Охарактеризуйте функции налогов

Охарактеризуйте функции налогов

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
  • Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    Социальная функция налогов

    Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

    На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

    Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

    • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
    • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
    • Контрольная функция налогов

      Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

      Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

      По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

      Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

      www.grandars.ru

      Охарактеризуйте функции налогов

      14. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

      Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

      Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов: 1)фискальная;

      Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

      При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны

      Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

      Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

      Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

      Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

      Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

      1) необлагаемый минимум объекта налога;

      2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

      3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

      4) понижение налоговых ставок;

      5) целевые налоговые льготы;

      6) прочие налоговые льготы.

      Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

      Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

      www.e-reading.mobi

      1.2.Функции налогов

      Экономическая сущность налогов полно раскрывается в их функциях рисунок 1.

      формирование доходов бюджетов

      получение данных о темпах и тенденциях развития экономики и т.п.

      поощрение вида деятельности, отрасли экономики

      Рисунок 1. Функции налогов

      1.3.Элементы налога и их характеристика

      Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Статья 17 Налогового Кодекса устанавливает элементы налога:

      -порядок исчисления налога;

      -порядок и сроки уплаты налога.

      -налоговые льготы — необязательный элемент налога.[1]

      1.4. Роль налогов в формировании доходов государства

      Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство, не может обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

      Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства. Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

      Вопросы для самоконтроля

      Как проявляется экономическая сущность налогов?

      Налог и его отличительные особенности?

      Сбор и его отличительные особенности?

      В чем состоит отличие налога от сбора?

      Перечислите функции налогов?

      Охарактеризуйте фискальную функцию налогов?

      Охарактеризуйте элементы налога?

      Роль налогов при формировании бюджета?

      Перечислите принципы и методы налогообложения?

      Список литературы

      Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I, 2. Фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп.))/СПС «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

      Ананиашвили, Ю.Ш., Папава В.Г. Налоги и макроэкономическое равновесие: лафферо-кейнсианский синтез. — Стокгольм: Издательский дом CA&CC Press, 2010. — 142 с. Режим доступа. — http://gaudeamus.omskcity.com›

      Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учебное пособие, рек. УМО по направлению 050400 «Социально-экономическое образование» / Е. Н. Евстигнеев. — 5-е изд. — Электрон. текстовые дан. — СПб. : Питер, 2010. — 304 с., 1 +CD с мультимедийным учеб. комплексом. — (Учебное пособие). — ISBN978-5-91180-607-1 : Б. ц. УДК 336.2

      Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для вузов. рек. МО по спец. 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. Г. Пансков. — 2-е изд., доп. и перераб. — Электрон. текстовые дан. — М.: Юрайт, 2011. — 680 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-9916-0998-2: Б. ц.УДК 33

      Налоговая система: учебное пособие для проведения практ. занятий и самостоятельной работы студ. эконом. спец. / Л. Н. Алайкина ; ФГБОУ ВПО СГАУ. — Саратов: Изд-во НВНИИГГ, 2012.

      Рис. 2.4. Изменение налоговых поступлений и доходов сводного бюджета независимой Украины

      Однако, начиная с 2000 года, вновь наблюдается тенденция увеличения и доходов сводного бюджета и налоговых поступлений, которая особенно сильно проявилась в период после 2004 года.

      Степень реализации фискальной функции налогов характеризуется также налоговой нагрузкой, которая на макроуровне изменяется налоговым коэффициентом (Кн):

      (2.1)

      где: НП – общая сумма поступлений налогов и сборов в государственный бюджет и государственные целевые фонды, млн. грн;

      ВВП – величина валового внутреннего продукта, млн. грн.

      Экономический смысл налогового коэффициента заключается в том, что он показывает, какая доля ВВП перераспределяется через налоговую систему. Чем выше этот показатель, – тем более фискальный характер имеет налоговая система страны.

      Анализ динамики налогового коэффициента в Украине за период 1998 – 2006 годы (рис. 2.5) свидетельствует о том, что до 2001 года налоговая нагрузка на экономику имела тенденцию к снижению, а с 2004 года отмечается существенный рост налогового коэффициента.

      Рис. 2.5. Динамика налогового коэффициента в Украине

      К 2006 году в Украине был достигнут исторический максимум налоговой нагрузки – налоговый коэффициент составлял 39,27%, что с учетом реалий экономической ситуации свидетельствует о чрезмерном увлечении фискальным аспектом налогообложения. Отметим, что такой уровень интегральной налоговой нагрузки намного превышает аналогичные показатели таких стран – новых членов Евросоюза, как Латвия (29,4%), Литва (28,9%), Эстония (30,9%), Румыния (28,0%), Словакия (29,3%) [28]. В среднем по странам ЕС-10 налоговый коэффициент составлял в 2005 году 33,9%. Правда, в Европе существуют и государства с более высоким, чем в Украине, налоговым коэффициентом. К ним относятся, в первую очередь, такие скандинавские страны, как Дания (50,4%) и Швеция (51,3%).

      В современной налоговой политике существует несколько путей повышения эффективности реализации фискальной функции налогов.

      Наиболее простым, с точки зрения его реализации, и наименее приемлемым с позиций стимулирования экономического роста, является экстенсивное увеличение налоговых поступлений за счет введения новых налогов и увеличения налоговых ставок. Этот вариант, как правило, встречает наиболее резкое сопротивление со стороны налогоплательщиков и таит в себе политические угрозы.

      Поэтому наибольшего внимания заслуживает интенсивный путь. В этом плане авторы полностью поддерживают позицию И. А. Майбурова [55], в том, что эффективность фискальной функции характеризуется показателем роста налоговых поступлений при неменяющемся составе и неизменных ставках налогов. Расчитывая и анализируя такой показатель можно получить рост налоговых поступлений, который обеспечивается не за счет увеличения доли налоговой нагрузки (перераспределения посредством налогов общественного продукта), а за счет роста налоговых баз, увеличения количества плательщиков и объектов налогообложения. Следует добавить, что существенным резервом повышения эффективности реализации фискального потенциала налогов является совершенствование механизмов налогового администрирования, инструментария борьбы с уклонением от налогообложения и сокращение масштабов теневой экономики. В таком случае, при достаточном (рассчитанном для определенного периода развития экономики страны) уровне налоговой нагрузки фискальная функция будет иметь минимум противоречий с регулирующей функцией.

      2.3. Регулирующая функция налогов и особенности ее реализации

      Налоги и налогообложение оказывают непосредственное влияние на все стороны жизни общества, причем, иногда в самых неожиданных аспектах.

      Характерным примером такого влияния является архитектурный облик старой части многих городов центральной Европы. Большинство тесно прилегающих друг к другу домов в таких кварталах имеет 2-3 (максимум 4) окна на фасадной части домов, но зато эти дома, как правило, имеют 2-4 этажа, что не характерно для средневековой архитектуры других регионов мира. А в Амстердаме отдельным туристическим объектом является дом с одним окном на каждом этаже. Связан такой своеобразный архитектурный облик с распространенным в то время в европейских государствах имущественным налогом, базой которого было определено количество окон по ширине фасада дома (пооконный налог). Такое налогообложение повлияло не только на внешний облик европейских городов, но и на внутреннюю планировку этих домов. Ширина лестниц не позволяла заносить мебель на верхние этажи. Эта проблема была решена путем установки специальных блоков для лебедок, при помощи которых мебель заносилась на верхние этажи через окна, следствием чего явилось формирование специальной культуры художественного оформления таких механизмов.

      Другим историческим примером использования регулирующей функции налогов является введение в России Петром І налога на бороды, что позволило привести внешний облик бояр в соответствие с действовавшими в то время европейскими стандартами.

      Основы регулирующей функции налогов лежат в области экономических интересов участников процесса налогообложения.

      С позиций общества, налоги рассматриваются, прежде всего, как основной источник формирования доходной части бюджетов всех уровней, и, исходя из этого, государство объективно заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, что обеспечит финансовую основу для расширения масштабов предоставляемых государственных услуг, реализации социальных программ и выполнения других присущих ему функций. Вместе с тем, чрезмерная фискализация налогообложения (т. е. повышенная налоговая нагрузка) лишает плательщиков стимулов к расширению масштабов деятельности, способствует развитию теневой экономики, что уменьшает размер базы налогообложения и суммы налоговых поступлений в долгосрочной перспективе. Поэтому в интересы государства входит и обеспечение условий для экономического роста, в том числе и условий налогового характера.

      Для налогоплательщика налоговые платежи, хотя и являются обязательными, но все же, непроизводительными затратами. Вполне понятно, что плательщики не заинтересованы в их увеличении с точки зрения обеспечения необходимых финансовых результатов (прибыли – для юридических лиц или дохода для граждан). Вместе с тем, в целом негативное воздействие налогов на финансовое положение плательщиков отчасти может быть компенсировано соответствующим доступом их к общественным благам. Иными словами, плательщик достаточно легко воспринимает высокие налоги при условии, что он видит соответствующую «отдачу» от этих платежей.

      Таким образом, условия налогообложения являются одним из факторов, непосредственно воздействующих на хозяйственные решения налогоплательщиков и соответствующие социально-экономические процессы в обществе.

      Регулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта между государством и его субъектами. Через элементы налога (объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и т.п.) государство имеет возможность регулировать стоимостные пропорции такого перераспределения. Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложение существенно влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Благодаря налогам государство получает возможность регулировать разные аспекты социально-экономической жизни на макроуровне, а на микроуровне – влиять на конкретное поведение налогоплательщика. Так, манипулируя пропорциями и режимами изъятия у субъектов хозяйствования или домохозяйств доли их доходов, налог может соответственно менять направления их деятельности.

      На основе регулирующей функции осуществляется [66]:

      регулирование спроса и предложения;

      стимулирование сбережений граждан страны;

      выравнивание доходов отдельных социальных групп;

      развитие малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства;

      регулирование экспортно-импортной деятельности;

      стимулирование научно-технического прогреса.

      Важную регулирующую роль играет налоговая политика, которую проводит правительство путем вмешательства в систему налогообложения.

      Подчеркивая роль регулирующей функции налогов, А. Крисоватый выделяет политику налогового регулирования в отдельный вид налоговой политики, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию стоимостных пропорций распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта с целью поддержания на определенном уровне экономических процессов, обеспечения общественного спроса и предложения, а также инициации деловой активности субъектов хозяйствования [46, с. 81].

      Влияние государства на изменение ставок прямых налогов может привести к возникновению или уменьшению определенных стимулов для капиталовложений плательщика, а регулирование величины непрямых налогов может воздействовать на фонд потребления и на уровень цен [16].

      Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство, изменяя таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

      По мере осуществления и совершенствования государственного регулирования налоги все шире используются для изменения структуры национальной экономики. В экономически развитых странах налоговые ставки все более дифференцируются по регионам с учетом их отраслевой специализации. Они оказывают усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры производства, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в национальной экономику. Так, на добычу нефти и газа традиционно устанавливают более высокие налоги, а в малоосвоенных, экономически менее развитых депрессивных районах применяются относительно низкие [16].

      В современных условиях при сохранении основ и структуры налогового законодательства налоговая система становится все более гибкой. Регулирующая функция, содействуя рациональному использованию производственных факторов, «амортизируя» кризисные явления, устраняя диспропорции в рыночной экономике, стабилизирует и расширяет налоговую базу и соответственно обеспечивает успешное осуществление фискальной функции, а это еще один аргумент в пользу тесной взаимосвязи и взаимообусловленности фискального и регулирующего аспектов функционирования налогов.

      С точки зрения характера процессов, выступающих объектами налогового регулирования, регулирующая функция налогов может быть подразделена на такие подфункции, как экономическая, социальная, экологическая. Однако придавать им значение функций налогов вряд ли целесообразно, поскольку все они являются просто различными проявлениями одной и той же характеристики сущности налога, причем механизм воздействия налогообложения на экономические, социальные и экологические процессы, в принципе, одинаков.

      В составе регулирующей функции налогов можно выделить стимулирующую и сдерживающую (в некоторых источниках – дестимулирующую) подфункции, а также подфункцию воспроизводственного назначения, которые так же, по мнению авторов вряд ли могут претендовать на статус самостоятельных функций по следующим причинам..

      Во-первых, сам термин «регулировать» означает вносить определенный порядок в какую-то деятельность, направлять развитие или изменение чего-нибудь в определенное русло. Руководствуясь таким толкованием, считается, что «регулирование» объединяет в себе и стимулирование, поощрение, ускорение, усиление, побуждение к действию или к определенным изменениям процессов, явлений, и реверсное влияние – сдерживание, замедление, ослабление, ограничение.

      Во-вторых, отрицание стимулирующей способности или, наоборот, выделение самостоятельной стимулирующей функции налогов в значительной мере обусловлены психологическими факторами. Так, депресивность отечественной системы налогообложения относительно предпринимательской и инвестиционной активности порождает отрицание любого стимулирующего действия налогов вообще. С другой стороны – преуменьшение их значения в директивно-плановой экономике советского типа и рост роли налогообложения на нынешнем этапе социально-экономического развития страны иногда вызывают определенную гиперболизацию его значимости как стимулятора экономического роста. Западные ученые к исследованию регулирующего влияния фиска на социально-экономические стороны жизни общества подходят на основе взвешеных позиций. Известно, что цикличность развития зрелых рыночных экономик нуждается в использовании налогового механизма не только для экономического оживления, но и для защиты от «перегрева» хозяйственной конъюнктуры рынка (кризиса перепроизводства).

      В-третьих, говорить о выполнении налогами отдельной стимулирующей функции неуместно из-за того, что конкретные мероприятия налоговой политики влияют на экономику опосредованно, через процессы распределения и перераспределения стоимостных пропорций ВНП. Поэтому между применением форм налогового поощрения налогоплательщиков и проявлением результатов их влияния проходит определенное время. Иногда, вследствие наличия последнего, экономическая ситуация изменяется настолько, что налоговое стимулирование не только теряет целесообразность, а и может стать деструктивным фактором. Кроме этого, само стимулирующее влияние будет иметь противоречивый характер, вызывая одновременно рядом с положительными эффектами отрицательные.

      Иначе говоря, экономическую реакцию субъектов хозяйствования на осуществление регулирующей функции налогов спрогнозировать весьма сложно, так как она зависит от ряда других факторов, которые могут влиять на механизм налогообложения, существенно отдаляя его от начального замысла.

      Сдерживающая подфункция налогов заключается в формировании определенных барьеров для развития нежелательных экономических процессов в стране. Так, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение. Например, сдерживающая функция проявляется через увеличения величины акцизного сбора (табачные и алкогольные изделия), а также введение акцизов на некоторые товары, посредством чего увеличивается их продажная цена и, таким образом, может сдерживаться рост потребления этих изделий.

      Однако, как отмечает И. А. Майбуров [67], избирательное значение этой подфункции не стоит преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг будет сохраняющийся спрос со стороны потребителей. Вариации же с налоговыми ставками не безграничны, так как при сохранении спроса они будут повышать цены, а это может привести к тому, что часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

      Вполне понятно, что налоговое стимулирование и налоговое сдерживание, по сути дела, являются двумя разнонаправленными аспектами одного и того же процесса налогового регулирования.

      В результате применения мер налогового стимулирования (налоговой поддержки), как правило, снижается налоговая нагрузка на плательщика, в результате чего непроизводительные расходы в виде налоговых платежей сокращаются, а собственные его оборотные средства увеличиваются. Следствием этого является возникновение реальной экономической заинтересованности такого субъекта хозяйствования в выполнении всех тех условий, которые предусмотрены нормами налогового законодательства, регламентирующими применение конкретного инструмента налогового регулирования. А выполнение таких условий, если, конечно, они сформулированы корректно и с достаточной полнотой, в конечном счете, должно нацеливать плательщика на решение именно тех задач социально-экономического развития, в которых непосредственно заинтересовано государство.

      Налоговое воздействие сдерживающего характера, напротив, способствует увеличению налоговой нагрузки (в случае осуществления плательщиком именно тех операций или видов деятельности, в которых не заинтересовано государство), в результате чего увеличиваются непроизводительные расходы субъекта хозяйствования, а рентабельность его деятельности снижается. Именно этот результат воздействия таких мер заставляет плательщика соответствующим образом откорректировать свою хозяйственную политику и изменить те экономические решения, которые идут вразрез с налоговой составляющей экономической политики государства.

      Вместе с тем, абсолютизировать противопоставление налогового стимулирования и налогового сдерживания было бы не совсем корректным. Дело в том, что эти два процесса неразрывно связаны между собой, поскольку реализуются они через один и тот же объект – экономические интересы плательщика. В результате одно и то же регулятивное воздействие при помощи налоговой политики может совмещать в себе как стимулирующий, так и сдерживающий потенциал. Так, например, налоговые льготы инвестиционной направленности имеют явно выраженные стимулирующий характер и назначение. В то же время, такие условия, как, например, соответствие инвестиций установленным государственным приоритетам определенным образом сдерживает плательщика от реализации инвестиционных проектов, не соответствующих условиям по этому критерию.

      Подфункция налогов воспроизводственного назначения проявляется при аккумулировании денежных средств на восстановление потребленных общественных ресурсов: сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также за размещение отходов; сбор за специальное использование природных ресурсов (за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также платы использование лесных ресурсов, пользование земельных участков лесного фонда, водных ресурсов и пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта). Чаще всего эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

      Таким образом, в процессе раскрытия сущности налогов и единства их функций вытекает важный в теоретическом плане вывод о том, что специфическое общественное назначение налогов находит свое выражение не в существовании каждой функции отдельно, а лишь в их единстве.

      1. Охарактеризуйте существующие взгляды ученых, которые дают возможность выделения определенных группирований функций налогов.

      2. Каково современное представление о количестве функций налогов?

      3. Выделите характерные цели реализации фискальной и регулирующей функций налогов на макро- и микроуровне.

      4. Что предусматривает объективное существование налогов как основного источника доходов?

      5. В чем заключается суть фискальной функции?

      6. Дайте характеристику степени реализации фискальной функции налогов.

      7. Назовите существующие пути повышения эффективности реализации фискальной функции налогов в современной налоговой политике.

      8. В чем проявляется сущность регулирующей функции?

      9. Какие процессы осуществляются на основе регулирующей функции?

      10. Дайте характеристику подфункций регулирующей функции.

      studfiles.net

    admin

    Обсуждение закрыто.