Общеобязательное правило поведения субъектов права

Общеобязательное правило поведения субъектов права

Тема 11. НОРМЫ ПРАВА

Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.
Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.
Так, по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).
Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.
Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.
Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.
Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.
По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные.
Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.
Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.
По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные.
Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.
К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.
Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.
Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).
Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.
Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.
Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов — объема (гипотеза) и привязки ( указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:
а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.
Регулятивные нормы — это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.
Правоохранительные нормы — это такие нормы, которые вст
упают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного , административного права.
Выделяют также нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.
Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.
По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).
Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. X, с. 159-173.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994.
Тема 11.3, с. 118-121.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XI, 171-179.

scicenter.online

§ 9. Юридическая норма

Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Юридическая норма имеет все черты, свойственные любой норме (§ 4); она представляет собой общее правило, которое действует непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и в принципе в бесчисленном количестве случаев («неисчерпаемость» нормы). Вместе с тем нужно видеть и то специфическое, что присуще толь-

ко юридической норме, выражает признаки права (§ 6), и с этой стороны является не просто «общим правилом», а общеобязательным правилом поведения, выраженным в законах, иных признаваемых госу-

Юридическая норма – элементарная частица, «кирпичик» права данной страны в целом.

Для юридических норм характерна системность; они существуют

и действуют по большей части не поодиночке, не каждая сама по себе, а в комплексах, ассоциациях, в составе целых правовых институтов и более обширных подразделений – отраслей права.

В связи с системностью юридических норм важно указать и на другую их черту – специализацию. Между юридическими нормами есть своего рода разделение труда, они специализированы на выполнении какой-то одной, «своей» юридической операции: одни нормы закреп-

ляют общие положения (нормы-принципы), другие – вводят запреты (запрещающие нормы), третьи – направлены на применение принудительных мер в случае совершенного правонарушения (правоохранительные нормы) и т.д.

Отсюда существенное значение приобретает деление юридических норм на виды. Основные виды: регулятивные и правоохранительные; управомочивающие, запрещающие, обязывающие; императивные и диспозитивные.

Регулятивные и правоохранительные нормы. Это деление юридиче-

ских норм выражает существование двух основных функций права – регулятивной и охранительной.

Регулятивная норма – норма, определяющая субъективные пра-

ва и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая правомочия собственника).

Часть вторая. Право

Правоохранительная норма – норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).

Регулятивные нормы подразделяются на три разновидности: управомочивающие, запрещающие, обязывающие.

Управомочивающая норма – норма, предоставляющая субъекту пра-

во с положительным содержанием, т.е. право на совершение им тех или иных действий (например, распоряжаться имуществом, подавать иск в суд, получать пенсию).

Запрещающая норма – норма, устанавливающая обязанность субъ-

екта воздерживаться от совершения действий известного рода (например, не сообщать посторонним лицам о факте усыновления; не принимать законы, нарушающие права и свободы человека).

Обязывающая норма – норма, возлагающая на субъекта обязанность со-

вершать действия определенного содержания (например, уплачивать квартирную плату; отработать известное время в садоводческом товариществе). С какими же ранее рассмотренными правовыми категориями связано это трехчленное деление регулятивных юридических норм? Ответ очевиден: оно на уровне начального звена механизма правового регулирования – юридических норм – продолжает трехчленное деление способов регулирования (дозволение, запрещение, обязывание), которые, как это отмечалось, являются как бы сквозными стержнями во всей «правовой материи». Вот теперь в схеме 5 можно и продолжить начатую ранее схему 3, посвященную способам правового регулирования. Впрочем, и сей-

час схема не завершена, она будет продолжена.

Императивные и диспозитивные нормы. Норма, которая выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права, – это императивная норма.

Государство и право

А как же может быть иначе? Ведь юридические нормы общеобязательны. И действительно, большинство юридических норм отличается категорическим, императивным характером. Но в некоторых нормативных актах мы встречаем нормативное положение, которое излагает определенный порядок поведения, права и обязанности, но тут же помещены слова: «… если иное не установлено в договоре». Так, в ст. 344 Гражданского кодекса Российской федерации предусмотрено: «Залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге». Получается, что норма действует лишь тогда, когда в договоре не установлено «иное»? Например, порядок, в соответствии с которым при случайной гибели предмета залога, т.е. гибели, за которую ни залогодатель, ни залогодержатель не отвечают, они одинаково разделяют «риск» – делят убытки от гибели предмета залога поровну. Согласно норме ст. 444 этого Кодекса при отсутствии иного порядка, установленного договором, риск случайной гибели или повреждения заложенного

имущества несет залогодатель.

Это и есть диспозитивная норма – норма, которая действует лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Такие нормы называют еще «восполнительными»: они восполняют те пробелы, по которым нет договоренности между сторонами договора. Диспозитивные нормы по большей части встречаются в договорном праве. Они характерны для частного права – той области права, где регулирование осуществляется прежде всего самими субъектами.

Юридический анализ, необходимый при пользовании законами, иными источниками, предполагает уяснение деталей, тонкостей каждой юридической нормы. Для этого нужно знать логическую структуру юридической нормы, т.е. структуру, когда бы она независимо от своего

словесного изложения выступила в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяются три элемента: гипотеза – указание на условия, при которых возникают права и обя-

диспозиция – указание на сами права и обязанности;

санкция – указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

Моделью такой логической структуры, охватывающей указанные элементы, является словесная схема: «Если. то. а в противном случае. » И если перед нами юридическая норма, то независимо от стиля и особенностей изложения ее всегда можно выразить в приведенной

Часть вторая. Право

словесной трехчленной логической схеме. Возьмем в качестве примера из текста п. 2 ст. 339 Гражданского кодекса такое положение: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». В логически развернутом виде эта норма (к тому же с учетом других норм, например о последствиях несоблюдения формы – п. 4 той же ст. 339 Кодекса) может быть сформулирована так: «Если заключается договор о залоге, то он должен быть совершен в письменном виде, а в противном случае договор является недействительным».

При анализе логической структуры нормы нужно учитывать специализацию права – то обстоятельство, что между регулятивными и правоохранительными нормами произошло как бы распределение элементов:

в регулятивных нормах, как правило, реально имеются такие эле-

менты: гипотеза (указание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности);

в правоохранительных нормах, как правило, несколько иной состав

элементов: гипотеза, ее подчас тоже называют диспозицией (указание на правонарушение), и санкция (указание на меры государственнопринудительного воздействия, т.е. на сами санкции).

lawbook.online

Норма права: понятие, признаки, содержание

Норма права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому норма права, как всякая социальная норма, характеризуется тем, что она выступает в качестве:

а) правила поведения, т.

б) общего правила, т. е. общего образца, масштаба, рассчитанного на то, чтобы программировать, направлять поведение людей постоянно, непрерывно во многих, заранее нефиксированных случаях в рамках отношений данного вида;

в) правила предписывающего характера, т. е. образца, масштаба, «извне» регламентирующего поведение людей [102] .

Однако норма права имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.

Таким образом, норма права — «общеобязательное, формально определенное правило поведение, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений» [103] .

Признаками нормы права являются:

1) общеобязательный характер — означающий, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида независимо от того, каково субъективное отношение к ним тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет;

2) формальная определенность — выражение в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством — устанавливается органами власти либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием;

4) представительно-обязывающий характер — представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей [104] .

Содержание нормы права составляют три элемента:

— условия, при которых эта норма действует (гипотеза);

— правило поведения, т. е. требования, которые предъявляются к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения (диспозиция);

— последствия для субъекта, реализующего диспозицию (санкции).

Гипотеза (предположение) — часть нормы, указывающая на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия людей, совокупность действий), при которых данная норма вступает в действие. Иными словами, в гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у субъектов возникают юридические права и обязанности. Она выступает необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

Различают следующие виды гипотез:

— простая гипотеза — указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие норм права;

— сложная (или коммулятивная) гипотеза — действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух обстоятельств или более;

— альтернативная гипотеза — ставит действие норм в зависимость от одного из нескольких перечисленных в нормативном правовом акте обстоятельств.

Как отмечалось выше, диспозиция указывает на правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей субъектов. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности в сочетании с гипотезой и санкцией. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция также может быть простой, сложной или альтернативной.

Простая диспозиция — указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его.

Сложная (или коммулятивная) диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, а участники правоотношений могут следовать одному из них.

Санкция — часть нормы права, предусматривающая определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка), так и позитивными — меры поощрения (премия, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т. п.). Санкции также бывают простыми, сложными или альтернативными.

Простой, или абсолютно-определенной, санкцией является та, где размер последствий указан точно.

Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы последствий указаны от минимальных до максимальных или только до минимальных.

Альтернативная санкция — санкция, где названы и перечислены несколько видов последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для конкретного случая.

Взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если — то — иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникают в связи с неисполнением установленного правила.

Содержание нормы права должно определяться исходя:

— из целей, которые предполагается достичь посредством подготавливаемого закона;

— положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных федеральных нормативных актов;

— принципов соответствующей отрасли права;

— рекомендаций юридической науки о наиболее эффективном варианте правового регулирования соответствующего вида общественных отношений;

— способов правового регулирования, которые могут обеспечить эффективное действие проектируемой нормы.

Поскольку норма права никакими иными средствами, кроме языковых, выражена быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени законодателя, а не то, что он хотел выразить. Это является подтверждением тому, что законодательная техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы. Именно на ней лежит ответственность за адекватное выражение суждений законодателя в текстах правовых актов.

pravo.studio

Общеобязательное правило поведения субъектов права

1. Понятие правовой нормы

Норма права — это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и фор­мой и в системообразующих процессах с другими нормами со­ставляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэто­му ей можно дать определение, идентичное по своему значе­нию определению права в целом.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило пове­дения, выражающее обусловленную материальными условия­ми жизни общества волю и интересы народа, активно воздейст­вующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Никакое государственно-организованное общество не мо­жет обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существен­ные черты поведения, т. е. рассматривает его как вид общест­венного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализа­ции.

Нормы права содержат указания на существенные при­знаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, ко­торые государство намерено подвергнуть правовому регулиро­ванию.

Во-вторых, норма права является повелительным предпи­санием независимо от того, каков его характер: запрет, обязы-вание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то преду­смотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом ме­тоды регулирования совершенно несхожи, как и сами отноше­ния. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невы­полнение обязанностей.

В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкрет­ного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчи­тана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная мо­дель поведения предполагает ее неоднократное действие, а сле­довательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления или должност­ных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующе­го закону или иному правовому акту акта государственного ор­гана или органа местного самоуправления, подлежат возмеще­нию Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причине­ния убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяю­щиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее тре­бования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков.

Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается одно­кратной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и общеобя­зательное правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объ­ективной природой того вида общественных отношений, упоря­дочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориента­ции государства и других факторов.

Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, мно­гообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма пра­ва является научным, объективно обоснованным предписани­ем — моделью общественного отношения, отражающей интере­сы общества в развитии данного отношения.

Общий характер нормы права не вытекает из ее собствен­ной природы. Общее в праве в конечном счете есть отраже­ние того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому со­вершенствовать необходимо весь комплекс норм — обязываю­щих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздейст­вия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совер­шенствования норм права, являются: точное отражение в пра­вовых предписаниях закономерностей развития государствен­но-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управле­ния общественными процессами.

Подведем краткие итоги: а) норма права может быть опре­делена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участниками общественного отношения данного вида юридиче­ские права и налагает на них юридические обязанности; б) пра­вовая норма является общим правилом поведения, т. е. его об­разцом, эталоном; в) правовая норма — правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как систе­мы; г) правовая норма — государственно-властное предписа­ние; д) правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

2. Структура правовой нормы

Правовая норма отличается единством, целостностью, не­делимостью. Для нее характерна особая структура, т. е, специ­фическая компоновка содержания, связь и соотношение ее эле­ментов.

При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой по­нимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элемента­ми, так и законы данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятель­ное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры — подразделе­ния права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в струк­туре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права: обеспе­чение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.

Структура нормы права оформляет ее внутреннее содер­жание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формиру­ются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма пра­ва представляет собой единство элементов-предписаний, вы­полняющих все указанные выше функции.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:

а) гипотеза — указание конкретных фактических жизнен­ных обстоятельств (события, действия людей, совокупность дей­ствий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;

б) диспозиция — «сердцевина» нормы права, т. е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечис­ленным в гипотезе;

в) санкция — вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершенные рекомендуемые действия. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в соот­ветствии с предписаниями нормы права.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолиро­ваны, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой.

Структура нормы права — это и есть связь между ее эле­ментами, или, точнее, способ связи, который состоит, в общем, и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а послед­няя — с санкцией, и наоборот.

На первый взгляд может показаться, что многие нормы права санкций непосредственно не содержат. Такие нормы име­ются в государственном, административном, земельном, про­цессуальном и некоторых других отраслях права. Но тем не менее за ними стоит возможность государственного принужде­ния. Обычно санкцию следует искать в нормах административ­ного, а в некоторых случаях — уголовного права, потому что эти отрасли как бы «специализируются» на регулировании от­ветственности за нарушение установленного государством по­рядка во многих сферах общественной жизни. Если следова­тель или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не про­цессуального права. Если совершены правонарушения, преду­смотренные нормами земельного права, то применяются санк­ции норм административного, а в некоторых случаях и уголов­ного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта.

Когда утверждают, что санкция — не обязательный эле­мент правовой нормы, то, no-существу, путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном ис­полнении норм права большинством членов общества с вопро­сом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности государственного прину­ждения.

Проблема структуры нормы права относится к числу дис­куссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа ав­торов (П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев и др.) полагает, что нор­ма права имеет три элемента, другая (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев) придерживается двучленной схемы.

С. С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание — два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. На наш взгляд, трехчлен­ная структура нормы права — объективная реальность, внут­ренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попыт­ки и дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Брат-ко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре эле­мента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемен­та: гипотезу диспозиции (т. е, гипотезу запрета) и гипотезу санк­ции. В итоге структура запрещающей нормы такова: условия применения запрета — запрет — условия применения санк­ции — санкция.

uristinfo.net

Назовите понятие и признаки нормы права?

Норма права — общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;

Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Содержание нормы права:

Логическое содержание — заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) — описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).

Локальные нормы — принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

ох­ранительные (нормы-стражи порядка) — направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док

Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

Характеризуется неперсонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

Волевое содержание — выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

Социально-юридическое содержание — общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов — нормы общего дей­ствия — распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) — нормы ограниченного действия — имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

2. По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) — содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

otvet.mail.ru

admin

Обсуждение закрыто.