Влияние налогов на доходы на ввп

Влияние налогов на доходы на ввп

Влияние налогов на доходы на ввп

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее (табл. 9.1). Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж составляла 168% от прибыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью — 240%, то в отчетном году — соответственно 166,2% (18 658 11 226) и 231% (18 658 8080), т.е. прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. [c.298]

Пример 8. По данным приложения 3 заполните недостающие данные в таблице. Рассчитайте составляющие эффекта финансового рычага на начало и конец отчетного периода, сравните их в динамике и на этой основе определите, как меняется рентабельность собственных средств предприятия и риск банка, положительное или отрицательное влияние оказывает эффект финансового рычага на финансовый результат в конце и начале отчетного периода. Условная ставка налогообложения прибыли порядка 33% (1/3). [c.293]

Инфляция влечет за собой изменения фактических условий предоставления займов и кредитов, причем часто невозможно предсказать, в чью пользу изменятся условия кредитования, что влияет на эффективность инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств. Другим примером негативного влияния инфляции на параметры инвестиционного проекта является несоответствие амортизационных отчислений повышающемуся уровню цен, и, как следствие этого, завышение базы налогообложения. Амортизационные отчисления производятся на основе цены приобретения с учетом периодически производящихся переоценок, не адекватно отражающих темп инфляции. В странах с развитой рыночной экономикой зашитой от подобного налогового пресса являются законодательно разрешенная корректировка суммы начисленного износа и остаточной стоимости постоянных активов, создание специальных резервов для переоценки основных фондов, инвестиционный налоговый кредит. Так, ускоренная амортизация, представляя собой налоговое прикрытие, способствует уменьшению базы налогообложения и поощряет формирование капитала. При отсутствии подобных механизмов налоговое бремя тем сильнее давит на инвесторов, чем выше темпы инфляции амортизационные отчисления представляют собой фиксированные суммы, причем их удельный вес в себестоимости продукции падает, а накопления не дают возможности произвести адекватную замену оборудования. В результате — увеличение сумм выигрыша от налогового прикрытия отстает от динамики инфляции. [c.263]

Допустим, на определенном этапе во время проведения испытаний и опробований разведочных скважин на одном из открытых месторождений становится ясно, что компания располагает месторождением, способным обеспечить коммерческую добычу. Тогда же и должна быть создана междисциплинарная группа специалистов по работе над этим проектом. В состав подобной группы должны входить геологи, геофизики, специалисты в области разработки, экономисты. Результатом работы данной группы является построение модели месторождения. Уже на стадии работы с моделью месторождения необходимо привлечь к работе экономистов — стоимость рассматриваемых активов зависит от динамики затрат, прогноза цен на нефть, оценки влияния различных схем налогообложения и других факторов, важных с точки зрения успешного завершения работы. [c.148]

В противоположность кейнсианцам, представители одного из направлений неоклассицизма — «экономики предложения» — делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Концепция экономической динамики данного учения носит в целом критический характер и направлена на изучение сложной проблемы — «отрицательного» влияния на темпы экономического роста необоснованного вмешательства в экономическую систему государства и профсоюзов. Теоретики предложения считают, что поскольку действия правительства финансируются по линии бюджета, они входят в непроизводительное потребление, отвлекают денежные ресурсы, которые в противном случае могли бы использоваться для инвестирования. Другим отрицательным фактором, по их мнению, является несовершенство налоговой системы, прежде всего, высокий уровень налогообложения доходов корпораций. Неоправданно большие налоги вносят существенные искажения в рыночные процессы, способствуют искусственному снижению предельной эффективности факторов производства. Она может уменьшиться настолько, что владельцы сбережений откажутся от инвестирования, а население предпочтет пособие по безработице заработной плате. Это вызовет сокращение реальных доходов и частных сбережений и в результате падение темпов экономического роста. [c.210]

Анализ ценовых и неценовых составляющих предложения позволяет оценить степень влияния изменения цен на объемы реализации продукции, обнаружить зависимость объемов предложения предприятия от динамики цен на ресурсы влияния НТП и изменений в технологии производства государственной политики в области налогообложения и субсидирования цен на взаимозаменяемые товары изменения числа поставщиков на рынке данного товара ожиданий изменения цен со стороны производителей. [c.398]

Налогообложение и его влияние на динамику ВВП. [c.585]

Теория налогообложения включает определение сущности основных понятий, анализ структуры налоговых поступлений в бюджет и выявление функций налоговой системы, исследование базовой проблемы налогообложения и ведущих принципов ее решения, анализ влияния налогов на динамику ВВП. Рассмотрим названные элементы теории налогообложения по порядку. [c.591]

Общим критерием оптимизации справедливости и эффективности налогообложения можно считать определенное воздействие налоговой системы на динамику ВВП. Рассмотрим влияние роста индивидуального подоходного налога на изменение объема выпуска (рис. 30.6), предположив, как и в случае с государственными расходами, что начальная величина ВВП (С + I) составляет 1000 ед., МРС = 0,75, MPS = 0,25. [c.598]

Аспирант обязан знать не только методы, приемы управления денежными отношениями по каждому блоку финансового механизма, но и видеть взаимосвязь между ними, уметь оценить влияние тех или иных методов и приемов на размеры и динамику показателей, представляющих данный объект, а также другие объекты денежных отношений. Так, научный сотрудник, исследующий прибыль предприятия, должен знать методы прогнозирования, планирования, учета, стимулирования, государственного регулирования, налогообложения прибыли, уметь определить влияние изменения этих методов и введения новых на размеры прибыли, а также расходов, доходов, инвестиций, налогов, дивидендов. [c.4]

Независимость Банка России дает ему право самостоятельно определять свою денежно-кредитную политику. Но понятие единой денежно-кредитной политики государства более общее, она должна включать меры со стороны правительства, возможно, и других органов власти 4. Одному Центральному банку без взаимодействия с другими государственными органами невозможно решить задачу снижения инфляции, не говоря уже о более широком спектре задач, связанном с обеспечением экономики платежными средствами и стимулированием экономического роста. Это связано с формированием динамики цен в большей степени (если говорить о цели снижения инфляции) за счет факторов, находящихся вне сферы влияния Банка России рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, выравнивание ценовых пропорций, изменение условий налогообложения и др. [c.4]

Традиционное обучение экономическим знаниям не полностью отвечает современным требованиям жизни, поскольку имеет существенные недостатки. Во-первых, установилось жесткое разграничение между изучаемыми предметами, например, банковская деятельность, формирование бюджета (налогообложение и распределение расходов), система ценообразования, влияние социальной сферы и пропорций в секторе производства на макроэкономику и т.д. Такое деление не дает ясной социально-экономической картины в целом. Во-вторых, практически не учитывается влияние на экономическое развитие фактора времени, являющегося важнейшей причиной изменений в экономике. Он входит во множество таких существенных параметров, как интервал времени планирования и прогнозирования результатов управления последовательность реализации управленческих решений скорость изменения управляемых ресурсных потоков, динамика ожиданий будущих изменений и многие другие. [c.3]

Шестнадцатый тренажер позволяет исследовать влияние стратегии управления системой налогообложения на социально-экономическую динамику национального народного хозяйства. Тренажер состоит из трех одинаковых динамических моделей гипотетической страны. Каждая из моделей функционирует по выбранной для нее стратегии налогообложения. В результате прогнозируются процессы, при которых все макроэкономические показатели изменяются не одинаково, что позволяет провести сопоставительный анализ финансовых, материальных и социальных потерь и приобретений в каждый момент времени прогнозируемого интервала для различных стратегий систем налогообложения. [c.16]

В экономиках различных стран отсутствуют неизменные (канонические) системы налогообложения, поэтому в динамической модели тренажера применяется налоговая система, предназначенная лишь для моделирования влияния суммарной массы налогов на финансовую динамику фирмы. [c.88]

Сложность и неоднозначность влияния величин налоговых ставок на систему налогообложения, а затем на социально-экономическую динамику всего народного хозяйства страны потребовали построения такой структуры учебного тренаже- [c.331]

Система налогообложения является основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование научных программ. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены же во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рынка необходима система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации. [c.23]

Государство оказывает влияние на ценообразование через налоговую систему и политику амортизации. Во всех странах практически используются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы (форма косвенных налогов). Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров и услуг по определенной, установленной правительством ставке, и дифференцированные изменения ставок непосредственно воздействуют на динамику цен. Государственная политика установления цен на «акцизные товары», то есть на такие, которые являются объектом косвенного налогообложения, есть прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования. К таким товарам в большинстве стран относятся винно-водочные изделия, табачные, бензин, автомобили и ряд других. [c.21]

Реалистичные прогнозы доходов особенно важны, поскольку сравнительно небольшие ошибки в прогнозировании столь значительного агрегата могут оказать заметное влияние на сальдо бюджета, поскольку расходы часто трудно скорректировать в случае недополучения доходов бюджета. Прогнозы доходов должны подробно разъясняться на основе последних тенденций в динамике доходов, вероятной динамики макроэкономических показателей и предполагаемого влияния на доходы любых возможных последствий действующей налоговой политики и любых новых изменений в системе налогообложения. Различные страны располагают разными возможностями по применению современных методов прогнозирования доходов. Однако во всех странах необходимо максимально точно указывать использованный метод. Различные подходы к прогнозированию доходов кратко рассматриваются во вставке 22. [c.71]

Система налогообложения — важнейший элемент экономики государства. Она является главным инструментом перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ и решает другие задачи. Система налогов оказывает существенное влияние на формирование цен и их динамику. Цены также, в свою очередь, во многом определяют размеры налоговых поступлений. [c.133]

Дж. Б. Кларк и И. Шумпетер использовали макроэкономический подход не только к анализу рыночного равновесия, но и к выявлению экономической динамики. А. Пигу, в рамках маржиналистского подхода, обосновал необходимость усиления влияния государства на решение социальных задач. В работах К. Викселля обосновывается маржинальный принцип «равной предельной жертвы» при налогообложении, а также рассматриваются проблемы кредитно-денежных отношений. Э. Чемберлин всесторонне исследовал экономические отношения в сфере несовершенной конкуренции. Монополистически конкурентные структуры, или «монополии по Чем-берлину» и в современных условиях являются объектом исследования в рамках теории рационального поведения индивидов, фирм и других экономических субъектов. Названные учения и взгляды составили основу так называемой неоклассической экономической теории в рамках (E onomi s). [c.54]

Также в марте появились комментарии Минфина относительно динамики налоговой нагрузки на экономику в ближайшие несколько лет. Так, в случае реализации мер в налоговом законодательстве, предлагаемых Минфином в 2007-2009 гг., налоговая нагрузка может снизится до уровня менее 27% ВВП. Замминистра финансов РФ С. Шаталов заявил, что в 2005 году налоговая нагрузка, очищенная от влияния цен на нефть, составила 27,4% по сравнению с 33,6% в 2001 году. Он напомнил, что для снижения налогового бремени уже был принят ряд решений, часть из которых вступила в силу с начала 2006 г, а часть вступит с 1 января 2007 г. Среди последних — ускоренный и упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, ограничение по переносу убытков прошлых лет в налоговой базе по налогу на прибыль, отмена положения об определении эффективности результатов и расходов на НИОКР и снижение периода до 1 года. Планируется также с 2008 года решить ряд проблем, связанных с налогообложением водно-биологических ресурсов. [c.8]

economy-ru.info

Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и ВНП

Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами — государственными бюджетными расходами и налогами).
Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью: либо в периоды спадов, либо — подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют «встроенными стабилизаторами» рыночной экономики.
В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Оно показано на рис. 9.5. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы, с тем чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.

В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, сокращая таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними — и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.

  • Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются:
    • расширение круга налогоплательщиков;
    • увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги;
    • повышение ставок налогов.
    • В период спада налоги снижают, увеличивая возможность активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке.
      Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса — инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.
      ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.

      Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:

      .

      Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:

      1
      MPG = ———— ,
      1 — c

      где MPG — мультипликатор государственных расходов, с — предельная склонность к потреблению.

      С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.

      GDP = MPG x G,
      где GDP — прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G — прирост государственных расходов.

      Вторым главным компонентом госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции — экономическую и бюджетно-финансовую.
      Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.

    • Например, к данной функции относятся:
      • предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности),
      • снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники,
      • установление более высоких налогов на сверхприбыль.
      • Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства — в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.

      • По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:
      • прогрессивный налог,
      • пропорциональный налог,
      • регрессивный налог.
      • Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

        Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.

        При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

        Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.

        При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

        Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.
        Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное — в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС).
        Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок — размера налога на единицу налогообложения.

      • В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:
        • подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
        • деформирование и торможение процесса производства,
        • снижение трудовой активности,
        • рост теневой экономики,
        • массовая практика уклонения от налогов,
        • сокращение поступлений в госбюджет.
        • Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х гг., когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.
          Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

          Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис. 9.6).

          Значение налоговой ставки Х0 таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умах. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Х0 — не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны — ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства.
          Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.

          К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

          Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 614 . Нарушение авторских прав

          studopedia.info

          Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос и ВВП Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

          Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Солиджанова Махфуза Маруфджановна

          Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Солиджанова Махфуза Маруфджановна,

          The Influence of State Revenues and Expenditures upon Aggregate Demand and Gross Domestic Product

          Текст научной работы на тему «Влияние бюджетно-налоговой политики на совокупный спрос и ВВП»

          УДК 336.1 М.М. СОЛИДЖАНОВА

          ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ВВП

          Экономическое развитие всех стран характеризуется цикличностью.

          Как отметил Дж.М. Кейнс, «под циклическим движением мы подразумеваем такое развитие экономической системы, например в сторону подъема, при котором вызывающие его силы накапливаются и усиливают друг друга, но потом постепенно ослабевают, пока в известный момент не замещаются силами, действующими в противоположном направлении» [1,с. 118].

          Извилистый путь развития экономических держав после Второй мировой войны, ярким примером которого выступает экономическое развитие Японии, во многом подтверждает циклический путь развития экономики страны. Для демонстрации цикличного характера развития переходной экономики, нам импонирует опыт подъема экономики Японии. Опыт данной страны нам интересен в контексте восстановления послевоенной экономики и дальнейших этапов достижения экономического роста. С 1955 года, т.е. спустя десять лет после окончания войны, Япония двинулась по пути построения современной экономической державы. После долгих и утомительных дебатов в политических и деловых кругах, в послевоенной Японии был взят курс на урегулирование экономического положения с помощью внешней торговли. В данном случае опыт Японии демонстрирует явное государственное вмешательство, а иначе говоря, государственное регулирование процессов внешней торговли, что, в свою очередь, делает основной упор на увеличение объемов экспорта. Это говорит о стимулировании объема совокупного предложения в открытой экономике. Сегодня ясно, что для такой страны, как Япония — страны со скудными природными ресурсами, с многочисленным населением и с небольшой территорией — это решение было правильным. Тогда японское правительство даже не представляло, в какой степени достижение целей экономического развития зависит от масштабов внешней торговли. В 1959 году объем японского экспорта составлял всего лишь 3 млрд. 400 млн. долларов, а объем производства стали — лишь 18 млн. тонн. Согласовывая количественные показатели и учитывая демографический рост, с тем чтобы доходы на душу населения удвоились («План удвоения доходов», разработанный по инициативе премьер-министра Икэда в 1960 г.), было рассчитано, что через 10 лет, т.е. в 1970 году, экспорт должен быть увеличен до 10 млрд. долларов, а годовой объем производства стали составит, как минимум, 50 млн. тонн. Тогда государственные учреждения и частный сектор не были уверены в достижении этих плановых показателей. Тем не менее, оказалось, что в 1970 году объем

          японского экспорта достиг не 10, а 20 млрд. долларов. В 1973 году соответствующий показатель составил 40 млрд. долларов. Наряду с этим, в 1970 году было выплавлено 92 млн. тонн, а в 1973 году — 120 млн. тонн стали. Между прочим, эта последняя цифра — 120 млн. тонн — самая высокая за весь послевоенный период, вплоть до 90-х годов прошлого столетия.

          Между тем, в 70-е годы в японской экономике наметился очередной серьезный поворот. Поводом послужил первый нефтяной кризис 1973 года. До этого Япония, ставшая крупнейшим в мире импортером нефти, платила по два с лишним доллара за баррель нефти. В результате нефтяного кризиса цена сразу подскочила до 10 долларов 50 центов, а затем еще более повысилась. Это послужило страшным ударом для Японии с её растущей экономикой. Поэтому на повестке дня сразу оказались меры, направленные на сдерживание экономического роста, сокращение импорта, особенно импорта нефти, и перестройку индустриальной структуры, базирующейся на массовом потреблении нефти в качестве энергетического сырья [4, с.21-23].

          Пример циклического развития даже при существовании феномена «японского чуда» еще раз убедительно говорит о том, что внешние и внутренние факторы, порождаемые кризисными явлениями, при открытой экономике все равно вызовут соответствующую реакцию национальной экономики для регулирования совокупного спроса и совокупного предложения в целях достижения плановых показателей экономического роста. Вопрос в том, какими инструментами произвести государственное вмешательство в ход принятия управленческих решений бизнеса. Мнения представителей школ экономической теории в этом вопросе имеют отличительные характеристики. Прежде, чем ответить на вопрос, — каким инструментом воспользоваться при государственном воздействии на величину совокупного спроса или ВВП, — нужно выяснить, в каких целях претворяется такое воздействие, какие цели при этом преследует государство? В случае с послевоенной Японией государство проводит координированную финансовую и денежно-кредитную политику, для того чтобы сократить величину потребления (импорта нефти), сдерживая при этом экономический рост, что на поверхности явления понимается как воздействие нефтяного кризиса. На самом деле тут государство реагировало на состояние мировой экономики соответствующим образом, что служит наглядным примером успешных и скоординированных действий государственных органов для предотвращения последствий мировых кризисов.

          Опыт японских реформ нам интересен в контексте разработки дальнейших мер и мероприятий для конструктивного государственного вмешательства в ход экономического и социального развития Республики Таджикистан.

          Во всем современном мире особенностью циклического развития является активное вмешательство государства в ход экономического цикла, с тем чтобы добиться большей устойчивости экономического роста. Как можно убедиться из истории развития экономических держав, иногда приходится сдерживать экономический рост посредствам фискальной или денежно-кредитной политики. Но мы придерживаемся мнения о том, что государственное вмешательство уместно в период спада экономического цикла.

          Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую конъюнктуру. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП для достижения плановых значений развития национальной экономики. При рассмотрении государственных расходов необходимо отметить, что они увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, следовательно, и увеличение показателя ВВП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастет на величину государственных расходов. И наоборот, сокращение государственных расходов означает снижение совокупных расходов и сокращение производства ВВП.

          Следовательно, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения.

          Теперь рассмотрим, как воздействуют на совокупный спрос налоги — другая составляющая фискальной политики. Увеличение налогов ведет к снижению реального чистого дохода, а следовательно, и к сокращению потребительских расходов населения, что отразится на всей сумме совокупных расходов. Если размеры инвестиций и государственных расходов прежние, то снижение потребительских расходов вызовет сокращение ВВП и занятости [5, с.204].

          Высокие налоги уменьшают стимулы к труду, производству, инвестированию и сбережению, посредством чего снижают экономический рост. При этом часто отмечается, что сложность оформления бухгалтерской и налоговой отчетности, сложность и неясность законодательства, громоздкость процедур, связанных с начислением и уплатой, а также возмещением налогов, можно приравнять к дополнительному налоговому бремени. Высокие налоги повышают стимулы к уклонению от уплаты налогов, что снижает при прочих равных условиях качество налогового администрирования. Здесь уместно привести результаты анализа налогового бремени на экономику Таджикистана как доли налоговых поступлений в стоимости ВВП.

          Таблица 1. Налоговое бремя на экономику как доля налогов в ВВП за 2000-2012 гг*.

          Годы Налоговые платежи, млн. сомони ВВП, млн. сомони Доля налогов в ВВП, %

          2000 212,1 233,5 1786,8 13,1

          2001 318,8 351,3 2563,8 13,7

          2002 433,7 496,5 3375,5 14,7

          2003 630,0 712,6 4761,2 14,9

          2004 887,7 933,3 6167,2 15,1

          2005 1161,8 1192,5 7206,6 16,5

          2006 1424,3 1567,4 9335,2 16,8

          2007 2035,3 2288,6 12804,4 17,9

          2008 2874,5 3298,2 17706,9 18,6

          2009 3659,1 3659,1 20628,5 17,7

          2010 4400,3 4443,9 24707,1 17,9

          2011 5584,5 5892,1 30071,1 19,6

          2012 6970,9 7102,1 36161,1 19,6

          2012/2000 32,8 30,4 20,2 1,5

          Переведем данные из таблицы в соответствующие диаграммы для сравнения темпов роста трех взаимосвязанных показателей в рамках анализа налогового бремени, а именно: динамику ВВП, фактические налоговые платежи в бюджет и долю налогов в ВВП. Таким образом, легко заметить, что ВВП в денежном выражении за анализируемый период, то есть с 2000 по 2012 годы, сохранял неизменную тенденцию к росту (рисунок 1). Почти такая же тенденция, но только с небольшим отличием, сохранилась и в динамике доли налогов в ВВП, то есть в налоговом бремени.

          40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

          Рисунок 1. Динамика ВВП за 2000-2012 гг.

          Соответственно, фактические налоговые платежи в бюджет повторяли такую же динамику (рисунок 2). Почти такая же тенденция, но только с небольшим отличием, сохранилась и в динамике доли налогов в ВВП, то есть в налоговом бремени.

          Фактические налоговые платежи, млн. сомони

          8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

          2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

          Рисунок 2. Фактические налоговые платежи

          Небольшое отличие от двух предыдущих показателей связано с тем, что в 2008 году доля налогов в ВВП имела резкий скачок по сравнению с 2007 годом соответственно, с 18,6 % до 19,6 % ВВП. Далее темп роста этого показателя в 2009 году снижается до 18,3 %, а начиная с 2010 года по 2011 год скачок повторяется, достигая уровня 20,4 % ВВП (рисунок 3).

          Доля налогов в ВВП в 2000-2012 гг.

          -Ф— Доля налогов в ВВП, %

          Рисунок 3. Доля налогов в ВВП в 2000-2012 гг.

          Казалось бы, тут можно сформулировать начальные выводы, исходя из доли налогов в ВВП, по уровню и качеству налогового бремени, истолковав соответствие динамики тренда всех трех показателей. Даже можно сделать начальные выводы о том, что доля налогов в ВВП не так уж велика и не достигла своего критического значения. Однако нам пришлось принять во внимание некоторые характеристики национальной экономики для того, чтобы иметь более корректный взгляд на положение дел, связанных с налоговым бременем, с тем чтобы дать ответы, касающиеся показателя собираемости налогов в целом. В числе этих характеристик, на наш взгляд, основополагающими являются следующие:

          — анализируемые данные статистики несколько преувеличены в части темпов роста ВВП. Для получения более корректного вывода необходимо проанализировать и другие параметры изменения показателя ВВП в переходной экономике;

          — необходимо принять во внимание тот факт, что основными произ-водителями ВВП в Таджикистане, по сути, являются домашние хозяйства. Это прежде всего связано со структурой доли производителей ВВП в Таджикистане.

          Согласно данным Агентства по статистике, в Республике Таджикистан основные макроэкономические показатели все еще не достигли уровня 1991г. (начало рыночных реформ). Проведенный анализ динамики объема ВВП на период с 1991 по 2011 гг. некоторыми авторами показывает, что объем этого основного макроэкономического показателя в Таджикистане в 2011 г. достиг 85,6% от уровня 1991г. [3, с.83].

          Изучение макроэкономических показателей по Республике Таджикистан приводит к выводу, что до 1996 г. в стране наблюдалось систематическое снижение объемов реального ВВП, и только начиная с 1997 г. наблюдается тенденция восстановительного роста. Согласно официальной статистике, объем ВВП в 1996г. составил 32,5% от уровня 1991г., а объем ВВП на душу населения за указанный период сокра-

          тился до 30,8% от уровня 1991г. Такая же картина наблюдается в динамике ВВП в расчете на одного занятого, что является показателем производительности фактора труда на уровне макроэкономики. Следует отметить, что динамика объемов ВВП, ВВП на душу населения и ВВП в расчете на одного занятого здесь принята во внимание нами не случайно, а специально. Этим мы решили отметить, что функционирование любого макроэкономического агента тесно взаимосвязано с общей картиной функционирования национальной экономики. Это объясняется тем, что эффективное функционирование национальной экономики тесно переплетается с функционированием отдельных ее субъектов (в нашем случае налогоплательщиков).

          Тут необходимо отметить, что налоги в целом приводят к снижению доходов населения, однако следует учесть, что не весь доход направляется на потребление. Некоторая его часть поступает в сбережения. Если бы этого не происходило, тогда вся сумма налогов означала бы лишь вычет из потребления. Но поскольку располагаемый доход разделяется на две части — потребление и сбережение, то тогда снижение дохода вызовет сокращение и потребления, и сбережения.

          Следует остановиться и на том, что «фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведёт к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов — к росту деловой активности и объема выпуска» [2, с. 411].

          Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Можно отметить, что рост налогов вызывает снижение располагаемого дохода, а это ведет к сокращению потребления и сбережения. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

          В связи с этим необходимо отметить, что государство с помощью увеличения или сокращения налогов и государственных расходов может изменить объем совокупного спроса и совокупного предложения.

          В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами

          — государственными расходами и налогами). Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью — либо в период спадов, либо — подъемов.

          Так, в период подъема государство сокращает свои расходы, с тем чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.

          Тут необходимо привести необходимые статистические данные национальной экономики за ряд лет, с тем чтобы выявить динамику и причины такого роста в Республике Таджикистан. Начиная с 2007 года в экономике наблюдался постоянный рост ВВП, например, на 7,8% в сопоставимых ценах по сравнению с 2006 годом (см. табл. 2). В 2008 году рост ВВП в реальных ценах составил 7,9%. В 2009 году мировой финансовый кризис повлиял на снижение темпов роста экономики. Реальный рост ВВП в 2009 году в сопоставимых ценах 2008 года достиг 3,4%.

          Величина прироста ВВП изменилась за последние 5 лет от 6,7% до 10,6%. Замедление темпов роста в отдельные годы вызвано сокращением объемов производства хлопка и выработки электроэнергии [6].

          Динамика роста ВВП и государственных расходов РТ за 2007-2012гг.

          -♦— ВВП —і■— Расходы госбюджета

          Рисунок 4. Динамика роста ВВП и государственных расходов РТ за 2007-2012 гг.

          Рисунок 4 наглядно показывает, что тенденции роста ВВП и государственных расходов имеют между собой прямую корреляционную связь (хотя не очень сильную), которая продиктована закономерностями экономической теории как науки. Таким образом, можно отметить, что, в противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым сокращая доходы населения и фирм, а с ними — и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.

          Динамика ВВП и государственных расходов РТ за 2007-2011 годы _______________________(в ценах соответствующих лет, млн. сом)

          ВВП 12779,7 17609,3 20622,8 24700,0 30100,0 36161,1

          Рост в % 7,8 7,9 3,4 6,5 7,4 7,5

          Расходы госбюджета 3494,8 4823,8 5687,3 6712,5 8562,1 9107,9

          к предыдущему году, в разах 2,0 1,4 1,2 1,2 1,3 1,1

          % к ВВП 27,3 27,4 27,6 27,2 28,5 25,2

          Рассчитано автором на основе данных Агентства по статистике при Президенте РТ за соответствующие годы. См.: www.stat.tj

          Как видно из таблиц 2 и 3, доля государственных доходов и расходов в объеме ВВП имеет тенденцию к росту. Особенно эта тенденция заметна за последний

          анализируемый период, т.е. с 2011 по 2012 гг. За 2011-2012 гг. рост государственных расходов составил 1,1%, соответственно, рост государственных доходов за этот период тоже составил 1,3%. Такая взаимная тенденция говорит в большей части о равновесии между частями бюджета.

          Рисунок 5, не противореча общепринятым постулатам экономической теории, вроде бы показывает, что в период спада налоговую нагрузку снижают, увеличивая возможности для активизации деятельности населения и фирм в неблагополучной экономической обстановке. На поверхности явлений кажется, что так произошло в экономике Таджикистана в 2008 году. Однако такое кажущееся явление должно быть проанализировано более тщательно, с принятием во внимание сложившейся налоговой политики в РТ за последние два десятилетия. Доходы бюджета в основном формируются за счет налогов и других обязательных платежей. Как видно из тренда на рисунке 5, рост государственных доходов не полностью повторяет реальный рост ВВП за последние пять лет. Другими словами, сдерживающая фискальная политика срабатывает не полностью. На наш взгляд, прежде всего это связано с низким значением показателя собираемости налогов в Таджикистане, который сохраняет такое значение несмотря на проведение целого ряда налоговых реформ. В свою очередь, собираемость налогов является тем самым показателем, который отражает качество налогового администрирования в стране. Таким образом, качество и уровень мер налогового администрирования в РТ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

          Динамика роста ВВП и государственных доходов РТ в 2007-2012 гг.

          ВВП Доходы бюджета

          Рисунок 5. Динамика роста ВВП и государственных доходов в РТ 2007-2012 гг.

          Динамика ВВП и доходов государственного бюджета РТ за 2007-2012 гг. _______________________________________________(в ценах соответствующих лет, млн. сом)

          2007 2008 2009 2010 2011 2012

          рост в % 7,8 7,9 3,4 6,5 7,4 7,5

          Доходы бюджета 2457,4 5231,4 5951,8 7024,3 8937,9 9673,5

          к предыдущему году, в разах 1,3 2,1 1,1 1,2 1,3 1,1

          % к ВВП 19,2 27,9 28,9 28,4 29,7 26,7

          Основные выводы по влиянию государственных доходов и расходов на совокупный спрос и ВВП можно сформулировать следующим образом:

          1. В современных условиях роль государственного бюджета с его компонентами особенно возрастает: по существу, он является инструментом, посредством которого государство формирует и использует централизованные фонды финансовых средств. Кроме того, налоги и государственные расходы как компоненты государственного бюджета оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства, занятость населения, потребление, сбережения, следовательно, на совокупный спрос и совокупное предложение, тем самым выступая как инструмент стабилизации экономики.

          2. В связи с циклическим развитием экономики государство посредством государственных расходов и налогов должно вмешиваться (особенно в период спада) в ход экономического цикла с целью обеспечения макроэкономического равновесия и более устойчивого экономического роста. Как один из компонентов государственных расходов, рост государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции, тем самым увеличивая объем совокупного спроса и выпуска продукции.

          В свою очередь, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, также воздействует на инвестиционную активность и способствует росту экономического потенциала, тем самым обеспечивая экономический рост.

          3. Налоговое бремя как макроэкономический показатель, характеризующий роль налогов в стимулировании экономического роста, имеет важное значение в интересах нашего исследовательского труда. Только оптимальное налоговое бремя может содействовать эффективной реализации фискальной политики. По результатам проведенного анализа можно считать, что доля налогов в ВВП в стране не так уж велика, но надо принимать во внимание показатели собираемости налогов.

          Список использованной литературы:

          1. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: избранные произведения /пер. с англ. Дж. М. Кейнс.-М.: Экономика, 1983. -С. 118.

          2. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. -5-е изд. испр.-М.: Изд. домГУВШЭ, 2007. -С.411.

          3. Машокиров, Ш.У. Рыночные основы развития домашних хозяйств переходной экономики (на примере Республики Таджикистан): дис. .канд.экон.наук: 08.00.01 / Ш.У. Машокиров. -Худжанд, 2012. -С.83.

          4. Хидэдзо, Инаба. Переход от регулируемой экономики послевоенного периода к рыночной экономике./ «Японское чудо» и советская экономическая реформа /под ред. Хидэдзо Инаба, Сэйдзи Цуцуми. — М.: Шелковый путь, 1991. -С. 21-23.

          5. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие в 2ч. / Б.И. Герасимов, Н.С.Косов и др. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. -Ч.2. С.204.

          6. www. tajinvest. tj. Официальный сайт Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ. (дата обращения: 19.06.2013).

          7. w.w.w.stat.tj. Официальный сайт Агентства по статистике при Президенте РТ. (дата обращения: 10.06.2013).

          1. Keynes Dj. M. General Theory of Engagement. Percentage and Money: selected works (the author used English translation). -M.: Economics, 1983. -p. 118.

          2. Matveyeva T.Yu. Introduction into Macroeconomics: manual/ -the 5-th edition, revised. -M. GUVSHEpublishing-house, 2007. -411pp.

          3. Mashokirov Sh.U. Market Foundations of Households Development in the Period of Transitive Economy (by Tajikistan Republic example). Dissertation aspiring for Candidate’s degree in Economy: 08.00.01 /Khudjand, 2012, P.83.

          4. Khidedzo, Inaba. Transition from Regulated Economy of post-War Period to that of Market one / “Japanese Miracle ” and Soviet Economy Reform / under the editorship of Khidedzo Inabo, Seydzi Tsutsumi. -M.: The Great Silk Road, 1991. -pp.21-23.

          5. Economy Theory. Macroeconomics. Transitive Economy: manual in 2 parts// B.I. Gerasimov, N.S. Kosov and others. — Tambov Publishing house under Tambov State Technical University. 2009. -P.2. -pp. 204.

          6. www. tajinvest.tj. Official site of State Committee on Investment and Management with RT State Properties ( date of addressing: 19.06.2013)/

          7. w.w.w.stat.tj. Official site of Statistics Agency under RT President (date of addressing: 10.06.2013).

          Влияние государственных доходов и расходов на совокупный спрос и валовой

          Ключевые слова: валовой внутренний продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, фискальная политика, государственный бюджет, государственные расходы, экономический рост

          В статье рассматривается необходимость государственного вмешательства в свете циклического развития экономики. Представлена взаимосвязь государственных расходов и налогов и их влияние на совокупный спрос и, следовательно, величину ВВП. Приведен результат анализа доли налогов в ВВП, динамики роста ВВП, государственных доходов и расходов. Сделаны основные выводы по реализации инструментов фискальной политики в переходной экономике в контексте циклического развития экономики.

          The Influence of State Revenues and Expenditures upon Aggregate Demand and Gross

          Key words: gross domestic product, aggregate demand, aggregate supply, fiscal policy, state budget, state expenditures, economy growth

          The article dwells on the necessity of state interference into a cyclic development of economy. Concurrently some other issues are touched upon. The interconnection between state expenditures and taxes and their influence over aggregate demand preconditions GDP growth. The author adduces the result of the analysis concerned with taxes in GDP, the latter’s dynamical growth, state revenues and expenditures. Principal conclusions on implementation of fiscal policy instruments in transitive economy have been made in the context of its cyclic development.

          cyberleninka.ru

admin

Обсуждение закрыто.