Налог объяснение

Налог объяснение

Почему налог на добавленную стоимость – это налог на бедных. Объясняем в подробностях

Государственная Дума одобрила увеличение налога на добавленную стоимость в России с 18 до 20%. Поправку внесло правительство. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов объяснял, что повышение НДС привлечет в бюджет страны 600 млрд рублей в год.

Но увеличение НДС в первую очередь отразится на самых бедных, потому что это регрессивный налог. Настоящее Время объясняет, как он работает.

Для российского федерального бюджета НДС – один из самых важных налогов. Это треть всех денег (34,04%), которые поступают государству, и больше половины доходов, если отбросить нефть и газ (56,35%).

Налог на добавленную стоимость – это новая, улучшенная версия налога с продаж. Его изобрели всего 60 лет назад. Идея в том, что каждый производитель или перепродавец в цепочке платит процент лишь от той части, на которую он увеличивает цену товара. Избежать уплаты НДС гораздо сложнее, так как сделки разных фирм по цепочке контролировать легче, чем одного продавца, который вполне может уклоняться от уплаты налогов.

Но для конечного покупателя нет никакой разницы, платит он НДС или налог с продаж – он в любом случае платит его из своего собственного кармана. Посмотрите на любой чек – в нем НДС выведен отдельной строкой.

Чем большая часть заработка человека уходит на оплату НДС, тем меньше он сможет сэкономить и отложить на черный день.

Для примера возьмем двоих россиян:

  • один получает 10 тысяч рублей в месяц, он бедный;
  • другой имеет доход в миллион рублей в месяц, он богат.
  • Предположим, миллионеру достаточно тратить «на жизнь» только половину своих поступлений. В среднем он оставит в магазинах 500 тысяч рублей, из них НДС составит 100 тысяч рублей. Это всего 10% его дохода.

    Но бедный человек с трудом выживает от зарплаты до зарплаты и вынужден тратить «на жизнь» всё. НДС с покупок бедного человека в абсолютных числах сравнительно небольшой – всего 2 тысячи. Но относительно доходов всё иначе. Бедный отдаст государству по итогам месяца 20% своего дохода или пятую часть. Поэтому тяжесть налога для него вдвое больше. А если бедный еще и берет кредит, то он заплатит не только из своих текущих, но еще и из будущих доходов.

    К тому же у богатого человека гораздо больше шансов уклониться от уплаты НДС в бюджет своей страны, чем у бедного. Например, он может потратить деньги на путешествия и покупку товаров за рубежом (где, к тому же, потребует возврата VAT, так называется НДС в большинстве стран мира). Не облагаются налогом на добавленную стоимость сделки по покупке земли и акций, а также инвестиции.

    Если богатый человек хранит свои сбережения в банке, а потом тратит их на товары с уплатой НДС в своей стране, то тяжесть налога для него будет меньше, потому что банковский депозит предполагает начисление процентов.

    Пример с бедным и миллионером построен на крайностях. Но расчеты на реальных данных подтвердили, что увеличение НДС тяжелее всего бьет именно по самым бедным. Семь лет назад в Великобритании НДС подняли с 17,5 до 20%. Институт финансового анализа Великобритании подсчитал, что самые бедные британцы тогда потеряли от реформы в два раза больше, чем самые богатые.

    Для таких налогов, как НДС, есть специальный термин – регрессивные. В отличие от прогрессивных, когда богатые платят больше, от них сильнее всего страдают малообеспеченные.

    Чтобы смягчить удар по бедным, правительства устанавливают льготную ставку НДС на товары, без которых не выжить. Есть такая льгота и в России – 10% и 0%. Но перечень товаров, которые будут облагаться этой ставкой, опять же, определяет правительство.

    www.currenttime.tv

    Научно-
    образовательный
    портал IQ

    Вопрос читателя:
    Уважаемый Иван Дмитриевич!
    Где можно ознакомиться с анализом (ранжированием) налогов, результатами которого Вы оперируете? Принципы бюджетной политики (БК РФ) не позволяют увязывать источники доходов бюджета с направлениями расходования бюджетных средств. Тогда что мешает отменить неэффективные налоги? Что вы думаете о видах тех не более пяти налогов, которые имеет смысл собирать?
    Ольга Соколова, госслужащий.

    Где я взял результаты ранжирования налогов? Прежде всего, свердловской ассоциацией «Налоги России», были опубликованы результаты, но я не могу, к сожалению, найти прямые ссылки. Они есть в пояснительных записках к альтернативным вариантам налогового кодекса, который рассматривали в Думе пару лет назад. Были следующие варианты: наш, правительственный и еще один вариант (если я правильно запомнил, фамилия автора – Фролов). В этом варианте он при помощи цифр показывал, что в Свердловской области в ранжированном списке налогов только первые 9 налогов были прибыльны, а остальные – убыточны. Он брал прямые затраты на администрирование, прямые поступления, основывался на этих данных.
    Что касается пяти налогов, то это уже мой собственный анализ. Он тоже есть в пояснительных записках к нашему налоговому кодексу. Сводится он к следующему. Есть бюджеты, которые принимает Дума, начиная с 1995 или с 1996 г. И в этих бюджетах каждый год прогнозируется по каждому из налогов доход, который будет получен в конце года — то есть сумма поступлений данного налога по прогнозам. То есть, мы утверждаем бюджет, потом утверждаем исполнение бюджета, и реальные поступления существенно отличаются от прогнозируемых. Тут для любого исследователя интересна экспериментальная оценка погрешности прогнозов. Если все эти бюджеты проанализировать, то средняя погрешность за эти годы менялась не сильно: иногда она была отрицательной, чаще — положительной, порядка 15. Тогда можно посмотреть, какие налоги дают поступления в бюджет заведомо меньше 15%, то есть заведомо меньше ошибки прогнозов поступления. Когда я провел такой анализ, то получилось, что 5 первых (а иногда и 4) первых налога в ранжированном списке действительно дают сумму поступлений, превышающую ошибки прогнозов, то есть те самые 15%. Это были налоги вроде налога на добавленную стоимость и налогов на прибыль корпораций. Иногда они менялись местами. Также в этом списке – подоходный налог и акцизы. В принципе, к ним следует добавить налог на имущество. Вот пятерка, которая действительно значима с точки зрения понимания нашей экономики.
    Если эту пятерку оставить, то следующий вопрос, на который нужно ответить — все ли из этих налогов разумные и правильные для России — не в теории, а на практике? С моей точки зрения, налог на добавленную стоимость — вреднейший. Я на буквально пальцах объясняю, почему он сворачивает производство в незаконопослушных странах, в странах с высокой коррупцией. Что такое налог на добавленную стоимость? Допустим, цена какого-либо товара — 1 руб., и у людей хватает денег купить этот товар. Дальше мы набрасываем 20 коп., добавленная стоимость увеличивает цену товара до 1 руб. 20 коп. В обычной стране эти 20 коп., которые получил бюджет (за исключением накладных расходов на администрирование), раздаются гражданам, и у гражданина появляются дополнительные 20 коп., чтобы купить товар за 1 руб. 20 коп. А в стране, где воруют, где большая коррупция, эти 20 коп. до граждан уже не доходят. В среднем, дойдет 10 коп. из 20, выбранных в виде косвенного налога. Это значит, что гражданин получит 1 руб. 10 коп., а товар стоит 1 руб. 20 коп. В результате косвенные налоги в такой стране, где массовая коррупция и достаточно много разворовывается бюджетных ресурсов, просто гарантированно работает на удушение спроса — а следовательно, и производства. Поэтому я уверен, что его надо либо совсем убирать, либо модифицировать на что-то очень простое, чтобы впоследствии, когда страна станет законопослушной, опять вырос налог на добавленную стоимость. Можно привести другой пример по НДС — это знаменитые «пылесосы». То есть, это уже экспорт, когда государство должно некоему производителю товаров больше, чем он заплатил налогов государству за счет этого самого особого толкования налога на добавленную стоимость. Я знаю достаточно много фирм, которые запросто могут в рамках действующего законодательства, ничего не нарушая, организовывать такие «пылесосы». Не всегда, конечно, это делают, но иногда для оптимизации выплат налогов такие вещи делаются. А если дальше начнешь разбираться, то во всех не слишком законопослушных странах так и было, НДС работал на организацию дополнительных «пылесосов». То есть, это выкачивание денег из бюджета в пользу некоторых не очень честных сил. С этим тоже нигде не справились. Я полагаю, что его надо менять.
    Что мешает отменить неэффективные налоги? Тому есть субъективная причина и объективная. Объективная причина такова. Поскольку крупные олигархические структуры неплохо отражают и в правительстве и в бюджетном комитете свои интересы, то в целом их налоговые реформы не очень волнуют. Чаще всего, для некоторых это льготные налоги, для некоторых это относительно нейтральная ситуация. Хотя ЛУКОЙЛ заявил, что за последние два года налоговый пресс на них повышался, но эта компания все-таки что-то полезное как предприниматель делает. Эффективных лоббистов устраивают крупные наши предприятия. А мелкие, средние предприятия не имеют эффективных лоббистов ни в Думе, ни в Правительстве. А чисто субъективные моменты заключаются в том, что наши налоговые реформаторы мыслят схемами. Одно из их базовых утверждений заключается в том, что обязательно надо всех уравнять перед налогами: и Газпром, и мельчайшие предприятия должны одинаково платить, соответственно, у всех надо отнять инвестиционные льготы. Вторая аксиома реформаторов (по-моему, неправильная) — то, что налоговый кодекс должен быть совершенно особенным документом. Это совершенно не увязывается с нашим законодательством: гражданским кодексом, другими законами. Мне кажется, это сочетание интересов крупных наших бизнесов и схематичного мышления тех, кто делает налоговую реформу, приводит к негативным результатам.
    Что касается вопроса о том, где можно ознакомиться анализом ранжирования налогов, то мы можем отдать пояснительные записки. А убедительны ли наши аргументы – это рассудит читатель.
    Говоря о тех пяти налогах, которые стоит собирать — с моей точки зрения, налог на недвижимость правильный. Можно его по-разному называть. Подоходный – правильный, акцизы – штука обязательная, от них отказываться не нужно, это специфические налоги, которые что-то позволяют корректировать. Четвертое — налог на прибыль предприятия, разумный налог, но он должен быть сбалансирован подоходным налогом для того, чтобы перебросы «прибыль-доход» гражданина были нецелесообразны. И мы высказали такую идею в своем налоговом кодексе. А пятый налог — с моей точки зрения, лучше всего сделать маленький налог с оборота. У нас несколько иначе в налоговом кодексе — все платят налог с оборота, точнее, налог с прибыли предприятия, но если показывает совсем маленькую прибыль, то он вынужден будет платить небольшой налог с оборота. То есть, он встроен внутрь налога на прибыль для того, чтобы не было отрицательного эффекта от налога с оборота. При нормальном течении событий люди просто платили обычный налог на прибыль. Тогда у нас получается всего четыре налога. Дальше я считал, что надо до предела упростить классификацию категорирования налогоплательщика, а соответственно, и систему льгот. Например, если человек нищий, и у него нет недвижимости выше определенного порога, допустим, у него есть какая-то халупа, то он не должен никаких налогов платить, прямо по нашей Конституции, он попадает в категорию «ноль-ноль» и не платит никаких налогов. То же самое я считаю, должно касаться малых инновационных предприятий, которые занимаются превращением знаний в товар. Я не вижу никаких причин заставлять их платить налоги. Это люди, которые создают будущее страны.

    iq.hse.ru

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

    Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

    Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

    Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    срок уплаты налога.

    Виды налогов

    Все налоги подразделяются на несколько видов:

    Прямые и косвенные налоги

    Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

    Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

    К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

    Аккордные и подоходные налоги

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

    Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

    Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Основные функции налогов

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Налоговая нагрузка

    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

    Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    www.audit-it.ru

    Объяснить россиянам прелесть повышения налогов призвали на Гайдаровском форуме

    «Россия действует полумерами»

    17.01.2018 в 19:35, просмотров: 11301

    «Налоговая система России: образ будущего» — экспертной сессией с таким интригующим названием открылся второй день Гайдаровского форума-2018. В последнее время ходило много слухов об изменении налогового законодательства, самые свежие из них — информация о планах властей повысить подоходный налог до 15% для людей с большими доходами и предоставить налоговые льготы для малоимущих. Конкретику попытались внести высокопоставленные участники дискуссии.

    Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что налоговую нагрузку в 2018 году власти повышать не планируют, а вот совершенствовать саму систему нужно.

    Выступая с основным докладом на налоговой панели Гайдаровского форума, глава Бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров сказал, что когда-то законодательство было двигателем налоговой системы, а теперь стало тормозом ее развития. С тем, что сегодня отечественная фискальная система неконкурентоспособна, согласился и Антон Силуанов.

    Спикеры сошлись во мнении, что налоги — это средство финансирования расходов государства, в том числе на образование и здравоохранение.

    «У нас почему-то считают, что улучшить качество социальной сферы можно только деньгами. Поэтому для финансирования таких программ мы либо увеличиваем налоги, либо перебрасываем от других. Но качество не улучшается», — поднял острую тему Макаров. По его мнению, деньги нужно направлять приоритетно на здравоохранение и образование, но не от роста налоговой нагрузки, а за счет подъема экономики.

    Еще одна точка соприкосновения между законодательной и исполнительной властью — убеждение в том, что в России все-таки высокая налоговая нагрузка, даже при чуть ли не самом низком в мире подоходном налоге в 13%. «Сравнивать себя нужно не со странами ОЭСР или развитыми странами «большой двадцатки», а с нашими соседями и странами БРИКС, с теми, с кем реально идет конкурентная борьба», — отметил глава профильного думского комитета.

    После того как участники дискуссии выяснили, какие проблемы имеются, осталось обсудить, как их решать. Рецепт от законодателя Макарова — улучшение администрирования налогов. Сейчас Федеральную налоговую службу все хвалят за успехи в собираемости фискальных платежей, но этого недостаточно.

    По словам главы думского комитета, ВВП России за минувший год вырос на 1,4–1,8%, в том числе и за счет улучшения налогового администрирования, но для увеличения расходов на образование и здравоохранение нужен рост валового внутреннего продукта по крайней мере на 2%.

    Другой вопрос, который задает Макаров российской неконкурентоспособной налоговой системе: «Чего мы боимся?» По его словам, весь мир давно идет по пути косвенного налогообложения, в частности, увеличения НДС, а Россия действует полумерами. В то время как в европейских странах к курортному сбору в несколько евро давно привыкли, у нас только-только его ввели, причем лишь в четырех регионах, хотя страну посещают миллионы туристов, недоумевает депутат.

    Кроме того, до сих пор не введен НДС в 18% на трансграничную интернет-торговлю, из-за чего страна потеряла 130 млрд рублей за год, а к 2020 году лишится 3 трлн рублей, убежден Макаров. Само собой, это крайне непопулярные меры: курортный сбор возлагается и на россиян, а онлайн-покупки на зарубежных площадках совершают миллионы граждан и совсем не хотят за них переплачивать. Поэтому Макаров сразу же оговорился: мол, бюджету эти меры очень помогут, но нужно объяснить людям, зачем это нужно, и вернуть их доверие.

    Главный по бюджету в правительстве — министр финансов Силуанов — выступил со своим видением реформы налоговой системы. «Налоги нам нужны для финансирования госпрограмм, инфраструктуры, человеческого капитала, развития экономики», — сказал спикер. А чтобы налоги приносили доходы, нужно изменить структуру налоговой системы, но при этом не увеличивать фискальную нагрузку.

    «Перенастройка должна отвечать главной задаче — увеличению темпов экономического роста. При этом она должна быть понятной и удобной», — добавил глава Минфина и сообщил, что его ведомство к весенней сессии Госдумы подготовит документ, где представит комплекс мер по совершенствованию налоговой системы: как улучшить администрирование налогов, ее технологическую составляющую и сократить теневой сектор.

    Примечательно, что ни о каких налоговых маневрах — повышении НДФЛ или так называемом «22/22» (снижение ставки страховых взносов и повышения НДС до 22%) в ходе Гайдаровского форума даже не упоминалось. Хотя совсем недавно эти потенциальные новшества обсуждались во властных коридорах. Наоборот, обещание Силуанова не увеличивать налоговое бремя подарило всем надежду на то, что фискальный пресс власти не включат. Впрочем, предвыборная риторика всегда отличается популизмом, а то, что будет потом, может оказаться неприятным сюрпризом.

    Заголовок в газете: Старым налогам дадут новую жизнь
    Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27593 от 18 января 2018 Тэги: Налоги, Власть, Здравоохранение, Экономика, Финансы, Деньги Персоны: Антон Силуанов Организации: Правительство РФ БРИКС ФНС Места: Россия

    www.mk.ru

    Как написать пояснения в налоговую

    Актуально на: 23 января 2018 г.

    Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

    Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Пояснения в ходе камеральной проверки

    Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

    Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

    Подать пояснения в налоговую вы можете:

    • или сдать лично через канцелярию;
    • или отправить по почте письмом с описью вложения;
    • направив по ТКС.
    • Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные — пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

      Как правильно написать пояснение в налоговую

      Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

      Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

      «В ответ на требование от хх.хх.ххх № хх сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

      Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

    • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижение налоговой базы или суммы налога к уплате;
    • или подать уточненную декларацию.

    Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 ).

    Пояснение в налоговую по убыткам

    Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

    Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

    Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

    Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

    К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

    Пояснение в ИФНС по НДС

    У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в сентябре 2017 года ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что прательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

    Если же вы имеете право на представление декларации по НДС на бумаге, то пояснения удобнее дать по разработанным ФНС формам ( приложения 2.1-2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 ). Но использование этих форм является правом, а не обязанностью.

    К пояснениям при необходимости можете приложить копии отдельных счетов-фактур, выписки из книг продаж и покупок.

    Налоговая нагрузка: пояснение

    Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

    «В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

    Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

    И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

    glavkniga.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.