Основные понятия налогов

Основные понятия налогов

1.2. Основные налоговые понятия

1.2. Основные налоговые понятия

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Расчет налога производится периодически исходя из налоговой базы и ставки налога.

Налог считается установленным и обязательным к уплате лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налоговый период – период, за который исчисляется налог. Для УСН этот период равен одному календарному году.

Отчетный период – период, за который составляется налоговая отчетность по конкретному налогу, установленная Налоговым кодексом РФ. Для УСН это I квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для УСН это либо сумма полученных доходов, либо сумма полученных доходов, уменьшенная на сумму расходов. Для УСН на основе патента налоговая база – это потенциально возможный к получению годовой доход.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливается в процентах.

Налоговый режим – порядок определения элементов налогообложения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Налоговые органы – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Чаще всего налоговым органом именуется налоговая инспекция, поскольку именно с ней контактируют налогоплательщики по всем вопросам, касающимся исчисления и уплаты налогов.

Налогоплательщик – организация или физическое лицо, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность платить соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Место жительства физического лица – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Основные средства – часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.

Нематериальные активы – приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Для УСН это «доходы», «доходы, уменьшенные на величину расходов» и потенциально возможный к получению годовой доход для патентной формы.

econ.wikireading.ru

Основные понятия налогового права

субъект налога (налогоплательщик);

налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения;

сроки уплаты налога (индивидуальны для каждого налога);

порядок исчисления налога;

способы и порядок уплаты налога.

порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

ответственность за налоговые правонарушения;

Субъект налога — лицо, на котором лежит определенная законом обязанность уплатить налог за свой собственный счет.

Применительно к прямым налогам данное определение не требует комментариев. Но в отношении косвенных налогов ситуация осложняется: фактический и юридический налогоплательщики не совпадают в одном лице. Например, юридическими плательщиками акциза, который представляет собой надбавку к цене товара, является производитель подакцизного товара или его продавец. Они исчисляют сумму акциза и перечисляют ее в бюджет. Затем акциз включается в цену данного товара, и покупатель-потребитель становится фактическим плательщиком, или носителем налога, т.к. возвращает часть суммы акциза производителю или продавцу. Таким образом, потребитель товара — носитель акциза. Носитель налога — лицо, которое несёт в конечном счете тяжесть налога, по завершении процесса переложения налога. Таким образом, близкие по экономической природе понятия — субъект налога и носитель налога — необходимо различать. Субъектом налога является юридический плательщик. Налоги должны уплачиваться за счет собственных средств субъекта налога. Законодательство РФ запрещает применение налоговых оговорок, которыми обязанности по уплате налога с одного лица перекладываются на другое. В частности, Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» запрещает включать в текст контрактов оговорки, согласно которым работодатель принимает на себя обязанность уплатить налоги и обязательные платежи исполнителей работ. Закон предусматривает за применение запрещенных оговорок финансовую ответственность1.

Уплата налога не самим субъектом налога, а его представителем возможна в двух случаях. Во-первых, если имеет место представительство по закону — когда налоги на доходы недееспособных уплачивают их представители (родители, опекуны, попечители). Во- вторых, при представительстве по назначению. Российским законодательством допуска-ется возложение налоговой обязанности на должника субъекта налога в счет долга, который причитается налогоплательщику. Другие формы представительства по доверенности при уплате налогов в России распространения не получили.

Финансовым правом отношения между налогоплательщиком и государством определяются, в частности, в зависимости от критерия постоянного местопребывания плательщика. Для обозначения постоянного местопребывания существует специальное понятие — резидентство.

Резидентами являются лица, имеющие постоянное местопребывание в конкретном государстве. Нерезидентами, соответственно, — лица, не имеющие в данном государстве постоянного местопребывания. Для резидентов действует полная налоговая обязанность, которая означает, что налогообложению подлежат все их доходы — как получаемые на территории данного государства, так и доходы, получаемые в других странах.

Для нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, т.е. налогообложению подлежат только доходы, извлеченные именно в данном государстве.

Для резидентов и нерезидентов существуют также различия в порядке декларирования доходов и уплаты налогов.

Резиденты — физические лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, — это лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающие на территории страны не менее 183 дней в календарном году.

Юридическими лицами-резидентами признаны законом юридические лица, имеющие местонахождение на территории РФ и созданные в соответствии с ее законодательством.

Специальное понятие «резидент» в сфере валютных правоотношений рассмотрено в разделе настоящего пособия, посвященного валютному регулированию.

Объект налогообложения — в научной и учебной литературе по финансовому праву трактуется как юридический факт, который обусловливает обязанность субъекта уплатить налог . Таким фактом может быть:

состояние, юридический статус субъекта;

событие, происходящее с субъектом.

В первом случае это, например, владение собственностью, во втором — совершение оборота по реализации товара или сделки по купле-продаже, в третьем — вступление в права наследства.

Предмет налогообложения при этом представляет собой фактически существующий индивидуализированный материальный объект. Например, земельный участок, строение, здание, сооружение, денежные средства, вообще любое имущество или доход.

В Налоговом кодексе Российской Федерации под объектами налогообложения понимаются «имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога» . Достоинство данного определения — в нем предусмотрено, что: объектом налогообложения может быть только юридический факт, имеющий реальное экономическое содержание. Авторы комментариев к кодексу отмечают ошибочную позицию законодателя, который определил в качестве признаков объекта налогообложения его стоимостную, количественную и физическую характеристики. Эти признаки характерны для налоговой базы объекта налогообложения, что очевидно на примере налога на имущество: объект налогообложения в этом случае имущество, налогооблагаемая база — инвентаризационная оценка данного имущества . Кстати, означенная позиция прямо противоречит статье 53 Налогового кодекса, где точно такими же параметрами и характеризуется налоговая база.

Масштаб налога. В основе этой категории финансового права лежит понятие «налоговая база». Налоговая база представляет собой количественное выражение предмета налогообложения. Для измерения предмета налогообложения необходимо создание определенного критерия, конкретного параметра, т.е. величины, входящей в формулу налогообложения в качестве постоянной. Это и есть масштаб налога. Например, масштаб налога на недвижимость — стоимость недвижимости, масштаб налога на автотранспортные средства — мощность двигателя.

Налоговый период — установленный законом срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы и определяется размер налога.

Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, используемая для измерения количественного выражения налоговой базы. Например, при обложении земельной собственности естественно используются единицы площади.

Налоговая ставка, или норма налогового обложения, представляет собой определение в законе размера налога на единицу налогообложения. Существуют налоговые ставки трех видов:

Маргинальные (от франц. marge — величина, выражающая разность между двумя показателями) — прямо указанные в конкретном правовом акте о конкретном налоге и установленные в зависимости от налогового разряда — отдельной части дохода, принятой законодателем за критерий. Примером может служить современная система ставок подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации. Проще говоря, определенный размер дохода образует налоговый разряд, которому соответствует сумма налога, выраженная в процентах.

Фактические ставки устанавливаются как отношение уплаченного налога к налоговой базе. Определяется она в соответствии с законом и исходя из реального процентного отношения.

Экономические ставки представляют собой отношение уплаченного налога к совокупному доходу. Определяющую роль при этом в исчислении играет объем необлагаемого дохода, или размеры налоговых льгот. Например, если совокупный доход составляет X, а облагаемый доход X-1, то экономическая ставка может быть вычислена исходя из соотношения фактически уплаченного налога и совокупного (X) дохода.

Порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы именуется методом налогообложения. Существует четыре метода налогообложения:

Равное налогообложение, при котором для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога.

Пропорциональное налогообложение предусматривает равенство ставок (не сумм) налога, т.е. ставка не зависит от размеров налогооблагаемой базы.

Метод прогрессивного налогообложения означает увеличение ставки налога в соответствии с ростом налоговой базы.

При применении метода регрессивного налогообложения происходит сокращение налоговой ставки с ростом налоговой базы. Регрессивное налогообложение — эффективный стимулирующий фактор развития производства. Применяется этот метод в косвенном налогообложении. В современной России, к сожалению, пока он не получил развития.

Порядок исчисления налога. Налоги могут исчисляться либо самими налогоплательщиками, либо государственными налоговыми органами, либо так называемыми фискальными агентами (от лат. йэсш — казна). Последний термин заменен Налоговым кодексом на «налоговый агент», причем содержание понятия не изменилось. Обязанность эта устанавливается конкретными налоговыми законами. В современной российской налоговой системе функции фискальных агентов выполняют работодатели (предприятия) относительно физических лиц — работников предприятий. При этом ответственность за правильную и своевременную уплату налогов возложена не на налогоплательщиков, а на налоговых агентов. Налоги, которые рассчитывают сами налогоплательщики, именуются неокладными, а те, что рассчитываются налоговыми органами — окладными. Налоговый кодекс по существу не внес ничего нового в регламентирование порядка исчисления налога. Им установлено, в частности, общее правило, по которому налогоплательщик обязан без каких-либо указаний со стороны налоговых органов в установленные законом сроки исчислить сумму подлежащих уплате налогов и перечислить их в бюджет. В случаях, предусмотренных кодексом, эти функции выполняют налоговые агенты.

Существенным нововведением в налоговом законодательстве являются некоторые статьи главы восьмой кодекса, именуемой «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов». В профессиональной литературе отмечено, что до введения этой главы законы не содержали изложения требований, предъявляемых к налогоплательщику. Нормы, содержащиеся в данной главе, определяют такие важные позиции, как возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора, исполнение обязанности по уплате налога и сбора, пени и т.д. Практическое значение норм восьмой главы в том, что налогоплательщик получил достаточно точное и подробное описание своих обязанностей в соответствии с законом, а это, естественно, способствует обеспечению прав законопослушного налогоплательщика, препятствует неадекватным действиям налоговых органов.

Принципиально важное значение для понимания существа налоговых правоотношений имеет положение кодекса о том, что правомерным, законным в налоговом праве является только то, что прямо предписано законодательством, в частности, кодексом. Таким образом, в налоговом праве, как отмечают специалисты, не действует принцип гражданского права — «разрешено все то, что не запрещено», а, напротив, исполняется правило: только то, что установлено законом, правомерно, все иное незаконно .

Способы уплаты налогов:

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган декларацию, т.е. заявление о налоговых обязательствах. Основываясь на этом документе, налоговая инспекция рассчитывает налог и направляет плательщику извещение об уплате. Декларация представляет собой, в первую очередь, отчетный документ, с которым налоговые органы сверяют при исчислении налога данные контрольных проверок.

Уплата налога у источника дохода сводится к тому, что налогоплательщик получает доход не полностью, а за вычетом налога, рассчитанного и удержанного работодателем, выступающим в роли налогового агента.

Кадастровый способ. В его основе классификация типичных объектов (исторически первоначально это были земли) по определенным признакам в специальном документе — кадастре.

Кадастры бывают двух видов:

Реальный кадастр — документ (реестр), в котором в основу классификации положен определенный юридический факт, например, право собственности на имущество. Реальный кадастр отражает доход всех земельных владений собственника в совокупности, независимо от доходности отдельных участков (парк, пахотные земли, пустоши, виноградники).

Парцеллярный кадастр (от франц. рагсе11е — мелкий земельный участок) — реестр объемов, в основу классификации которых положена конкретная характеристика объекта, например, назначение и свойства земельного участка или строения.

При уплате налога кадастровым способом в расчет принимается предполагаемая доходность предмета налогообложения, а не реальный доход, и поэтому момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. В связи с этим для уплаты налогов кадастровым способом устанавливаются фиксированные сроки.

textbook.news

Основные понятия налогообложения и элементы налогов;

Субъект налогов (налогоплательщик) – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.).

Ст. 17 НК РФ устанавливает следующие элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. порядок исчисления налога;

6. порядок и сроки уплаты налога;

7. налоговые льготы.

1. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

2. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

4. Налоговая ставка, или, как ее еще называют представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.

В зависимости от объекта налогообложения налоговые ставки могут быть: твердыми (специфическими — руб./ед. НБ — акцизы. ) или процентными (адвалорными — % к стоимости объекта обложения: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные).

5. Порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

6. Порядок и сроки уплаты налога — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Порядок уплаты федеральных налогов – устанавливается НК РФ, региональных и местных налогов – законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

studopedia.su

Налоги: основные понятия

В литературе можно найти немало определений налога. Выделим наиболее существенные его признаки:

• налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;

• налог взимается не произвольно, а на основании закона;

• налог — это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;

• налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не находится в индивидуально эквивалентной количественной связи с ними;

• налог — это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и при необходимости взимается принудительно.

Исходя из этих характеристик можно определить налог как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством па законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию «налог» исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины «сбор», «пошлина», «платеж», «акциз».

Из приведенного определения налога следует, что регулирование налогообложения носит односторонний характер и основывается на государственно-властном принуждении. Налог не является результатом договоренности публичной власти и налогоплательщика. Налоговые правоотношения — это специфические обязательства внедоговорного характера. В этом состоят особенность налогового права и его отличие, скажем, от права гражданского, в котором господствуют отношения добровольности и равенства сторон.

Как следует из основных признаков налога, он неразрывно связан с государством. Сущность налога заключается в обеспечении государства необходимыми средствами. «Содержание правительства» (А. Смит) или «финансовое обеспечение деятельности государства» (Налоговый кодекс РФ — далее также НК РФ) — вот бесспорное предназначение налогов. «В налогах, — очень точно заметил К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, цивильный лист и табель о рангах, — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах».

Как ни странно, единое понимание российскими исследователями фискальной сущности налога не распространяется на толкование ими функций налогов. Каждый автор использует свой набор функций, расширяя регулирующее действие налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального и т.д., вплоть до экологического. В такой ситуации предпочтительной выглядит позиция, согласно которой налогам вменяется только одна функция — фискальная.

Если обратиться к аналогии с деньгами, то их эффективность как стимула, чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову придать деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег вторична: они как раз и могут стимулировать (поощрять, наказывать) потому что способны быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к чему сами деньги никакого отношения нс имеют.

Подобное рассуждение вполне применимо и к налогам.

Как обязательный платеж, налог «по определению», не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, благодаря своим размерам и условиям взимания он может служить в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, когда, как и на что будет израсходован — все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важным побудительным для плательщика фактором, т.е. стимулом. Весь стимулирующе-регулирующий набор проявления действия налогов задается конкретными параметрами налоговой системы, которая, разумеется, не может быть отождествлена с налогом как с финансовой категорией: освобождение от налога — стимул, но в самом налоге никакого стимула нет.

Особо следует подчеркнуть недопустимость сплошь и рядом встречаемой вульгаризации самого фискального смысла налога, трактуемого в качестве максимального одномоментного изъятия средств. Это принципиально неверно, ибо время существования государства не ограничивается никакими календарными, тем более налоговыми сроками, а следовательно, сохраняется и постоянная потребность в ресурсах. Таким образом, государство обязано при любой налоговой политике думать о том, что оно будет иметь завтра и всегда. Оно не может подрывать свои собственные корни.

Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает постоянное и возрастающее поступление средств. Утверждать, что фискальная суть налога душит производство, уничтожает объект обложения, т.е. саму себя, или противопоставлять ей какую-либо поощряющую роль, абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит свое воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах. Налоговая политика может быть бездарной и угнетать производство, но в этом нет вины налогов, как нет вины энергии атома в разрушительном применении ее людьми.

Изыскания отечественных исследователей в области налоговых функций, но всей вероятности, имеют целью придать некую объективность предлагаемым ими рецептам использования налогов, поэтому под эти рецепты и «открываются» новые функции. Но, как подчеркивает исследователь финансов Ф. А. Меньков, «понятие налога — что такое налог? — следует выводить из объективных данных, не смешивая с субъективными представлениями — чем должен быть налог, — которые имеются у отдельных лиц и общественных групп».

В налоговой сфере употребляется определенная специфическая терминология, особое значение в которой имеют так называемые элементы (основные характеристики) налога. Перечислим важнейшие из них.

Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону обязано платить налог. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) налога па другое лицо, выступающее тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога являются одним лицом.

Объект налога — те предметы или явления (автомобиль, доход, сделка), которые по закону подлежат обложению. Объект налога следует отличать от источника налога, хотя они часто совпадают (например, налог на заработную плату из нес же и выплачивается). Объектом налога с владельца транспортных средств будет автомобиль, но источником налога может быть любой вид дохода владельца автомобиля (заработная плата, пенсия, выигрыш и т.д.).

Облагаемой единицей называется определенная количественная мера объекта обложения: стоимость, площадь или иной признак (рубль, сотая часть гектара). С облагаемой единицей соотносится так называемая единица обложения — налоговая ставка, выражаемая в абсолютных суммах (например, 50 коп. с лошадиной силы мощности мотора) или в процентах (13% с каждого рубля дохода).

Качественная характеристика объекта обложения в облагаемых единицах образует налоговую базу. Если объект обложения — автомобиль, то налоговую базу составит его мощность. Именно к налоговой базе, а не к объекту налогообложения применяется налоговая ставка. Если, скажем, объектом обложения является прибыль, то базу обложения составит не вся прибыль, а лишь ее часть за вычетом установленных исключений и льгот (например, расходов на природоохранные мероприятия, благотворительные цели), т.е. то, что часто называют облагаемой прибылью.

К другим элементам налога можно отнести: порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты, ответственность за неуплату, порядок принудительного взыскания и т.д.

Классификация налогов, их группировка в зависимости от целей анализа может вестись по самым разным признакам: способ уплаты — денежные и натуральные; время действия — обыкновенные и чрезвычайные; уровень компетенции — государственные и местные. Широкое применение находит деление налогов на прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными — ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, прямой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный — с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог па добавленную стоимость (НДС), акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Большое значение имеет разделение подоходных налогов в зависимости от доли налога в доходе. Если эта доля растет с ростом базы, то налог прогрессивный, если падает -регрессивный. Пограничный случай — пропорциональный налог.

Рассмотрим пример. Предположим, что есть налог на доходы физических лиц с «плоской» ставкой 20% и необлагаемым минимумом в 500 руб. в месяц. Сравним четыре разных месячных дохода (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Прогрессивный налог с «плоской» ставкой, руб.

studme.org

Основные понятия, характеристики и состав налоговых систем зарубежных стран

Ключевые термины: налог; сбор; пошлина; парафискалитет; прямые и косвенные налоги; территориальные и резидентские налоги; импутационная и классическая модели налогообложения дивидендов; налоговые полномочия; налоговая политика; кейнсианская налоговая политика; налоговая политика «экономики предложения»; налоговое бремя; полная налоговая ставка.

Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем

Прежде чем перейти непосредственно к описанию основных элементов, состава и особенностей налоговых систем зарубежных стран, необходимо определить основные термины и понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Рассмотрим наиболее значимые характеристики налоговых платежей.

1. Законодательная основа — налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.

2. Обязательность — законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства.

3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете возмездность налоговых отношений тем не менее возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.

4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти — в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий) может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

Выделение указанных четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности.

В случае же взимания сбора (допустим, таможенного), налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

В зарубежных налоговых системах сбор — это обязательный взнос, уплачиваемый налогоплательщиком в обмен на получение от государства каких-либо услуг.

Заметим, что факт наличия в названии налога или иного обязательного платежа слов «налог», «сбор», «пошлина» еще не определяет существо данного платежа. В мировой экономической практике не всегда четко подразделяются три указанные категории. Так, в Швейцарии плата (по существу, пошлина) за освобождение от воинской повинности названа налогом. Часто акцизы называются акцизными сборами или акцизными пошлинами, будучи по существу налогами.

Вернемся к вопросу о парафискалитетах. Парафискалитет — обязательный платеж, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие институты.

Различные страны используют эти платежи (все или некоторые из них) для построения своих налоговых систем.

Налоговые системы стран базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических лиц и налогов с юридических лиц, резидентских и территориальных налогов.

По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении именно налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление подчас рассматривалось как устаревшее. Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

Личные налоги — это подоходные налоги. К числу последних относятся налог на доходы физических лиц (или индивидуальный (личный) подоходный налог) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций).

Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. real estate — «имущество, недвижимость»).

Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Косвенными эти налоги называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара (работ, услуг) и часто называются также налогами на товары и услуги.

К косвенным относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

Заметим, что разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы, однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением Верховного суда этой страны.

В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги.

К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия его общих расходов. Налоги указанной группы не имеют целевого назначения. В налоговых системах экономически развитых стран и большей части развивающихся подавляющее большинство налогов (на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные или целевые бюджетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

В зависимости от субъекта налогообложения — налогоплательщика налоги делятся на налоги на физических лиц и налоги с юридических лиц. В отношении налоговых систем большинства зарубежных стран такое деление носит очень условный характер. Во-первых, потому, что понятие «физические лица» в налоговых системах экономически развитых стран не используется. Его аналогом могут быть «индивиды» (individuals), «лица» (persons) или др. Понятие юридических лиц также встречается крайне редко, как правило, налоговое законодательство зарубежных стран оперирует конкретным перечнем — корпорации, акционерные общества, партнерства и т.д. Ниже мы будем использовать термины «физические» и «юридические лица» для простоты и удобства описания рассматриваемых явлений, но воспринимать их нужно с учетом сделанных выше оговорок.

Налоги с физических лиц — налоги, плательщиками которых в соответствии с национальным законодательством являются физические лица — индивид, персона, лицо.

Налоги с юридических лиц — налоги, плательщиками которых являются не отдельные физические лица, а компании, организации, корпорации, группы лиц и организаций.

По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные.

Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет, часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В государствах с федеративным характером государственного устройства можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную. Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, федеральных земель в Германии и т.д.).

По характеру определения субъекта и объекта налогообложения налоги делятся на резидентские и территориальные.

Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Например, при индивидуальном подоходном налоге первично определение налогоплательщика — физического лица (индивида, персоны). Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте — определение субъекта налога — налогоплательщика.

По большинству подоходных налогов первично определение субъекта налогообложения — налогового резидента, который должен платить налоги со всех доходов, полученных им независимо от территории, с которой они получены. Таким образом, определение субъекта налогообложения первично, а объекта — в известной степени вторично. Если объекты налогообложения определены применительно к кругу субъектов обложения, то это резидентские налоги. В этом случае государство при построении своей налоговой системы (или данного конкретного налога) ориентируется на субъект налогообложения.

Возможна иная ситуация. Вначале определяются объекты налогообложения: например, имущество, расположенное на конкретной территории, или природные ресурсы. Именно определение круга объектов налогообложения при этом носит первичный характер. Субъекты же налогообложения (налогоплательщики) определяются исходя из объектов: налогоплательщиками являются владеющие имуществом на территории (независимо от того, являются они резидентами или нет) или эксплуатирующие природные ресурсы.

Для развитых стран, которые ориентированы в большей или меньшей степени на экспорт капитала, в налоговых системах более характерна ориентация на резидентские налоги. Это позволяет им формировать собственный бюджет фактически за счет доходов, происходящих и с территории других стран — принимающих капитал. Обратная ситуация для государств с менее высоким уровнем экономического развития, являющихся в большей степени реципиентами капитала, чем его экспортерами, и (или) обладающих значительными по объему природными ресурсами. Для этой группы стран, с учетом национальных интересов, более предпочтительна ориентация на территориальные налоги, что позволяет им задействовать при формировании доходов собственных бюджетов в том числе и доходы, которые извлекают иностранные налоговые резиденты с территории данной страны.

НДС также взимается по территориальному принципу — им облагают обороты по реализации товаров (продукции, работ, услуг) на территории конкретной страны. Реализация товаров за пределами налоговой юрисдикции не подлежит обложению (облагается по нулевой ставке).

Достаточно сложно выявить страну, налоговая система которой строилась бы только по резидентскому или только по территориальному принципу. Как правило, действует комбинация указанных принципов в рамках налоговых систем.

Рассмотрим теперь основные элементы налога, к описанию которых мы будем обращаться при рассмотрении налоговых систем зарубежных стран.

Принято различать обязательные или существенные элементы закона о налоге и факультативные его элементы. Без первой группы элементов (или хотя бы в отсутствие одного из них) налог не может быть однозначно определен и, соответственно, может не быть уплачен. Наличие или отсутствие в законе о налоге факультативных элементов не влияет на сам факт уплаты налога.

К числу существенных элементов закона о налоге относятся:

o субъект налога (налогоплательщик);

o объект налога;

o налоговая база и порядок ее определения;

o налоговая ставка (норма налогообложения);

o налоговый период;

o сроки, способ и порядок уплаты налога.

Отсутствие или неполное описание хотя бы одного из приведенных выше элементов может привести к тому, что налог не будет уплачиваться в полном объеме. Если субъект налога четко не определен, то из-под обложения могут выпадать отдельные категории налогоплательщиков. Если не определен метод учета налоговой базы, то налогоплательщик может рассчитывать налоговую базу наиболее выгодным для себя образом.

К числу факультативных элементов закона о налоге, отсутствие которых в целом не влияет на саму обязанность уплатить налог и степень определенности налогового обязательства, относятся следующие:

o налоговые льготы, на которые может претендовать налогоплательщик;

o ответственность за налоговые правонарушения;

o порядок удержания (возврата неправильно удержанных) сумм налога и некоторые другие.

Отсутствие в тексте закона перечня налоговых льгот в целом не ставит под сомнение возникновение обязанности уплатить налог. Напротив, в этом случае имеет место наиболее широкий охват налогом различных субъектов и объектов. Здесь может возникнуть вопрос о степени справедливости налогообложения, однако вопрос о справедливости или несправедливости носит в значительной мере этический характер и в каждом обществе рассматривается по-своему. Отсутствие в тексте закона мер ответственности за налоговые правонарушения или процедур возврата неправильно удержанных сумм могут снижать в целом эффективность действия закона (если таковые не установлены иным более общим законодательным актом), но не формируют непреодолимых преград на пути исполнения налогоплательщиком его обязательств.

Рассмотрим некоторые элементы налога более подробно. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при описании налогов, действующих в разных странах, не было необходимости повторять ключевые определения и понятия.

Субъект налогообложения — лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Для налогоплательщика важным является именно указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок. Под последними обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.

Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Различают два вида представителей — по закону (законного) и по назначению (уполномоченного).

Законными представителями налогоплательщика — физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Законными представителями налогоплательщика — юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.

Следует различать налоговых представителей и фискальных (налоговых) агентов, а также налоговых агентов и налогоплательщиков. Весьма распространенной является ошибка, когда налоговых агентов отождествляют с налогоплательщиками.

На налогового агента законодательство возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию индивидуального подоходного налога.

В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. Президентам относятся те категории налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством имеют постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются те, кто не имеет в стране постоянного местопребывания. В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что у них подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность, что означает налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например). Ниже при описании подоходных налогов различных стран мы будем рассматривать, каким образом в каждой из них решается вопрос о том, кто именно является налоговым резидентом страны.

Определение налогового статуса физических лиц может быть произведено на основании использования целого ряда тестов (в разных странах применяются различные тесты):

o тест физического присутствия (пребывание на территории страны более определенного числа дней в году или за несколько лет);

o определение места расположения привычного (постоянного) жилища;

o определение центра жизненных интересов;

o определение места обычного проживания;

o факт гражданства.

Последовательность применения приведенных выше тестов (их более четкое определение) находят свое отражение как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях.

Так, для законодательства США весьма значимым является факт гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом физического присутствия они являются налоговыми резидентами других стран.

Вопросы истории

Еще в 1924 г. Верховный суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в конкретном случае с гражданина США — налогового резидента Мексики) доходов во всем мире не было ни нарушением Конституции, ни международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества гражданства США распространяются и за пределы его территории (например, США стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира). Тем самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их доходов.

Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике:

тест инкорпорации (юридическое лицо считается налоговым резидентом страны, если оно в ней зарегистрировано (инкорпорировано);

тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес;

— в соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Примером такой страны может считаться Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании;

тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии;

— исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории Италии, она рассматривается как налоговый резидент данной страны.

Тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных выше тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый.

Налоговый статус юридических лиц (компаний) может различаться и в зависимости от некоторых других, относительно частных критериев. Как правило, режимы налогообложения различаются по следующим основным критериям:

o организационно-правовая форма предприятия (компании). Различаются налоговые режимы для акционерных обществ, частных компаний и полных товариществ;

o отраслевая принадлежность. Зачастую имеют место различные налоговые режимы для компаний, являющихся финансовыми институтами и банками, и для иных (нефинансовых) компаний;

o масштабы предприятия. Иногда для предприятий малого бизнеса могут предусматриваться самостоятельные налоговые режимы.

Еще одним обязательным элементом налогообложения является объект налогообложения.

Под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог. Необходимо различать объект налогообложения и предмет налогообложения. Последний представляет собой некий физический объект (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога.

Рассмотрим это на примерах.

При обложении налогом на добавленную стоимость объектами налогообложения являются операции, представляющие собой реализацию товаров, выполненных работ, оказанных услуг или операции по ввозу товаров на таможенную территорию страны. Таким образом, имеют место некоторые предметы налогообложения, например произведенные товары, в отношении которых может возникнуть объект налогообложения, если эти товары будут проданы или импортированы. Объект налогообложения возникает только при реализации этих товаров — при наличии оборота указанных товаров или при ввозе их на территорию страны.

Существенным элементом закона о налоге является определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой количественную оценку (или количественное выражение) предмета налогообложения. Когда налоговая база изначально выражается в денежных единицах, то она фактически представляет собой часть предмета налогообложения. Например, налоговая база по налогу на прибыль корпораций представляет собой часть полученной прибыли, а налоговая база по налогу на добавленную стоимость — часть суммы реализации продукции.

Если налоговая база изначально не может быть выражена в денежных единицах, а представляет собой некоторые материально-вещественные параметры, возникает проблема определения масштаба налога. Масштаб налога — это физическая характеристика или параметр, положенные в основу формирования налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев транспортных средств может является мощность двигателя или содержание вредных примесей в выхлопе и т.д. (в кВт или л.с., % С02), масштабом налога на прибыль — сумма полученной прибыли (в национальной валюте).

К числу других существенных элементов закона о налоге следует отнести налоговый период, который представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Налоговым периодом может быть год (календарный, финансовый), квартал, месяц или несколько лет.

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения.

Налоговые ставки могут различаться:

o по методу установления — твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными;

o по экономическому содержанию — предельные (маргинальные), фактические и экономические.

При установлении специфических налоговых ставок (в виде твердых сумм) в законе фиксируется определенная сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении акцизами на алкогольную продукции налоговые ставки зачастую устанавливаются в твердых суммах (долл., евро и т.д.) за 1 л напитка. Аналогично в виде твердых ставок устанавливаются ставки налога на транспортные средства и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются, соответственно, в процентах от единицы налогообложения. Например, ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют некую долю от прибыли или доходов (доля, как правило, исчисляется в процентах).

Если говорить о втором аспекте проблемы формирования ставок — аспекте их экономического содержания, то можно выделить предельные (или маргинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические.

Предельные налоговые ставки представляют собой номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах. Например, ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании установлены следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Ставки индивидуального подоходного налога в Великобритании

Облагаемый доход, фунт стерлингов

admin

Обсуждение закрыто.