Объектом права собственности на природные ресурсы является что

Объектом права собственности на природные ресурсы является что

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.
Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).
Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.
Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ*. В частности, такими объектами являются:
________
* См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»; ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

— земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;
— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
— земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;
— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;
— лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
— водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;
— естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;
— иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
В муниципальной собственности — собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.
Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.
Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

lawtoday.ru

Право собственности на природные ресурсы

Определение права собственности на природные ресурсы

Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы. Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения университет собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах, как лица, так и общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонда.

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

Субъективное право собственности на природные ресурсы — совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

а) возникают в связи с передачей или приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов;

б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений.

Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних: правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.

Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые. Поэтому исключение природного вещества в процессе использования данных объектов (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и тому подобное) не прекращает право собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • праве распоряжения.
  • Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

    Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

    Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица. Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебнооздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

  • земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;
  • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
  • виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
  • водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
  • естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
  • В муниципальной собственности — собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

    Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность — деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

    Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

    be5.biz

    3. Объекты права собственности на природные ресурсы

    Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

    · какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

    · какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

    Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

    В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

    Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности*. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

    * См., например, Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985. С. 49-52; Шемшученко Ю.С. Указ. соч. С. 49-50.

    В то же время в научной правовой литературе высказываются иные мнения по данному вопросу. Так, Ф.М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свойства материального мира не могут служить препятствием для объявления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возникающих между людьми по поводу объектов реального мира*.

    * Раянов Ф.М. Правовая конструкция охраны природных объектов в СССР // Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984. С. 20-23.

    Действительно, общественные отношения по поводу атмосферного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может быть лишь воздушное пространство, а не воздух.

    Р.Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны атмосферу, а не атмосферный воздух, и распространить на нее отношения исключительной государственной собственности.* Однако объектом природы является не атмосфера, а атмосферный воздух. Человек заинтересован в охране именно атмосферного воздуха, которым дышит. Конструкция, предлагаемая Р.Х. Габитовым, неубедительна.

    * Габитов Р.Х. К вопросу о понятии правовой охраны атмосферы // Проблемы совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в свете новых конституций. Уфа, 1980. С. 80-87; его же: Правовая охрана атмосферы. Уфа, 1996. С. 13-15.

    Интересно, что Конституция Украины отнесла атмосферный воздух к объектам права собственности украинского народа. Думается, что правильнее было бы говорить о суверенитете над воздушным пространством над территорией государства, как это закреплено, к примеру, Воздушным кодексом РФ.

    Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

    www.bibliotekar.ru

    Природные ресурсы как объекты права собственности

    Субъекты и формы права собственности на природные ресурсы

    Постановка вопроса неслучайна: формы образуются в зависимости от субъектов.

    Ст.9 КРФ государственная – муниципальная – частная.

    Государственная (РФ и субъекты РФ).

    Государство – крупный собственник.

    Господствующая форма собственности – государственная форма собственности:

    Общее правило: относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенных на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ:

    — земельные участки, реализующие федеральные функции или занятые федеральными объектами, в том числе ООПТ (особо охраняемые природные территории, кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения)

    — лесной фонд (полностью)

    — водный фонд, кроме прудов и обводненных карьеров (обособленных водных объектов)

    — особо охраняемые, ценные и мигрирующие виды животных

    — месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение

    — ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ.

    Более того, наблюдается четко выраженная тенденция к передаче природных ресурсов в федеральную собственность.

    — ресурсы имеющие региональное значение и не отнесенные к федеральной собственности.

      • Муниципальная собственность – природные ресурсы, имеющие местное значение:

    — лечебно-оздоровительные местности и курорты

    — обособленные водные объекты

    Центростремительная тенденция передачи ресурсов в федеральную собственность.

    Частная форма собственность:

    · земельные участки, с расположенными на них природными объектами (древесно-кустарниковая растительность, обособленные водные объекты)

    СибЮрВестник 2006 (последний номер)

    Терминологический спор: ресурсы или объекты. Ряд авторов выделяют признаки объектов права экологической собственности.

    Официальные признаки:

    1. Овеществленность – способность быть предметом присвоения и обращения в собственность (отсеиваются атмосферный воздух, солнечная энергия и пр.)

    2. Неотделимость (природный ресурс должен быть частью природы, экосвязь)

    3. Отсутствие стоимости (отсутствие совокупности затрат общественно необходимого человеческого труда) – Петров.

    Я считаю: природные ресурсы как объекты гражданских прав (в том числе права собственности) имеют следующие признаки:

    · Внутренние (имманентные)

    — дискретность (объективированность) – это качественная или/и количественная определенность (отдельность, индивидуализация) этого объекта от других объектов.

    Данный признак в отношении ряда ресурсов снижен: вода, атмосферный воздух.

    — полезность – способность объекта удовлетворять частные интересы субъектов гражданских прав (безусловна)

    · Внешние

    — юридическая привязка — это нормативно-оформленная связь между субъектами и объектами прав, то есть природный ресурс должен быть закреплен как объект права собственности законодательством. Развитие неоднородно и противоречиво.

    — признак системности

    Системность – взаимосвязь объекта с иными объектами гражданских прав (место природного объекта в системе объектов гражданских прав). С одной стороны регулятор привязки, а с другой (в динамике) определяет правовой режим объекта.

    СЮВ №1 2007г. «Еще раз о признаках объектов гражданских прав»

    Фонды природных ресурсов –это нормативно-оформленная совокупность природных ресурсов определенного вида.

    Существует 4 фонда природных ресурсов:

    1.Земельный фонд делится на 7 категорий по целевому назначению:

    2.Лесной фонд делится на три вида лесов:

    3. Водный фонд (водные объекты)

    4. Фонд недр (участки недр)

    — неиспользованные части недр

    Животный мир не фондируется (виды животных).

    Атмосферный воздух не признается (воздушные объекты).

    studopedia.ru

    ФОРМЫ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    Согласно Конституции Украины (ст. 13,14,41) и Закону Украины «О собственности», основными формами собственности в нашем государстве являются: государственная, общенародная, коллективная и частная.

    Право государственной собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность природных ресурсов народу Украины в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также определяющие порядок приобретения, использования и отчуждения государственной собственности. Особенностью указанной формы права собственности является тот факт, что она выступает в виде исключительной собственности народа Украины, т.е. государство обладает только одной компетенцией, а именно –– осуществление управления природными ресурсами в общенародных интересах.

    С правом государственной собственности на природные ресурсы тесно связано право общенародной собственности. Помимо вышеуказанных статей Конституции Украины, данное право получило отражение в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды», ст. 4 которого провозглашает, что природные ресурсы Украины являются собственностью народа Украины, который имеет право владения, пользования и распоряжения природными богатствами нашего государства. В государственной собственности находятся все земли Украины, за исключением земель, переданных в коллективную и частную собственность. Далее подчеркивается: «Полновластие Украины в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов реализуется на основе Конституции Украины как непосредственно, путем проведения референдумов, так и через органы государственной власти в соответствии с законодательством Украины. От имени народа Украины право распоряжения природными ресурсами осуществляет Верховная Рада Украины».

    Право коллективной собственности на природные ресурсы представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок осуществления полномочий владения, пользования и распоряжения различными природными объектами со стороны коллективных объединений. Характерной особенностью данной формы собственности является факт добровольного отказа гражданина, вступающего в коллективное предприятие, от своего права собственности на природный ресурс, но при этом за ним сохраняется право обязательного его возвращения при определенных, законодательно закрепленных условиях.

    Право частной собственности –– это правовой институт, закрепляющий индивидуальную принадлежность природного ресурса за отдельно взятым гражданином, т.е. право собственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления полномочий владения, пользования и распоряжения индивидуально определенными физическими лицами. Отличительная особенность данной формы права собственности заключается в том, что оно может возникнуть только при наличии соответствующего волеизъявления со стороны гражданина, желающего приобрести природный ресурс в собственность.

    Определив понятие и основные формы права собственности на природные ресурсы, следует обозначить круг субъектов и объектов, осуществляющих полномочия владения, пользования и распоряжения конкретными природными ресурсами.

    В качестве субъектов права собственности на природные ресурсы выступают физические и юридические лица, владеющие конкретными природными объектами на праве собственности, т.е. осуществляющие полномочия владения, пользования и распоряжения.

    Субъектами права государственной собственности являются:

    — Верховная Рада Украины;

    — Верховная Рада Автономной Республики Крым;

    — органы местного самоуправления (областные, городские, районные, сельские, поселковые Советы и их исполнительно-распорядительные органы).

    Следует отметить, что субъекты права коллективной собственности четко обозначены только в земельном законодательстве. Ими являются:

    — коллективные сельскохозяйственные объединения;

    В качестве субъектов права частной собственности выступают:

    — граждане, осуществляющие ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

    — граждане, которые ведут строительство и обслуживание жилого дома;

    — граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

    — граждане – собственники дачных участков;

    — граждане – собственники гаражей и т.д.

    Отличительной особенностью здесь является то, что в качестве субъектов права частной собственности на природные ресурсы могут выступать только граждане Украины.

    Объекты права собственности на природные ресурсы представляют собой естественные или искусственно созданные природные компоненты или целостные комплексы, которые зарегистрированы в природных кадастрах и других документах, имеющих юридическую направленность, как объекты владения, пользования и распоряжения (земля, недра, водные и лесные ресурсы, животный и растительный мир, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, исключительная (морская) экономическая зона), а также выполняющие биологические, экологические, экономические и социальные функции.

    Объекты права собственности на природные ресурсы также разграничиваются по формам собственности на государственной, коллективной и частной. В соответствии с приведенной выше классификацией, объектами права собственности являются:

    — земли государственной собственности (транспорта, связи, обороны, лесного фонда и др.);

    — земли коллективной собственности (коллективных сельскохозяйственных предприятий, садоводческих предприятий и др.);

    — земли частной собственности (крестьянских (фермерских) хозяйств, предназначенные для строительства и обслуживания жилого дома, гаражные участки и т.д.).

    — недра как объект государственной собственности (полезные ископаемые общегосударственного значения);

    — недра как объект коллективной собственности (полезные ископаемые местного значения, торф);

    — недра как объект частной собственности (общераспространенные полезные ископаемые).

    3) водные ресурсы:

    — водные объекты государственной собственности (территориальные моря, внутренние моря, воды лечебного назначения и т.д.);

    — водные объекты коллективной собственности (водоемы, расположенные на территории угодьях сельскохозяйственных предприятий, до 3-х га и т.д.);

    — водные объекты частной собственности (водоемы, расположенные на территории фермерских хозяйств, объем которых не превышает 3 га и т.д.).

    4) лесные ресурсы:

    — лесные объекты государственной собственности (леса общегосударственного назначения);

    — лесные объекты коллективной собственности (леса коллективных сельскохозяйственных предприятий, до 5 га и др.);

    — лесные объекты частной собственности (леса крестьянских (фермерских) хозяйств, объем которых составляет не более 5 га и др.).

    — животный мир как объект государственной собственности (дикие животные в состоянии естественной свободы);

    — животный мир как объект коллективной частности (дики животные, которые изъяты из состояния естественной свободы и др.);

    — животный мир как объект частной собственности (дикие животные, разведенные в неволе или в полусвободных условиях и др.).

    6) природно-заповедный фонд:

    — природно-заповедный фонд как объект государственной собственности (природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки и т.д.);

    — природно-заповедный фонд как объект коллективной собственности (региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы и т.д.);

    — природно-заповедный фонд как объект частной собственности (заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки и т.д.).

    3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    Правоотношения собственности возникают, изменяются и прекращаются на основе положений, зафиксированных в законодательстве Украины и при наличии соответствующих юридических фактов. Таким образом, можно вести речь о том, что основаниями возникновения права собственности на природные ресурсы являются обстоятельства, с наступлением которых законодатель связывает изменение формы собственности на землю, недра, лесные и водные объекты, растительный и животный мир и другие природные ресурсы.

    Основания возникновения права собственности на индивидуально определенные природные объекты урегулированы нормами Гражданского Кодекса Украины, Закона Украины «О собственности», а также целым рядом нормативно-правовых документов, имеющих специальную направленность (например, Земельный Кодекс, Водный Кодекс, Закон «О животном мире» и др.). Следует отметить также, что указанные обстоятельства разграничиваются также в зависимости от формы собственности на природные ресурсы. Опираясь на вышеуказанную классификацию можно определить, что основаниями возникновения права коллективной и частной собственности являются:

    — прекращение права собственности на конкретный природный объект у другого лица;

    — заключение гражданско-правового соглашения.

    В качестве одного из наиболее распространенных оснований, способствующих возникновению права коллективной и частной собственности на природный объект выступает приватизация.

    Обстоятельствами, наступление которых связывается с возникновением права государственной собственности на природные ресурсы являются:

    — обращение взыскания на имущество по обязательствам – допускается только по решению суда;

    — изъятие для общественных или государственных нужд путем выкупа – решение об осуществлении подобных действий принимается органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления при наличии согласия со стороны собственника;

    — переход наследства государству;

    — переход в собственность государства бесхозного природного объекта, или изъятие объекта, использование которого осуществляется с нарушением требований законодательства;

    — реквизиция представляет собой изъятие у собственника принадлежащего ему природного ресурса в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при наступлении других чрезвычайных обстоятельств, осуществляемое в интересах общества по решению государственных органов, в порядке и на условиях, установленных законом;

    — конфискация –– это безвозмездное изъятие у собственника, принадлежащего ему природного ресурса по решению суда, выступающее в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, определенных законов, конфискация может быть произведена в административном порядке;

    — национализация представляет собой обращение в собственность государства природных ресурсов, находящихся в собственности физических и юридических лиц.

    Основаниями прекращения права собственности на природные ресурсы являются законодательно закрепленные действия физических и юридических лиц, осуществление которых способствует прекращению полномочий владения, пользования и распоряжения на землю, недра, водные и лесные ресурсы, растительный и животный мир, территории природно-заповедного фонда и другие природные объекты.

    Наступление указанных обстоятельств связывают также с наличием или отсутствием у собственника соответствующего волеизъявления. В рамках данной классификации можно выделить в качестве оснований прекращения права собственности на природные ресурсы следующие: действия, которые носят правомерный характер и действия, имеющие противоправную направленность.

    К правомерным действиям можно отнести:

    — добровольный отказ собственника от осуществления полномочий владения, пользования и распоряжения в отношении принадлежащего ему природного объекта;

    — отчуждение (продажа) конкретного природного ресурса, путем заключения собственником с другим лицом гражданско-правового соглашения;

    — изъятие (выкуп) для общественных или государственных нужд.

    Действиями, имеющими противоправную направленность и, вследствие этого влекущими за собой прекращение права собственности на природные ресурсы являются:

    — систематическое невнесение платы (налога) за осуществление полномочий собственности;

    — использование природного объекта не по целевому назначению;

    — нарушение сроков освоения или разработки, принадлежащего собственнику природного ресурса;

    — использование природного ресурса способами, ухудшающими его качественное состояние;

    — заключение гражданско-правового соглашения с нарушением порядка приобретения или отчуждения природных ресурсов.

    4. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ

    Для эффективного осуществления собственником своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами государством определена и законодательно зафиксирована система способов защиты прав собственности на природные объекты. Указанные способы представляют собой урегулированную эколого-правовыми нормами совокупность мероприятий, направленных на обеспечение всесторонней реализации правомочий собственниками природных ресурсов.

    Охрана права собственности на природные ресурсы осуществляется путем установления соответствующих правовых норм и применением санкций к лицам, нарушающим требования, которые содержатся в эколого-правовых нормативных актах.

    Ст. 13 Конституции Украины провозглашает, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности. Все субъекты права собственности являются равными перед законом. А в ст. 14 этого же нормативно-правового документа подчеркивается, что право собственности на землю гарантируется. Это право реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

    Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется также в соответствии с положениями Закона Украины «О собственности», в частности, в ст. 48 идет речь о том, что Украина законодательно обеспечивает гражданам, организациям и другим собственникам равные условия защиты права собственности. Далее, в этой же статье подчеркивается, что защита права собственности осуществляется судом или государственным арбитражным судом.

    Одним из способов защиты права собственности на природные ресурсы является право собственника истребовать принадлежащее ему имущество (природный ресурс) из чужого незаконного владения. Если индивидуально определенный природный ресурс возмездно приобретен у лица, которое не имело права на его отчуждение, о чем приобретатель не знал и не мог знать (так называемый добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество (природный ресурс) было утеряно собственником или лицом, которому оно было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения любым другим путем помимо их воли.

    При истребовании природных ресурсов из чужого незаконного владения собственник вправе также требовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение данным имуществом является незаконным (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за то время, когда оно осуществляло эксплуатацию природного объекта. Указанные правоотношения урегулированы нормами Гражданского Кодекса Украины.

    В свою очередь Закон Украины «О собственности» также содержит нормы, предусматривающие наличие вышеуказанного способа защиты права собственности на природные ресурсы. В частности, в ст. 50 речь идет о том, что собственник имеет право требовать возвращения (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения. И далее подчеркивается: на требования о возвращение имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехгодичная исковая давность.

    Ст. 51 Закона Украины «О собственности» посвящена защите прав собственников земельных участков. В частности провозглашается, что гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли, иначе как на основании решения суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения общественных или государственных потребностей бывшему собственнику передается взамен другой, равноценный по качеству земельный участок. Далее речь идет о том, что убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях. Собственник земельного участка имеет право на компенсацию, связанную со снижением качества земли, вызванным деятельностью предприятий и организаций, которая привела к снижению уровня экологической защищенности территории. И в завершении резюмируется: Споры по поводу оснований возникновения права на компенсацию и ее размера решаются судом.

    В качестве еще одного способа защиты права собственности на природные ресурсы можно назвать право собственника на подачу так называемого негаторного иска, т.е. собственник вправе требовать устранений любых нарушений его права, если даже эти нарушения и не были связаны с лишением владения, и возмещения причиненных этим убытков. В качестве примера наличия указанного способа защиты можно привести факт нарушения правил добрососедства со стороны собственника земельного участка по отношению к другим лицам, осуществляющим полномочия владения, пользования и распоряжения смежными земельными участками.

    Помимо вышеперечисленных способов защиты права собственности на природные ресурсы, государство устанавливает и законодательно закрепляет дополнительные методы, при помощи которых обеспечивается эффективная реализация и охрана прав лиц, осуществляющих полномочия владения, пользования и распоряжения индивидуально определенными природными объектами. К таким методам можно отнести следующие:

    — экономико-правовые (установление размера платы за пользование природными ресурсами, а также за загрязнение окружающей природной среды);

    — эколого-правовые (лицензирование, лимитирование, нормирование, предупреждение, ограничение, приостановление и прекращение деятельности предприятий, осуществляющих экологически опасную деятельность);

    — гражданско-правовые (возмещение материального и морального ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов);

    — административно-правовые (наложение штрафных санкций, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация предмета, явившегося орудием правонарушения и др.);

    — уголовно-правовые (наложение штрафных взысканий, привлечение к исправительным работам, лишение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью и др.).

    Рекомендуемая литература

    1. Конституція України // Відомості ВР України.-1996.-№ 30.-Ст. 141.

    2. Про власність : Закон України: прийняти 07.02.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 20.-Ст. 249.

    3. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546.

    4. Андрейцев В.І. Екологічне право (Загальна частина).-К.: Вентурі, 1996.-С. 54-65.

    5. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 46-52.

    6. Барбашова Н.В. Особенности правового обеспечения экологической безопасности в условиях формирования института частной собственности // Вісник Донецького університету. Серія В. Економіка і право.-2000.-№1.-С. 151-156.

    7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 164-194.

    8. Экологическое право и рынок. Сб. статей под ред. М.М. Бринчука и О.Л. Дубовик.-М.:РАН, Ин-т госуд.-правовых исследований, 1994.-295 с.

    9. Малишева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства в Европе.-К.: КІТ, 1996.-С. 110-139.

    10. Разметаев С.В. Право собственности на природные ресурсы в Украине.-Харьков, 1995.-5 с.

    11. Шевченко Я.М., Венецька М.В. та ін. Власник і право власності.-К.: Наук. Думка, 199.-155 с.

    Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 468 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    helpiks.org

    admin

    Обсуждение закрыто.