Закон о государственной инспекции по труду

Закон о государственной инспекции по труду

Закон о государственной инспекции по труду

В соответствии со статьями 353 и 356 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Государственная инспекция труда наделена полномочиями по надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ (статья 357) наделяет государственных инспекторов труда широкими правами при осуществлении государственного надзора и контроля. В частности, государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом № 157-ФЗ от 22 июля 2008 года перечень полномочий федеральной инспекции труда был расширен .

www.staffexpert.ru

Полномочия трудовой инспекции

Государственная инспекция труда входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.

Документы, регулирующие деятельность трудовой инспекции

В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Полномочия государственной инспекции труда

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:

  • выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
  • предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
  • выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
  • привлечение к административной ответственности;
  • расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
  • приостановление деятельности организации или ее подразделений.
  • Права трудовой инспекции

    Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может :

  • беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
  • запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
  • изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.
  • Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц .

    Обязательства инспектора по труду

    В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

    Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

    Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

    trudinspection.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ПРИКАЗ Минтруда РФ от 29.02.2000 N 65 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 10.04.2000
  • «Российская газета», N 86, 04.05.2000
  • 2. Основные задачи и функции государственной инспекции труда

    2.1. Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

    2.2. Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

    1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т.д.);

    2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

    3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

    4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

    5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

    6) обобщает и анализирует опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

    7) ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

    8) готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

    zakonbase.ru

    Статья 354 ТК РФ. Федеральная инспекция труда (действующая редакция)

    Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

    Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

    Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Комментарий к ст. 354 ТК РФ

    1. Основная нагрузка по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лежит на государственной инспекции труда, которая руководствуется в своей деятельности положениями Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», а также положениями ст. ст. 354 — 364 ТК.

    2. В соответствии с Положением о федеральном надзоре федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (т.е. работодатели).

    3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК, другими федеральными законами, Положением о федеральном надзоре, решениями Правительства РФ:

    — руководителем Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором труда Российской Федерации;

    — заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости — заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

    — начальником структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости — заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

    — заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации;

    — заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда;

    — начальниками отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которых возложены вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда;

    — главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости;

    — руководителями государственных инспекций труда — главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ;

    — заместителями руководителей государственных инспекций труда — заместителями главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте РФ (по направлениям деятельности);

    — начальниками отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда;

    — главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами государственных инспекций труда.

    4. Положение о федеральном надзоре определяет, что Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

    В настоящее время Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах РФ) продолжается осуществление системного федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которой являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечением виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ. По состоянию на 01.01.2013 в ведении Федеральной службы по труду и занятости находилось 82 государственных инспекции труда в субъектах РФ. Установление федерального уровня системы федеральной государственной инспекции труда определено конституционным принципом федеративного устройства Российской Федерации. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства является способом реализации государственной защиты трудовых прав и свобод граждан. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. На федеральном уровне установлена значительная часть норм трудового права, подлежащих единообразному применению на территории всей Российской Федерации. Централизация системы федеральной инспекции труда обеспечивает проведение единой линии практической деятельности всех государственных инспекций труда, что имеет важное значение в деле обеспечения единой законности, и установления общих стандартов правового положения граждан на всей территории Российской Федерации.

    www.zakonrf.info

    ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В ПОЛЬШЕ

    Практические советы польских юристов для иностранцев, которые приехали в Польшу с целью трудоустройства

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА.

    Я уже писала об Инспекции труда, но этот вопрос очень часто возникает и по этому я решила написать поподробней о ее компетенции.

    Основным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность Инспекции труда является закон от 13 апреля 2007 года «О Государственной Инспекции Труда» (dz. u. с 2017 года. поз. 786).

    В соответствии с выше указанным законом Инспекция труда является органом, призванным осуществлять надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в частности, норм и правил безопасности, и гигиены труда, а также законодательства о легальности трудоустройства, начисления и выплаты заработной платы, а так же компетенция инспекции распространяется и на другие оплачиваемые работы в пределах, указанных в законе (то есть и на договор злицения).

    Исходя из выше указанного Инспекция стоит на страже прав и свобод, а именно:

    охраны труда и государственного надзора за условиями выполнения работы (ст. 24), равенства прав женщин и мужчин, например, одинаковые условия для трудоустройства и продвижения по службе, вознаграждения за труд равной ценности (ст. 33),

    запрет детского труда до 16 лет (ст. 65 п. 3),

    соблюдения минимального размере оплаты труда (ст. 65 п. 4),

    права на безопасные и здоровые условия труда, выходные дней, ежегодные оплачиваемые отпуска, соблюдения максимально допустимых нормы рабочего времени (ст. 66).

    К задачам Государственной Инспекции Труда относятся, в частности:

    надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, а именно, законов и правил безопасности и гигиены труда, законодательства о занятости, заработной плате и других выплатах вытекающих из трудовых отношений, рабочего времени, отпусков, прав работников, связанных с родительством, трудоустройства молодежи и лиц с ограниченными возможностями;

    проверка легальности трудоустройства, например, иностранцев пребывающих на территории Польши, а так же информирование районных управлений труда по безработице о начале работы работником, который стоит на учете или о начале выполнения другой оплачиваемой работы или деятельности человеком, который стоит на учете;

    проверка уплаты взносов в Фонд занятости;

    внесения записи в реестр агентств по трудоустройству, контроль за ведением агентства занятости в соответствии с условиями, изложенными в положениях закона «О содействии трудоустройству и учреждениях рынка труда»;

    контроль учета работников, выполняющих работу в особых условиях или с особым характером и так далее;

    принятие мер, направленных на предотвращении и снижении рисков в рабочей среде, в частности: исследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и анализ причин профессиональных заболеваний, а также контроль использования средств для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, инициирование научно-исследовательских работ в области соблюдения трудового законодательства, в частности, безопасности и гигиены труда, инициирование мероприятий по вопросам охраны труда в сельском хозяйстве, предоставление советов и информации в области трудового права и безопасности труда, проведение профилактических мероприятий и рекламных кампаний, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде;

    взаимодействие с органами охраны окружающей среды, в сфере контроля за соблюдением работодателями законодательства о противодействии угрозам для окружающей среды;

    проверка соблюдения требований безопасности и гигиены труда, определенных в законе от 22 июня 2001 года «О генетически модифицированных организмах»;

    оценка проектов актов законодательства в области трудового права;

    право подачи исков, а с согласия заинтересованного лица — участие в рассмотрении дела в Суде по трудовым спорам;

    сотрудничество с органами государств-членов ЕС, отвечающими за надзор за условиями труда и найма персонала, включающее в себя: предоставлении информации об условиях трудоустройства работников, направленных для выполнения работ на территорию государства-члена ЕС на определенный период времени, работодателем, имеющего место нахождения на территории Республики Польша, информирование о выявленных нарушения прав работников, направленных для выполнения работы на территории Польши на определенное время;

    преследования преступлений против прав работника, предусмотренных в трудовом Кодексе и других законах, а также участие в судебном разбирательстве по этим делам в качестве государственного обвинителя.

    Контроля PIP подлежат также:

    организации, предоставляющие услуги по трудоустройству, консультации персонала, профессиональной ориентации и временной занятости в соответствии (агентства труда) ст. 18 п. 1 закона от 20 апреля 2004 года «О содействии занятости и учреждениях рынка труда» касательно соблюдения обязательств, указанных в ст. 10 п. 1, п. 3 очка. d и e в закон о Государственной Инспекции Труда;

    непосредственные работодатели, как юридические лица так и физические лица занимающиеся индивидуальной деятельностью.

    trudowoeprawowpolsze.wordpress.com

admin

Обсуждение закрыто.