Правила взаимоотношений в средней группе

Правила взаимоотношений в средней группе

Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Мелёхина И. В., Коняева А. П. Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребёнка с взрослыми и сверстниками в ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4647/ (дата обращения: 28.07.2018).

Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, психологов, таких, как В. С. Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. В. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Социализация — это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно в тёплой, доброжелательной атмосфере детского сада, нужно поддерживать и развивать стремление ребёнка к общению, обогащению личного практического опыта.

Дети четвёртого года жизни узнают и называют взрослых и детей в жизни и картинках, видят отдельные различия по возрасту и полу, различают особенности внешности: части лица и тела, одежду, обувь. Находят общее и отличительное во внешнем виде взрослых разного возраста, а также взрослых и детей. Представляют и называют разнообразные действия взрослых (заботятся о детях, работают, строят дома, лечат людей, управляют транспортом, отдыхают, гуляют вместе с детьми, учат детей, любят детей, делают подарки и прочее).

С помощью воспитателя на картинках, в сказках, в жизни выделяют конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю. Различают отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слёзы, гнев), соответствующую мимику, жесты.

Основной путь социально-нравственного воспитания детей пятого года жизни состоит в постоянном практическом приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям.

Дети пятого года находят черты сходства и различия во внешнем облике людей, учатся сравнивать людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие жизненные события, сюжеты общения, совместных дел, любви детей и близких взрослых, показывает и объясняет факты заботливого отношения взрослых к детям, к животным, доброго отношения к старшим. На картинках, в литературных произведениях, в жизни с помощью вопросов, в процессе совместного обсуждения помогает детям выделять положительные поступки людей (взрослых и детей) по отношению друг к другу, выражать к ним своё положительное отношение.

Воспитатель приучает детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, охотно выполнять их. Обращает внимание дошкольников на негативные действия и поступки детей (по картинкам), рассуждает об их причинах, называет нежелательные последствия побочных действий для других людей, высказывает своё отношение к такому поведению. Анализирует аналогичные ситуации по произведениям художественной литературы.

Воспитатель стремиться развивать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции людей и правильно на них реагировать.

Направляет внимание детей на яркие, контрастные, легко зрительно определяемые эмоциональные состояния людей, на внешнее проявление эмоций, т. е. на то, как та или иная эмоция отражается в особенностях мимики, жестов, в интонации голоса.

Предлагает детям игры на сравнение и классификацию картинок по общему эмоциональному состоянию изображённых на них людей или животных. Рассматривая сюжетные картинки, учит детей устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием изображённых на них детей и взрослых. Побуждает собственным примером к непосредственному проявлению отзывчивости на эмоциональные состояния окружающих.

В средней группе дошкольники знакомятся с правилами культуры поведения и общения в детском саду: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», здороваться, прощаться, использовать вежливые обороты речи. Дети упражняются в выполнении правил культуры поведения путём участия в практических ситуациях, в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства, в проблемных инсценировках с игрушками, в условных ситуациях, требующих оценки поступков.

Воспитатель поощряет самостоятельность детей в выполнении знакомых правил общения с взрослыми и сверстниками в привычной обстановке.

Педагог побуждает детей выполнять правилу культурного поведения в среде сверстников: обращаться друг к другу по имени, избегать грубого тона, быть приветливыми, делится игрушками, понимать, что в детском саду игрушки и пособия общие, у всех равные права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше прослужат детям. Развивает доброжелательность, обращает внимание детей на то, что мальчикам и девочкам бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе: подойти, поговорить, предложить игрушку.

Воспитатель вовлекает детей в гуманистические ситуации помощи и заботы о сверстниках: чем помочь, как утешить, порадовать. Поддерживает инициативу детей доставить радость товарищам по группе: принести интересную книжку, новую игру и прочее. Побуждает самостоятельно, с позиции представлений и личного опыта разрешать возникающие в группе проблемные ситуации.

Дети шестого года жизни знакомятся с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. Узнают способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Осознают то, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, нельзя дразнить, давать прозвища; недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему сверстнику, несправедливость.

Педагог обсуждает с детьми необходимость учёта возраста людей в своём поведении: малыши нуждаются в опеке, внимании, поддержке старших детей и взрослых; старым, пожилым людям требуется забота, помощь, уважение детей и близких. Учит использовать в активной речи слова, обозначающие возрастную характеристику человека: молодой, пожилой, старый, старше, моложе.

Воспитатель уточняет с детьми, какие органы организма помогают взрослым и детям познавать, действовать, чувствовать, общаться (органы чувств, движения, речь), как правильно относиться к людям, имеющим физические недостатки (инвалидам по зрению, слуху и т. п.). Воспитывает уважение к людям, желание беречь всё, что создано их руками.

Под руководством воспитателя дети учатся различать внешнее выражение таких эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, удивление, нежность, любовь. На картинках и пиктограммах дошкольники рассматривают мимику людей с разными эмоциями, сравнивают выражение глаз, положение губ, бровей, а также характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях.

Воспитатель побуждает детей отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах, передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях, с учётом взятой роли.

Дети учатся осознавать связь между настроением взрослых и поведение детей.

Дети учатся выражать доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению и сотрудничеству. Замечать и эмоционально откликаться на состояние сверстника, по побуждению воспитателя, а также по собственной инициативе дети активно проявляют сочувствие и участие к сверстнику.

Воспитатель учит детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова.

При поддержке воспитателя дети овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах и прочее.

Постепенно накапливаются разные формы совместной деятельности со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально, вместе со всеми.

По примеру, показу или предложению воспитателя дети находят разные способы и приёмы справедливого распределения ролей, игровых материалов; используют для этого считалки, жеребьёвку, очерёдность, предварительную договорённость.

Воспитатель продолжает знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Воспитатель обсуждает с детьми правила культурного поведения, объясняет, почему их нужно выполнять, учит оценивать поступки с позиции нравственных представлений.

Дети седьмого года жизни узнают взаимосвязь людей в обществе, некоторые сведения, отдельные яркие факты из истории и культуры общества (как жили первобытные люди, как люди одевались в разные времена, как развивались средства связи между людьми и другие сведения). Узнают отношение к детям в современном обществе, ожидания взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.

Дети учатся различать и называть широкий круг эмоций. Понимают, что окружающие люди могут испытывать разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, движениях, интонации и силе голоса.

Умеют по совету воспитателя и самостоятельно выбрать линию поведения по отношению к страшим с учётом их эмоционального и физического состояния.

Воспитатель побуждает детей находить созвучие своего настроения (или других людей) и природы, музыки, поэзии, живописи: радость человека и весеннее пробуждение природы, грусть и осеннее увядание природы. Обсуждает с детьми, какие чувства вызывает в них музыка, природа, те или иные события жизни, литературные произведения. Обращает внимание детей на некоторые образные средства, которые используются в изобразительном искусстве или музыке для передачи настроения человека.

Педагог организовывает ситуации, требующие самостоятельных согласованных действий детей по интересам и выбору.

Воспитатель предлагает детям научить сверстников тому, что они хорошо умеют, воспитывает элементарную ответственность за свои действия и поступки.

Поощряет стремление детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очерёдность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей.

Следует обращать внимание старших дошкольников на то, что маленькие дети, младшие сёстры и братья нуждаются в их заботе и внимании. Обсуждать, в чём конкретно может проявляться забот старших дошкольников о малышах: в помощи, защите, обучении, умении развлечь, утешить, доставить радость.

Воспитатель создаёт ситуации, побуждающие старших дошкольников активно проявлять дружеское расположение, заботливое отношение к детям младших групп. Формирует умение вовлекать малышей в подвижные и хороводные игры типа «Каравай», «Карусель». Показывать простые сюжеты кукольного, пальчикового театра, готовить для малышей театрализованный концерт.

Педагог учит ребят приводить в порядок игрушки малышей, готовить материал для занятий. Сравнивает внешний облик и возможности малышей и шестилеток, рассуждает, чем можно помочь малышам.

Воспитатель привлекает детей к обсуждению правил поведения в детском саду. Вместе с детьми создаёт и принимает «Кодекс наших правил». Поощряет самостоятельность в выполнении правил. В практических ситуациях, театрализованных этюдах, в общении с воспитателем дети упражняются в выполнении правил культурного поведения. Учатся ориентироваться в своём поведении не только на контроль и оценку воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.

Педагог обращает внимание детей на манеры поведения, соблюдение требований этикета. Обсуждает с ними вопросы типа «красиво–некрасиво», «так и не так» (как мы ходим, сидим, разговариваем, ведём себя в гостях, за столом и т. п.).

Особое внимание уделяется освоению детьми правил культурного поведения в общественных метах, правилам уличного движения, безопасного поведения. Дошкольников вовлекают в игровые ситуации, имитирующие культуру поведения в общественных местах.

1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная рограмма дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011., — 528 с.

3. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. — 160 с.

4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфа-М, 1998.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного.

Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками (В. С. Мухина, Т. А. Репина).

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей.

В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей воспитатель может выявить, какие

Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается.

Создание условий для развития нравственных качеств.

Цели: − Формировать у детей навыки доброжелательного отношения к сверстникам, игрушкам

Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. — Изд.

Формирование у детей доброжелательного отношения.

Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного.

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения друг к другу является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду создаются все условия для реализации этой задачи.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического.

Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых — необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен.

Использование игры в процессе формирования культуры.

игра, ребенок, навык, культурное поведение, бережное отношение, культура поведения, детский сад, младшая группа, вежливый разговор, проблемная ситуация.

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

Особенности межличностных отношений детей дошкольного. ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний. Социально-личностное развитие детей в.

moluch.ru

Тема 8. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВИЗМА

Повышение уровня игры и взаимоотношений детей в средней группе

Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения -расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности.

Мышление ребенка в среднем дошкольном возрасте, так же как и в раннем, характеризуется конкретностью, поэтому для его развития необходимо преобладание впечатлений действительности над словом. В связи с этим особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми этого возраста имеют экскурсии, наблюдения. Они позволяют детям непосредственно наблюдать труд взрослых, создают условия для живого эмоционального общения с людьми труда.

Так, для детей пятого года жизни можно организовать прогулки в аэропорт, на речной вокзал, в зоопарк и др. Для развития различных игровых тем используют разное количество экскурсий. Для игры в зоопарк бывает достаточно одной экскурсии. Для развития игры в «летчиков» проводится несколько экскурсий, например: к памятнику летчикам; в аэропорт, где дети ознакомятся с местом посадки и отправки самолетов, узнают, что в аэропорту есть кассы, газетный киоск, парикмахерская, буфет, пассажиры покупают билеты на определенный рейс, к самолету их провожает бортпроводница и т. д.; повторная экскурсия в аэропорт с целью закрепления представлений детей о труде взрослых и ознакомления с устройством (в общих чертах) самолета (салон для пассажиров, кабина для пилотов).

Знания детей о труде взрослых в аэропорту, полученные на экскурсиях, дополняются чтением художественной литературы; на занятиях по родному языку детям читаются отрывки из книги I Б. Житкова «Что я видел» («Самолетный вокзал» и «Как мы летели самолетом из Харькова»), рассматриваются картинки с изображением самолетов (Эти произведения можно заменить отрывками из книги И. Винокурова «Самолет летит» и др.).

В процессе педагогического руководства игрой основное внимание детей сосредоточивается на взаимоотношениях взрослых в процессе труда. Это способствует развитию у детей психологических основ взаимоотношений: общественных мотивов поведения, нравственных чувств, коллективных интересов, воли, навыков, привычек правильного поведения. Одновременно воспитатель предоставляет возможность широко использовать в играх ручной труд и строительство. Так, в игре в «летчиков» дети строят аэропорт, взлетную полосу, большой самолет для путешествий.

При работе с детьми пятого года жизни меняется соотношение использования в педагогическом процессе различных игр: игр-занятий, игр-бесед, игр-драматизаций и совместных игр с воспитателем и старшими детьми. Опыт показывает, что если в группе четвертого года жизни активно используются указанные педагогические средства, то доля игр-занятий в следующей группе уменьшается. Однако на данной возрастной ступени совместные игры с воспитателем остаются важной формой воспитания и обучения, хотя организуются в основном во вторую половину дня (вне занятий).

Значительно шире используются игры-драматизации (например, по сказке «Кот, петух и лиса», по стихотворению «Усатый — полосатый» С. Маршака). Можно организовать игру-драматизацию по отрывку из книги Б. Житкова «Что я видел» («Как мы летели самолетом из Харькова»). Текст от автора читает воспитатель, а дети выполняют действия соответственно тексту и произносят отдельные реплики.

Драматизации помогают лучше усваивать содержание рассказа, обогащают речь детей, способствуют возникновению желания подражать любимым героям, действовать в соответствии, с содержанием произведения. Под влиянием игр-драматизаций дети приобретают положительный опыт поведения, начинают свободнее чувствовать себя в общении со взрослыми и сверстниками.

В приведенном ниже примере показана роль общения детей средней и старшей групп и перенос характера поведения в совместных играх в самостоятельную деятельность.

В процессе развития игры в «летчиков» ежедневно на протяжении трех дней трое детей из группы пятого года жизни посещали старшую группу и участвовали в совместных играх (в старшей группе в этот период развивалась интересная игра в «летчиков»). Все трое четырехлетних детей проявили интерес к игре, но для развития глубокого содержания им недоставало умения, фантазии.

В первый раз они выполняли роль кассира, второго пилота и пассажира на /самолете. По возвращении из старшей группы с этими детьми педагог провел краткую беседу по вопросам: во что вы играли в старшей группе? Какие роли выполняли? Понравилась ли эта игра? На второй и третий день дети также рассказывали о своих впечатлениях. С каждым посещением их активность повышалась, им поручались в играх роли диспетчера, бензозаправщика, первого пилота. В обращении со сверстниками мальчики стали более сдержанными и вежливыми.

На повышение уровня взаимоотношений в самостоятельной игре в «летчиков» большое влияние оказало подражание. Дети учились наблюдать и тонко подмечать даже мелочи в организации игры (отметили, что при посадке в самолет вначале пропускают матерей с детьми, а потом входят все остальные пассажиры; что экипаж садится в самолет первым и выходит раньше пассажиров и др.).

Педагог широко использовал беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы детей о поездках в Москву, Киев, Ленинград и впечатления обо всем увиденном. Это способствовало обогащению содержания игровой деятельности ребят.

Для активизации игровых интересов и воображения педагог с детьми изготовил альбомы о разных городах страны, атрибуты к играм в «путешествия».

Ознакомление с правилами поведения

Знакомство детей с основными правилами поведения возможно уже во второй младшей группе. Хотя социальный опыт трех — четырех — летнего ребенка еще ограничен, тем не менее ему вполне доступны такие понятия, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

Прежде всего воспитатель должен определить правила поведения детей на занятиях, в быту, трудовой и игровой деятельности. Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для игры характерными правилами будут следующие:

1. Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2. Игрушки надо беречь: не ломать, не рвать, убирать на место.

3. В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо), чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие — на улице.

4. Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам — научи другого.

Педагог стремится, чтобы процесс усвоения правил опирался на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого. Только в таком случае этот процесс мобилизует силу и волю ребенка в соответствии с общественными требованиями.

Детям четвертого года жизни важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают, воспитатель формулирует требование: в группе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать друг другу. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

Чтобы найти более эффективные формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка и подвести его к оптимальному усвоению правилу .в детском саду был проведен эксперимент. В одной группе (дети четвертого года жизни) правила вводились в непринужденной, естественной игровой ситуации, чаще всего во время совместных игр воспитателя с детьми или в индивидуальных беседах после игр. Они предлагались в основном с опорой на игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы с использованием кукольного театра, в которых имелась возможность обобщить и уточнить знания о нормах поведения. В другой группе — пятого года жизни — усвоение правил поведения происходило преимущественно в ходе бесед с детьми на занятиях по родному языку и развитию речи. Наряду с фронтальной работой в обеих группах проводились беседы с отдельными детьми, направленные на закрепление основ правильного поведения, осознания их значения в совместной игре.

Опыт показал, что обучение правилам с опорой на игровые приемы наиболее эффективно. Игровые приемы создавали эмоциональное настроение у детей, вызывали большую активность, желание подражать героям.

В качестве иллюстрации одного из приемов ознакомления дошкольников с правилами поведения приводим запись игры-занятия по усвоению детьми правил вежливости («Играть надо дружно, помогать друг другу, делиться игрушками»).

Катание кукол на санках.

Воспитатель встает перед ширмой, обращается к ребятам:

— Дети, сегодня к вам в гости приедут куклы. Давайте посмотрим, что они нам покажут.

Воспитатель уходит за ширму. (Куклы Юра, Оксана, Андрей подготовлены заранее.) На сиене появляется Оксана. Она грустна.

Оксана. Как хочется покататься! А санки мои сломались.

Видит, что кто-то идет на горку с санками. Это Юра, у него большие санки. Юра еле-еле их тянет. Вот он упал. Опять везет санки, снова падает.

Оксана (обрадованно). Сейчас мы с Юрой покатаемся.- Бежит Юре навстречу: — Давай я тебе помогу.- Берется за веревочку, и они поднимаются на горку с санками.

Юра (Оксане). А ты зачем на горку пришла? Санок у тебя нет, стоишь тут, только мешаешь.

Оксана. Я не мешаю, я тебе помогаю. А на горку я пришла, потому что очень хочется покататься. А санки мои сломались.

Юра. Если нет санок, надо дома сидеть.- Он ложится на санки и спускается с горки.

Оксана (с грустью глядя ему вслед). Какой жадный мальчик. Даже не пригласил покататься. А ведь санки у него такие большие, как раз для двоих. Вот если бы это были дети из нашего детского сада, они обязательно меня пригласили бы. У нас все дети знают, что надо играть дружно, помогать друг другу. Вот опять он идет в гору, санки еле-еле тянет. Тяжело ему, пойду помогу.

Оксана. Мальчик, мальчик, давай я тебе помогу.

Юра. Это ты мне? Меня Юрой зовут.

Оксана. А я Оксана. Я из детского сада. А ты ходишь в детский сад?

Юра. Нет, я не хожу.

Оксана. Ay нас в детском саду много ребят, и все мы дружные: игрушками делимся, помогаем друг другу.

Оксана и Юра въехали на горку. Юра опять садится на санки один и хочет спускаться с горки.

Оксана. Юра, а можно мне с тобой покататься?

Юра. Ну вот еще. Мне и одному места мало.

Оксана. Ой, что ты, у тебя такие большие санки.

Юра. Ничего и не большие, а как раз для меня.

В это время на горку въезжает Андрейка с санками.

Андрейка. Оксана, а где твои санки, почему ты без санок?

Оксана. Они у меня сломались.

Андрейка. Хочешь со мной вместе кататься?

Оксана. Да у тебя же саночки маленькие!

Андрейка. А мы по очереди: сначала ты, а потом я.

Оксана. Ой, спасибо, Андрюша. Какой ты добрый. Только давай сначала ты, а потом я.

Андрейка. Нет, мальчик должен уступать. Садись, я тебя подтолкну.

Оксана съезжает с горки. Она весело смеется. Андрейка тоже смеется. А Юра стоит в стороне, смотрит и о чем-то думает. Потом с горки съезжает Андрейка, опять Оксана, им очень весело.

Юра. Можно и я с вами буду кататься?

Андрейка. Конечно, мы в детском саду принимаем всех, кто хочет с нами играть. Давай твои санки привяжем к нашим и будет поезд. Садись, Юра, поехали.

Все втроем съезжают с горки и весело смеются.

После спектакля воспитатель проводит беседу с детьми: «Почему Оксана в начале прогулки скучала? Почему ей так весело стало в конце прогулки? А как бы вы поступили, если бы заметили, что кто-то грустит или скучает?» Затем подводится итог: «Дети, запомним правило дружных ребят — не ссориться, делиться игрушками, помогать другу, заботиться друг о друге».

На следующий день после указанного занятия-игры педагог прочитал детям рассказ Е. Серовой «Нехорошая история», а затем провел беседу по вопросам: как Рая играла с детьми? Что дети ответили Рае, когда она у них отнимала игрушки? Почему Рая заплакала?

По мере обогащения социального опыта детей круг правил поведения расширяется, уточняются и закрепляются уже знакомые правила и вводятся новые, в частности такое: «В группе должен быть порядок». Игры с мячами, парными картинками, с участием двух и более детей используются для того, чтобы ввести правило: «Научи товарища тому, чему научился сам».

Большая часть детей, с которыми проводится работа, стремится подчинить свое поведение общеустановленным требованиям, фиксированным в правилах, их отношения становятся более устойчивыми, осознанными.

Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления нормальных отношений. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Однако в этом возрасте увеличивается число ребят, не умеющих поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступающих в конфликты с товарищами. Поэтому с ними проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать такие нравственные качества, которые являются фундаментом коллективных взаимоотношений: умение организовать совместную деятельность (пригласить в игру, распределить роли, материал); привычка оказывать помощь, проявлять заботу, внимание к товарищам; стремление к установлению взаимоотношений со сверстниками с опорой на усвоенные правила поведения; вежливость и предупредительность в общении с товарищами и др. Формирование этих качеств возможно только при условии организации деятельности детей на более высоком уровне, на уровне коллективных отношений, для которых характерны взаимная зависимость, ответственность, требовательность, взаимопомощь. А это уже начало коллективной деятельности.

Учебно-воспитательная работа проводится с учетом связей между обучением и игрой, с использованием эпизодического тематического планирования, при организации взаимодействия детей на более высоком уровне и усвоении ими правил поведения. Применение этих педагогических средств, во-первых, повышает уровень игровой деятельности, во-вторых, способствует воспитанию у детей нравственных чувств, общественных интересов и мотивов поведения, формированию определенных навыков и привычек, знаний о нормах и правилах поведения в обществе. Развитие волевых процессов, формирование личностных качеств способствует созданию определенного стиля отношений между детьми, когда взаимопонимание и доброта становятся нормой поведения, а жадность, грубость встречают отпор.

Если касаться динамики формирования взаимоотношений, то для характеристики отношений детей четвертого года жизни более целесообразно использовать понятие «положительные взаимоотношения», для детей пятого года — «дружеские» и к концу пятого года жизни взаимоотношения могут характеризоваться как начальная форма коллективных отношений.

Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений.

На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей.

К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти — семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В какой мере содержание и приемы педагогического воздействия отражают возросшие возможности детей пятого года жизни?

2. Составьте примерный план учебно-воспитательной работы, обеспечивающей обогащение содержания игр детей пятого года жизни.

3. Покажите возможности и методические приемы, обеспечивающие усвоение детьми правил поведения.

4. На конкретных примерах докажите, что знание правил поведения повышает уровень детских взаимоотношений.

5. По каким показателям можно судить о наличии зачатков коллективизма у детей пятого года жизни?

6. Дайте характеристику известной вам группы пятого года жизни с точки зрения развития в ней коллективных отношений.

pedagogic.ru

admin

Обсуждение закрыто.