Основные средства исполнения наказания

Основные средства исполнения наказания

Прокуратура вологодской области

официальный сайт

Исправление осуждённых и его основные средства

В силу части 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

В соответствии с частью 2 этой же статьи УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Понятие исправления закреплено в части 1 статьи 9 УИК РФ, согласно которой под ним понимается формирование у осуждённых уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения.

Присутствие совокупности у осуждённого данных показателей и является доказательством того, что в отношении него достигнута одна из целей уголовного наказания.

Однако при этом речь идёт не только о факте юридического исправления о суждённого, то есть когда он не совершит нового преступления, но о более сложном аспекте — нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осуждённый соблюдает глубоко и осознанно, а не из-за боязни нового наказания.

Исходя из этого, перед персоналом учреждений уголовно-исполнительной системы стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осуждённых.

Согласно части 2 статьи 9 УИК РФ основными средствами исправления осуждённых являются:

— установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

— общественно полезный труд;

Общим для всех видов наказания является такое средство исправления, как режим, содержание которого и реализуемые им функции определяются конкретным видом наказания.

Режимные требования ставят жизнь осуждённых под жёсткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение данных лиц, что в конечном счете способствует их исправлению.

В полной мере все функции режима реализуются при исполнении наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества, — ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

Например, применительно к исполнению наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях режим — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).

Другие средства исправления применяются при исполнении не всех видов наказания.

После режима наиболее широко применяемым средством исправления осужденных является проводимая с ними воспитательная работа.

Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осуждённых. Данный комплекс представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать применение методов исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. В настоящее время во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют психологические службы.

В систему воспитательных мероприятий входит и религиозное просвещение.

Общественно полезный труд как средство исправления применяется при исполнении лишь трёх видов наказание — это ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы.

Относительно наказаний в виде обязательных и исправительных работ труд является не средством исправления, а входит в их содержание.

Ранее труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осуждённых. В нынешнее время в политике и законодательстве, вязанных с исполнений наказаний, акцент смещён с трудового аспекта на уголовно-исполнительный.

Однако труд по-прежнему играет важную роль при исполнении многих видов наказаний.

Относительно осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой.

Несмотря на принимаемые уголовно-исполнительной системой усилия по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осуждённых практически не сокращается.

В месте с тем в статье 103 УИК РФ закреплено, что каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

Условия труда осуждённых регулируются в своей основе законодательством о труде.

Осужденные к лишению свободы мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также лица, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 2 статьи 103 УИК РФ).

В соответствии с требованиями части 5 статьи 103 УИК РФ производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению лиц, отбывающих лишение свободы.

П ри этом частью 6 той же статьи УИК РФ осуждённым запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Получение осуждёнными общего образования и профессиональной подготовки также является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Общественное воздействие как средство исправления осуждённых в России применяется давно. Опираясь на практику прошлых лет, в настоящее время получили развитие различного рода научно-методические и методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Так, приказом ФСИН России от 26 января 2007 года № 32 создан Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности УИС. Вновь возрождаются попечительские советы и непосредственно в исправительных учреждениях. Организуются советы родственников осуждённых.

На основании части 3 статьи 9 УИК РФ средства исправления осуждённых применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых и их поведения.

Однако следует отметить, что даже при исполнении одного вида наказания набор и содержание применяемых средств исправления могут существенно отличаться.

В частности, в тюрьмах и исправительных колониях особого режима для осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах исправительных учреждений.

При этом поведение осуждённого в ИУ влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание, а также на объем и характер предоставляемых ему льгот, возможность досрочного освобождения от наказания или изменения режима содержания на более мягкий.

Таким образом раскрывается закреплённый в статье 8 УИК РФ принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения.

Разъяснения подготовлены и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Семеновым И.А.

prokvologda.ru

Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной части). Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (ст. 39, 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

Понятие исправления осужденных и его основные средства

В ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».

Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Следовательно, речь идет об оценочном понятии. Его содержание будет зависеть от степени исправления осужденного, определять которую предстоит учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания. УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, ч. 2 ст. 56 определяет, что активное участие осужденных к ограничению свободы в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности – привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие (рис. 5).

Рис. 5.Основные средства исправления осужденных

Понятие режима, который определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только применительно к исполнению лишения свободы. Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Применительно к определенным видам наказаний режим приобретает конкретное содержание. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах. Он регламентирует весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений и других учреждений, исполняющих наказания, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и персоналом своих обязанностей и реализации их прав. Его нормы обращены также к другим лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных).

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону. Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 56, 109 – 110, 165). Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Воспитательная работа с осужденными включает в себя индивидуальную воспитательную работу, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Правило 28.7 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) конкретизирует данное положение. В нем говорится, что насколько это реально осуществимо образование заключенных должно: а) быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжать свое образование и профессиональную подготовку; б) проходить под патронажем внешних учебных заведений. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствуют формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими общего образования. Так, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч. 4 ст. 53, ч. 4 ст. 129, ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установил обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК). Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством дистанционного и заочного обучения.

Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и других признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведения осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самодеятельных организациях осужденных и др.

Таким образом, исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.

be5.biz

Основные средства исполнения наказания

Выбор средств исправления осужденных зависит от ряда факторов: вид наказания; характер и степень общественной опасности совершенного преступления; личность осужденного; поведение осужденного.
Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. Понятие режима дается в ст.82 УИК РФ, эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой ИУ различных видов.
Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативно — правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях.
Условия отбывания наказания выступают в качестве элементов прогрессивной системы наказания и достаточно четко регламентируют процесс дифференциации осужденных в зависимости от различных условий отбывания наказания. Статья 87 УИК РФ определяет правовую регламентацию различных условий отбывания наказания в пределах одной ИК, что позволяет более эффективно организовать исправительный процесс в местах лишения свободы и обеспечивают возможность максимального применения к осужденным основных средств исправления.
Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления, по своему содержанию выходит за рамки чисто идеологического воздействия, охватывает собой и такие формы воспитательного процесса, как производственно — массовая, культурно — массовая, спортивная и индивидуальная работа.
Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в ИУ создается материально — техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ (ч.3 ст.110 УИК РФ).
Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, т.к. без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека. В соответствии со ст.112 УИК РФ, общеобразовательное обучение обязательно для лиц, лишенных свободы, не достигших 30-летнего возраста и не имеющих основного общего образования и учитываются при определении степени их исправления.
Общественно полезный труд — категория экономическая, но в ИУ используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления базируется исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные акты, определяющие обращение с осужденными — Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться (ч.1 ст.103 УИК РФ), которая вытекает не из приговора суда, а на основании Правил внутреннего распорядка.
Администрации ИУ обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно — правовых форм собственности. В соответствии с ФЗ «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ не должна превышать 2 часов в неделю.
На основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды 1-ой и 2-ой группы привлекаются к труду по их желанию.
Труд заключенных не должен приносить им страданий. Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их исправления.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в порядке, установленном Минюстом РФ, но совместно с Минобразования РФ и выступает в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал. Профессионально — технические училища в местах лишения свободы стали закрываться все чаще. Все это снижает в целом эффективность процесса исправления осужденных. Отношение осужденного к профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его исправления. Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.
В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и общественное воздействие, формы которого многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование различного рода методических и научно — методических советов.
Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы и родительские собрания (в частности в ВК), правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.
Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации ИУ, направленной на достижение целей уголовного наказания.

Вопросы для самоконтроля

1. Правовое положение осужденных.
2. Структура правового статуса осужденных, их права и обязанности.
3. Основания и виды юридической ответственности осужденных.
4. Основные средства исправления осужденных и проблемы их применения.

txtb.ru

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

СТ 9 УИК РФ

1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Комментарий к Ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания. Выбор средств исправления осужденных и их содержание зависит от ряда факторов, таких, как:

— вид исправительного учреждения;

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

2. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется наказание в виде лишения свободы, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных в исправительных учреждениях к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.

3. Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно.

Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне: приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.

uikod.ru

admin

Обсуждение закрыто.