьбе с насильственной преступностью важное значение имеют меры общесоциального предупреждения. К ним относятся крупномасштабные государственные социально-экономические и политические преобразования, устраняющие причины и условия для насильственных преступлений как средства разрешения конфликтов.

Государство должно способствовать устранению таких объективно криминогенных факторов, как неудовлетворительные жилищные условия, проживание в коммунальных квартирах, совместное проживание разведенных супругов, родственников.

Важное значение имеет пресечение фактов насилия в семьях, лишение родительских прав.

Среди мер общего предупреждения важное значение имеет усиление правового обучения и правового воспитания населения.

Очень важно научить людей разрешать конфликты законными средствами.

Немалую криминогенную роль играет ущербная сфера досуга. Заботой государства должно быть создание условий для полноценного, дифференцированного по интересам, возрастным и профессиональным запросам досуга по месту жительства граждан.

Предупредительное значение могли бы играть пункты психологической помощи безработным при центрах занятости, фонды милосердия.

Сдерживанию насильственных преступлений могла бы способствовать государственная защита психики населения от видеоэкспансии насилия. Нужны законы, запрещающие демонстрацию насилия, грубой силы, нездорового образа жизни.

К основным направлениям специально-криминологической профилактики насильственных преступлений отнесены следующие:

— организационные меры: изучение и анализ информации об уровне,
структуре и динамике насильственной преступности и хулиганства в
каждом регионе и криминологическое планирование, профессиональная работа на отдельных территориях и объектах;

— осуществление профилактической работы в соответствующей
микросреде. Это систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности, обеспечение дислокации милицейской службы с учетом места и времени совершения насильственных преступлений;

— проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
— выявление и изъятие огнестрельного оружия; обеспечение общественного порядка на улицах и в общественных местах.

При осуществлении профилактики насильственных преступлений важны применяемые формы реагирования.

При эпизодическом реагировании участковые милиционеры и представители общественности могут применять советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.

При длящемся реагировании к мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т.д.

Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко
обострившейся конфликтной ситуации — часто повторяющихся ссорах,
скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц,
наркоманов. В таких случаях могут быть использованы меры правового
принуждения: лишение родительских прав, принудительный обмен жилой
площади или выселение за невозможностью совместного проживания;
ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической
больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т.п.

criminology-info.ru

Предупреждение насильственных преступлений

Предупреждение насильственных преступлений основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений включает в себя меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам но устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, относятся:

– выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

– нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

– обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

– ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

– запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

– усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

– изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

– выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

– принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений;

– четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

– рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

– организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

– осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц – руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

– организация правового обучения и воспитания населения [1] .

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

В настоящее время помимо традиционных предпринимаются попытки внедрения новых форм и методов предупреждения насильственных преступлений, в частности более активное использование технических средств.

Улучшению технической оснащенности органов внутренних дел в последние годы уделяется все больше и больше внимания. В целях обеспечения общественного порядка в местах массового пребывания граждан (на рынках, вокзалах, площадях, оживленных улицах и т.п.) получили распространение системы теле- и видеообзора, в том числе с выводом на мониторы стационарных постов полиции. Применение такой системы позволяет фиксировать любой инцидент и сто участников. Выведение конечных устройств системы наблюдения в диспетчерские службы (дежурные части, СПМ и т.п.) правоохранительных органов позволяет скрытно вести наблюдение на расстоянии, оперативно и эффективно реагировать на факты правонарушений. Системы телеобзора технически защищены от несанкционированного вскрытия и выключения, а также записывания и передачи как визуальной, так и звуковой информации посторонними лицами. В ряде регионов активно проводится внедрение средств экстренной связи населения с полицией.

Работа по внедрению технических средств наблюдения занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности. В частности, министр внутренних дел распорядился внедрить в российских регионах электронную систему, функционирующую в г. Москве. Данная система позволяет в режиме онлайн отслеживать не только ситуацию на улицах, реагировать на телефонные обращения граждан, но и контролировать работу сотрудников полиции. В Москве на улицах, в наиболее людных местах, вокзалах и метро установлены 60 тыс. видеокамер, из которых 30 тыс. уже выводят видеоинформацию на экраны центральной дежурной части. Указанная система также позволяет мгновенно соединиться с каждым столичным ОВД и увидеть, что происходит в данный момент во всех дежурных частях и камерах для задержанных.

В настоящее время, если не считать конституционных деклараций, реальные приоритеты в борьбе с преступностью никак не связаны с решением главной задачи – обеспечением безопасности граждан – потенциальных жертв преступлений. В законодательной деятельности и в практике правоохранительных органов их интересы игнорируются, а результаты виктимологических исследований и виктимологическая концепция предупреждения преступности своего отражения не находят. Отсюда растет ощущение незащищенности, пассивности и нежелания реальных и потенциальных потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами. С ростом отчуждения граждан от следствия и правосудия в целом связана, в свою очередь, и такая важная социально-психологическая проблема, как страх населения перед лицом растущей криминальной угрозы.

Важнейшей задачей сегодня является психологическая перестройка правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между полицией и потерпевшими. Такая изначально важная мера организации виктимологической профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран. В Великобритании, например, в соответствии с циркулярами МВД 1986 и 1988 гг. на всей территории страны предусмотрена реализация разноплановой программы переподготовки и обязательного обучения полицейских всех уровней, ориентированной на виктимологическую профилактику, осознание сотрудниками полиции интересов и нужд жертв преступлений, обучение методам обращения с жертвами, способам предупреждения виктимизации. Аналогичные программы обучения, а также разработанные совместно специализированными общественными организациями программы по профилактике виктимности действуют в ФРГ, США и других странах. В защиту нрав потерпевших проводятся различные кампании. Цели активистов борьбы за права потерпевших удачно отражает следующая цитата: «Жертва преступления (или ее представитель) наряду с обвиняемым должна иметь право быть извещенной обо всех уголовных судебных разбирательствах, присутствовать на них и быть заслушанной, причем ее права регулируются теми же правилами, что и права обвиняемого» [2] .

  • [1] См.: Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова.
  • [2]Голубева Л. Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений // Право и политика. 2007. № 7.

studme.org

admin

Обсуждение закрыто.