Правила казахской грамматики

Правила казахской грамматики

Основы грамматики казахского языка

Казахский язык (каз. қазақ тілі, قازاق ٴتىلى, qazaq tili) — государственный язык Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға.
Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат-пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің.
Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап — кітабым /моя книга/, оқулық /учебник/, оқулығы /его учебник/.

Существительные изменяются по падежам и числам

Именительный падеж (Атау септік) — кто? (кім?) что? (не?) — без окончаний
Родительный падеж (Ілік септік) — кого? (кімнің?) чего? (ненің?) — -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің
Дательный падеж (Барыс септік) — кому? (кімге?) чему? (неге?) куда? (қайда?) — -ға, -ге, -қа, -ке, -на, -не, -а, -е
Винительный падеж (Табыс септік) — кого? (кімді?) что? (нені?) — -ны, -ні, -ды, -ді, -ты, -ті, -н
Местный падеж (Жатыс септік) — у кого? (кімде?) у чего? (неде?) где? (қайда?) — -да, -де, -та, -те, -нда, -нде
Исходный падеж (Шығыс септік) — от кого? (кімнен?) от чего? (неден?) — -дан, -ден, -тан, -тен, -нан, -нен

Творительный падеж (Көмектес септік) — с кем? (кіммен?) с чем? (немен?) — -мен, -бен, -пен

Множественное число образуется суффиксами -дар/-дер/-тар/-тер/-лар/-лер
қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки
жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды
таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Форма принадлежности образуется путем прибавления к существительному в единственном и множественном числах следующих окончаний:
а) если конечный звук основы согласный:
І лицо —ым/ —ім /м
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і
б) если конечный звук основы гласный:
І лицо —м
ІІ лицо —ң
вежливая форма —ңыз/ —ңіз
ІІІ лицо —сы/ —сі
Во множественном числе к основе слова прибавляется сначала суффикс множественного числа —лар/-лер, —дар/-дер, —тар/-тер, а затем притяжательные окончания:
І лицо —ымыз/ —іміз
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

Прилагательное состоит либо из корня, либо из корня и образующего суффикса. Согласования с существительным в падеже и числе нет, в случае, если прилагательное является сказуемым, оно приобретает личный суффикс.

Глагол имеет 4 лица в форме единственного и множественного числа, обозначаемые суффиксами. Время глагола образуется синтетически и аналитически. Синтетически образуются форма прошедшего времени и «настояще-будущего» времени, обозначающего действие в будущем или обычное действие в настоящем. Действие, совершаемое в определенный момент времени в настоящем, образуется по схеме «деепричастие+глагол, обозначающий положение субъекта». Широко используются причастия и деепричастия.

Примеры спряжений с выделенными окончаниями:

Настоящее время:

Мен әдемі сарайда тұрмын. – Я в красивом дворце стою. Мен жүрмiн. – Я иду.
Біз әуежайда отырмыз. – Мы в аэропорту сидим. Біз далада жүрмiз. – Мы на улице ходим.
Сен кiтапханада тұрсың. – Ты в библиотеке стоишь. Сен саябақта жүрсiң. – Ты в парке ходишь.
Сендер далада тұрсыңдар. – Вы на улице стоите. Сендер далада жүрсіңдер. – Вы на улице ходите.
Сіз мұғалімде отырсыз. – Вы у учителя сидите. Сіз қайда жүрсіз? – Вы где ходите?
Сіздер қай көшеде тұрсыздар? – Вы на какой улице стоите?
Анар диванда жатыр. – Анара на диване лежит. Балалар саябақта жүр. – Дети в парке ходят.

Прошедшее время:

От глагола в неопределённой форме отбрасывается суффикс у, добавляются суффиксы ты/ті после глухих согласных, в остальных случаях — суффиксы ды/ді. После суффиксов добавляются личные окончания.
Мен жаздым. – Я писал. Мен мектеп бiтiрдiм. – Я школу закончил.
Біз Алматыда тудық. – Мы в Алматы родились. Біз биледiк. – Мы танцевали.
Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел. Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.
Сіздер сөйледіңіздер. – Вы разговаривали. Ол музыка тыңдады. – Он музыку слушал.

Местоимения (личные)

Мен Я
Сен Ты (неформальное ед. числа)
Сіз Вы (формальное ед. числа)
Ол Он/Она/Оно
Біз Мы
Сендер Вы (неформальное мн. числа)
Сіздер Вы (формальное мн. числа)
Олар Они

Порядок слов в казахском языке постоянен:
а) сказуемое всегда в конце предложения — Мен университетте оқимын (Я учусь в университете);
б) определение всегда перед определяемым словом — Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);
в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте — Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним — Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?).

Барлық адамдар тумысынан азат және қадір-қасиеті мен кұқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-ождан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Полезный ресурс по грамматике и речи: http://www.kaz-tili.kz/

Словарь: http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/

18 января 2013 (05:29:05)

Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

langs.pro

Обсуждения

Грамматика казахского языка

42 сообщения

Владислав, да, можно сказать «Қабырғаға iлінген сурет өте әдемi». И не только можно, но и так гармоничнее, я считаю.

При возникновении таких вопросов советую тупо вводить слово в яндекс и читать предложения с этим словом. Для прмера введём слово iлінген: поисковик в первой строке сразу выдаёт «Балконға ілінген ту» (Флаг, повешанный на балкон (та самая исторя со скандалом))
Читаешь разные предложения и понмаешь, как используются слова в разных контекстах, не всегда помогает, но способ классный.

Сонымен бірге ол дерек жасөспірім жерлеулерінде табылған қола ұштықтары мәселесін қозғайды — бронзовые наконечники были найдены (не важно кем)

Жасөспірім жерлеулерінде ғалымдар қола ұштықтарын тапқан — Учёные нашли бронзовые наконечники в местах захоронения подростков.

табылу — быть найденным, табу -найти

Не за что)
Да, носители языка (особенно казахского) как правило очень слабы в вопросах объяснения грамматики. Что уж говорить, если они говорят любой русский глагол в неопр.форме + ету и даже не парятся, например «скачать ету» вместо «жүктеу», а такие гибриды ведь звучат мерзко, согласитесь? Или «дә кәнцә» вместо «соңына дейін» (ну разве не хочется проблеваться? ) А ещё где-то 90% казахов в переписке даже спецальных букв не используют. Однажды одна собеседница мне заметила: «Орыс әріптерімен жаза бермейсің бе?» Ориг.»Орыс ариптеримен жаза бермейсин бе?», типа чё ты себя утруждаешь, печатать с «лишними» девятью буквами это же так сложно.

Ну будем надеяться, что ситуация будет улучшаться, если только раньше этого язык не вымрет (как ирландский или гавайский).

m.vk.com

Правила казахской грамматики

Куликовская Людмила Казимировна.
Мусаева Эльмира Нурсултановна

«Грамматика казахского языка в таблицах и схемах» в сопоставлении с грамматикой русского языка (простое предложение). — Алматы , 2006. — 76 с.

Изучение казахского языка становится настоятельной потребностью для граждан Казахстана. Однако выучить язык взрослому человеку — достаточно трудное дело. Не потому, что казахский язык сложен, а потому, что, к сожалению, не хватает хороших пособий, которые могли бы ему помочь.

Изучать язык можно по-разному. Если вы волею судьбы окажетесь в казахском ауле, где по-русски не говорят, через полгода вы обязательно по-казахски заговорите.

Есть другой способ: понять систему языка, увидеть, как язык построен, в чем отличие его от русского, в чем сходство. То есть усвоить грамматику — систему закономерностей языка.

Грамматика — это просто! Этот принцип положен в основу книги. Таблицы и схемы дают представление о закономерностях языка, показывают, чем отличается система казахского от системы русского языка, помогают сопоставить их.

Большинство схем-таблиц имеют практические приложения, которые позволяют самостоятельно использовать изложенный графически материал, выполнять упражнения можно прямо в книге. Книга рассчитана на русскоязычного читателя. Хорошо зная проблемы, с которыми сталкивается изучающий казахский язык, мы постарались сделать ее максимально удобной. Вам не нужно рыться в словаре, все новые слова имеют подстрочный перевод, что значительно экономит время. Ситуативные диалоги показывают, как можно полученные знания применить.

Рядом с диалогом вы найдете словарик, в котором даются начальные формы использованных слов, если они не встречались ранее. Даже если Вы никогда раньше’ не занимались казахским языком, в процессе работы над книгой Вы легко усвоите около 500 новых слов, а главное, поймете, как построить из них предложения, в каких формах их употребить.

Специально запоминать материал таблиц нет необходимости. Отработав однажды практический материал, вы можете в дальнейшем пользоваться схемами как удобным справочником для построения собственных высказываний. Сможете ли вы свободно говорить на казахском языке и говорить на нем, прочитав эту книгу?

Скорее всего, нет. Но то, что казахская речь перестанет для вас быть фоном и начнет распадаться на отдельные слова, что вы станете понимать рекламные и информационные надписи — это факт. Пособие даст Вам возможность сделать первый шаг в изучении казахского языка. Но ведь любая дорога начинается с первого шага.

testent.ru

Как выучить казахский язык в домашних условиях?

Изучить казахский язык хотят по разным причинам. Кто-то недавно переехал в Казахстан и хочет избавиться от языкового барьера. Кому-то неудобно не знать родную речь. На посещение репетитора и обучающих курсов многим не хватает времени. Поэтому сегодня мы расскажем, как выучить казахский язык в домашних условиях.

Казахский язык с нуля

Методика обучения казахскому языку в целом не отличается от изучения языков других народов. Для начала необходимо создать базу, которая сделает дальнейшую учебу эффективнее.

Рекомендуем вооружиться онлайн-инструментами: они помогут выучить казахский язык в доступной интерактивной форме. Вот шесть интернет-ресурсов, которые подойдут как школьнику, так и взрослому:

  • «Казахский язык. Грамматика. Просто о сложном»
  • Создатель ресурса — Татьяна Владимировна Валяева. Чтобы помогать детям в учебе, она своими силами выучила казахский. Кроме того, Татьяна Владимировна сочиняет стихи, разбирается в астрологии и программировании. Последний навык помог ей создать сайт для всех желающих разобраться в нюансах грамматики казахского языка. Здесь собраны таблицы и множество уроков. Попробуйте и добавляйте в закладки.

    Отличный инструмент, чтобы быстро освоить разговорный казахский язык, причем совершенно бесплатно. Здесь собрано 24 урока.

    На Soyle.kz предусмотрено приложение для смартфонов. Выдалась пара свободных минут? Уделите их обучению. Это удобно в дороге, когда под рукой нет компьютера.

    Методика обучения соединила традиционный подход с технологиями. Информация подается в виде специальных упражнений, а также аудио- и видеороликах. Также в вашем распоряжении словарь казахского языка и справочник по грамматике.

  • YouTube-канал Maksat Imangazi
  • Отличный канал для тех, кто знает английский язык. Максат Имангази в 24 уроках рассказывает об основах казахского языка, начиная от приветствия и заканчивая правилами грамматики. Если давно не практиковали английский и хотите изучить казахский, канал Максата — это отличная возможность «прокачать» сразу два языка.

  • Интерактивный обучающий сайт Uchim.kz
  • Известно, что эмоциональное подкрепление способствует лучшему запоминанию. А что, как не игра, вызывает эмоции? Сайт Uchim.kz помогает изучать казахский язык онлайн, буквально играючи. «Птички» и «Пузырьки» помогут наработать словарный запас и освежить знания.

    1. Группа «Казахский язык» во «ВКонтакте»
    2. Учить язык в среде единомышленников проще. Познакомьтесь с новыми людьми в группе «Казахский язык» и двигайтесь к общей цели. В этом сообществе можно не только пообщаться и спросить совета, но и найти обучающий материал. Вступайте в группу! И да пребудет с вами сила знаний!

      1. Проверьте знания с Kazakhtest.kz
      2. Выучив правила грамматики и тысячи слов, достигнув совершенства во всех обучающих играх, пройдите серьезное тестирование по казахскому языку. Этот сайт поможет. Тестирование проводится по системе КАЗТЕСТ, которая одобрена Правительством Республики Казахстан. Тут можно проверить навыки чтения, восприятия языка на слух, а также лексико-грамматические знания.

        Как выучить казахский язык дома

        Итак, имеем набор сервисов. Давайте поговорим о том, как применять их на практике. Для быстрого изучения казахского языка в домашних условиях есть несколько действенных методик. С чего начинать?

        Первые уроки казахского языка посвятите освоению букв и звуков, чтобы в дальнейшем не путаться в произношении и написании слов. Это основа, а, как известно, без прочного фундамента дом не построить.

        К счастью, алфавит казахского языка, кроме привычных 33 букв кириллицы, содержит только 9 уникальных звуков: ә, і, ө, ү, ұ, ң, ғ, қ, һ. Поэтому первые шаги в обучении не покажутся сложными.

        www.nur.kz

        К сонорным относятся: ‘ м, н, ң ‘ и ‘ л, р, у, й ‘.
        Буква ‘ у ‘ в конце слова может быть и гласной и согласной (подробно смотрите в разделе «Фонетический разбор»), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после ‘ у ‘ добавляются окончания как после сонорной согласной (если ‘ у ‘ гласная, она имеет два звука и второй – сонорный).
        Сонорные ‘ м, н, ң ‘ в таблицах всегда вместе, их называют «носовыми сонорными».
        К глухим согласным относятся: ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘.
        Гласные, которые чаще всего встречаются в конце слова: ‘ а, е, ы, і ‘, также возможны ‘ ә, я, о, и, ю ‘.

        Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

        1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;

        2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);

        3. Третья группа – это самые важные окончания – окончания множественного числа и отрицание/вопрос;

        4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

        Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:

        (четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

        1) В первой строке каждой таблицы звонкие окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная ‘ д ‘ ( дар/дер , да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие ‘ ғ/г ‘ и в остальных случаях звонкая ‘ б ‘. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных ‘ ж, з ‘. То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на ‘ ж ‘ или ‘ з ‘, вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! ( қағаз+ да – на бумаге, қағаз+ ды – бумагу, қағаз+ бен – бумагой )

        2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся глухие окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это ‘ т ‘, в дательно-направительном падеже глухие ‘ қ/к ‘ и в остальных случаях глухая согласная ‘ п ‘. Глухие окончание следуют после глухих согласных ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘, а также после после звонких букв ‘ б, в, г, д ‘ (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+ та – у Иванова; клуб+ та – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы ( сағат+ та – на часах, сағат+ ты – часы, сағат+ пен – с часами ).

        3) В третьих строках всех таблиц сонорные окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще ‘ н ‘, но также есть ‘ м ‘ и ‘ л ‘, в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

        Два случая мы уже изучили: 1) после звонких ‘ ж, з ‘ всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
        Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

        Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта «Общей таблицы».

        1. Первый вариант – общая таблица в упрощённом виде.

        2. Второй вариант – выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания. Все окончания на рисунках серого цвета, так как их цвет в данном случае неважен. Зато обведены яркими цветами буквы, после которых добавляются окончания (для лучшего визуального восприятия).

        Будем постепенно заполнять таблицу, в четыре в этапа.

        Рисунок 1) На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: окончания первой строки следуют после звонких ‘ ж, з ‘ (обведены зелёным цветом) и окончания второй строки – после глухих и звонких ‘ б, в, г, д ‘ (обведены коричневым цветом):

        Рисунок 2) Добавляем в таблицы цифры (только где падежи), которые показывают лица имён существительных. После окончаний 3-его лица ( сы/сi, ы/i ) следуют сонорные окончания падежей. Только в винительном падеже для существительных в 3-ем лице отдельное окончание в четвёртой строке. И в дательно-направительном падеже дополнительная четвёртая строка окончаний для существительных в 1-ом и 2-ом лице (т.е. после притяжательных окончаний ‘ ым/iм/м ‘ и ‘ ың/iң/ң ‘, примеры будут приведены в следующих подразделах):

        Рисунок 3) Теперь добавляем гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют звонкие окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме ‘ и, ю ‘) в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют сонорные окончания. Гласные обведены красным цветом:

        Рисунок 4) Осталось разместить сонорные буквы. С ними немного сложнее, но это последнее, что нужно сделать. Синим цветом я выделила носовые сонорные ‘м, н, ң’, голубым – остальные сонорные. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово ‘сонор’:

        kaz-tili.kz

    admin

    Обсуждение закрыто.