Федеральный закон 44 фз госзакупки

Федеральный закон 44 фз госзакупки

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Разделы:

Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе). Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о госзакупках), который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным. Закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно финансово-экономическому обоснованию закон о контрактной системе не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых федеральными органами исполнительной власти, заказчиками из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, на текущее материально-техническое обеспечение их деятельности без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.

Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.

Основные понятия

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 закона о контрактной системе).

К участникам контрактной системы относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок,
  • госкорпорация по атомной энергии «Росатом»,
  • заказчики,
  • поставщики (подрядчики, исполнители),
  • уполномоченные органы,
  • уполномоченные учреждения,
  • специализированные организации,
  • операторы электронных площадок (ст. 3 закона о контрактной системе).
  • Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 7 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 закона о контрактной системе (п. 11 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (п. 13 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (п. 14 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 15 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 закона о контрактной системе);

    Единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 ст. 4 настоящего закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ст. 3 закона о контрактной системе).

    О том, что изменилось с принятием закона о контрактной системе, как в связи с этим будут строиться правовые отношения между заказчиками и участниками госзакупок, а также о переходных положениях нового закона читайте далее.

    www.garant.ru

    44 ФЗ для чайников — коротко о главном

    Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    44 ФЗ кратко

    ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

    Краткое содержание Федерального закона «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 представлено в 8-и главах:

    1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
    2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
    3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить тут:статья 94 здесь;
    4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
    5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
    6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
    7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
    8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.
    9. В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

      Основные моменты

      Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

    10. соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
    11. компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
    12. деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
    13. у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
    14. у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
    15. по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
    16. компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.
    17. Условия проведения госзакупок:

      • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
      • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
      • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
      • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.
      • Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

        Федеральный закон 223 вступил в законную силу 18 июля 2011 года. С момента его вступления в силу в него были внесены изменения, также как и в ФЗ 44 для чайников. Оба законодательных акта регламентируют закупки товаров, работ и услуг, однако они имеют массу отличий (схема отличий).

        Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

        Требования к заказчикам в обоих законах разные.

        По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

      • государственные бюджетные учреждения;
      • муниципальные.
      • По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

      • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
      • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
      • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
      • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).
      • Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

        Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

      • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
      • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
      • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
      • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
      • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.
      • Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

        Скачать текст закона

        По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

      • конкурсы;
      • аукционы (электронное размещение заказов);
      • котировки;
      • госзакупка у единственного поставщика.
      • Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по ссылке.

        210fz.ru

        Расчет НМЦК по 44-ФЗ (online калькулятор)

        Калькулятор для расчета НМЦК (начальной максимальной цены контракта) используется для расчета цены с помощью сопоставления рыночных цен согласно Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта; цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 (далее – Методические рекомендации).

        Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее.

        Для поиска информации по аналогичным закупкам рекомендуем наш бесплатный сервис!

        Калькулятор рассчитывает коэффициент вариации цены, среднее квадратичное отклонение, приводит цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен, а также корректирует цены товаров, работ, услуг в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги.

        Корректировка цен прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) производится в соответствии с п.3.18 Методических рекомендаций. При корректировке применяются общие индексы потребительских цен (без учета индексов потребительских цен на отдельные группы и виды товаров, работ, услуг) на месяц в процентах к предыдущему месяцу, установленные Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети «Интернет» www.gks.ru).

        НМЦК калькулятор on-line

        Обоснование НМЦК заключается в расчете цены с приложением справочной информации и документов, на основании которых был выполнен расчет. При этом, в обосновании НМЦК, которое в обязательном порядке подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте закупок, не указываются наименования поставщиков, которые предоставили информацию о цене. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана, содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

        good-tender.ru

        44-ФЗ о закупках, последняя редакция 2018 года

        44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также именуется законом о госзакупках. 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, последняя редакция от 23 апреля.

        Федеральный закон о закупках 44-ФЗ

        Закон 44-ФЗ о закупках был принят 5 апреля 2013 года, вступил в силу 1 января 2014 года. 44 закон о госзакупках сменил предыдущий 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

        Федеральный закон о закупках 44-ФЗ — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. За 2017 год в 44-ФЗ внесено 13 изменений (в феврале, марте, мае, июне, июле, декабре).

        2018 год принес одно изменение в закон 44-ФЗ. Представляем 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года (от 23.04.2018).

        Федеральный закон 44 ФЗ о закупках 2018 года состоит из 8 глав и 120 статей.

        Основные формы закупок по 44-ФЗ:

        44-ФЗ о закупках последняя редакция

        Всего внесено 49 изменений в 44 ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года с изменениями от 23 апреля 2018 года вступила в законную силу 4 мая 2018 года.

        44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2017 года сохраняет свою актуальность, т.к. 1 новое изменение в 44 ФЗ 2018 года носит косметический характер. Однако недавно Минэкономразвития внесло масштабный проект изменений 44-ФЗ на 97 страницах. Предусмотрен перевод всех закупок по 44-ФЗ в электронную форму в 2019 году.

        Скачать проект поправок в 44-ФЗ. Читайте о планируемых изменениях ФЗ-44 РФ в наших новостях.

        Навигатор по 44-ФЗ

        Приводим ФЗ-44 с комментариями, краткое содержание, основные моменты 44-ФЗ, необходимые ссылки.

        Не каждый начинающий поставщик сможет разобраться в тексте закона 44 ФЗ о госзакупках 2018 года. Он написан формальным юридическим языком, содержит множественные оговорки и отсылки. 44 ФЗ для чайников и новичков может оказаться китайской грамотой.

        Возьмем проведение открытого конкурса. 48-я статья 44-ФЗ гласит: «Заказчик по всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона».

        Чтобы получить ответ, нужно прочитать еще 7 статей закона 44-ФЗ.

        Положения 44-ФЗ дополняются постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, приказами Минэкономразвития, Минфина, Федерального казначейства и других органов власти РФ. А ответственность заказчиков установлена в Административном кодексе.

        Чтобы хорошо ориентироваться в федеральном законе 44 ФЗ, придется начинить печатную версию закона множеством закладок и прилично истрепать. Нужно отдельно выписывать ключевую информацию, проводить сопоставление и сравнение признаков. Хорошо, что есть те, кому нравится этим заниматься, чтобы предоставить 44-ФЗ для начинающих в кратком изложении и простым языком.

        Обучение 44-ФЗ

        Большой объем госзакупок по 44-ФЗ способствует развитию системы обучения и подготовки соответствующих специалистов. Законодательство о госзакупках постоянно дополняется и обновляется. Необходимо знать и понимать последние изменения, чтобы избежать нелепых ошибок.

        Сейчас можно пройти обучение по 44-ФЗ в группе и получить диплом государственного образца. Для поставщиков доступно индивидуальное обучение у специалиста-практика включающее множество нюансов, о которых не расскажут на курсах по 44-ФЗ.

        Обучение 44 ФЗ для чайников позволит уже на следующий день начинающим поставщикам участвовать в госзакупках по 44 ФЗ.

        Разобравшись в хитросплетениях 44 ФЗ 2018 года можно понять как выиграть тендер.

        Оглавление 44-ФЗ

        Глава 1. Общие положения
        Глава 2. Планирование
        Глава 3. Осуществление закупок

        § 1. Общие положения
        § 2. Определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов
        § 3. Определение поставщика путем проведения запроса котировок
        § 4. Определение поставщика путем проведения запроса предложений
        § 5. Закрытые способы определения поставщиков
        § 6. Осуществление закупки у единственного поставщика
        § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

        Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
        Глава 5. Контроль в сфере закупок
        Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки
        Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
        Глава 8. Заключительные положения

        Общие положения закона 44-ФЗ

        Глава 1 ФЗ-44 состоит из 15 статей (ст. 1-15) и определяет

      • Сферу применения
      • Законодательство
      • Основные понятия и принципы
      • Информационное обеспечение
      • Цели и особенности закупок
      • Применение национального режима.
      • Контрактная система в сфере закупок

        С юридической точки зрения вызывает недоумение, как федеральный закон о закупках 44-ФЗ раскрывает понятие «контрактная система» через определяемый термин. Но вернемся к сути.

        Федеральная контрактная система 44-ФЗ — совокупность участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

        Участники контрактной системы в сфере закупок

        1. Регулирующие органы
        2. Государственная корпорация «Росатом» (прописана в законе, как особый субъект)
        3. Заказчики
        4. Участники закупок, в т.ч. признанные поставщиками
        5. Уполномоченные органы и учреждения
        6. Специализированные организации
        7. Электронные торговые площадки
        8. Законодательство о контрактной системе основывается по положениях Конституции, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из федерального закона 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

          Другие федеральные законы должны соответствовать 44-ФЗ. Основные законы о госзакупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ.

          Федеральная контрактная система, 44-ФЗ является объектом различных, часто противоречивых интересов. Каждые несколько лет ФКС серьезно трансформируется.

          с 2017 года по 44-ФЗ осуществляют закупочную деятельность унитарные предприятия. Подробнее о переходе ГУПов и МУПов на 44-ФЗ.

          Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)

          Единая информационная система создана и ведется для информационного обеспечения контрактной системы.

          Единая информационная система обеспечивает:

        9. формирование, обработку и хранение данных
        10. контроль за соответствием информации федеральному закону 44-ФЗ
        11. использование электронной цифровой подписи
        12. подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документооборота.
        13. Эта информационная система позволила нашему государству проводить электронные торги и экономить сотни миллиардов рублей.

          Информация, содержащаяся в ЕИС является общедоступной, бесплатной и размещается на официальном сайте (zakupki.gov.ru), также называемом «Портал закупок».

          Официальный сайт закупок по 44-ФЗ содержит: извещения, документацию, планы-графики, реестр банковских гарантий по 44-ФЗ, жалоб в ФАС, реестр недобросовестных поставщиков — исчерпывающую информацию, чтобы проводить госзакупки.

          Официальный сайт 44-ФЗ имеет отдельные разделы для заказчиков и поставщиков.

          Победители тендеров по 44-ФЗ, контракты, протоколы общедоступны, в короткие сроки публикуются госзаказчиками на официальном сайте и на электронных торговых площадках.

          Портал закупок не обладает круглосуточной доступностью. На нем в вечернее время и выходные дни проводятся профилактические работы. Эффективно работать с госзакупками 24 часа в сутки помогают программа Seldon и система Тендерплан.

          Закупка товара, работы или услуги по 44-ФЗ

          Закупка определяется как совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды по 44-ФЗ — это выполнение функций и полномочий государственных органов РФ.

          Участник закупки это:

        14. Любое юридическое лицо независимо от:
          • организационно-правовой формы
          • формы собственности
          • места нахождения
          • места происхождения капитала
          • Любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП
          • Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Проект контракта является частью закупочной документации и не может быть изменен сторонами после того, как будет определен поставщик. Порядок проведения закупок по 44-ФЗ определяется в законе как в целом, так и отдельно для каждой формы закупки.

            Определение поставщика по 44-ФЗ

            Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя), как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

            Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

          • Размещение планов закупок и планов-графиков
          • Подготовка, размещение закупочной документации
          • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
          • Заключение контракта
          • Приемка товаров, работ, услуг
          • Размещение отчетности
          • Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

            Планирование закупок по 44-ФЗ

            Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
            Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

            Планы закупок по 44-ФЗ

            Планы закупок должны включать:

          • Идентификационный код закупки
          • Цель осуществления закупки
          • Наименование объектов закупки
          • Объем финансирования
          • Сроки, периодичность
          • Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика
          • Планы-графики по 44-ФЗ

            Планы-графики должны включать:

          • Идентификационный код
          • Наименование и описание объекта закупки
          • Указание характеристик:
            • количество товара
            • объем работы или услуги
            • сроки
            • периодичность
            • начальная цена
            • размер аванса
            • этапы оплаты
            • Дополнительные требования к участникам и их обоснование
            • Способ определения поставщика и его обоснование
            • Дата начала закупки
            • Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

        План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

        Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

        Осуществление закупок по 44-ФЗ

        Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

        Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

        1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

      • способы определения поставщиков
      • централизованные закупки
      • участие в закупках специальных субъектов
      • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
      • оценку заявок
      • формы обеспечения заявок
      • понятия контрактной службы
      • специализированных и экспертных организаций
      • Способы определения поставщика по 44-ФЗ

        2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

        Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

        Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

      • Открытые конкурсы
        • Открытый конкурс
        • Конкурс с ограниченным участием
        • Двухэтапный конкурс
        • Закрытые конкурсы
          • Закрытый конкурс
          • Закрытый конкурс с ограниченным участием
          • Закрытый двухэтапный конкурс
          • Аукционы
            • Электронный аукцион
            • Закрытый аукцион
            • Запрос котировок
            • Запрос предложений
            • Оценка заявок по 44-ФЗ

              Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

            • Цена
            • Расходы на эксплуатацию
            • Характеристики
              • Функциональные
              • Экологические
              • Квалификация
                • Финансовые ресурсы
                • Оборудование и другие материальные ресурсы
                • Опыт работы по предмету контракта
                • Деловая репутация
                • Квалификация специалистов
                • Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

                  На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

                  Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

                  Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

                  Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

                  Описание объекта закупки по 44-ФЗ

                  Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

                • Объективный характер описания
                • Указываются характеристики
                  • Технические
                  • Качественные
                  • Эксплуатационные
                  • Не должны включаться требования
                    • Товарных знаков, знаков обслуживания
                    • Фирменных наименований
                    • Патентов, полезных моделей
                    • Промышленных образцов
                    • Наименование места происхождения товара
                    • Наименование производителя
                    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

                    Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

                    При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

                    Заказчик при описании объекта закупки может включить

                  • Спецификации
                  • Планы, чертежи, эскизы
                  • Фотографии
                  • Результаты работы, тестирования
                  • Требования по проведению испытаний и их методов
                  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
                  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
                  • Условные обозначения и терминологию
                  • Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

                    При необходимости заказчик может установить требования

                  • К гарантийному сроку
                  • Объему предоставлению гарантий
                  • Гарантийному обслуживанию
                  • К расходам на эксплуатацию товара
                  • Обязательность осуществления монтажа и наладки
                  • К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар
                  • Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

                    Контрактная служба по 44-ФЗ

                    Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

                    Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

                    Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

                    Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

                    Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

                    Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

                    Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

                    Иные полномочия контрактной службы:

                  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
                  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
                  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
                  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
                  • Разработка проектов контрактов заказчика
                  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
                  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта
                  • Вне зависимости от наличия контрактной службы заказчик может привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ для разработки документации и организации проведения закупок в виде аукциона и конкурса.

                    Экспертная организация по 44-ФЗ

                    Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

                    Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

                  • Физическими лицами
                  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
                  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
                  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
                  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
                  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
                  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик
                  • Контракт по 44-ФЗ

                    Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

                    Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

                    Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

                    Тендеры по 44-ФЗ

                    Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

                    Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

                    Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки.

                    Открытый конкурс по 44-ФЗ

                    В открытом конкурсе побеждает лучшее предложение, а не самая низкая цена, как в аукционе.

                    Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

                    Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

                    Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

                    Электронный аукцион по 44-ФЗ

                    В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

                    Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

                    Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

                    В законе не приведен перечень электронных торговых площадок, где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

                    Подробнее об участии в электронном аукционе — пошаговая инструкция.

                    Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

                    Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

                    Запрос котировок по 44-ФЗ

                    Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

                    Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

                    Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

                    4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта.

                    Запрос предложений по 44-ФЗ

                    Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ определен 83 статьей 44-ФЗ. Она состоит из 21 пункта и определяет основания на закупки по 44-ФЗ этим способом, алгоритм проведения, сроки подписания контракта.

                    Закрытый конкурс и закрытый аукцион по 44-ФЗ

                    Закрытые способы госзакупок (ст. 84-92) являются наименее конкурентными. В этих случаях заказчик сам направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Это связано с режимом секретности, гостайны и особой важности и безопасности государства.

                    Конечно, широкому кругу лиц не стоит знать о том, кто выиграл контракты на транспортировку драгоценных металлов и камней или обеспечивает деятельность судей.

                    Четвертая и пятая главы 44-ФЗ состоят из 8 статей и посвящены мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок.

                    Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

                    Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

                    Помощь по 44-ФЗ

                    Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

                    open-torg.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.