Грузооборот судов

Грузооборот судов

Грузооборот (Freight turnover) — это

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Содержание

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.


Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, W iki P edia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

bank24.ru – Словарь экономических терминов

economic-definition.com

ИА Север-Пресс — Новости Ямала

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Экономика
  • Северный морской путь стал на 30 процентов оживленнее
  • Северный морской путь стал на 30 процентов оживленнее

    • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
    • Печать
    • Эл. почта
    • Наш канал в TELEGRAM

    Северный морской путь в 2016 год стал заметно оживленнее, а количество перевезенного груза возросло на 33 процента.

    Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Александр Цыбульский заявил, что в 2016 году по Северному морскому пути было перевезено 6,9 млн. тонн грузов. В позапрошлом году этот показатель составил 5,15 млн. тонн, а значит, наблюдается рост на 33 процента. В 2013 и 2014 годах по морскому пути было переправлено 2,8 млн. тонн и 3,7 млн. тонн грузов соответственно.

    Развитие нефтегазовых месторождений увеличивает грузооборот
    Порт Сабетта и расположенные на Ямале газовые месторождения способствуют росту грузооборота. Порт принял 120 судов, которые доставили 505 тысяч тонн товаров и строительных материалов. Для сравнения, в 2015 году в порту побывали 50 судов, доставивших 450 тысяч тонн грузов.

    В 2016 году активность начала проявлять китайская транспортная компания COSCO, которая направила пять судов по Северному морскому пути, чтобы доставить в Сабетту строительные материалы для ямальских газовых месторождений.

    Число разрешений на плавание в акватории Северного морского пути не меняется
    Администрация СМП выдала 718 разрешений на плавание в акватории Северного морского пути, а в 2015 году было выдано 715 разрешений. Тем не менее, в прошлые годы заявку на получение разрешения подавали лишь несколько зарубежных транспортных компаний, а в 2016 году число выданных разрешений международным операторам составило 144 — более 20 процентов от общего числа.

    Под флагом Нидерландов по Северному морскому пути ходят 37 судов, Люксембургу принадлежат 22 судна, а Либерии — 13 судов. В целом разрешения были выданы на суда из 27 различных стран.

    Увеличивается объем транзитных грузов
    Увеличение общего трафика сказалось и на объеме транзитных грузов. Весь маршрут Северного морского пути из Европы в Азию или в обратную сторону преодолели 19 судов с 214,5 тысячами тонн груза. Прослеживается значительный рост, ведь в 2015 году показатели были рекордно низкими: 18 транзитных судов перевезли всего 39 тысяч тонн груза. Несмотря на то, что количество транзитного груза увеличивается с каждым годом, успех 2012 года повторить не удается (в то время транзитный груз составил 1,2 млн. тонн).

    Хотя каждое из 19 транзитных судов было подготовлено к преодолению льдов, как минимум шести судам потребовалась помощь ледокола на маршруте. Семь кораблей проследовали по Северному морскому пути из Азии в Европу, а двенадцать — в обратном направлении.

    За период было перевезено 155 тысяч тонн угля, что составляет 70 процентов общего грузооборота. В основном по Северному морскому пути суда перевозили целлюлозу, железную руду, нефтепродукты, замороженное мясо, рыбу и другие товары.

    Отправной точкой для трех транзитов служила Норвегия. Судно «Winter Bay» перевезло 1,6 тысяч тонн мяса из Тромсё в японский город Осака, а суда снабжения «Норманн» и «Помор» проделали путь из Бергена до российского города Холмск.

    Пассажирские перевозки по Северному морскому пути
    В 2016 году суда Северного морского пути перевозили не только грузы, но и пассажиров. Российский ледокол «Капитан Хлебников», который выполняет функции круизного судна, в июне перевез 120 пассажиров из города Анадырь в Мурманск. Судно немецкой транспортной компании Hapag Lloyd под названием «Hanseatic» совершило рейс со 126 пассажирами на борту из Мурманска в поселок Проведения в августе и сентябре.

    Недолгое сообщение
    Сообщение по Северному морскому пути началось 16 июля, когда ледокол «Капитан Хлебников» начал свой маршрут от мыса Дежнёва до мыса Желания, где оказался 27 июля. Завершающий рейс был проведен с 11 по 17 ноября судном снабжения «Помор» из норвежского Бергена в российский Холмск.

    В июне невозможно было начать навигацию из-за льда, поэтому начало сообщения было отложено. В результате сезон оказался самым коротким за последние пять лет, продлившись всего 124 дня. Для сравнения, в 2015 году сообщение осуществлялось на протяжении 133 дней, в 2014 году — 141 день, в 2013 году — 153 дня и в 2012 — 148 дней.

    Ожидается увеличение грузооборота Северного морского пути
    Ожидается, что в ближайшие годы грузооборот Северного морского пути значительно возрастет, так как в 2017 году начнется добыча на ямальском газовом месторождении, которое принадлежит компании «НОВАТЭК». Когда предприятие заработает в полную силу, оно будет добывать 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа в год, который будет доставляться в Азию и Европу по Северному морскому пути.

    Сеть новостных блогов «Mixednews» от 27 января 2017 года.

    sever-press.ru

    Грузооборот порта Гамбург в 2017 году остался на уровне прошлого года и составил 136,5 млн тонн

    Общий грузооборот крупнейшего многофункционального порта Германии – порта Гамбург – в 2017 году остался на уровне прошлого года и составил 136,5 млн тонн грузов, следует из отчета администрации порта.

    По информации председателя правления Hafen Hamburg Marketing e.V. Акселя Маттерна, «перевалка груженых контейнеров осталась на уровне 7,6 млн TEUs, в то время как оборот порожних контейнеров сократился на 88 000 TEUs до 1,2 млн TEUs.»

    В качестве причины снижения перевалки груженых контейнеров Маттерн указывает на до сих пор нереализованный проект по дноуглублению фарватера р. Эльба. Согласно оценке Объединения Hafen Hamburg Marketing e.V., из-за имеющихся ограничений движения судов по реке Эльба судовладельцы используют имеющиеся судовые объемы в первую очередь для перевозки груженых контейнеров. Перевозка порожних контейнеров осуществляется, в основном, другими маршрутами.

    «После реализации проекта по дноуглублению фарватера р. Эльба мы в Гамбурге сможем обрабатывать гораздо больше контейнерных и массовых грузов. Терминалы и портовое оборудование хорошо приспособлено к обработке растущего грузооборота. Реализация данного проекта позволит более эффективно использовать грузовые пространства судов и значительно упростить встречное движение судов-гигантов», — отметил сопредседатель правления Hafen Hamburg Marketing e.V. Инго Эглофф,

    Перевалка массовых грузов, которая подразделяется на грейферные, насыпные и наливные грузы, составила в 2017 году 44 млн тонн, что на 0,5% меньше в сравнении с прошлогодними результатами. Экспортное направление характеризуется ростом в 1,1% (11,6 млн тонн), доля импорта сократилась на 1% — до 33,1 млн тонн.

    В сегменте грейферных грузов объем перевалки достиг рекордного результата в 23,5 млн тонн (+7%). Росту способствовал импорт угля (7,8 млн тонн, +5,7%), а также импорт руды (10,1 млн тонн, +6,8%). По экспортному направлению увеличение составило 13%.

    Перевалка конвенциональных грузов — оборудование, тяжеловесные грузы и транспортные средства, которые не перевозятся в контейнерах, после остановки деятельности терминала Buss Hansa снизилась на 6% до 1,4 млн. тонн.

    portnews.ru

    Российские суда возят 3% российских грузов

    «На момент развала Советского Союза флот под его флагом входил в мировую десятку по его количеству и тоннажу. Сегодня Российская Федерация входит в топ 30-40 и по тоннажу и количеству», – такие данные привел, выступая на 10-м международном форуме «Транспортный потенциал» директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев.

    «В 90-е годы политика правительства была такая, что порты надо развивать, а флот мы и за рубежом наймем, – напомнил он. – По сей день последствия такого недальновидного подхода тех лет мы чувствуем».

    Он отметил, что около 60% всего экспортно-импортного грузооборота Российской Федерации осуществляется морским транспортом, но только от 2% до 3% всего этого грузооборота обеспечивается судами под российским флагом. Все остальное перевозится судами под иностранными флагами.

    «Советский Союз в судостроении делал упор на другие страны – это Польша, Германия, Болгария, Румыния. И те судостроительные мощности по гражданскому судостроению, которые и были в СССР, они ушли в другие республики, – подчеркнул В.Клюев. – И сейчас мы сильно зависим от того продукта, который производится судостроительной промышленностью, и сегодня это иностранный продукт».

    Минтранс принимает различные экономические меры стимулирования. «Раньше это называлось возврат судов под российских флаг, – сказал В.Клюев. – Сейчас возвращаться нечему, все эти суда старые или списанные. Поэтому для пополнения флота судов под российским флагом принят федеральный закон 305-ФЗ «О поддержке судостроения и судоходства».

    Он дал свои результаты. По словам В.Клюева, количество судов в международном реестре после принятия этого закона увеличилось почти в четыре раза. Более 100 судов в рамках этого закона было построено на российских верфях с последующей регистрацией под государственным флагом Российской Федерации. «Но эти «пряники» все равно не дали того результата, на который мы рассчитывали», – отметил В.Клюев.

    Еще одна мера стимулирования – это закрепление грузовой базы за российским флагом. «Сегодня в Государственной Думе находится законопроект, который предполагает, что суда, которые перевозят грузы, погруженные в акватории Северного морского пути, добытые на территории РФ, должны перевозиться судами под российским флагом. Мы надеемся, что до конца года этот вопрос решится», – сказал В.Клюев.

    seanews.ru

    Грузооборот и типы судов

    Наименование и краткая характеристика судна

    Направление движения судна

    Дополнительные (негрузовые) причалы

    число дней навигации 340

    колебания уровня моря 0,5

    расчётная высота волны 0,7

    величина отложений наносов на подходе 0,98

    Топографический план 8,0

    Коэффициент месячной неравномерности =1,35

    Дата выдачи задания: 12.02.2013

    Наибольшая длина судна L,

    Осадка в полном грузу,

    Грузовместимость судна W,

    Количество люков на судне,

    Расчет пропускной способности причалов и определение их числа для заданного грузооборота

    Таблица «Формулы для расчетов»

    Объяснение, входящих в них величин.

    — производительность одной механизированной линии.

    КНВ — комплексная норма выработки, т/см, (т/8ч)

    — расчётная загрузка данного судна

    U — удельный погрузочный объём, /т

    W — грузовместимость данного судна,

    — коэффициент складирования, =1

    — количество механизированных линий

    — количество люков на судне

    — время грузообработки судна

    — время производственных стоянок, ч

    — годовая пропускная способность причала,

    — число дней навигации,

    — коэффициент метеорологии, =0,8

    — потребное число причалов,

    — годовой грузооборот, т/год

    Причалы для зерна

    Причалы для контейнеров

    Причалы для генгруза

    Причалы для нефти

    Причалы для металла

    порт причал судно

    но т.к. получившаяся величина больше грузоподъёмности судна, принимаем т, (грузоподъёмность судна)

    «Расчет пропускной способности причалов и определение их числа для заданного грузооборота»

    studbooks.net

    admin

    Обсуждение закрыто.