Пашкова виктория адвокат

Пашкова виктория адвокат

Пашкова виктория адвокат

Запускаем курс Домашний бухгалтер

Как и обещали, запускаем курс Домашний бухгалтер. Занятий будет всего 4. Перейти к следующему можно только только, когда Вы выполнили домашнее задание предыдущего урока. В этом весь смысл: научиться.

Зачем мы это делаем? Ни я, ни Виктория Пашкова (Victoria Pashkova) не работаем в качестве бухгалтера в какой-либо компании. Я сама предприниматель и вкладываю деньги в разные проекты, Виктория- семейный адвокат, которая при семейных спорах-разводах-делении детей- постоянно слыши т одно и то же: вторая причина разладов в семье-экономика. И я, и Victoria Pashkova ведем семейные и личные бюджеты. Кризис, который сейчас уже прижал всех, на нас отразился непосредственно в том числе. Поэтому мы бы хотели, чтобы Вы могли выстоять, выдержать во времена экономических коллапсов, как и мы. Хотя бы держите под контролем свой личный кошелек: считайте деньги практично- имейте аналитику, когда Вам копить, тратить и не попадайте в ситуации такие: на последние 350 рублей Вы судорожно покупаете ребенку тетради или заправляете машину, а по приходу домой обнаруживаете счета за ЖКХ, на оплату которых Вам уже надо деньги занимать.

Мы отобрали первые 10 заявок (первые, кто записался после наших постов: больше, к сожалению, в силу графика мы принять не сможем), с которыми мы в тестовом режиме работаем: отчеты будут во вторник.
Мы также ждем Ваших комментариев, советов. Делитесь с нами опытом, результатами. Это, мы считаем, важно.
Скоро наш курс более профессионально можно будет увидеть на других площадках, а пока мы тестируем у себя.

alenapopova.ru

Интервью выпускника факультета права НИУ ВШЭ — Виктории Дергуновой (Пашковой)

НИУ “Высшая школа экономики” славится своими успешными выпускниками. Виктория Дергунова (Пашкова) – одна из них. Адвокат и признанный эксперт в области семейного права, она готова поделиться секретами своих достижений с нынешними студентами Вышки. Как она стала абитуриентом ВШЭ? Что ей нравилось больше всего изучать на факультете права? Как она начинала свою блистательную карьеру? Кто ей в этом помогал? Каковы ее планы на будущее? Обо всем этом читайте в интервью, которое Виктория Пашкова любезно согласилась нам дать.

″Как только я увидела это розовое здание на Малой Ордынке – сразу влюбилась″

″Мне кажется, слово «адвокат» я произнесла раньше, чем какое-либо другое″


Виктория, как Вы выбирали вуз на этапе поступления?

Изначально я поступала на юридический факультет в Санкт-Петербурге. Родители были против моего выбора, но я все-таки поступила на факультет права, правда в непрофильный вуз, находившийся поближе к дому – в Академию гражданской авиации. Отучившись там два года, я влюбилась в право и поняла, что сделала все правильно! Уже на первом курсе я победила в одной из номинаций в городском конкурсе среди молодежи на лучшую работу по вопросам совершенствования законодательства «Моя законодательная инициатива». Конкурс проводился совместно Законодательным собранием и Правительством Санкт-Петербурга. Так что не важно, где ты учишься, важно, как ты учишься. В то же время я всегда мечтала получить высшее образование именно в Москве, поэтому после второго курса поехала в столицу искать университет, в который могла бы перевестись. Возможностей перевода в МГЮА и МГУ не представилось. И тогда я поехала в Высшую школу экономики, о которой много слышала. Как только я увидела это розовое здание на Малой Ордынке – сразу влюбилась. Как только вошла во двор – сразу поняла, что хочу здесь учиться. 3 сентября – мой День Рождения и именно в этот день по итогам собеседования мне сказали, что с потерей курса меня могут взять на факультет. Это был лучший подарок в моей жизни.

Почему все-таки юриспруденция?

С детства я никем себя не видела, кроме как юристом. Почему? Точно не могу сказать. Мне кажется, слово «адвокат» я произнесла раньше, чем какое-либо другое. Я относилась к той категории счастливых школьников, которые точно знают, кем они будут. Родители желали мне хорошего будущего на факультете международных отношений в СПБГУ. Я действительно туда поступала, но в итоге отказалась от этой идеи, поняв, что регионовед – это не моя история. Право дает мне возможность сделать свой собственный вклад в окружающую действительность. Я влюблена в свою работу за действительный результат, за реальную возможность помочь людям и что-то исправить, за идейность, за возможность реализовать себя. Сейчас я, конечно, претерпеваю профессиональную деформацию, когда сталкиваюсь с такими случаями, где право бессильно. Мне это очень сложно принимать. Но я все равно верю, что правда и справедливость всегда должны побеждать. Фемида беспристрастна, она все оценивает на весах!

До поступления Вам приходилось пользоваться какими-либо университетскими ресурсами, посещать подготовительные курсы при вузах?

Нет, я переводилась. Все происходило спонтанно.

Получается, что ВШЭ была для вас открытием?

Да, во всех смыслах этого слова.

″Вышка создает для студентов все условия для реализации их желаний″


Какие отрасли права для Вас были наиболее интересными?

Семейное право. Больше всего меня интересовала тема защиты прав детей. Увлекательным для меня также было международное частное право. Филимонов Константин Владимирович вел у нас семинары по этой дисциплине и просто не мог не заинтересовать предметом. Мы рассматривали настолько запутанные кейсы, что не могли даже понять, откуда начинать их решать. В дальнейшем опыт решения таких задач очень пригодился. Интересно было совмещать семейное право с иностранным элементом. Еще одними наиболее важными предметами для меня были, конечно, арбитражный и гражданский процессы. Семинары по Арбитражному процессу преподавал Савельев Сергей Леонидович, по гражданскому процессу — Кудрявцева Елена Васильевна. Оба преподавателя не только делились с нами практическими знаниями и реальными примерами нестандартных судебных решений, но и дали нам базовое представление о навыках и компетенциях, которые необходимы юристу для практической деятельности, в частности, при представлении интересов доверителей в суде.

Что Вам запомнилось помимо образовательного процесса? Какие-нибудь «внеклассные активы»?

Чем мне нравится ВШЭ, так это тем, что она дает студентам массу возможностей. Чем бы студенты ни хотели заниматься, она их в этом поощряет и поддерживает. Так, я пробовала себя в качестве преподавателя по семейному праву и международному публичному праву в ОПШ. Вышка поощряет любую научную деятельность. Вместе с Ростовцевой Натальей Владимировной и Матвеевой Марией Витальевной, и еще несколькими студентами мы стали победителями командного конкурса Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» «Учитель-Ученики» на лучший исследовательский проект «Права ребенка в РФ» и два года занимались научным анализом норм семейного и гражданского законодательства, закрепляющего права детей, способы их защиты, а также правоприменительной практики. Вышка создает для студентов все условия для реализации их желаний. За время обучения в ней я написала более 20 научных статей, которые были опубликованы, и за которые я получала повышенные стипендии. Помимо этого, будучи студенткой, я стала лауреатом Oxford Russian-Fund. С четвертого курса я начала работать.

″Очень важно, чтобы рядом со студентом был наставник, который поможет ему обрести веру в себя и в то, что он делает″


Вы обучались за рубежом? Проходили какие-нибудь стажировки, участвовали в программах обмена?

Я специализируюсь в семейном праве и кейсы, которые были и есть у меня, даже с участием иностранного элемента, пока разрешаются в рамках нашей юрисдикции, поэтому потребности в обучении за рубежом на данный момент нет. Продолжение карьеры за пределами России я также не рассматриваю.

Вы сказали, что начали работать на четвертом курсе. Это начало курса, его середина или окончание?

С марта 2009 года.

Вы могли бы поделиться со студентами своим опытом того, как Вы впервые устраивались на работу?

Я подошла к Марии Витальевне Матвеевой, которая вела у нас семейное право и просто сказала, что хочу у нее работать.

И каков был ответ?

Она сказала, что подумает. Когда в их компании появилась вакансия, она мне позвонила. Сначала я работала бесплатно, а потом стала помощником юриста. Я очень благодарна Марии Витальевне за то, что она предоставляла мне возможность работать в ее команде. Она давала мне практические знания, учила составлять иски и другие процессуальные документы, брала меня в суды… Она полностью вовлекла меня в профессию! Она — мой наставник, перед которым я всегда буду преклоняться как перед профессионалом своего дела. Веру в право и в справедливость привила мне именно она. Очень важно, чтобы рядом со студентом был наставник, который поможет ему обрести веру в себя и в то, что он делает.

И в собственные силы?

И в собственные силы. Это нужно, чтобы человек не решил на 4 курсе перепоступать в театральный, потому что у него что-то не получается или ему не интересно и он не знает куда пойти и чем заняться. Хотя, никто не застрахован, конечно. Человек не должен бояться менять свою жизнь несмотря ни на какие ее обстоятельства. Каждый из нас имеет право заниматься тем, чем хочет он, потому что это его жизнь, и никто за него ее не проживет. Но лучше все-таки, чтобы мы находили свое место на профессиональном поле раньше, чем позже.

Что произошло в Вашей карьере после выпуска из университета? Вы сменили место работы или остались там же?

Да, я сменила место работы. Я уволилась, когда мы сдавали ГОСы и защищали дипломы. Я шла на красный диплом, поэтому нужно было очень постараться. После лета я пошла работать в консалтинговую компанию «HEADS» на должность юриста, где меня, правда, очень быстро сделали руководителем управления по семейному праву. Это был колоссальный опыт, который научил ответственности: когда у тебя нет наставников – все решения, планы и их успешное выполнение зависят только от тебя. Там же я научилась эффективно руководить группой юристов и ведением проектов.

Если не секрет, это была крупная компания или нет?

Нет, это был start-up. Но сейчас они уже выросли и заняли свою нишу на рынке юридических услуг. Я ушла оттуда через полтора года на другой проект, не связанный с семейным правом. Решила попробовать себя в чем-то новом.

Многих студентов интересует вопрос: какие требования к соискателю предъявляются, когда он устраивается на работу в первый раз, второй и т.д.?

Трудно сказать. Когда я пришла к М.В. Матвеевой, я проявляла инициативу и желание учиться, когда пришла в «HEADS», работодатели увидели в моих глазах идейность, заряженность и желание работать. Они взяли меня на работу, просто доверившись мне. Увидев меня в работе – поверили мне во второй раз и дали должность руководить, работать самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Ушла я из этой компании, когда мне поступило предложение от депутата Государственной Думы ФС РФ, с которым меня познакомил один из моих доверителей. Он предложил мне попробовать себя юристом в ПАРТИИ «РОДИНА», в которой он является Председателем, и которую на тот момент только зарегистрировали и создавали ее региональные отделения по субъектам. Я согласилась, потому что я никогда не боялась пробовать что-то новое. Мне всегда было интересно узнать, как строится работа юриста в организации, как налаживается связь и происходит работа между региональным и федеральным уровнями.

То есть Вы пошли туда ради опыта?

Да, мне очень хотелось узнать, тем я занимаюсь или не тем. В партии я проработала тоже полтора года. Полтора года для меня — определяющий период, когда я понимаю, нравится мне то, чем я занимаюсь или нет, буду ли я этим заниматься в дальнейшем или пора искать что-то новое. В Партии у меня также был очень хороший наставник, мой начальник, который тоже меня многому научил. Вообще мне нравится учиться и я с радостью воспринимаю этот процесс обмена знаниями и опытом. Если кто-то может мне что-то дать, я беру. Я даже поработала выборным юристом в одну избирательную компанию. Правда, по итогу, все равно вернулась в семейное право. Когда я приняла решение снова заниматься им, я искала работу и открытые вакансии в крупных юридических фирмах, но они, как правило, не заинтересованы в семейном праве, как в направлении своей работы, поэтому я решила получить статус адвоката и попробовать построить собственную практику.

Получается, что Вас мотивировало именно нежелание крупных компаний заниматься направлением семейного права?

Да, это не их профиль работать с конкретными физическими лицами. Это не приносит большого дохода. Семейное право – специфическая отрасль, в которой работаешь зачастую даже не как юрист, а как психолог. Здесь вопросы о праве превращаются в вопросы о человеке. Здесь трудно оставаться беспристрастным, большую роль играет усмотрение суда, много оценочных, не правовых, категорий, на основании которых однако разрешается спор о праве.

Эмоциональный аспект играет большую роль в Вашей деятельности? Или Вы все-таки стараетесь разделить эмоциональное и правовое?

На самом деле я всегда стараюсь четко разделять данные понятия, но это не всегда получается. Любой спор я пропускаю через себя. Хотя, наверное, это неправильно, когда ты настолько вовлечен в дело. Неизбежно наступает разочарование, когда что-то идет не так, как ты планируешь, когда что-то зависит не от тебя.

Вы не сравнивали свою адвокатскую деятельность по семейным делам с деятельностью врача?

Сравнивала. От врачебной ошибки зависит жизнь человека. Семейное право также связано с жизнью отдельных людей. Я спокойно и взвешенно отношусь к отрицательному опыту в адвокатской деятельности. Как говорят, если у Вас нет отрицательного опыта, купите его за большие деньги. Я делю свои дела на две категории: те, которые выиграю и те, которые не выиграю. Во втором случае, я изначально знаю результат, и здесь процесс ведется ради процесса. Это провальные проекты, я стараюсь такие не брать в работу, так как не вижу смысла тратить время, если только сам доверитель не будет на этом настаивать. В других случаях, если есть хоть какая-то возможность помочь человеку, исправить ситуацию, то я стараюсь сделать все, что в моих силах.

Если спор заведомо проигрышный, Вы сразу говорите об этом клиенту?

И какова реакция?

Кто-то говорит, что пойдет к другому адвокату, но, как правило, потом возвращается ко мне или просит быть его правовым консультантом. Кто-то спрашивает о других возможных вариантах разрешения спора. В таких случаях я предлагаю доверителям проводить переговоры, приходить к компромиссу.

Некоторые выпускники иногда высказывают свое мнение, что не получили достаточно компетенций или получили избыточные компетенции во время обучения. Как получилось в Вашем случае?

У меня нет того, чего бы мне не дала ВШЭ. У меня нет существенных пробелов. Могу с уверенностью сказать, что где-то чего-то не знаю, потому что сама не учила. Если мы не ходим на лекции и семинары и учим предмет за один день до сдачи экзамена, чтобы сдать его и забыть, то это не проблема высшей школы. Проблема в том, что мы работаем и учимся одновременно, проблема в тайм-менеджменте. Я получила от ВШЭ все, что могла взять, и все, что она могла мне дать.

″Законотворчество – это то, что помогает мне реализовывать свою идею изменения окружающей действительности к лучшему″


То есть проблема в мотивации?

Да, и в организации времени, расставлении приоритетов. Часто студенты задумываются о том, зачем им тот или иной предмет. Они не учат его, считая, что он им не понадобится в работе, а потом говорят, что его им плохо преподавали. Это неправильно.

Подобная оценка временами выпадает на долю дисциплины «Теория государства и права» во всех вузах…

Она [дисциплина – прим. ред.] нужна, так как заставляет студента думать. Эта дисциплина закладывает основы того, как можно применять получаемые знания. Логика, философия…. Это все важные предметы, которые создают в человеке его собственное мироощущение. Не буду кривить душой: я этого тоже не понимала, когда училась в ВШЭ. Я это осознала, когда окончила обучение в ВШЭ и пошла работать.

Когда Вы строили свою карьеру, к кому Вы обращались за советом, если были сложные моменты?

К наставнику. На первых этапах – к Марии Витальевне. Мне никогда не стыдно прийти и сказать, что я чего-то не знаю. Пусть лучше мне расскажут об этом, чем я пойду по неверному пути, а потом буду исправлять ошибки. Я знакомилась с более опытными адвокатами, заводила с ними беседы, делилась случаями из практики, спрашивала их мнения. Если есть возможность с кем-то посоветоваться и есть в этом потребность, не нужно этого стесняться.

Такими наставниками можно считать всех преподавателей?

Расскажите немного о себе. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Если бы оно у меня было! Когда оно было, я читала, занималась декупажем [техника декорирования предметов – прим. ред.], потом раздаривала созданные вещи друзьям или в детские дома. Я люблю читать и занятия для мелкой моторики! Еще я люблю водить. Я окончила школу экстремального вождения. Машины – это моя вторая страсть в жизни. Право и машины – это то, без чего я не могу жить. Может быть, однажды, я уйду в автоспорт, если право меня отпустит. Сейчас я работаю по графику 24/7. Адвокат по семейным делам должен полностью отдаваться своей работе и следовать именно такому расписанию. Реальные проблемы людей не ждут твоего рабочего времени. Их нужно решать как можно более оперативно. Так будет лучше для обеих сторон процесса.

Вы поддерживаете связь с теми людьми, с которыми познакомились во время своего обучения в университете?

Да, я общаюсь со своими одногруппниками. Мы часто выбираемся куда-то все вместе. Мы стараемся вытаскивать друг друга из этого непрерывного рабочего процесса. Я отношусь к ВШЭ, как к семье. У меня внутренняя необъятная любовь ко всему, что связано с Вышкой. Между людьми, имеющими отношение к ней, существует некая система взаимопомощи! И это не зависит от того, на одном вы факультете учились или нет! У вас одна общая alma mater!

Какие у Вас планы на ближайшее будущее: в плане карьеры, личного развития?

Я занимаюсь написанием законопроектов, в основном сопряженными с вопросами защиты детства и семьи, которые даже вносятся депутатами на рассмотрение Государственной Думы. Законотворчество – это то, что помогает мне реализовывать свою идею изменения окружающей действительности к лучшему. По крайней мере я пробую. Я верю в то, что от каждого отдельно взятого человека зависит то, какая действительность его окружает. Я хочу преподавать. Я училась в аспирантуре в другом университете, но бросила, поняв, что я тотальный практик. Я переработала свою диссертацию в книгу, об издании которой сейчас веду переговоры. Это практическое пособие для юристов и адвокатов, посвященное спорам о детях. Это большой труд, которому я посвятила 6 лет.

В ближайшие 3-5 лет Вы бы хотели стать преподавателем?

Да, если будет возможность.

В этом году будет последний выпуск специалитета. Какой совет Вы можете дать его выпускникам?

Верьте в себя и верьте в то, что вы делаете. Получайте от этого удовольствие. Старайтесь всегда доводить начатое до конца, основываясь на праве, правде и справедливости. А если вам не нравится то, что вы делаете, у Вас не хватает выдержки для разрешения сложных правовых кейсов, – никогда не поздно заняться тем, что действительно интересно!

Вы видите разницу между бакалаврами, магистрами и специалистами?

У меня никогда не спрашивали, заканчивала ли я магистратуру. Специалист, имеющий 5 лет образования за плечами, считается полноценным работником. Я не знакома с образовательными программами бакалавров и существенными изменениями, которые в них внесли, по сравнению со специалистами. Наверное, нужно время, чтобы пришло осознание того, что бакалавр – это тот же специалист, которому не преподавали какие-то дисциплины в избыточном количестве часов. Лично я не знаю бакалавров, которые идут на работу, завершив только первую ступень высшего образования, все они, как правило, поступают в дальнейшем в магистратуру.

Алена Геращенко, студент факультета права НИУ ВШЭ

www.hse.ru

На главную страницу

Алена Попова

Дорогие все! Начну с конца. Нам от Вас приходит масса обращений по защите Ваших прав в сфере семейных отношений, по защите прав потребителей (от ДТП до ЖХК). Поэтому мы с Victoria Pashkova еще с зимы думали, что нам надо открыть проект по юридической взаимопомощи. Мы его не хотели делать, пока у нас не будет минимум двух-трех выигранных и сложных дел. Победа в суде по защите прав матери и ребенка (читайте всю историю по Мариане) показала нам, что надо объединять общественную деятельность с юридической помощью. И мы открываем в рамках моей общественной приемной проект Правовой дозор. Суть: мы помогаем тем, кто настроен помочь себе сам (критерии мы выложим), кто сам не пассивен, а активно борется за свои права и кто потом также готов будет помочь другим.

Мы ставим себе цель- не просто помогать людям и вести дела, а еще и проводить мастер-классы и семинары по темам, наиболее острым. Наша задача- разбудить в Вас уверенность, что никакие палки в колеса и никакие угрозы не могут помешать Вам победить в суде. Мы отрабатываем механизм Третейских судов в ЖКХ, юридической помощи при решении семейных споров, защиты прав потребителей в ЖКХ.

Как работает проект?

У Вас есть вопрос, мы помогаем найти юриста или беремся за это дело сами. Я не юрист. Юристы все будут с Вами на связи. Мы выяснили, что моя общественная деятельность может быть полезна в работе над рядом дел. Поэтому я выступаю как организатор этого проекта, Ваш помощник и мне поступают Ваши обращения. Юристы и адвокаты все профессионалы. Я ни в коем случае не буду выполнять задачу, в которой не являюсь профессионалом.
Мы не просто ведем дела, а обобщаем практики и выкладываем инструкции (то, как мы делали с Марианой- выложили все шаги,- поможет всем тем, у кого семейный спор и кто так или иначе обсуждает вопрос: с кем будет ребенок, а как делить собственность и что делать с алиментами). Если Вы будете пользоваться нашими инструкциями и будете сами являться тем, кто станет просвещать других и помогать людям- Вы реализуете именно то, ради чего мы все это затеяли.

Сейчас мы стартуем пилотные лекции и семинары по семеному праву (как правильно оформить браки, что делать в случае развода, каковы Ваши права и права ребенка, как взыскать алименты; права ребенка и права отца и матери)- Адвокат Виктория Пашкова (адвокат, выигравшая на днях сложное дело по защите прав матери-иностран ки при огромном давлении и фразах: «Ничего не выйдет, Виктория, бросайте это дело»), защита прав потребителей, взаимоотношения с банками и кредитными организациями, личные банкротства, оформление собственности, ЖКХ — юрист Елена Попова (Лена известна тем, что постоянно отсуживает у обидчиков отличные компенсации, она выиграла ряд шумных дел в том числе по защите прав потребителей и прав женщин. Более того, при помощи Лены в рамках нашей волонтерской программы были сделаны инструкции по искам для возмещения ущерба пострадавшим при пожарах в Хакасии). Будут лекции по уголовным делам (сейчас обсуждаем темы: статьи по экономическим преступлениям)- тут у нас самый главный друг и эксперт Оксана Михалкина. И планируем полную серию лекций по защите от домашнего насилия.

Работаем мы так: пока все наши пилотные лекции мы проводим в САО (Точка отсчета) у Elena Temkina (это я делаю осознанно и специально в рамках развития другого нашего проекта — Бизнес по-соседски). И мы будем оценивать эффективность и лекций, и семинаров, и всех наших проектов.

Также Вы можете писать мне в личку или направлять обращения через alenapopova.ru
Первые лекции начнутся уже с 14 мая. И будут идти по четкому расписанию- записываться надо заранее.
Есть у нас и сверхзадумка- прекрасная Evgeniya Martynova- известный адвокат и автор уникального шоу Закон в песке. Мы проведем презентацию после майских, а стартуем полный курс семинаров Жени осенью. Места ограничены, запись-заранее. Анонсы все в течение завтрашнего и сегодняшнего дней выложу.

1. Если у Вас к нам дело или вопрос- пишите в мою общественную приемную на сайт или сюда в личку, приходите со мной на встречи (график и адрес я выложу)
2. Если Вы хотите посещать лекции и семинары- следите за анонсами. Кстати, я Вас уверяю, с учетом того, что мы сами постоянно проходим в защите своих прав огонь, воду, то наш опыт Вам будет очень полезен.
3. Если Вы хотите помогать, Вы сами адвокат или юрист, Вы хотите присоединиться к проекту юридической взаимопомощи, пишите. Нам нужно широкое представительст во в регионах.
4. Если Вы считаете, что необходима общая инструкция: а что делать, если. — по определенной теме,- пишите нам. Мы хотели бы, чтобы наши инструкции были Вам полезны.
5. Если у Вас есть советы, пожелания- пишите! Я все учту.
6. В рамках проекта мы будем также делать видео-уроки и короткие видео-инструкци и с описанием, что делать в каждой ситуации.

Напоминаю, что наша задача звучит так: помогаем тем, кто поможет другим! Нам очень важно, чтобы Вы сами стали носителем мысли, что нет ничего страшного и невозможного, если Вы боретесь за свои права в любой сфере. Ничего никогда не изменится, пока Вы молчите.

m.facebook.com

Представление интересов доверителей в суде при разрешении споров родителей о детях как вид адвокатской деятельности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Пашкова Виктория Андреевна

Цель: Исследование такого вида деятельности адвокатов , как представление интересов родителей в суде в спорах о воспитании детей. Методология: Использовался формально-юридический метод. Результаты: В статье изучается такой вид адвокатской деятельности , как представление интересов доверителя в суде при разрешении споров родителей о воспитании детей. Автором рассматриваются особенности данного вида адвокатской деятельности , обосновывается тезис о том, что участие адвоката в разрешении судами споров родителей о детях является самостоятельным видом адвокатской деятельности , в связи с чем анализируются его сущность и содержание. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть участие адвоката в разрешении судами споров родителей о детях как самостоятельный вид адвокатской деятельности .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Пашкова Виктория Андреевна,

Representing principals in courts in custody disputes as an independent form of advocacy

Purpose: Research of representing principals in courts in custody disputes as an independent form of advocacy. Methodology: Formally-legal method was used. Results: Article is devoted to the research of such form of advocacy as representing principals in courts in custody disputes. The author reviews the special aspects of this form, proves, that this form of advocacy is the independent one and analyzes its nature and content. Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value as is one of the first attempts to consider representing principals in courts in custody disputes as an independent form of advocacy.

Текст научной работы на тему «Представление интересов доверителей в суде при разрешении споров родителей о детях как вид адвокатской деятельности»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ДОВЕРИТЕЛЕЙ В СуДЕ ПРИ РАЗРЕшЕНИИ СПОРОВ

родителей о детях как вид адвокатской деятельности

Цель: Исследование такого вида деятельности адвокатов, как представление интересов родителей в суде в спорах о воспитании детей.

Методология: Использовался формально-юридический метод.

Результаты: В статье изучается такой вид адвокатской деятельности, как представление интересов доверителя в суде при разрешении споров родителей о воспитании детей. Автором рассматриваются особенности данного вида адвокатской деятельности, обосновывается тезис о том, что участие адвоката в разрешении судами споров родителей о детях является самостоятельным видом адвокатской деятельности, в связи с чем анализируются его сущность и содержание.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть участие адвоката в разрешении судами споров родителей о детях как самостоятельный вид адвокатской деятельности.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская деятельность, виды адвокатской деятельности, семейное право, споры о детях, представление интересов в суде, гражданский процесс.

REPRESENTING PRINCIPALS IN COuRTS IN CuSTODY DISPuTES AS AN INDEPENDENT FORM OF ADVOCACY

Purpose: Research of representing principals in courts in custody disputes as an independent form of advocacy.

Methodology: Formally-legal method was used.

Results: Article is devoted to the research of such form of advocacy as representing principals in courts in custody disputes. The author reviews the special aspects of this form, proves, that this form of advocacy is the independent one and analyzes its nature and content.

Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value as is one of the first attempts to consider representing principals in courts in custody disputes as an independent form of advocacy.

Keywords: advocacy, attorney at law, forms of advocacy, family law, custody disputes, litigation support, civil practice, representing in court.

Перечень видов адвокатской деятельности приведен в ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В него вошли как традиционные виды юридической помощи, известные истории адвокатуры с момента ее образования как института, так и ряд новых правомочий адвокатов, отвечающих потребностям современных общественных отношений. Анализ юридической литературы, посвященной адвокатуре, позволяет выделить самые разные подходы к систематизации видов адвокатской деятельности [1, 2, 5, 7, 11, 13, 15, 16, 20]. Для целей настоящей статьи наибольший интерес представляет классификация, основанная на субъектах, которым оказывается юридическая помощь [17]. Это связано с необходимостью выделения несовершеннолетних граждан и их родителей в качестве специальных субъектов, наделенных правомочиями на получение юридической помощи, что объясняется следующими причинами:

1. Перспектива создания в Российской Федерации специализированных судов по делам

несовершеннолетних, что предусмотрено Концепцией Судебной реформы [10], которые будут рассматривать дела, затрагивающие их права. Хотя в настоящее время ювенальные суды, как самостоятельная подсистема общего правосудия, отсутствуют, в некоторых регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Таганрог, Саратов, Нижний Новгород и др.) с 1999 года в судебную систему стали вводиться элементы ювенальных судов, приближенные к мировым стандартам [25]. Это, в свою очередь, требует от адвокатского сообщества принятия мер по созданию специализированной адвокатуры — по делам несовершеннолетних (ювенальной), позволяющей гарантировать их повышенную правовую защищенность. Этого же требуют от нашей страны Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., согласно которым стратегической задачей нашего государства является законодательное обеспечение прав детей, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения

их прав и практическая реализация таких механизмов, подготовка необходимых для этого кадров [19], в том числе и среди адвокатов. При этом следует согласиться с теми правоведами, которые считают, что ювенальные суды должны рассматривать не только уголовные дела, где несовершеннолетний является потерпевшим, но и гражданские дела о лишении родительских прав, об усыновлении, об установлении отцовства и факта признания отцовства, об определении порядка воспитания ребенка, о защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних [3, 14]. Все это говорит о необходимости выделения деятельности адвоката в сфере защиты прав несовершеннолетних, в том числе в спорах родителей о воспитании детей, в отдельный вид.

2. В ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определены круг несовершеннолетних граждан, которым гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе, и отдельные категории дел, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, среди них и те, в которых иски предъявляются в защиту прав детей, то есть споры родителей о детях (о взыскании алиментов, об установлении (оспаривании) отцовства или материнства). Таким образом, приведенные положения закона выделяют правоотношения, затрагивающие интересы несовершеннолетних, в особую группу правоотношений по оказанию юридической помощи, требующую дополнительных социальных гарантий и защиты.

3. Согласно ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ участвовать в гражданском процессе малолетние дети (до 14 лет) могут лишь через законных представителей, которые также защищают права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. По мнению практикующих судей, это приводит к тому, что в настоящее время имеется серьезная проблема, лишающая несовершеннолетних возможности полноценно защищать свои права и позволяющая утверждать, что в гражданском процессе квалифицированная юридическая помощь несовершеннолетним не доступна [24], «в то время как на практике часты случаи, когда интересы несовершеннолетнего ущемляются одним из законных представителей. При этом сложно соблюсти интересы несовершеннолетних, так как один из родителей (или лиц, их заменяющих) не заинтересован в объективном рассмотрении дела, формировании доказательственной базы. В результате чего могут пострадать интересы ребен-

ка. который процессуально бесправен. » [9].

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре к одному из основных направлений деятельности адвоката отнесено оказание юридической помощи в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве, то есть в сфере правоотношений, носящих частноправовой характер, в число которых входят семейные споры. Этот вид юридической помощи является наиболее востребованным гражданами, конституционное право на судебную защиту прав и свобод которых закреплено в ст. 46 Конституции РФ и отражено в ст. 3 ГПК РФ. Реализации этого права наряду с другими правовыми средствами служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве — доступ к правосудию [23]. Представление интересов родителя в спорах о детях — относительно самостоятельный подвид представительства интересов доверителя в суде, в семейных спорах в частности и в гражданских спорах в целом. Особенность данного подвида адвокатской деятельности заключается в следующем:

1. Классификация видов юридической помощи, предложенная законодателем, предусматривает оказание адвокатами юридической помощи доверителям — физическим лицам, обязанность представлять интересы которых не возникает у иных лиц в силу указания закона, в отличие от случаев законного представительства родителями своих детей, осуществление представительских функций в отношении которых является одним из родительских правомочий согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ. Таким образом, адвокат защищает интересы ребенка не непосредственно, а через представление интересов его родителя.

2. В литературе не раз высказывалось мнение, что среди личных родительских прав и обязанностей, входящих в состав родительского правоотношения, особой сложностью отличаются права и обязанности по представительству и защите интересов детей и по их воспитанию [21]. Особенно четко это проявляется в спорах о воспитании детей, в которых родители выступают противоположными друг другу сторонами дела и в первую очередь защищают свой интерес и свое субъективное право осуществления родительских прав в определенном порядке, вместо того, чтобы защищать приоритетное право ребенка на проживание, рост и развитие в условиях, в наиболь-

шей степени соответствующих его наилучшим интересам. Таким образом, адвокат представляет интересы родителей как самостоятельных субъектов родительских прав, в то время как их родительские права всегда являются производными от прав детских.

3. Своеобразие положения адвоката доверителя (родителя как законного представителя ребенка) состоит в том, что, с одной стороны, он защищает его законные права в отношении ребенка, а с другой, будучи его законным представителем, должен потребовать исполнения его законных обязанностей в отношении несовершеннолетнего и контролировать надлежащее их выполнение, не допускать и пресекать всякое злоупотребление родительскими правами. Это объясняется тем, что родители являются фактическими и юридическими представителями собственных детей, поэтому представление родителями их интересов наряду с защитой своих собственных интересов должно основываться на презумпции их единства, что означает отсутствие противоречий между интересами ребенка и интересами его родителей. «Все, что совершают родители в отношении ребенка, делается для его блага, для обеспечения его интересов», — подчеркивает О.Ю. Ильина [12].

4. Несмотря на то, что интересы родителей и ребенка являются взаимными и должны согласовываться между собой, все же не исключается возможность конфликта интересов в процессе осуществления воспитательной функции. При разрешении таких ситуаций интересы ребенка всегда должны носить приоритетный характер, и именно на их защиту, а не на защиту интересов доверителя направлена юридическая помощь адвоката. То есть, несмотря на то, что адвокат защищает родительские права доверителя, он также должен задумываться о том, что определенный порядок их реализации доверителем, выбранный им самим, может противоречить интересам малолетнего (которые он должен учитывать и защищать). В итоге может произойти конфликт интересов родителей (с их правом на воспитание ребенка), ребенка (с его правом воспитываться и жить в условиях, в наибольшей степени соответствующих его наилучшим интересам) и адвоката, который должен действовать исключительно в интересах доверителя (ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката). Таким образом, нередки ситуации, когда адвокат понимает, что защита определенных родительских прав доверителя противоречит интересам несовершеннолетнего, и, тем не менее, продолжает защищать именно их, а не права ребенка, что он должен делать по

закону, в то время как несовершеннолетний является главным звеном в структуре детско-роди-тельских отношений, связанных с реализацией родительских обязанностей по воспитанию детей. Существование родительского права оправдывается именно тем, что оно осуществляется ради детей и для детей [6]. И именно «наилучшие интересы детей» должны быть предметом основной защиты адвоката в спорах родителей о детях, а представление интересов доверителя в суде может осуществляться адвокатом только при условии совпадения интересов доверителя, как родителя, и ребенка, как главного «предмета» защиты.

5. Родительский интерес в отношениях родителей и детей не может и не должен существовать самостоятельно и обладать своим несвязанным статусом, поэтому не может быть предметом самостоятельной защиты адвоката. Он всегда привязан к интересам ребенка, является производным от них и служит им, имеет по отношению к ним второстепенное значение, и в случае возникновения конфликта интересов спор подлежит разрешению, исходя из приоритета наилучших интересов ребенка, что полностью соответствует требованиям п. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Такие права родителей не подлежат защите. Адвокат, в свою очередь, при разрешении спора родителей о воспитании ребенка берет под свою защиту интересы того из родителей, у которого они в наибольшей степени совпадают с интересами ребенка.

6. В то же время помимо охраны прав ребенка в определенной степени охране подлежит и интерес родителя. Родители не только имеют право воспитывать своих детей, но и обязаны делать это, в противном случае они могут быть лишены этого права либо ограничены в нем в случае злоупотребления. Закон определяет способы выполнения родителями этой обязанности (осуществления этого права) и виды наказаний в случае ее невыполнения, поэтому защите подлежат только те родительские интересы, которые полностью соответствуют интересам детей внутри их роди-тельско-детских отношений. Родительские права являются субъективным правом, которое характеризуется как мера возможного и как мера должного поведения [8]. Иными словами, пределы осуществления права установлены в обязанности, поэтому мерилом добросовестности реализации прав и осуществления обязанностей родителями служат интересы ребенка, на защиту которых в совокупности и направлены их реализация и

выполнение. Таким образом, в случае если в осуществлении родителем воспитательных действий по отношению к ребенку будет превалировать не обеспечение его интересов, а собственное субъективное право родителя на его личное и непосредственное воспитание, злоупотребление родителем своим правом проявится в том, что он вместо исполнения своей обязанности по обеспечению наилучших интересов ребенка будет стремиться защитить свои собственные интересы, реализовать свое собственное родительское право без учета интересов ребенка. И такие интересы и права родителя не могут являться предметом защиты адвоката.

Опираясь на выводы, сделанные М.Р. Воско-битовой, которая обосновала, что виды деятельности адвоката существенно различаются лишь по предметному признаку, проявляющему себя в ряде особенностей, к числу которых необходимо отнести: особенности предмета защиты; специфику правового регулирования как самого предмета защиты, так и способов его защиты; особую систему органов, с которыми предстоит профессионально взаимодействовать адвокату в процессе оказания квалифицированной юридической помощи и защиты нарушенного права, и особенности процедур осуществления данного вида адвокатской деятельности [7], можно прийти к выводу, что защита прав и интересов ребенка и представительство интересов его родителя в суде, то есть участие адвоката в суде в спорах родителей о детях, представляет собой относительно самостоятельный вид адвокатской деятельности в силу специфики предмета защиты, правового регулирования, системы органов и процедур.

Предметом защиты в данном случае становятся права несовершеннолетнего ребенка, в том числе его право жить и воспитываться в семье, жить с тем родителем, который способен обеспечить его наилучшие интересы в наибольшей степени, право в равной мере общаться с каждым из родителей, независимо от того, с кем из них он проживает, то есть предметом защиты являются наилучшие интересы ребенка и совпадающие интересы ребенка и родителя, в то время как сам ребенок в соответствии с Конституцией РФ, а также Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, участником которых является Россия, признан особым субъектом права, в частности семейных правоотношений.

Специфика правового регулирования представления интересов родителей в спорах о воспитании детей проявляется в том, что посредством оказания юридической помощи им, как законным

представителям ребенка, фактически обеспечивается собственный доступ детей к правосудию, что особенно важно в тех случаях, когда малолетние не способны к самозащите собственных прав, а их родители не способны выполнять обязанности, возложенные на них законом, в частности быть представителями своих детей, защищать их права и интересы в спорах, где они являются «предметом» их собственного интереса. То есть споры, затрагивающие права и законные интересы детей, составной частью которых являются споры родителей об их месте жительства или порядке общения, становятся относительно обособленной подотраслью семейного права и гражданского процесса, специфика которой, позволяющая говорить об их некотором обособлении, связана со следующими юридически значимыми факторами: правовыми, демографическими, социальными, психологическими и иными особенностями основного субъекта (ребенка) данных материальных и процессуальных отношений, в интересах и с учетом интересов которого они должны выстраиваться; законодательным закреплением (в СК РФ и ГПК РФ) принципов построения правоотношений родителей, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних; законодательным закреплением специальных механизмов реализации гражданско-правовых и гражданско-процессуальных прав и обязанностей родителей в отношении детей.

Выделить деятельность адвоката по защите детей через представление интересов их родителей в особый вид адвокатской деятельности позволяет и особая система органов, с которыми будет профессионально взаимодействовать адвокат в процессе оказания квалифицированной юридической помощи в рамках споров родителей о детях. В систему этих органов помимо специального состава суда также входят органы опеки и попечительства, соответствующие подразделения органов внутренних дел (сотрудники отделов по делам несовершеннолетних), комиссии по делам несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребёнка и его аппарат, агентства по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы социальной помощи детям и их родителям. Это связано с тем, что ювенальная юстиция — это не только суды и не только уголовные дела с участием несовершеннолетних. Это целая система защиты прав и законных интересов детей.

Специфика процедуры рассмотрения гражданского дела по разрешению спора родителей о воспитании ребенка проявляется в том, что общий смысл спора сводится не к защите права родителя

на совместное проживание с ребенком или на общение с ним в определенном порядке, а к защите права ребенка на проживание с тем родителем, который в наибольшей степени способен обеспечить его наилучшие интересы, или права ребенка на общение с отдельно проживающим родителем в порядке, в наибольшей степени соответствующем его интересам. Концепция разрешения споров родителей о детях предусматривает, что судопроизводство здесь направлено не на защиту прав родителей, как истца или ответчика, а на обеспечение законных интересов ребенка, а это не соответствует традиционным представлениям о судебном разрешении споров. Несовершеннолетние участники гражданского процесса, основанного на принципе состязательности сторон, при котором суд вправе лишь руководить процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, без участия адвоката, в условиях, когда законный представитель по каким-либо причинам не заинтересован в собирании доказательственной базы или раскрытии определенных обстоятельств дела, полном и объективном рассмотрении дела, лишены возможности самостоятельно выполнить требования ч. 1 ст. 56 ГПК, т. е. доказать необходимые обстоятельства и, как следствие, отстоять свои права и защитить свои законные интересы. В ситуациях, когда несовершеннолетний без помощи адвоката и в условиях бездействия или недобросовестного поведения родителя не способен отстоять свои права, его родитель имеет преимущество в возможностях отстоять свою позицию по делу, даже если она противоречит интересам ребенка и базово не подлежит никакой правовой защите, что противоречит практике Европейского суда по правам человека [22].

В этой связи правовой статус адвоката-представителя в спорах родителей о детях раскрывается в стоящих перед ним целях и задачах его участия в качестве представителя и защитника в принципе. В деятельности адвокатуры при оказании квалифицированной юридической помощи одновременно присутствуют и частный интерес (восстановление нарушенного права конкретного доверителя), и публичный интерес всего общества в целом, заинтересованного в том, чтобы в споре победила правая сторона. В гражданском судопроизводстве адвокат выступает не только как представитель тяжущегося, а как «представитель общественного интереса, защищающий индивидуальные права частного лица по уполномочию общества, действуя ввиду и во имя общественного блага» [4]. В то же время общественный

интерес, выразителем которого является адвокат-представитель, носит ограниченный характер, что обусловлено его особым правовым положением в гражданском судопроизводстве: адвокат связан волей доверителя и обязан действовать в его интересе. Принимая участие в судебном разбирательстве, адвокат изначально реализует не общественный интерес в получении по делу решения суда определенного содержания, а интерес своего доверителя, который может противоречить общественному интересу в целом и интересам ребенка в частности (применительно к исследуемой категории споров). В этом и проявляется специфика правового положения адвоката-представителя по гражданскому делу о разрешении спора родителей о воспитании ребенка: с одной стороны, адвокат зависит от доверителя как его процессуальный представитель, но с другой — сохраняет полную независимость как независимый советник стороны, в данном случае ребенка, по правовым вопросам (ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре), что позволяет ему действовать в соответствии с требованиями закона, по своему внутреннему убеждению, руководствуясь принципами и нормами адвокатской этики, чем обеспечивается публично-правовое содержание деятельности адвоката по гражданским делам. Таким образом, оказывая юридическую помощь доверителю (родителю), адвокат-представитель, принимающий участие в рассмотрении гражданского дела в суде, реализует провозглашенное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право на квалифицированную юридическую помощь его ребенку.

Отмеченные нами особенности позволяют утверждать, что участие адвоката в разрешении судами споров родителей о воспитании детей является самостоятельным видом адвокатской деятельности. Ее суть заключается не просто в предоставлении квалифицированной юридической помощи доверителю, а в эффективном разрешении сложившегося конфликта между родителями, хотя и в правовом поле, но в условиях, когда, во-первых, применяемые очевидные юридические методы могут оказаться не самыми действенными методами разрешения конфликта, а, во-вторых, когда адвокату приходится учитывать не только интересы своего доверителя, как законного представителя ребенка, но и интересы самого несовершеннолетнего, как главного объекта притязаний доверителя и как самостоятельного субъекта-носителя гражданских прав. Целью адвокатской деятельности в таких делах является не просто защита прав, свобод и интересов доверителя, защита совпадающих интересов родителя и

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

admin

Обсуждение закрыто.