Пособия понятие и признаки

Пособия понятие и признаки

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие пособий и их классификация

Пособия — денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки.
Видов пособий много, но они классифицируются:

по сроку выплаты:

  • ежемесячные (пример: на детей до 16 лет; по безработице);
  • единовременные :
  • в связи с рождением ребенка;
  • на погребение;
  • мед. работникам, заразившихся ВИЧ инфекцией;
  • гражданам, пострадавшим в связи с терроризмом;
  • гражданам в связи с поствакцинальным осложенинием
  • по целевому назначению:

  • пособия, которые выплачиваются с целью полного или частичного утраченного заработка:
  • пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, которые суммируются с прошлым заработком;
  • пособия по безработице, которыя частично суммируется с заработком;
  • пособие за время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, которая призвана частично возместить утраченный заработок
  • в зависимости от финансового источника, за счет средств которого пособия выплачиваются:

  • различные пособия, которые финансируются за счет средств ФСС (страховые пособия):
  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщины, ставшие на учет в ранние сроки беременности;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • на погребение в случае смерти работника.
  • Этими пособиями обеспечиваются только те лица, которые работают по труд. договору, либо на иных основаниях не по труд. договору, но в период этой работы подлежат обязательным страховым взносам (адвокаты, старатели и т.д.)

  • пособия, финансируемые за счет средств субъектов всех уровней:
  • пособия при рождении ребенка
  • пособие на ребенка до 16 лет, если в семье средне душевой доход не превышает прожиточного минимума в данном регионе.
  • Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

  • Пособие по временной нетрудоспособности;
  • Пособие по беременности и родам;
  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • Ежемесячное пособие на ребенка;
  • Единовременные пособия на граждан из числа детей-сирот;
  • Пособие по безработице;
  • Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;
  • Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
  • Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
  • Ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
  • Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • Единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
  • Единовременное пособие вынужденным переселенцам;
  • Единовременное пособие беженцам;
  • Пособие на погребение.
  • www.shpora.su

    Пособия понятие и признаки

    § 21.1. Понятие пособий по праву социального обеспечения

    Социальная сфера охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом его развития является повышение жиз­ненного уровня людей. Понятие «уровень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле уровень жизни — это комп­лексная характеристика внимания общества к человеку. Она синте­зирует объем и структуру потребления; экономические и произ­водственно-технические условия труда; количество и качество сво­бодного времени; протекание демографических процессов, гаран­тии материального обеспечения членов общества и семей, имею­щих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, которые общество предоставляет для все­стороннего развития личности каждому иждивенцу. В узком (конк­ретном) значении уровень жизни представляет собой систему коли­чественных показателей, характеризующих объем, степень и каче­ство удовлетворения потребностей человека.

    Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволя­ют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у них есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показате­лей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, индекс реальных доходов населения и т.д.

    Показатели уровня жизни, как натуральные, так и стоимост­ные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно обоснован­ными нормами. Отклонения от таких норм позволяют измерять сте­пень приближения к эталону высокого жизненного уровня. Напри­мер, при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем государстве и в развитых странах вырисовывается следую­щая картина: в странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составляют от 15 до 30 % семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходуется в последнее время до 50 % бюджета семьи. Это означает, что у нас семье приходится эконо­мить на расходах, связанных с приобретением предметов длитель­ного пользования, определяющих качество досуга и духовного са­мосовершенствования.

    Объем потребления материальных и нематериальных благ зави­сит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

    Уровень жизни населения определяют не номинальные, а ре­альные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования уровня инфляции, раз­меров дотирования и социальных выплат. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределе­ния и перераспределения стоимости, причем данное распределе­ние подчас носит весьма противоречивый характер. Например, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, на­правляются через бюджет в сферу культуры, образования, здраво­охранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перерас­пределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

    Эту неэквивалентность государство старается компенсировать, используя особый механизм — социальное обеспечение: систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на за­щиту населения. Составным элементом (основным видом) социаль­ного обеспечения является пособие.

    Белорусская национальная система социального обеспечения представляет собой обусловленную социально-экономическими факторами внутреннюю структуру согласованных и взаимодейству­ющих между собой организационно-правовых подсистем социаль­ного обеспечения трудящихся, объективно разделенных на относи­тельно обособленные организационно-правовые формы и виды со­циального обеспечения населения, с учетом его правового положе­ния и форм собственности, с которой связан их труд.

    Одной из таких подсистем и являются пособия — составной эле­мент государственной системы социального обеспечения, являю­щийся организационно-обособленным комплексом правовых норм.

    Для характеристики понятия «пособие» по праву социального обеспечения прежде всего необходимо определить, что оно в себя включает.

    В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки дать единое понятие пособия путем конструирования ряда общих признаков, позволяющих, по мнению авторов, произвести их отграничение от сложных видов социального обеспечения.

    Анализируя данные, предложенные М.И. Полупановым 253 и К.С. Батыгиным 254 , определения понятия пособия по социальному обеспечению, можно заметить, что они содержат не только два общих признака, характерных для всех пособий по социальному обес­печению, но и другие юридические признаки.

    К таким юридическим признакам, раскрывающим содержание понятия пособия по социальному обеспечению, можно отнести:

  • денежную выплату;
  • ограниченность выплаты пособий определенными временны­ми рамками;
  • бесплатный алиментарный характер выплаты;
  • целевую направленность (выплачивается при наступлении оп­ределенных случаев): временное освобождение от выполнения тру­довых обязанностей (в связи с болезнью, при санаторно-курортном лечении, при карантине, при протезировании с помещением в стаци­онар протезно-ортопедического предприятия); уход за больным чле­ном семьи; беременность и роды; рождение ребенка; смерть; воспитание в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; рождение ребенка у одинокой матери и многодетность; необходимость ухода за ребенком-инвалидом; осуществление ухода за ребенком в возрасте до трех лет; необходимость ухода за больным ребенком; в связи с призывом на срочную службу в Вооруженные Силы семейных граж­дан, имеющих детей; безработица и другие случаи.
  • В юридической литературе понятие алиментарности пособий, как и других видов социального обеспечения, прочно вошло в ис­пользование. Признак алиментарности понимается в науке права социального обеспечения как обязательность и безэквивалентность предоставления социальных благ из специальных фондов для нетрудоспособных, формируемых за счет всего общества 255 . Этим поня­тием пользуются В.С. Андреев 256 , В.А. Аралов 257 , Е.И. Астрахан 258 , М.И. Полупанов 259 , А.Д. Зайкин 260 и многие другие авторы. При этом В.А. Аралов не многие виды социального обеспечения относит к числу алиментарных, считая, что алиментарными являются только выплаты тем лицам, которые не имеют права на государственные пенсии по старости. Поскольку право на этот вид обеспечения и его размер не зависят от прошлой общественно-полезной деятельнос­ти, В.А. Аралов сделал вывод, что только в этом случае в обеспече­нии нетрудоспособных граждан нет элементов вознаграждения за труд. Пенсию же по старости и другие виды социального обеспече­ния автор рассматривает как выслуженное, заработанное социаль­ное обеспечение.

    Пособия носят алиментарный характер и не зависят от обще­ственно-полезной деятельности. Иными словами, социальное обес­печение пособиями должно предоставляться гражданам в обяза­тельном порядке без применения договорных начал, на условиях, установленных законом. С учетом появления новых форм социального обеспечения пособиями признак алиментарности требует кор­ректировки, т.е. сегодня социальное обеспечение пособиями мо­жет строиться на договорных началах (предоставление пособий ра­ботникам за счет средств нанимателя, исходя из коллективных дого­воров на предприятии). Однако при этом они сохраняют признак обязательности исполнения договорных условий социального обес­печения пособиями и нередко безэквивалентности такого обеспече­ния (начинающие работники).

    На базе современного законодательства социальное обеспе­чение пособиями может предоставляться на безвозмездной осно­ве. Так, по Закону Республики Беларусь «О пособиях семьям, вос­питывающим детей» семья имеет право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д. 261 .

    Данный признак не относится ко всем видам пособий, поскольку пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются, как пра­вило, только работающим гражданам за счет средств государствен­ного социального страхования, формируемых из страховых взносов нанимателей и самого работника. Взносы на социальное страхование начисляются на заработную плату (и приравненные к ней доходы) и включаются в издержки производства, входят в себестоимость про­дукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Размеры пособия по временной нетрудоспособности зависят от заработка работников.

    И.В. Гущин 262 определил пособие по праву социального обес­печения как «ежемесячную или единовременную денежную выпла­ту алиментарного характера из общественных фондов потребле­ния, предусмотренных для нетрудоспособных в качестве помощи государства с целью:

  • восполнить утраченный ими заработок в связи с временным освобождением от выполнения трудовой функции по причине бо­лезни, беременности и родов, необходимости переквалификации;
  • покрыть, восполнить дополнительные расходы граждан, выз­ванные такими событиями и обстоятельствами, как рождение ре­бенка, смерть работника или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;
  • предоставить гражданам средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
  • Данное определение, на наш взгляд, более точное, так как охватывает все аспекты понятия пособий по праву социального обес­печения и круг лиц, имеющих право на пособия.

    Действительно, по своему целевому назначению пособия по социальному обеспечению являются помощью в предусмотренных законодательством случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособие имеет цель покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у се­мьи в связи с наступлением таких событий и обстоятельств, к кото­рым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств су­ществования.

    Пособия выплачиваются за счет средств государственного со­циального страхования из Фонда социальной защиты населения, Го­сударственного фонда содействия занятости, за счет средств госу­дарственного и местного бюджета, а отдельные виды пособий — за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.

    Для пособий характерна своя специфика юридических фак­тов, при наступлении которых возможно обеспечение граждан по­собиями. В качестве юридических фактов выступают такие события, как рождение ребенка, смерть самого работника или члена его семьи, инвалидность, многодетность, рождение ребенка у одино­кой матери, призыв на срочную службу в состав Вооруженных Сил лиц, у которых есть несовершеннолетние дети, временная нетру­доспособность, беременность и роды и другие.

    Право на социальное обеспечение, в том числе и на такой его вид, как пособия, закреплено в ст. 47 Конституции Республики Бела­русь. Общие принципы, которые лежат в основе концепции соци­альной защиты граждан Республики Беларусь, в том числе и семей с детьми, находят свое отражение и в денежных выплатах по систе­ме социального обеспечения, в системе пособий. Одни виды посо­бий призваны выполнять задачу помощи семьям в особых ситуациях (неполная семья, отсутствие алиментов, прохождение отцом сроч­ной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и др.), дру­гие же являются отражением признания обществом социально-эко­номической необходимости и целесообразности специальных ме­роприятий по поддержанию жизнедеятельности семьи, охране ма­теринства и детства (в случае беременности, рождения ребенка, необходимости ухода за детьми).

    Появление безработицы как массового явления потребовало разработки и принятия специальных мер по социальной поддержке этой категории граждан (введено пособие по безработице).

    Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, пред­ставляют самостоятельный институт прав социального обеспечения. Этим нормам присущи характерные только им правовые признаки и особенности, позволяющие отграничить их от других видов социаль­ного обеспечения.

    В то же время до сих пор в праве социального обеспечения нет единого понятия пособия как самостоятельного вида социального обеспечения.

    В совокупности юридических признаков, позволяющих дать определение понятия пособия, следует выделить прежде всего де­нежную форму данной выплаты, хотя сам по себе этот критерий не позволяет еще отграничить пособия, например, от таких выплат, как пенсии или компенсационные выплаты.

    В целях отграничения пособий от иных выплат необходимо рассматривать также и такой юридический признак, как их целе­вая направленность. Можно выделить следующие цели выплаты пособий: возмещение временно утраченного заработка; допол­нительная помощь к имеющимся у субъекта средствам суще­ствования.

    Социальная природа возместительных пособий заключается в возмещении утраченного заработка за определенный отрезок вре­мени (это пособия по беременности и родам, по временной нетру­доспособности и др.). Ко второй группе относятся пособия, пред­ставляющие собой либо компенсацию повышенных расходов (в свя­зи с рождением ребенка), либо компенсирующие полное отсут­ствие источников дохода, оказываемые в порядке социальной по­мощи (детям военнослужащих срочной службы, детям-инвалидам).

    Кроме того, необходимым критерием для характеристики по­собий как вида социального обеспечения являются финансовые ис­точники их выплаты. Источниками, гарантирующими выплату раз­личных видов пособий, являются:

    • Фонд социальной защиты населения;
    • Государственный фонд содействия занятости;
    • республиканский и местные бюджеты.
    • Различия в правовых статусах самих источников связаны как с особенностями формирования средств того или иного из них, так и с субъектным составом, обеспечиваемым за счет средств конкрет­ного источника.

      Анализируя природу пособий как вида социального обеспече­ния, необходимо также учитывать и их нормативную базу.

      Развивающиеся рыночные отношения привнесли в нашу жизнь такие новые явления, как, например, благотворительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. За­частую они ставят перед собой задачи помощи в денежной форме и реализуют их как на разовой, так и на периодической основе. Вместе с тем данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсутствие нор­мативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предоставления этой помощи.

      Говоря о пособиях как о самостоятельном виде социального обеспечения, мы должны прежде всего выделить такой их признак, как гарантированность со стороны государства, не исключая воз­можности получения пособий в рамках социального партнерства.

      Принимая во внимание указанные выше признаки, можно пред­ложить следующее определение понятия пособия как вида социаль­ного обеспечения.

      Пособия — это ежемесячные, периодические или единовре­менные денежные выплаты (как правило, алиментарного характе­ра), производимые как отдельным гражданам, так и семьям в це­лях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельства­ми, признаваемыми обществом социально значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

      253 Полупанов, М.И. Пособие по социальному обеспечению в СССР / М.И. По лупанов. — М., 1976.

      254 Батыгин, К.С. Пособия по государственному социальному страхованию: законодательство и комментарий / К.С. Батыгин, Г.С. Симоненко. — М., 1992.

      255 Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Р.И. Иванова. — М., 1986.

      256 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. — М., 1987.

      257 Аралов, В.А. Социальное обеспечение в СССР / В.А. Аралов, А.В. Лев шин. — М., 1959.

      258 Астрахан, Е.И. Трудовое увечье и иждивенство / Е.И. Астрахан. — М., 1967.

      259 Полупанов, М.И. Пособия по социальному обеспечению в СССР / М.И. Полупанов. — М., 1976.

      260 Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зай кин. — М., 1974.

      261 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

      262 Гущин, И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / И.В. Гущин; под ред. В.С. Андреева. — Минск, 1982.

      ebooks.grsu.by

      Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия

      Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

      В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

      Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.

      Давая понятие пособия, необходимо выделить те признаки, которые отличают данную выплату от пенсий и иных пособий, выплачиваемых гражданам не по системе социального обеспечения (например, от выходного пособия при увольнении и др.).

      В частности, следует обратить внимание на то, что пособия могут быть как ежемесячными, так и периодическими выплатами, а в некоторых случаях выплачиваются единовременно; право на их получение может быть связано с трудовой деятельностью гражданина (например, право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) либо не зависит от этого обстоятельства (пособия на детей, по безработице, социальные пособия на погребение); в одних случаях пособие предоставляется в целях возмещения утраченного заработка и размер его соизмеряется с этим заработком, в других — пособие выполняет роль дополнительной материальной поддержки и устанавливается в твердых размерах (например, пособие при рождении ребенка, единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и др.).

      1) пособие по временной нетрудоспособности;

      2) пособие по беременности и родам;

      3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

      4) единовременное пособие при рождение ребенка;

      5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

      6) ежемесячное пособие на ребенка;

      7) единовременное пособия для граждан из числа детей — сирот;

      8) пособие по безработице;

      9) единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

      10) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

      11) ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;

      12) ежемесячное пособие супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

      13) единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы:

      14) пособие на погребение и др.

      Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

      * по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);

      * по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические);

      * по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

      57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.

      Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании» на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года.

      Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют: граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства:

      1) Работающее по трудовым договорам;

      2) Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие;

      3) Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта РФ, а также муниципальные должности на постоянной основе;

      4) Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

      6) Лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду;

      7) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию и уплачивающие за себя страховые взносы.

      Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующих случаях:

      1. Заболевание или травма, связанное с утратой трудоспособности.

      2. Необходимость ухода за больным членом семьи.

      3. Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

      4. В случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребёнка в возрасте до семи (7) лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

      5. В случае долечивания в санаториях, расположенных на территории РФ непосредственно после стационарного лечения.

      Основанием для предоставления пособия является выданный в установленном порядке больничный лист.

      Размер пособия определяется в процентном отношении к заработку в зависимости от страхового стажа:

      1) Застрахованным, имеющим страховой стаж 8 и более лет – сто процентов заработка (в таком же размере – сто процентов, независимо от стажа, если трудовое увечье или профессиональное заболевание)

      2) При страховом стаже от 5 и до 8 лет – 80% заработка.

      3) Страховой стаж до 5 лет – 60% заработка (в таком же размере пособие выплачивается если временная нетрудоспособность наступила в течение 30-ти календарных дней после увольнения с работы).

      Заработок для исчисления размера пособия учитывается за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

      studopedia.org

      Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения

      Пособия по своей значимости и распространению занимают второе место после пенсий. Этим обуславливается, во-первых, широкий круг получателей, во-вторых, в ряде случаев более высокий размер по сравнению с пенсией и иными видами социального обеспечения, в третьих, предусмотрен более широкий круг оснований для обеспечения пособиями, чем для пенсий.

      Пособие – денежная выплата алиментарного характера 1 , предоставляемая по основаниям, на условиях и в размерах, предусмотренных действующим законодательством, как правило, в компенсационных целях.

      В.С. Андреев под пособиями по социальному обеспечению понимал все иные денежные выплаты, кроме пенсий, имеющие алиментарный характер, из фондов для нетрудоспособных, представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях 2 . В этом обобщенном определении отражены лишь общие признаки пособий, свидетельствующие об их принадлежности к отношениям социального обеспечения. В их числе: 1) предоставление из общественных фондов потребления — фондов для нетрудоспособных; 2) социально-алиментарный характер производимых выплат, т.е. их выдача проводилась на «бесплатных», безвозмездных началах для получателей при существующей обязанности («долженствовании») общества по обеспечению трудоспособных, семей с детьми с одновременным наличием у получателей обеспечения правомочия «притязания» на оказываемую помощь, иное выдаваемое благо 3 .

      Р.И. Иванова подчеркивала, что родовое понятие пособия будет иметь теоретическую и практическую ценность только в том случае, если, с одной стороны, оно будет содержать лишь существенные признаки этой формы материального обеспечения, а с другой — не будет ни излишне привязанным к конкретным видам пособий, ни слишком общим 4 . Исходя из этого, она определяла пособия как денежные периодические социально-алиментарные выплаты, носящие характер государственной помощи гражданам, которые предоставляются в случаях и на условиях, предусмотренных законом, с компенсационными и иными целями 5 . В этом определении помимо социально-алиментарного характера содержатся и такие дополнительные признаки пособий, как: периодичность их предоставления; государственный характер выплаты; компенсационные и иные цели выплат.

      По мнению В.Ш. Шайхатдинова, пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся не только по целям и источникам выплат, но и по характеру оснований предоставления и субъектам. Объединяет их лишь то, что все это денежные выплаты из социальных фондов 6 .

      Эти уточняющие признаки учтены К.С. Батыгиным в своем определении пособий как гарантируемых государством и соизмеримых в соответствующих случаях с оплатой по труду денежных выплат, предоставляемых бесплатно из средств государственного социального страхования рабочим, служащим и другим гражданам, отнесенным к числу подлежащих обеспечению пособиями при временном освобождении от выполнения трудовых обязанностей в связи с болезнью и другими причинами, предусмотренными законодательством, а также в целях компенсации в минимальных размерах повышенных расходов, вызванных такими событиями, как рождение или смерть 7 . Данное определение исходило только из понимания пособий как одного из видов государственного социального страхования.

      М.И. Полупанов дал следующее определение пособиям по социальному обеспечению: это денежные выплаты алиментарного характера, предоставляемые из общественных фондов потребления трудящимся в целях замещения утраченного по уважительным причинам заработка; семье — для содействия в содержании и воспитании подрастающего поколения; гражданам, не имеющим основных источников средств существования, — для оказания помощи, а также всем гражданам — для покрытия некоторых расходов, обеспечение которых социалистическое государство не считает возможным ставить в зависимость от их трудового дохода 8 . Хотя в данном определении наиболее полно указаны признаки, характеризующие пособие как вид социального обеспечения, однако в нем не совсем точно определены круг обеспечиваемых и цели выплаты пособий.

      Наиболее полно признаки пособия советского периода отразила Н.А. Купина, определяя их как ежемесячные, единовременные и периодические денежные выплаты социально-алиментарного характера, предоставляемые из фондов социального обеспечения нетрудоспособным гражданам, матери и ребенку, иным категориям граждан для возмещения утраченного заработка, компенсации дополнительных расходов либо в порядке социальной помощи, в определенных случаях в связи с общественно-полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с заработком, либо в твердой денежной сумме 9 . Как следует из указанного определения, Н.А. Купина выделяла следующие признаки существовавших в то время пособий: 1) характер денежных выплат — алиментарный; 2) продолжительность выплат — ежемесячные, единовременные и периодические; 3) источник выплат — фонды социального обеспечения; 4) субъекты — нетрудоспособные граждане, матери и дети и иные категории граждан; 5) цель выплат — возмещение утраченного заработка, компенсация дополнительных расходов либо предоставление в порядке социальной помощи; 6) условия предоставления — связь с общественно-полезной деятельностью; 7) порядок определения размера выплат — соизмеримые с размером заработка либо в твердой денежной сумме.

      За последние 20 лет система пособий по социальному обеспечению в силу различных социально-экономических причин подвергалась изменениям, которые учтены в формулировании понятия пособия современными российскими учеными-юристами. Так, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова понимают под социальными пособиями выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки 10 .

      Другие исследователи (М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева) под пособиями понимают денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи 11 .

      В.Н. Толкунова предложила определение пособия как ежемесячной, периодической или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок или дополняющей его при повышенных расходах, производимой из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других источников в размере и порядке, которые установлены законодательством 12 .

      По мнению Е.Е. Мачульской, социально-страховые пособия — это краткосрочная или единовременная возмездно-неэквивалентная выплата, назначаемая в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации расходов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств внебюджетных фондов 13 .

      В.П. Галаганов определяет социальные пособия как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствием заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве 14 .

      Н.Л. Смирнова предлагает понимать под пособиями денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, госбюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах 15 .

      Сравнение определений пособий советского и нынешнего периодов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не выделяются следующие признаки пособий: 1) алиментарный характер; 2) предоставление за счет общественных фондов потребления (фондов социального обеспечения); 3) обусловленность пособий наличием связи с общественно полезной деятельностью; 4) соизмеримость размера пособия с размером заработка либо установление его в твердой денежной сумме. В то же время некоторым современным пособиям присущи те признаки, которые были характерны и для советских пособий: 1) продолжительность выплаты; 2) целевая направленность; 3) законодательная закрепленность.

      В теории права социального обеспечения в течение многих лет предпринимались и предпринимаются попытки разграничить пособия и пенсии. Для этого используется несколько оснований:

      1) по периодичности выплаты. Пенсии выплачиваются только ежемесячно, пособия могут быть ежемесячными, единовременными и эпизодическими;

      2) по продолжительности. Пенсии в большинстве случаев устанавливаются пожизненно, а время выплаты пособий всегда четко ограничено во времени законодательством. Однако данный критерий срабатывает не всегда, например, в отношении пенсии по случаю потери кормильца, которая назначается на время, пока лицо считается нетрудоспособным, или пенсия по инвалидности, назначаемая на время, пока лицо считается инвалидом;

      3) по основаниям предоставления. Для назначения пенсии в действующем законодательстве выделяется четыре основания: достижение возраста, инвалидность, потеря кормильца и выслуга лет (специальный стаж). Оснований же для назначения пособий столько, сколько возможно установить оснований нуждаемости. В этом плане пособия – более подвижный и приспособляемый к отдельным состояниям нуждаемости вид социального обеспечения;

      4) наиболее важный критерий разграничения состоит в том, что пенсия представляет (или должна представлять) собой основной источник средств к существованию на относительно длительный период времени, в то время как пособие всегда носит вспомогательный, дополнительный характер (в случае компенсации потери здоровья), является временным средством компенсации утраченного заработка или помощи нуждающемуся.

      В настоящее время число пособий настолько велико, что трудно поддается исчислению, что связано с подвижностью законодательства в этой сфере. Это делает необходимым с практической точки зрения осуществление классификации пособий:

      1. В зависимости от периодичности выплаты:

       эпизодические (пособие по временной нетрудоспособности).

      2. По числу субъектов-получателей:

       групповые (малоимущим семьям; лицам, осуществляющим погребение).

      3. В зависимости от источника финансирования:

       за счет Фонда социального страхования РФ;

       за счет бюджетов всех уровней;

       за счет Пенсионного фонда (пособие на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти);

       за счет работодателя (женщинам на селе; гражданам, работающим у работодателей – физических лиц и в организациях, применяющих специальные налоговые режимы и др.).

      4. По целевому назначению:

       пособия, временно компенсирующие полностью или в части заработок лица;

       пособия, предоставляемые в качестве помощи, дополнения к иным доходам;

       пособия, компенсирующие утраченное имущество (прежде всего, жилье).

      5. В зависимости от характера общественно полезной деятельности гражданина:

      Нормы о пособиях объединяются в генеральный институт 16 Особенной части права социального обеспечения, который, в свою очередь, сочетает в себе три относительно крупных правовых института.

      Два из них – институты трудовых (страховых) и семейных пособий – представляют собой давно сформировавшиеся элементы системы права социального обеспечения, имеющие сложную, разветвленную структуру. Третий институт в рамках генерального института пособий пока не имеет четко выраженной структуры, поскольку обобщает в себе нормы специальных видов пособий, дифференцированных по целевому назначению или субъектному составу.

      studfiles.net

    admin

    Обсуждение закрыто.