Законы хороши но их надобно еще хорошо исполнять

Законы хороши но их надобно еще хорошо исполнять

Эссе по обществознанию

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы»

Предварительный просмотр:

В этой цитате автор Николай Михайлович Карамзин поднимает проблему того, что чтобы все были счастливы нужно выполнять законы. Причем выполнять хорошо. Быть законопослушным гражданином. Эта проблема будет всегда актуальна, пока существует государство.

Смысл высказывания заключается в том, что законы служат, как регулятор общественной жизни. У каждого человека есть права, благодаря которым наша жизнь находится под защитой государства. А есть обязанности, которые нужно выполнять на благо общества и государства, чтобы сохранить порядок в государстве. А если в государстве порядок, то оно в большей степени может защитить жизнь каждого человека, живущего в нем. Для этого и существуют законы. В них все взаимосвязано. Любое право тянет за собой обязанности.

Я полностью согласна с мнением автора. И считаю, что если человек хочет иметь хорошие условия для жизни и жизнедеятельности, то он обязан выполнять обязательства по отношению к государству и обществу, в котором находится.

И так, что же такое счастье? Счастье- это когда у тебя есть семья, близкие, здоровье, когда ты можешь спокойно выйти на улицу, когда ты знаешь, что твоей жизни ничего не угрожает, а также хорошая работа, жилье, и прочие материальные блага. А для кого-то счастье-это сама жизнь. Государство дает нам права, то есть условия для счастливой и комфортной жизни, взамен нам необходимо лишь выполнять обязанности, чтобы остальные люди в государстве были счастливы. Отсюда следует, что мы друг от друга зависим. Если ты сегодня где-то нарушил права другого человека, точнее не выполнил обязательства, то завтра твои права будут нарушены.

Например, если человек совершит преступление, нарушит право другого человека на жизнь, нанеся какие-либо действия приносящие вред здоровью, то за это государство в праве лишить свободы такого человека.

Поэтому нам нужно выполнять все законы ради нашей же счастливой жизни.

nsportal.ru

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (И. М. Карамзин).

Я согласен с мнением выдающегося русского историка и обще­ственного деятеля Н.М. Карамзина. Действительно, всё в государ­стве: и экономика, и политика, и социальная, и духовная сферы — зависят от состояния законности и правопорядка в стране.

Для того чтобы поддерживать порядок и стабильность в обще­стве, государство обладает механизмом управления и аппаратом принуждения. Государство — это политическая организация обще­ства, которая характеризуется следующими признаками:

— оно представляет общество как внутри страны, так и за ру­бежом (например, заключает договоры с зарубежными странами о взаимовыгодном сотрудничестве);

— оно осуществляет регулирование экономики (прямое, уста­навливая ГОСТы для продуктов питания, или косвенное, например, через налоги);

— может устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (например, подоходный налог — 13%);

— государство издает обязательные для всех законы, которые бывают частными или публичными. Примерами этого является Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.;

— оно охраняет общественный порядок. Для этого у государства есть специальные организации, например, полиция, прокуратура, суд. Именно они и должны обеспечить исполнение законов всем населением страны. Тогда все будут довольны жизнью в этом госу­дарстве. А значит, счастливы.

Проанализируем данное эссе с точки зрения предъявляемых тре­бований:

1)адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла вы­сказывания: из содержания эссе видно, что ученик абсолютно не понял смысл высказывания и на сформулировал проблему;

2) соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе не соответ­ствует заявленной теме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (те­мы), на которые указывает автор высказывания: ученик не смог выделить основные аспекты проблемы.

Таким образом, далее проверять работу бессмысленно, так как в ней не выдержан критерий 1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. Работа может быть оценена в 0 баллов (К1 — О, К2 — О, КЗ — 0).

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типич­ные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания, эссе.

При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания ав­тора:

1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказы­вания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ра­нее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2.Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсут­ствием развитого словарного и терминологического запаса по базо­вым обществоведческим наукам.,

3.Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4.Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколь­ко мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1)Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорировани­ем учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2) Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис.

3) Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4) Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проана­лизировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпуск­никами, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5)Некритическое восприятие социальной информации из сообще­ний СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несо­стоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оцен­ки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6)Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

1.6. Высказывания для написания эссе по шести базовым обществоведческим наукам

studopedia.ru

Презентация по обществознанию для 11 класса «Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ: написание эссе (С9)»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мечетинская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района Ростовской области Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ: написание эссе (С9) Подготовила: Сапсаенко Наталья Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ Мечетинской СОШ

Содержание: Что такое эссе по обществознанию? Критерии оценивания эссе. Организация работы по написанию обществоведческого эссе. Основные ошибки и недостатки в работах выпускников. Типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе: 5.1. При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора. 5.2. При высказывании и аргументации собственной позиции.

1. Что такое эссе по обществознанию? «Главная задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон Слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе: наличие конкретной темы или вопроса; личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления небольшой объем; свободная композиция; свободное владение темой; многоаспектный взгляд на явление; парадоксальность; внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.

Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика? Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведению. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта. Таким образом, эссе — это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

2. Критерии оценивания эссе Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказываний раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании. (1) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. (0) К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника Представлена и пояснена собственная позиция выпускника. (1) Представлена без пояснения собственная позиция выпуск­ника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена. (0) КЗ Характер и уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы (темы). (3) При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений и выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. (2) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. (1) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. (0) Максимальный балл — 5

3. Организация работы по написанию обществоведческого эссе Как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку? В работе над эссе можно выделить несколько этапов: 1. Написание эссе в черновом варианте. 2. Анализ содержания текста. 3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. 4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

Во-вторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. Можно создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место. 1. Цитата. 2. Проблема поднятая автором, ее актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 5. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 6. Вывод.

В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого: Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопросы: 1) О чём эта цитата? 2) Что хотел сказать автор? Выберите наиболее «близкую» вам цитату. Мысленно ответьте себе на вопросы: 1. С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема? 2. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

Рекомендации: Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что: владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; четко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в 1 раздел черновика.

В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Например: «Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины». (А. П. Чехов) «Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии». Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема (тема) является актуальной в условиях. . глобализации общественных отношений; . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . обострения глобальных проблем современности; …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . развития международной интеграции; . современной рыночной экономики; . развития и преодоления мирового экономического кризиса; .. .жесткой дифференциации общества; . открытой социальной структуры современного общества; . формирования правового государства; . преодоления духовного, нравственного кризиса; . диалога культур; . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей. Например: «Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного».

В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать фразы-клише: 1. «Смысл данного высказывания состоит в том, что. » 2. «Автор обращает наше внимание на то, что. » 3. «Автор убежден в том, что. » Например: «А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мнению автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины».

В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: 1. Согласен ли я с мнением автора или нет? 2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? 3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу? Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. » «Автор был прав, утверждая, что. » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться» «Ане задумывались ли вы над тем, что. »

В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; б) обращение к личному опыту. Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы: 1. Подтверждают ли они мое мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они? Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика. Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы».

В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. » Вывод записывается в графу 7 черновика. В-восьмых, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать пометки, вставки. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (К1, К2, К3).

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него: • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ- экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.); • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.

4. Основные ошибки и недостатки в работах выпускников При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания; соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме); выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания; аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте; четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания; обоснование собственной позиции на теоретическом уровне; подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта; логичность рассуждений выпускника; отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок; соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

Эссе № 1 «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин). «Высказывание Н. М. Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Ведь даже от очень хорошего закона не будет пользы, если его не будут исполнять. Я согласна с мнением автора, так как закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Для того чтобы государство осуществляло в полном объеме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение законов. Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства. К примеру, неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей и, в конце концов, к гибели самого режима. Таким образом, от законов будет толк только при надлежащем их исполнении».

Эссе № 2 «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин). «Проблема, поднятая Карамзиным, очень актуальна в современном мире, потому что многие люди забывают, что законы обязательны для исполнения и едины для всех. Я согласна с мнением автора и также считаю, что законы обязательны и едины для всех. Законы хороши, но есть люди, которые не желают исполнять их либо пытаются найти в них какую-нибудь лазейку, подстроить их под себя, обойти их. Например, индивидуальный предприниматель пытается найти любые способы, чтобы скрыть свои доходы и платить как можно меньше налогов. Законы — обязательные для исполнения и единые для всех правила. Если люди будут хорошо и точно выполнять законы, само общество и жизнь в нем станут лучше, потому что уменьшится количество преступников, коррупционеров, сократится сектор теневой экономики в государстве. И поэтому, повторяя слова автора, можно сказать, что законы хороши, просто надо их хорошо исполнять, чтобы жизнь людей стала лучше и счастливее».

Эссе № 3 «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин). « Я согласен с мнением выдающегося русского историка и общественного деятеля Н. М. Карамзина. Действительно, всё в государстве: и экономика, и политика, и социальная, и духовная сферы — зависят от состояния законности и правопорядка в стране. Для того чтобы поддерживать порядок и стабильность в обществе, государство обладает механизмом управления и аппаратом принуждения. Государство — это политическая организация общества, которая характеризуется следующими признаками: оно представляет общество как внутри страны, так и за рубежом (например, заключает договоры с зарубежными странами о взаимовыгодном сотрудничестве); оно осуществляет регулирование экономики (прямое, устанавливая ГОСТы для продуктов питания, или косвенное, например,через налоги); — может устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (например, подоходный налог — 13%); — государство издает обязательные для всех законы, которые бывают частными или публичными. Примерами этого является Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.; оно охраняет общественный порядок. Для этого у государства есть специальные организации, например, полиция, прокуратура, суд. Именно они и должны обеспечить исполнение законов всем населением страны. Тогда все будут довольны жизнью в этом государстве. А значит, счастливы».

5. Типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе. 5.1. При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора: 1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказывания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 2. Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 4. Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

5.2. При высказывании и аргументации собственной позиции: 1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 2. Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис. 3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. 4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе. 6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Презентация создана на основе материалов учебно-методического пособия «Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ». Автор Чернышева О.А., Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2012г.

«Описание материала:

«Цель презентации: оказание практической помощи выпускникам средней школы в выполнении одного из наиболее сложных заданий на экзамене по обществознанию С9 — написании эссе на выбранную тему.

Обществознание является самым востребованным предметом по выбору обучающихся 11-х классов на ЕГЭ, так как является профилирующим на экономические, юридические специальности, факультеты психологии, социологии, философии.

Опыт работы и анализ результатов ЕГЭ показывают, что выполнение задания по написанию эссе вызывает у многих обучающихся существенные затруднения.

Чаще всего они в свободной форме излагают свои мысли по выбранной теме.

Данная презентация поможет учащимся 10-11 классов научиться качественно писать эссе, а педагогам – организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию навыков выполнения задания С9.

Презентация раскрывает следующие важные вопросы:

  1. Что такое эссе по обществознанию?
  2. Критерии оценивания эссе.
  3. Организация работы по написанию обществоведческого эссе.
  4. Основные ошибки и недостатки в работах выпускников.
  5. Типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе:

5.1. При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания автора.

5.2. При высказывании и аргументации собственной позиции. Кроме того, в презентации приводятся 3 варианта написания эссе на одну тему с целью последующего анализа и выявления типичных ошибок.

infourok.ru

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (Н. М. Карамзин) (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании автор хотел донести до нас мысль о том, что для жизни в комфортных для человека условиях, для отсутствия правонарушений необходимо соблюдать закон.

Я не полностью согласна с данным высказыванием, с одной стороны, законы хороши в правовом государстве, так как в нем предусматриваются свободы человека, а его жизнь является основополагающей, с другой, некоторые законодательные акты в разных странах и временных эпохах были направлены на отсутствие равенства в обществе.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания .

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы должны стабилизировать жизнь общества обеспечить безопасное существование каждому гражданину. Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства. Такое противоправное виновное деяние называется правонарушением, за него наступает юридическая ответственность. В зависимости от правонарушения делят на проступки и преступления.

Из истории СССР нам известен закон «о семи колосках», который запрещал брать с «государственных» земель средства для выживания, например, грибы из лесов, тем самым данный нормативный акт не оберегал жизни людей, из-за чего возросла преступность.

В романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы» жители Единого государства всегда соблюдали законы, жили ими и по-другому не могли, ввиду чего не познали счастья, а, в конечном итоге, пошли на операцию по удалению фантазии.

На основании выше сказанного можно заключить, что законы, что законы не всегда предоставляют людям счастливую жизнь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА — Сайт dolgova!

Здесь вы сможете познакомиться с моими разработками уроков и внеклассных мероприятий. Также в разделе представлены мои публикации, КИМы.

Методические рекомендации по составлению сложного плана

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

v представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;

v разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

v озаглавьте каждую часть;

v в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

v проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

v в случае необходимости внесите корректировки;

v помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

v в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Алгоритм составления сложного плана

I. Понятие, сущность…

II. Характерные черты, основные принципы…

III. Специфические признаки…

IV. Важнейшие задачи, основные функции…

V. Формы, типы, виды, классификации…

VII. Основные этапы, стадии развития…

VIII. Особенности развития…

IX. Тенденции развития в современном мире, в РФ

X. Значение… в развитии общества, личности

Примеры составления сложного плана

Тема: «Биологическое и социальное в человеке»

I. Наиболее распространённые теории происхождения человека:

б) палеовизита (космическая)

в) эволюционная теория Ч.Дарвина

г) трудовая теория Ф.Энгельса

II. Основные подходы учёных к определению понятию «человек».

III. Биосоциальная природа человека:

а) человек – часть природы

б) человек – существо общественное

IV. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

Тема: «Деятельность человека в её многообразии»

I . Деятельность как способ человеческого бытия.

II . Специфические особенности человеческой деятельности.

III . Структура деятельности.

IV . Мотивы деятельности.

V . Два основных типа деятельности:

а) практическая деятельность

б) духовная деятельность

VI . Ведущие виды деятельности в жизни человека:

VII . Значение деятельности в жизни человека.

Алгоритм написания эссе

Слово «эссе» произошло от латинского e х agium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально essai переводится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трёхтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы чётко понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

г) вы знаете теоретический материал по теме (знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне);

д) можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его).

Определите главную мысль высказывания (о чём оно?), для этого воспользуйтесь приёмом перифраза (скажите то же самое, но своими совами). Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберёте аргументы и «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Возможный вариант плана эссе

Проблема поднятая автором, её актуальность.

Собственная точка зрения.

Аргументация на теоретическом уровне.

Не менее двух примеров из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

Вывод. Можно указать актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

Можно использовать фразы-клише.

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность. Определение главной идеи цитаты.

-Автор считает, что…

-По мнению автора…

-В данной цитате утверждается, что…

-Данное высказывание связано с проблемой политики (власти, др.)

-Эта проблема важна (актуальна на сегодняшний день) для меня (для моей страны, для молодёжи, для всего человечества…)

3. Смысл высказывания. (Раскрытие смысла высказывания)

-Смысл данного высказывания состоит в том, что…

-Автор обращает наше внимание на то, что…

-Автор убеждён в том, что…

-Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

-Автор афоризма имеет в виду…

-Автор высказывания поднимает проблему…

-Автор подразумевает (имеет в виду)…

4. Собственная точка зрения. Определение своего отношения к идее автора. (Позиция автора, отношение к проблеме).

-Я согласен с автором в том, что…

-Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…

-Автор был прав, утверждая, что…

-На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)

-Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…

-Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с… не могу согласиться

-А не задумывались ли вы над тем, что…?

-Я считаю, что автор глубоко заблуждается

-Мысль, безусловно, интересная, но существуют такие обстоятельства, как…

-Я согласен с данным мнением…

-Я не разделяю подобную точку зрения…

-Нельзя не согласиться с мнением автора

-Удивляет нестандартный подход к проблеме

-Эта фраза заставляет задуматься над…

-Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

-Все данные современной науки говорят об обратном…

-Эта идея нашла абсолютное подтверждение в общественной практике

-Если допустить, что автор прав и данное обстоятельство действительно значимо, то…

-Допустив хоть на минуту, что автор не прав, мы приходим к …

5. 6. Основная часть. Аргументация.

-Существует несколько подходов к данной проблеме…

-Посмотрим на проблему с другой стороны

— Во-первых, во-вторых, в-третьих…

-Рассмотрим несколько подходов

-Проиллюстрируем это положение

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень – его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

2. Эмпирический уровень – здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

7. Вывод. (Заключение)

-В качестве выводов следует указать на то, что…

-Таким образом, мы неизбежно приходим к …

-Исходя из вышесказанного…

-Подводя итог размышлениям…

-Подведём общий итог рассуждению

-Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания

-Вот почему я согласен с мнением автора

-Резюмируя сказанное, следует отметить…

-Таким образом, можно сделать вывод…

-Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС- формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что…

О – объяснение – Потому что

П – пример, иллюстрация – Например,…

С – суждение (итоговое) – Таким образом …

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

краткой информацией об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ» и др.);

описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению;

указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.

Некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе:

непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата;

неумение сформулировать проблему связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по обществознанию;

неумение сформулировать мысль автора высказывания;

подмена проблемы высказывания авторской позицией;

довод лишь повторяет высказывание;

ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значение рассматриваемого понятия, подмена понятий;

ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт;

некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета;

неверное выстраивание ответа, непонимание сущности понятий, требующих раскрытия темы;

аргументация путана, спонтанна, содержит фактические и теоретические ошибки и уводит в сторону от предложенной темы;

рассуждения строятся на уровне обыденного сознания, «житейских», наивных примеров («моя подруга», «одна девушка» и т.д.), но без привлечения и раскрытия основных обществоведческих понятий, теоретических выводов, суждений.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.

Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.

Роль социального контроля в формировании личности.

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.

2. Факты существования детей – маугли.

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.

Свобода и ответственность.

Социальные гарантии свободы.

Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

1.Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством, не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.

2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.

Или: Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.

Виды культуры: индивидуальная, коллективная.

Типология культур: народная, массовая, элитарная.

Проблема диалог культур.

Роль культуры в формировании личности индивида.

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.

2. Проявление молодёжных субкультур (эмо, готы, панки).

3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.

Пример написания эссе.

«Законы хороши, но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». (Н.М.Карамзин).

Высказывание Н.М.Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Проблема, поднятая Карамзиным, очень актуальна в современном мире, так как речь идёт о качестве и действенности законов.

Я согласна (согласен) с мнением автора, так как закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. (Я согласна с мнением выдающегося русского историка и общественного деятеля Н.М. Карамзина и также считаю, что законы обязательны и едины для всех, но есть люди, которые не желают исполнять их либо пытаются найти в них какую-нибудь лазейку, подстроить их под себя, обойти их. Например, индивидуальный предприниматель пытается найти любые способы, чтобы скрыть свои доходы и платить как можно меньше налогов.)

Для того чтобы государство осуществляло в полном объёме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение законов.

Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства. К примеру, неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей и, в конце концов, к гибели самого режима. (Законы – это обязательные для исполнения и едины для всех правила. Если люди будут хорошо и точно выполнять законы, само общество и жизнь в нём станут лучше, потому что уменьшится количество преступников, коррупционеров, сократится сектор теневой экономики в государстве.)

Таким образом, от законов будет ток только при надлежащем их исполнении. ( И поэтому, повторяя сова автора, можно сказать, что законы хороши, просто надо их хорошо исполнять, чтобы жизнь людей стала лучше и счастливее.)

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

Автор рассматривает проблему факторов, способствующих вертикальной восходящей мобильности человека в обществе. Главным социальным лифтом Д. Трамп считает семью. С мнением автора нельзя не согласиться. Все мы рождаемся и растём в разных условиях, которые зависят от социального статуса наших родителей. Эти условия могут быть «более благополучные» и «менее благополучные».

Современное общество – это сложная система, структурным компонентом которой выступают страты, объединяющие определённые группы людей в зависимости от их социального статуса. Оно является открытой динамической системой, так как даёт людям возможность совершать перемещения из одной страты в другую. Но все ли члены общества, первоначально находящиеся на разных уровнях стратификации, имеют равный доступ к верхним слоям этой системы?

Трамп считает, что дети, выросшие в семьях с высоким материальным достатком или высоким социальным статусом, имеют куда больше шансов на «место под солнцем», чем их сверстники из «обычных» семей. Действительность подтверждает его мысль. Сегодня высокий материальный достаток определяет сосредоточение в руках таких важных ресурсов, как власть и связи, порождающих преимущественные возможности. Именно они позволяют людям удовлетворять свои потребности. Отличным примером может послужить российский шоу-бизнес: большинство знаменитых молодых певцов, ведущих, актёров имеют за спиной влиятельных родителей. Это и Ксения Собчак, дочь экс-мэра Санкт-Петербурга, и Тимур Юнусов, сын крупного московского бизнесмена, и многие другие.

Но не стоит забывать о существовании в обществе других институтов, являющихся лифтами вертикальной мобильности. Самым главным из них является высшее образование. Оно позволяет людям из любых слоёв подняться вверх по социальной лестнице. Чтобы этот лифт открылся, достаточно обладать знаниями, ответственностью, волей, усердием. Это настоящее оружие в руках человека, осознающего, что всего в этой жизни ему придётся достигать самому. Примеров таких историй множество. Но поистине вдохновляет биография экс-министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Выросший в семье немецких беженцев, он успешно окончил Омский государственный университет и, ничего не имея за плечами, начал свой нелёгкий карьерный путь. В итоге добился огромных высот и сейчас занимает пост председателя правления «Сбербанка».

Итак, завершив рассуждение на тему этой бесконечно актуальной проблемы, я пришёл к выводу, что «рождение в «нужной» семье», безусловно, облегчает человеку путь к достижению многих целей. Но этот путь является отнюдь не единственным. Самым быстрым – да, самым лёгким – наверное. Но не единственным.

« Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

Высказывание Н.Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

Американский писатель Н.Готорн в своём высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н.Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Имея деньги, он получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека – отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить позицией известных людей. О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Кармаль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причислить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершённом из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения наследства.

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране как была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства её не «уничтожить».

dolgova.jimdo.com

admin

Обсуждение закрыто.