Закон рб о гчп

Закон рб о гчп

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2015 года №345-З

О государственно-частном партнерстве

Принят Палатой представителей 10 декабря 2015 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2015 года

Настоящий Закон направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, определяет правовые условия государственно-частного партнерства, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о государственно-частном партнерстве.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

государственный партнер — Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, административно-территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве;

частный партнер — юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице), иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, заключившие соглашение о государственно-частном партнерстве;

государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным настоящим Законом, осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве;

проект государственно-частного партнерства — проект в отношении объекта инфраструктуры, отвечающий целям, задачам и принципам, определенным настоящим Законом;

консультант проекта государственно-частного партнерства — юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, оказывающие консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, юридические и иные услуги по сопровождению этапа (этапов) проекта государственно-частного партнерства;

кредиторы частного партнера — банк, небанковская кредитно-финансовая организация, иная организация, предоставляющие частному партнеру кредитные и (или) заемные средства для реализации проекта государственно-частного партнерства;

соглашение о государственно-частном партнерстве — письменное соглашение между государственным и частным партнерами, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия реализации проекта государственно-частного партнерства;

договор о взаимодействии — гражданско-правовой договор, заключаемый государственным партнером, частным партнером, кредиторами частного партнера и (или) иными лицами в целях реализации проекта государственно-частного партнерства, определяющий условия их взаимодействия в связи с исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве;

объект инфраструктуры — объект инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, находящийся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы или возводимый в рамках проекта государственно-частного партнерства;

уполномоченные государственный орган или организация в сфере государственно-частного партнерства — государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Президентом Республики Беларусь выступать от имени Республики Беларусь, либо подчиненные Совету Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь выступать от имени Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, уполномоченный местным Советом депутатов выступать от имени соответствующей административно-территориальной единицы;

модернизация объекта инфраструктуры — мероприятия по переустройству объекта инфраструктуры путем внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего и изношенного оборудования на новое, более производительное;

техническое обслуживание объекта инфраструктуры — мероприятия по поддержанию объекта инфраструктуры в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением;

эксплуатация объекта инфраструктуры — использование объекта инфраструктуры в соответствии с целевым назначением, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

base.spinform.ru

Закон о ГЧП уточняют

В Палату представителей поступил законопроект, предлагающий поправки по вопросам государственно-частного партнерства (ГЧП) в ряд действующих законов, в том числе в принятый парламентом в декабре 2015 года и вступивший в силу 2 июля 2016 г. Закон «О государственно-частном партнерстве».

Напомним, что в рамках Закона от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» предусмотрена реализация проектов ГЧП путем передачи частному партнеру во владение, пользование, в том числе безвозмездное пользование объектов инфраструктуры, иного недвижимого и (или) движимого государственного имущества для исполнения обязательств по соглашению о ГЧП, а также расширение участников таких отношений. В этой связи планировалась корректировка ряда законов, в том числе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транспорте», «О газоснабжении», «О мелиорации земель», «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», «Об электросвязи», Кодекса внутреннего водного транспорта. Подготовленные в правительстве поправки как раз и касаются предоставления во владение и пользование автомобильных дорог, объектов транспортной деятельности, инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов в области газоснабжения, государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и др.

Кроме того, уже после того, как нормы закона о ГЧП начали действовать, юристы обнаружили в правовой базе явный пробел. Дело в том, что в соответствии с отечественным законодательством иностранная организация, в том числе не являющаяся юридическим лицом, самостоятельно без учреждения юридического лица в Республике Беларусь не может реализовывать проект государственно-частного партнерства. Поскольку в Беларуси на 2016–2020 гг. запланировано выполнение в различных сферах ряда инвестпроектов на принципах ГЧП, в том числе с участием иностранных партнеров, то внесенным в парламент законопроектом предусмотрено установление правовой возможности передачи на вещном праве объекта инфраструктуры не иностранной организации, в том числе не являющейся юридическим лицом, а непосредственно юридическому лицу, создаваемому этой иностранной организацией.

Это, в свою очередь, повлекло необходимость корректировки Закона «О государственно-частном партнерстве» в части введения понятия организации, реализующей проект ГЧП, и передачи такой организации имущества, а также установления обязанности создания организации, реализующей проект ГЧП, для частного партнера, выступающего иностранной организацией, в том числе не являющейся юридическим лицом.

neg.by

В Беларуси появился новый институт взаимодействия бизнеса и государства — государственно-частное партнерство

12 Января 2016

Revera сообщает, что 01.01.2016 на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон о ГЧП). С принятием Закона о ГЧП в Беларуси появляется ранее неизвестный отечественному праву институт – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).

1. Понятие ГЧП

Под ГЧП (англ. public private partnership) традиционно понимают юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) государственной власти (государственного партнера) и субъектов предпринимательской деятельности (частного партнера) в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, либо услуг, осуществляемых государством, на основе специально заключаемого соглашения.

ГЧП представляет собой альтернативу приватизации объектов, находящихся в государственной собственности. ГЧП позволяет привлечь частный капитал для строительства (в т.ч. реконструкции) объектов, находящихся в государственной собственности. При этом объекты продолжают находиться в государственной собственности.

Главным достоинством ГЧП для частного партнера является возможность участия в проектах, реализация которых без участия государственного партнера была бы невозможна или значительного затруднена.

Традиционными для ГЧП являются проекты по строительству и совместной эксплуатации автомобильных дорог, электростанций и иных объектов энергетики, аэропортов.

Государственный партнер при участии в проектах ГЧП также получает ряд преимуществ:

— возможность реализации проектов, которые в ином случае остались бы нереализованными, например, из-за отсутствия финансирования;

— доступ к контролируемым частными партнерами технологиям;

— перенос ряда рисков, сопряженных с реализацией проектов ГЧП, на частного партнера.

Особую значимость ГЧП как формы привлечения инвестиций придает долгосрочный (как правило, более 10 лет) и устойчивый характер взаимодействия государственного и частного партнеров.

В Республике Беларусь уже в настоящее время реализовывается несколько проектов, имеющих признаки проектов ГЧП, в качестве примера можно привести проект по созданию системы электронного сбора платы за проезд по автомобильным дорогам в Республике Беларусь. Однако, до настоящего момента реализация таких проектов осуществлялась без общего для всех нормативного регулирования и не имела системный характер.

2. Сфера применения ГЧП

Закон о ГЧП предусматривает, что ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сферах дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства и коммунальных услуг, энергетики и иных сферах, оставляя указанный перечень открытым.

Отметим, что в Беларуси разработан Национальный инфраструктурный план Республики Беларусь на 2016-2030 годы (далее – НИП), в котором определены 100 приоритетных для Республики Беларусь инфраструктурных проектов с общим объемом инвестиций по указанным проектам более 3 миллиардов долларов США. Из перечня проектов ТОП-100 в дальнейшем планируется выделение перечня проектов, которые могут быть реализованы на принципах ГЧП.

На данный момент отобраны 7 пилотных проектов ГЧП:

Отметим также, что Закон о ГЧП не предполагает реализацию проектов ГЧП по оказанию государственных услуг частными партнерами.

3. Субъекты ГЧП

Закон о ГЧП предусматривает, что государственными партнерами в рамках проектов ГЧП могут являться:

а) Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

б) административно территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган (исполнительный комитет).

Частным партером ГЧП будут вправе выступить:

а) юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице);

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

в) индивидуальный предприниматель.

4. Этапы реализации проектов ГЧП

Закон о ГЧП выделяет 4 этапа (стадии) реализации проектов ГЧП:

1) подготовка предложений о реализации проекта ГЧП;

2) принятие решения о реализации проекта ГЧП;

3) проведение конкурса по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП;

4) заключение и исполнение соглашения о ГЧП.

Закон о ГЧП предоставляет право направлять предложения о реализации проектов ГЧП как государственным органам и иным государственным организациям, так и потенциальным частным партнерам.

Решения о реализации проектов ГЧП по рассмотрения и оценки предложений об их реализации вправе будут принимать 3 субъекта:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Совет Министров Республики Беларусь;

3) местные Советы депутатов.

Выбор частного партнера для заключения соглашения о ГЧП будет осуществляться, по общему правилу, по конкурсу. При этом Закон о ГЧП предусматривает, что конкурс будет состоять из двух этапов – предварительного отбора участников конкурса и определения участника, выигравшего конкурс.

Выбор частного партнера без проведения конкурса может осуществляться в случаях:

— необходимости осуществления в отношении объекта инфраструктуры действий в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения конкурса;

— связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь.

Между победителем конкурса или единственным участником конкурса, конкурсное предложение которого соответствует условиям конкурса, и (или) лицом, выбранными без проведения конкурса, и уполномоченными государственным органом или организацией в сфере ГЧП подлежит заключению соглашение о ГЧП.

Предметом соглашения о ГЧП партнерстве является осуществление в отношении объекта инфраструктуры проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации, а также технического обслуживания и (или) эксплуатации.

Комментарий

Полагаем, что ГЧП позволит расширить возможности финансирования инфраструктурных проектов в Республике Беларусь за счет привлечения средств частных инвесторов, а также повысит экономическую эффективность реализации инфраструктурных проектов для инвесторов. Отметим также, что ряд норм Закона о ГЧП носят отсылочный характер и окончательные условия реализации проектов ГЧП в Беларуси можно будет оценить только после принятия Советом Министров Республики Беларусь соответствующего нормативного правового акта об условиях реализации проектов ГЧП, который должен быть разработан и принят до вступления в силу Закона о ГЧП (02.07.2016).

Чем мы можем помочь

Специалисты компании Revera готовы оказать необходимую юридическую поддержку инвесторам по вопросам, возникающим при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, в том числе на основе проектов ГЧП.

revera.by

Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в приоритетных отраслях экономики Республики Беларусь.

Суть ГЧП заключается в вовлечении частных ресурсов, в том числе знаний, технологий, опыта и денежных средств в развитие объектов инфраструктуры, традиционно относящихся к компетенции государства. При этом одной из отличительных особенностей ГЧП является четкое распределение ответственности и рисков между государственным и частным партнерами.

Центр государственно-частного партнерства

Центр государственно-частного партнерства (центр ГЧП) создан 1 апреля 2014 г. на площадке Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики. 1 сентября 2016 г. в целях повышения потенциала Центра и эффективности его взаимодействия с государственными органами по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, Центр ГЧП перенесен в структуру государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации».

Основные функции Центра ГЧП:

  • проведение оценки предложений о реализации проектов ГЧП, в том числе концепций проектов ГЧП в соответствии с требованиями законодательства;
  • организационно-техническое и информационное обеспечение работы Межведомственного инфраструктурного координационного совета;
  • разработка и актуализация совместно органами государственного управления Национальной инфраструктурной стратегии Республики Беларусь;
  • консультирование органов государственного управления и частного бизнеса по вопросам ГЧП и стратегического инвестирования в целях развития инфраструктуры;
  • участие в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере ГЧП;
  • распространение актуальной и достоверной информации о развитии ГЧП в Республике Беларусь среди заинтересованных;
  • повышение квалификации представителей органов государственного управления, организаций и иных заинтересованных в реализации проектов ГЧП;
  • консультирование органов государственного управления, организаций, в том числе частной формы собственности, банков, общественных объединений и иных заинтересованных по вопросам ГЧП и стратегического инвестирования в целях развития инфраструктуры;
  • формирование рынка проектов ГЧП в Республике Беларусь;
  • обеспечение межгосударственного обмена опытом по развитию ГЧП, в том числе участие в экспертных рабочих группах по ГЧП.

МИКС является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 г. № 508 для координации вопросов долгосрочного развития инфраструктурных объектов, в том числе на принципах ГЧП.

Основные задачи МИКС:

  • разработка (актуализация) основных направлений долгосрочного развития объектов инфраструктуры;
  • определение подходов и методологии разработки Стратегии;
  • утверждение Cтратегии и годовых отчётов по ее реализации;
  • содействие в выработке и реализации государственной политики в сфере привлечения инвестиций для проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства;
  • организация межведомственного взаимодействия по вопросам развития объектов инфраструктуры, в том числе привлечения инвестиций для реализации проектов по развитию объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.
  • investinbelarus.by

    Мясникович: действующая законодательная база несовершенна

    Председатель Совета Республики Михаил Мясникович считает, что в белорусском обществе «очень большие ожидания» относительно использования механизма государственно-частного партнерства, однако созданная недавно в стране законодательная база для развития института несовершенна.

    Такое мнение спикер верхней палаты парламента высказал на семинаре «Государственно-частное партнерство: мировой опыт, правовое регулирование и перспективы развития в Республике Беларусь» 1 февраля в Палате представителей, пишет БелаПАН .

    «Должен прямо говорить, что принятый закон о государственно-частном партнерстве во многом рамочный, он имеет рейтинговый характер и должен быть дополнен иными нормативно-правовыми актами, в том числе постановлениями правительства», — сказал спикер верхней палаты.

    По его мнению, в документах необходимо четче расписать ответственность сторон в период строительства и реализации потенциальных проектов ГЧП, определить порядок аудита и контроля проекта, оценки действий и бездействия государственного и частного партнеров, а также обеспечить неизменность правового режима на срок реализации проектов, который может занимать до нескольких десятилетий.

    Мясникович заявил, что, по его мнению, при ГЧП авторитет государства как партнера существенно выше авторитета частного инвестора. «И интересы государства и инвестора во многом разные. Здесь нужно создавать взаимные партнерские отношения», — сказал он.

    При этом спикер СР НС считает важным определить, «кто выступит арбитром в этом деле» и сможет ли государство как партнер и одновременно контроллер получать доступ к необходимой информации о деятельности инвестора.

    «ГЧП — дело нужное. Но для того чтобы потом не хвататься за голову, надо все вопросы предусмотреть заранее — как говорится, научиться плавать недалеко от берега», — заключил экс-премьер.

    Закон «О государственно-частном партнерстве» вступил в силу 2 июля 2016 года. В стране создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет для обсуждения развития ГЧП. Первым пилотным проектом ГЧП станет реконструкция участка трассы М 10 (граница РФ — Гомель — Кобрин).

    Ко второму чтению в Палате представителей готовится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства».

    Концепция ГЧП появилась в 1992 году в Великобритании. Согласно терминологии Всемирного банка, государственно-частное партнерство — это соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемое с целью привлечения дополнительных инвестиций, и средство повышения эффективности бюджетного финансирования.

    Участие инвестора в проекте ГЧП предполагает долгосрочный период эксплуатации объекта с последующей возможностью выхода из него. Как правило, собственником созданной инфраструктуры остается государство.

    naviny.by

    admin

    Обсуждение закрыто.