Вступление спор поколений

Вступление спор поколений

Проблема конфликтов поколений

Проблема взаимоотношений между представителями различных поколений не нова. Поскольку в жизни каждого человека возникали ситуации, когда отсутствует взаимопонимание с близкими людьми старших или младших поколений, появляется несогласие и даже агрессия.

Со сменой поколений меняются методы воспитания, ценности, отношение к людям и материальным объектам. На современном этапе развития нашего общества эта проблема является глобальной и в ней можно выделить ряд аспектов: различия в образе жизни молодых и пожилых людей, превалирование материальных ценностей над духовными для молодого поколения и наоборот для старшего поколения, минимальное привлечение людей пожилого возраста в социальную и культурную жизнь современного общества. Еще одной проблемой, на почве которой может возникнуть конфликт поколений, является материальная нестабильность и неуверенность молодых людей.

Из-за отсутствия работы, молодые люди не могут купить или снять жилье. А проживание на одной небольшой жилплощади людей разных поколений не всегда способствует формированию счастливой семьи, а зачастую даже наоборот – вносит конфликтные ситуации в жизнь семьи. Ведь люди разных поколений видят свою жизнь по-разному, всячески пытаются отстоять свою точку зрения и даже переубедить других в своем решении.

Хотя оно могло быть правильным десять или сорок лет назад, а в современном мире оно уже неактуально. Очень часто конфликтные ситуации между людьми различных поколений в семье возникают в период принятия каких-либо сложных решений – выбор учебного заведения (в большей мере это касается высшего учебного заведения), выбор друзей для ребенка, подростка (родители часто пытаются навязать “правильных” друзей), выбор спутника жизни, работы, места проживания.

Я считаю, что всегда нужно помнить, что конфликт будет решен, а след от неудачно выбранной фразы останется. И если человек пытается как-то повлиять на ваш выбор или жизнь в целом, значит, вы ему не безразличны. Поэтому нужно любить, понимать, уважать своих близких.

school-essay.ru

511. Конфликт поколений как общественная проблема

Автор: Guru · Опубликовано 11.12.2017 · Обновлено 12.12.2017

(351 слово) Психология взаимоотношений поколений часто бывает очень сложна и противоречива. Более того, эти взаимоотношения обычно бывают конфликтными в силу недопонимания и различия во взглядах на мир «отцов» и «детей». Это проблема, которая волновала писателей разных эпох, поэтому во многих произведениях русской литературы мы можем ее увидеть. В силу своей важности она давно приобрела статус «общественной», то есть касающейся всех нас.

Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» «отцами» являются братья Кирсановы (особенно мы обращаем внимание на Павла Петровича как на главного антагониста главному герою), а представителями «детей» — нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий. «Отцы» — консерваторы, они мыслят «по старинке». Писатель показывает, что их система уже изжила свое и требует изменений. Но в противопоставление «отцам» он ставит не кого-то, а именно нигилиста, чья позиция так же не состоятельна до конца: «все разрушить», чтобы «построить» — такой шаг автор не принимает. В целом, Тургенев находится где-то между своими героями, сочувствуя обоим. Конфликт в романе решается просто: Базаров ничего не добивается своими спорами с Кирсановым, они не понимают друг друга. В конце концов, Евгений умирает, так ничего и не сделав, а автор будто хочет сказать: «Время «детей» еще не пришло».

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы так же видим столкновение разных поколений. Здесь перед нами конфликт молодого Чацкого и консервативного Фамусова. Александр, набравшись опыта за границей, хочет видеть и Россию прогрессирующей. Однако вернувшись в Москву, он понимает, что «дома новы, а предрассудки стары»: на Родине ничего не меняется, в обществе господствуют чинопочитание и взяточничество. Фамусов, как представитель «старой» Москвы, вынужденно старается навязать Чацкому свое мнение, рассказывает о Кузьме Петровиче и других своих знакомых, которые добились состоятельности бесчестным путем. Отцы и дети не понимают друг друга, они мыслят слишком по-разному. Как и в романе Тургенева, здесь время прогрессивной молодежи еще не пришло, и Чацкий удаляется в неизвестность, поняв, что ему в доме Фамусова не место.

Нужно сказать, что в обоих произведениях конфликт поколений неразрешим. Каждое из них ассоциируется с определенным этапом в развитии общества, и каждому – свое время. Консервативность очень крепко держится в сознании людей, поэтому новые идеи всегда вынуждены мучительно ждать своего часа, как того должны были ждать и Базаров, и Чацкий.

literaguru.ru

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Спор поколений: вместе и врозь – образцы сочинений, темы, цитаты

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • ( 17 Голоса (ов) )
    Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

    Подготовка к написанию итогового сочинения по направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

    Что нужно прочитать на тему «Спор поколений: вместе и врозь»

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»;
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • А.Н. Островский «Гроза»;
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»;
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
  • Темы сочинений по данному направлению

    Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления. Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.

    • Современные проблемы детей
    • Любовь и дети
    • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
    • «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).
    • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
    • Смысл названия романа «Отцы и дети»
    • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
    • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан)
    • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
    • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
    • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
    • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
    • Дети и детство в русской литературе
    • Роль семьи в жизни человека
    • НАЗАД

      Примеры готовых сочинений (образцы) по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной«

      Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

      Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети – “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

      Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

      Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: «Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

      Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

      Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама — самая добрая и красивая, а папа -самый сильный и умный.

      Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

      В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

      Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего Енюшеньку , не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался . А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

      Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители — люди отставные, и их песенка спета , что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много

      больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

      В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать. Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

      Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку — матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

      Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

      Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они — это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь — крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

      Автор сочинения Татьяна Новосёлова

      egeigia.ru

      Спор поколений Отцы и дети (ЕГЭ по русскому)

      Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики – закон борьбы и единства противоположностей (С: возможно вступление, задающее тон рассуждению).

      Действительно, проблема взаимопонимания и «непонимания» старшего поколения и молодого (Р.Г.) никогда себя не изживет, поскольку принципы жизни, на которых выросло одно поколение, всегда воспринимается, (Г, V ) как «непонятные», «устарелые», «вредные» и т.д. другим поколением. Попробуем разобраться… (С: логическое завершение мысли.)

      (Л: новый абзац) У разных поколений разная культура мысли, слов, поступков. Одна культура довольно прочно сформировала мировозрение (/:зз) «отцов». Иная культура направляет поведение современных детей. Другими словами, разница мировоззрений наших поколений – объективная данность.

      В этом сосуществовании (Р.недочет) и противопоставлении разных мировозрений (/) правда сторон, правда жизни. Надо постараться каждое поколение понять. По существу, мое сочинение – попытка понять «отцов» и оправдать в некотором смысле поколение детей (С.Л.: должна быть выявлена проблема рассуждения и установлен логический мостик (переход) к следующему абзацу).

      (Л: новый абзац) Зачастую столкновения противоположных взглядов происходят из-за того, что старшие, приобретшие жизненный опыт, порой слишком требовательны к молодым. Бывает, что отцы излишне категорично «навязывают» свою точку зрения. На мой взгляд, старшие справедливо стремятся сохранить все то, во что они верили, чем жили всю свою жизнь. Но и молодых понять тоже можно, когда они, стремясь к новому, к прогрессивному (С), не желают прислушиваться к «поучениям» прожившим (Г) жизнь родителей.

      Почему? Потому что их отцы прожили свою жизнь по-своему, САМОСТОЯТЕЛЬНО, имея на САМОСТОЯТЕЛЬНО полное право. Теперь же они должны дать это право своим детям (С, Л: микровывод по установленному тезису).

      (Л: новый абзац) Вспомним, как психологически тонко иллюстрировал данную проблему борьбы и единства взглядов Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Конфликт отцов и детей поразительно точно раскрывается на примере взаимоотношений старого князя Николая Болконского и его дочери княжны Марьи. По мнению Николая Андреевича, «есть только две добродетели: деятельность и ум». (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Опираясь на свой жизненный опыт, старый князь Болконский требует от княжны Марьи заниматься геометрией и пристально следит за тем, чтобы она соблюдала эти жесткие требования.

      Однако эти уроки Марье совершенно не нужны, потому что неинтересны юной душе. Марье же, как нам кажется, хочется иметь право самостоятельности выбора. «На чьей стороне правда?»– задаемся мы вопросом, читая роман. Каждый читатель понимает, что стоит за горячей опекой старого князя, – страх за судьбу дочери, которую могут сбить с толку Жюли и Анатоль Карагины. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Но это давление со стороны отца опасно, оно приводит к драме – княжна Марья тайно желает скорой смерти своему больному отцу. Л.Н. Толстой не случайно приводит своих героев к такой психологически напряженной развязке конфликта между отцом и дочерью. Каждый из нас, и отцы и дети, должны понять, какие подчас страшные мысли могут поработить наше сознание «под давлением чужого и чуждого мировоззрения» (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу).

      (Л: новый абзац) История станционного смотрителя Пушкина из «Повестей Белкина» заставила плакать многих читателей. Были потрясены не только те, кто попал в ситуацию «сущего мученика» Самсона Вырина, потерявшего любимую, единственную дочь, но и вполне счастливые люди, которых «разочарование родительских надежд» еще не коснулось… (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.)

      Дуня, уехав, не возвращается к своему отцу, хотя знает, что дороже и любимей ее у Вырина никого нет, что разлуку с ней он не переживет. Отец же отчаянно пытается вернуть ее, но у героя повести ничего не выходит. Дуня приедет к отцу, будет просить прощения, но… будет слишком поздно…Желая своего личного счастья, Дуня не видит и не может видеть, как тяжела отцу даже сама мысль о расставании с нею. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) А ведь Самсон Вырин имеет право на доброе к нему отношение и дочери, и проезжего офицера из Петербурга, который увез с собой его дочь. Разве не заслужил он благодарности от той, кому посвятил всю свою жизнь? (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу).

      (Л: возможно абзацное членение.) Так, столкнулись две мечты: желание Самсона Вырина видеть Дуню в счастливом браке и собственное представление Дуни о будущей жизни – быть рядом с Минским вопреки воле отца. Нет ни слова, высказанного героями вслух в адрес друг друга. Но читатель понимает, что на протяжении всей повести ведется надрывный спор поколений, спор «со слезами в глазах», с отчаянием в душе. (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу).

      Иногда, непонимание поколениями друг друга происходит попросту из-за того, что отцы и дети не могут услышать друг друга. (С: должен быть сформулирован новый тезис для развития рассуждения.) Не случайно, (V) А.С. Грибоедов использует принцип глухонемого общения героев как основу для построения комедии «Горе от ума». В письме к Бестужеву-Марлинскому Пушкин «отказывает Чацкому в уме» потому, что тот «мечет бисер перед Репетиловыми», горячо, пламенно говорит, и. пожалуй, все… На мой взгляд, его знаменитый монолог «А судьи кто…» — это не вопрос, обращенный к Фамусову, а подчеркнутое, эмоциональное восклицание. Чацкий не хочет никого слышать, да и не может… Его восклицание «Где оскорбленному есть сердцу уголок?» — это обращение к самому себе, предложение бежать подальше от тез мест, где его чувств и мыслей не разделяют. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) И он бежит, хотя его никто не гонит. Он обижается, хотя его никто изначально обижать не хотел. В основе конфликта Чацкого и фамусовского общества лежит нежелание услышать друг друга, горячее желание друг друга обличить и наказать, но не понять. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Вспомним обвинение отцов Чаацким: «Где, укажите нам Отечества отцы. И с другой стороны строгое поучение Фамусова: «Учились бы, на старших глядя… Но горячиться и слышать только себя, обличать ради обличения нельзя. Увы, но это закон общения поколений. (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу).

      (Л: новый абзац) Так же (/) причиной конфликта может послужить нежелание младших перенимать опыт старших. Дети стараются прожить жизнь иначе, лучше, чем их родители. И это стремление нельзя назвать противоестественным. Но с другой стороны, как больно старшим осознавать свою «ненужность». Понимать, что их советы ничего не значат. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Как ранит их осознание того, что они кричат в спину детям, рвущимся вперед. Желание детей — прогрессивное стремление: благодаря ему мир движется вперед. Но, к сожалению, дети стремятся к этому НОВОМУ в «крайней степени самостоятельно»: отказываясь от помощи отцов, отвергая их участие. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Да, мы не можем без восхищения читать слова Базарова (Ф), героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «Человек сам себя воспитать должен». Но Евгению свойственна «категоричная самостоятельность». Он сознательно отказывается от чужого опыта, от опыта отцов. Его решение опасно, потому что разрушает героя изнутри. (С: должны быть добавлены элементы смыслового анализа текста художественного произведения.) Отрицание поколением детей устоявшихся принципов, опыта отцов неминуемо приводит к отречению от тех, кто так болеет за них душой. Так разрывается связь времен, нарушается связь поколений. При этом отрицающееся (Г) поколение – это поколение обреченное, «поколение без будущего». Что и произошло с Базаровым в романе И.С.Тургенева: герой поплатился за свое отрицание жизни (Р): «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает…». (С, Л: микровывод по установленному тезису+ логический мостик к следующему абзацу).

      (Л: новый абзац) Читая роман, мы понимаем, что однажды, рано или поздно, участники конфликтов поменяются местами. Аркадий повзрослеет, оторвется от теории нигилизма Базарова, а его место займет подрастающий сын. Ведь принципы подобно тем, что были убеждениями Базарова и Аркадия, свойственны каждому поколению…

      Мы, молодое поколение, задумываясь над этой проблемой, должны понимать, что звезды светят не только для нас. Конечно, нам хочется утвердить себя, показать себя во всей красе, и, наверное, мы имеем на это право. (С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). Но мы должны научится видеть глаза наших близких, обращенных к нам с надеждой и любовью. Хорошо бы нам научиться разделять путь, по которому мы идем с теми, кто подарил нам жизнь. (С: должны быть добавлены включения, отображающие личностную позицию автора сочинения). Ведь когда-то и мы заглянем в глаза нашим детям и рискуем ощутить в ответ «холод самостоятельности». Да, мы рискуем услышать слова, которые с горечью отзовутся в нашем сердце: «Я хочу все решать самостоятельно, САМ, БЕЗ ВАС…». (С: должны быть включения, отображающие самостоятельное осмысление поставленной перед автором сочинения проблемы в форме вывода-обобщения)

      Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

      www.kritika24.ru

      Вечный конфликт поколений: проблемы и перспективы его разрешени

      Проблема взаимоотношений между поколениями, или как говорят, конфликт поколений, был во все времена. Однако каждое время содержание проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями.

      Конфликт поколений

      Введение

      Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

      Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века — юность ; в 20-е годы ХХ века столетия — старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология — наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология — наука о пожилом возрасте, андрагогика — наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

      Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

      Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

    • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
    • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
    • передача собственности по наследованию;
    • степень зависимости и ответственности между поколениями;
    • государственная политика по отношению к разным поколениям;
    • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.
    • Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

      • понижение социального статуса пожилых людей;
      • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
      • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
      • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

      Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

      В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

      Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?

      Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» — это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, — одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

      Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

    • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
    • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
    • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
    • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
    • Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

      Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

      Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

      Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

      Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

      Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

    • Индивидуальное развитие.
    • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
    • Возрастной символизм.
    • Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

      Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

      Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

      В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

      В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

      Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении — к улучшению. Однако – это не так.

      В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

      Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений — прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

      Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

      Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством . Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

      Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

      Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

      Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

      Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

      В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

      Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

      Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

      История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

      В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства — как у Достоевского.

      Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.

      Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

      Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

      Старый человек — одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

      Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

    • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
    • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.
    • Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным . В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

      Специфика конфликта поколений в России.

      Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

      В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

      В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

      Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

      В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

      Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

      Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

    • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
    • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
    • передача собственности по наследству;
    • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
    • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
    • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.
    • В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему :из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

      Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

      Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли — ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

      Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

      Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

      В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

      Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

    • воспитательная (социализация молодого поколения),
    • функция духовного общения,
    • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
    • досуговая (взаимообогащение интересов),
    • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
    • В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все — таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

      Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

      Конструктивная функция конфликта поколений.

      Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

      Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

      Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

      Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

      В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: «великий разрыв» и «ничего нового». Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

      Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

      В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» — и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу — эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

      Главной задачей в конфликте поколений является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

      Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков — пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты ,порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

      Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, — это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла — бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

      Отношение общества к старикам — показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

      www.klubok.net

    admin

    Обсуждение закрыто.