Закон 793245 6

Закон 793245 6

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 2015 г. N 6776-6 ГД «О проекте федерального закона N 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 22 мая 2015 г. N 6776-6 ГД
«О проекте федерального закона N 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Р.М. Марданшиным, В.В. Пинским, А.А. Ремезковым, С.Ю. Фабричным, Е.Л. Николаевой, С.В. Железняком, А.Б. Выборным.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в пятидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

base.garant.ru

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №793245-6

Заседание №30

О проекте федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П; принят в первом чтении 22 мая 2015 года).

Уважаемые коллеги, рассматривается вопрос 10 из блока законопроектов,

принятых в первом чтении и предложенных к отклонению. О проекте федерального

закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Доклад

Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.

Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был

внесён в 2015 году депутатами Государственной Думы, он направлен на

возвращение в Уголовный кодекс отдельного состава преступления —

мошенничество в сфере предпринимательской деятельности — и на исполнение

постановления Конституционного Суда. Но в 2016 году по итогам заседания

рабочей группы при администрации президента по мониторингу и анализу

правоприменения в сфере предпринимательской деятельности Президентом

Российской Федерации в Государственную Думу был внесён законопроект, который

Государственная Дума приняла, и в соответствии с этим законом в Уголовном

кодексе введена отдельная часть в статье 159 «Мошенничество», а именно часть

пятая — о мошенничестве, сопряжённом с преднамеренным неисполнением

договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, указанная проблема решена, данный законопроект утратил

актуальность, в связи с чем комитет предлагает его отклонить.

Выступление полномочного представителя президента? Нет. Полномочного

представителя правительства? Нет. Выступления представителей фракций по

мотивам — есть желающие? Нет.

Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации», вопрос 10 нашей повестки дня. Кто за

то, чтобы отклонить данный законопроект?

Просьба включить режим голосования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 47 сек.)

Проголосовало за 358 чел.79,6 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 0 чел.0,0 %

Голосовало 358 чел.

Не голосовало 92 чел.20,4 %

Уважаемые коллеги, вот посмотрите: два года прошло с момента принятия в

первом чтении, и во втором чтении рассматривать законопроект уже невозможно,

потому что он утратил актуальность. Если бы законопроекты рассматривались

более оперативно, то, соответственно, многие проблемы могли бы быть решены. В

связи с этим хотелось бы обратить внимание председателей комитетов на то, что

между первым и вторым чтениями должны выполняться все регламентные процедуры,

безусловно, но при этом не должно затягиваться рассмотрение законопроекта, и

тогда наша работа будет более эффективной в плане решения проблем.

Заседание №238

О проекте федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П).

29-й пункт порядка работы, проект федерального закона «О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации». Докладывает Рафаэль Мирхатимович

МАРДАНШИН Р. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона «О

внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесён депутатами

Государственной Думы. Данный законопроект направлен на приведение норм статьи

«Мошенничество» в соответствие с постановлением Конституционного Суда

11 декабря 2014 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено

постановление, в соответствии с которым статья 159-4 Уголовного кодекса

Российской Федерации в целом была признана соответствующей Конституции,

однако некоторые её положения были обозначены как нарушающие права граждан и

не соответствующие Конституции Российской Федерации. Согласно данному

постановлению положения статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской Федерации

не соответствуют Конституции Российской Федерации, так как нарушают принцип

равенства перед законом и судом и гарантии судебной защиты прав и свобод

гражданина. Норма закона устанавливает за мошенничество, сопряжённое с

преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере

предпринимательской деятельности и совершённое в особо крупном размере,

наказание в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за

преступление средней тяжести, в то время как за совершённое в особо крупном

размере мошенничество, ответственность за которое без определения его

специфики предусмотрена общей нормой статьи 159 «Мошенничество», наказание

устанавливается в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за

преступления категории тяжких. В связи с этим законопроектом предлагается

внести изменение в часть третью статьи 159 Уголовного кодекса,

предусматривающее уменьшение срока лишения свободы с шести до пяти лет.

Одновременно в часть третью статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской

Федерации предлагаются изменения, увеличивающие срок лишения свободы с пяти

На данный законопроект получены отзывы правительства и Верховного Суда,

законопроект концептуально поддерживается. Есть ряд замечаний, которые мы

можем учесть при рассмотрении данного законопроекта во втором чтении. Комитет

по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.

Есть ли вопросы, коллеги?

Владимир Николаевич Федоткин, один вопрос.

ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к докладчику.

Законопроект и документы к нему написаны так размыто, что, честно говоря,

только узкий специалист, наверное, может полностью разобраться, что же можно

отнести к тем мошенническим действиям в сфере предпринимательской

деятельности, по которым наказание уменьшается с шести до пяти лет лишения

свободы. Не будет ли это переходом к меньшему наказанию за какие-то уже

устоявшиеся, известные формы мошенничества? Это первое.

И второй момент. Подскажите, а если предприниматель нанёс огромный, может,

миллионный или миллиардный ущерб народу. Ну, скажем, вот этой зимой ценники

в магазинах переписывались по три-четыре раза в день, хотя абсолютно ничего

не менялось, ни договорные цены, ничего, но по три-четыре раза в день было

изменение цены в сторону увеличения — ущерб народу, наверное, сотни

миллионов, если не миллиарды рублей. Вот такие действия можно подвести под

этот закон или это уголовно ненаказуемо?

МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Владимир Николаевич, по большому счёту, при желании

любое действие можно подвести под статью «Мошенничество», поэтому в своё

время, в 2012 году, были приняты поправки, которыми разделили мошенничество

на бытовое мошенничество, так сказать, обычное, и мошенничество в сфере

предпринимательской деятельности, сопряжённое с неисполнением договорных

обязательств. Я думаю, что это было сделано совершенно верно, а так как

Конституционный Суд посчитал, что в целом эта норма соответствует

Конституции, но степени тяжести преступления и наказания непропорциональны,

мы и предложили изменить размеры наказания в соответствии со степенью тяжести

соответствующих преступлений по статье 159 «Мошенничество» и по статье 159-4

«Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности».

Будут ли желающие выступить?

Юрий Петрович Синельщиков, других желающих нет.

Пожалуйста, Юрий Петрович.

СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.

Уважаемые коллеги, наша фракция не будет голосовать за этот законопроект по

Первое. Мы выступали против принятия норм о так называемых специализированных

видах мошенничества, которые были введены в кодекс законом от 29 ноября 2012

года, в том числе и против включения статьи 159-4 «Мошенничество в сфере

предпринимательской деятельности». Произошло то, что мы и предполагали: уже

через полгода после принятия закона многие судьи, прокуроры и следователи

заявили, что изобретённые законодателем клоны статьи 159 Уголовного кодекса

Российской Федерации создали хаос в правоприменительной практике. Затем

Конституционный Суд в постановлении от 11 декабря 2014 года совершенно

правильно заявил о неконституционности статьи 159-4.

Второе. Авторы законопроекта предлагают скорректировать часть третью статьи

159 в сторону смягчения наказания, ссылаясь на упомянутое постановление

Конституционного Суда, однако почитайте постановление, уважаемые депутаты:

Конституционный Суд не ставит вопрос об изменении этой статьи!

Третье. В результате предлагаемых изменений в законодательство существенно

ухудшается положение граждан, пострадавших от преступлений: мошенничество,

совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в

крупном размере (часть третья статьи 159 УК), переходит в категорию нетяжких

составов, что значительно ограничивает возможности правоохранителей по

использованию уголовно-процессуальных средств расследования и раскрытия этих

преступлений и одновременно улучшает положение обвиняемых, которые в

преступных целях использовали своё служебное положение.

Четвёртое. В результате изменения статьи 159-4 остаётся дисбаланс между

нормами этой статьи и нормами статей, предусматривающих ответственность за

иные специальные составы мошенничества (мошенничество в сфере кредитования,

при получении выплат, с использованием платёжных карт, в сфере страхования и

в сфере компьютерной информации): так, за все эти пять видов мошенничества в

случае причинения особо крупного ущерба — а это 6 миллионов рублей — может

наступить ответственность до десяти лет лишения свободы, а вот за такое же

мошенничество в особо крупном размере в сфере предпринимательства

предполагается установить максимальную ответственность лишь в виде шести лет

Авторы законопроекта, как они сами указывают в пояснительной записке, избрали

«минималистическую» модель, позволяющую, с одной стороны, реализовать позиции

Конституционного Суда Российской Федерации, а с другой — вносить в

соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации минимально

возможные изменения, однако оставление всех видов мошенничества в Уголовном

кодексе Российской Федерации по-прежнему будет создавать неопределённость в

вопросе о том, какая норма в каждом случае подлежит применению, по-прежнему

будет создавать беспорядок в судебной практике, поэтому все

специализированные виды мошенничества необходимо изъять из Уголовного

кодекса, оставив лишь статью 159.

Предлагаемый законопроект — это, по существу, очередная попытка нашего

правительства создать в стране благоприятную среду для криминального бизнеса

в надежде на то, что этот бизнес поднимет нашу экономику. Убеждён, что эта

попытка ничем хорошим для государства, его граждан и самого бизнеса не

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.

Рафаэль Мирхатимович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.

МАРДАНШИН Р. М. Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, я всё-таки попросил бы внимательно посмотреть текст

законопроекта и поддержать его. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает данный

законопроект и просит Государственную Думу поддержать, принять его в первом

Ещё я хотел бы несколько слов сказать по поводу выступления Юрия Петровича,

который говорил, что данные нормы вносят хаос в правоприменительную практику.

Вот я считаю, что до тех пор, пока не было изменений, не было статьи 159-4 о

мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, у нас и был хаос,

потому что против предпринимателей незаконно возбуждались уголовные дела,

было незаконное уголовное преследование, а после принятия данной поправки всё

резко изменилось: был поставлен определённый заслон как раз для

недобросовестных представителей правоохранительных органов. Юрий Петрович

говорил о том, что данная норма неконституционная — я хотел бы вас уверить.

Вы можете прочитать постановление Конституционного Суда: там прямо говорится,

что данная норма соответствует Конституции, но отдельные её положения не

соответствуют, и это как раз касается степени тяжести преступлений. Данными

поправками мы постарались внести минимальные изменения в действующие нормы

закона, чтобы выполнить постановление Конституционного Суда. Если у вас есть

какие-то дополнения, или замечания, или поправки к существующей редакции

закона, вы, как депутат, можете самостоятельно внести законопроект о

соответствующих изменениях в Уголовный кодекс или внести поправки ко второму

А что касается того, что такой законопроект внесён специально для того, чтобы

у нас мошенники чувствовали себя вольготно. Хотел бы отметить, что в

постановлении Конституционным Судом установлено, что федеральный законодатель

должен внести в данную норму закона поправки в течение шести месяцев, что мы

Выносим законопроект на «час голосования».

29-й вопрос, проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный

кодекс Российской Федерации», первое чтение.

Включите режим голосования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 02 сек.)

lexfeed.ru

Законопроект № 793245-6

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На № MРM-4/688/53215 от 27 апреля 2015 г.

на проект федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации», вносимый
в Государственную Думу депутатом Государственной Думы P.M.Марданшиным

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внести в часть третью статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) изменения, предусматривающие смягчение санкций за мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере. Одновременно предлагается внести в статью 1594 УК изменения, предусматривающие усиление ответственности за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, предлагается изложить в новой редакции абзац первый части первой статьи 1594 УК, в соответствии с которым ответственность будет наступать только в случаях причинения ущерба индивидуальным предпринимателям, организациям или государству. Предлагаемые изменения УК подготовлены в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 декабря 2014 г. № 32-П.
Конституционным Судом Российской Федерации рассматривались положения части четвертой статьи 159 УК и части третьей статьи 1594 УК, устанавливающие ответственность соответственно за мошенничество и мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенные в особо крупном размере.
В связи с этим предложение о внесении изменений в часть третью статьи 159 УК, предусматривающую ответственность за мошенничество, совершенное в крупном размере, представляется не вполне обоснованным и не может быть поддержано.
В целях наиболее полного учета положений указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации представляется необходимым не излагать диспозицию статьи 1594 УК в новой редакции, а дополнить указанную статью УК квалифицирующим признаком в виде причинения значительного ущерба гражданину, а также увеличить срок лишения свободы в части третьей статьи 1594 УК, предусматривающей ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере.
Также в законопроекте не учитывается, что мошенничество в сфере предпринимательской деятельности является одним из специальных видов мошенничества, предусмотренных статьями 1591 — 1596 УК, в связи с чем изменение размера санкции в части третьей статьи 1594 повлечет за собой необходимость внесения корреспондирующих изменений в санкции названных статей.
В связи с этим в целях уравнивания санкций за совершение преступлений, относящихся к специальным видам мошенничества, связанных с причинением особо крупного ущерба, представляется целесообразным снизить в частях четвертых статей 1591, 1592, 1593, 1595 и 1596 УК размер наказания в виде лишения свободы.
В связи с изложенным Правительством Российской Федерации поддерживается законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Приходько
Вносится депутатами Государственной Думы РФ:
П.В. Крашенинниковым
Р.М. Марданшиным
В.В. Пинским

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 1.
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848, 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453, 2011, N 11, ст. 1495, 2011, N 50, ст. 7362, 2012, N 49, ст. 6752) следующие изменения:
1) в части третьей статьи 159 слова «до шести лет» заменить на слова «до пяти лет»;
2) в статье 1594:
а) абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
«1. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если такое деяние причинило ущерб индивидуальным предпринимателям, организациям или государству, -»;
б) в части третьей слова «на тот же срок» заменить на слова «на срок до шести лет».

Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.В. Путин

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 № 32-П и направлен на совершенствование соответствующего регулирования, устанавливаемого Уголовным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается изменение статей 1594 Уголовного кодекса Российской Федерации, с тем чтобы исключить граждан из состава возможных потерпевших по ст. 1594 указанного преступления. Это будет способствовать выполнению требований Конституционного Суда Российской Федерации и соблюдению принципа равенства, баланса интересов и большей защите граждан, изначально находящихся в менее защищенном правовом положении.
В целях соблюдения позиций Конституционного Суда Российской Федерации также уменьшается на один год максимально возможное наказание, предусмотренной частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (за совершение деяния в крупном размере) – до 5 лет лишения свободы. Одновременно увеличивается на один год размер максимально возможного наказания по части третьей статьи 1594 Уголовного кодекса Российской Федерации (за совершение деяния в особо крупном размере) – до шести лет лишения свободы. Указанные изменения корректируют категории данных преступлений, которые становятся соответственно преступлениями средней тяжести (крупный размер) и тяжкими преступлениями (особо крупный размер), что способствует увеличению защиты потерпевших и реализации конституционного принципа равенства.
Выбор именно такой модели корректировки регулирования санкций, при которой в соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации вносятся минимальные изменения, обусловливается конституционными принципами.
Признание Конституцией Российской Федерации правовым государством, функционирующим на основе верховенства права, предполагает формирование законодателем условий для правовой определенности, необходимой для надлежащей защиты прав граждан. В международной практике принцип правовой определенности называется фундаментальным аспектом верховенства права (см. Постановление Европейского Суда по правам человека от 09.04.2009 по делу «Эдуард Чистяков против Российской Федерации»). Признание принципа правовой определенности содержится и в Декларации Совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН о верховенстве права на национальном и международном уровнях (24.09.2012, Нью-Йорк), в соответствии с которой принцип верховенства права предполагает «справедливую, стабильную и предсказуемую юридическую основу», необходимую для устойчивого и равноправного развития, экономического роста и т.д.
Из общеправового принципа правовой определенности, как отмечал Конституционный Суд РФ, вытекает принцип стабильности правового регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007
№ 2-П).
Основываясь на указанных позициях, Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал существенность принципа поддержания доверия к закону и действиям государства (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 14.05.2013 № 9-П и др.). Указывал он и на неотъемлемую необходимость обеспечения в России взаимного доверия и уважения граждан и государства (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П).
Состав специализированного мошенничества в области предпринимательской деятельности был введен законодателем лишь в 2012 году. Как установил Конституционный Суд Российской Федерации, указанный состав нарушил некоторые конституционные права граждан. Однако его полная отмена, равно как и выбор модели с корректировкой только статьи 1594 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая бы предусматривала гораздо большее изменение ее санкций, в наименьшей степени способствовала бы реализации названных конституционных принципов правовой определенности, стабильности правового регулирования и поддержания доверия к власти и праву. Это в определенной степени показало бы непоследовательность законодателя, его отказ в короткий срок после их формализации от собственных позиций, что способствовало бы снижению доверия к нему.
В этих условиях, с учетом указанных конституционных принципов, необходимо избрать именно «минималистическую» модель, позволяющую, с одной стороны, реализовать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а с другой – вносить в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ минимально возможные изменения, что и предполагается настоящим законопроектом.
В целом законопроект направлен на более корректное и соответствующее требованиям Конституции Российской Федерации регулирование мошенничества в сфере предпринимательской деятельности.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Председателю Комитета
Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

На № вн 3.3-6/652 от 15 мая 2015 г.

Уважаемый Павел Владимирович!

Рассмотрев проект федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, Р.М.Марданшиным и В.В.Пинским, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что, по нашему мнению, необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.

Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления Ю.В.Сапожникова

Исполнитель: Е.В. Пашкова

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части приведения норм по мошенничеству в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским, А.А.Ремезковым.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД ________2015 года.
Приложения: на ____л. в 1 экз.

Председатель Комитета
П.В. Крашенинников

Исп. Попова И.А. (692-97-75)

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона
№ 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации»

(в части приведения норм по мошенничеству в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации)

внесен депутатами Государственной Думы
П.В.Крашенинниковым, Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским,
А.А.Ремезковым

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по законопроекту;
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (май).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 19 мая 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – май 2015 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решил:
1. Считать проект федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (май);
направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 19 мая 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – май 2015 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

moslegist.ru

Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС «Законопроект» по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 793245-6 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

во втором чтении
10.03.2017

Стенограмма к законопроекту №793245-6 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

в части приведения норм по мошенничеству в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации

Дата заседания 10.03.2017, номер заседания 30, строк в стенограмме 6569

О проекте федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П; принят в первом чтении 22 мая 2015 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3032 Уважаемые коллеги, рассматривается вопрос 10 из блока законопроектов,

3033 принятых в первом чтении и предложенных к отклонению. О проекте федерального

3034 закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Доклад

3035 Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.

3037 Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович.

3039 МАРДАНШИН Р. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

3041 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был

3042 внесён в 2015 году депутатами Государственной Думы, он направлен на

3043 возвращение в Уголовный кодекс отдельного состава преступления —

3044 мошенничество в сфере предпринимательской деятельности — и на исполнение

3045 постановления Конституционного Суда. Но в 2016 году по итогам заседания

3046 рабочей группы при администрации президента по мониторингу и анализу

3047 правоприменения в сфере предпринимательской деятельности Президентом

3048 Российской Федерации в Государственную Думу был внесён законопроект, который

3049 Государственная Дума приняла, и в соответствии с этим законом в Уголовном

3050 кодексе введена отдельная часть в статье 159 «Мошенничество», а именно часть

3051 пятая — о мошенничестве, сопряжённом с преднамеренным неисполнением

3052 договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

3054 Таким образом, указанная проблема решена, данный законопроект утратил

3055 актуальность, в связи с чем комитет предлагает его отклонить.

3057 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3059 Выступление полномочного представителя президента? Нет. Полномочного

3060 представителя правительства? Нет. Выступления представителей фракций по

3061 мотивам — есть желающие? Нет.

3063 Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в

3064 Уголовный кодекс Российской Федерации», вопрос 10 нашей повестки дня. Кто за

3065 то, чтобы отклонить данный законопроект?

3067 Просьба включить режим голосования.

3069 Покажите результаты.

3071 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 47 сек.)

3072 Проголосовало за 358 чел.79,6 %

3073 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3074 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3075 Голосовало 358 чел.

3076 Не голосовало 92 чел.20,4 %

3077 Результат: принято

3079 Отклоняется законопроект.

3081 Уважаемые коллеги, вот посмотрите: два года прошло с момента принятия в

3082 первом чтении, и во втором чтении рассматривать законопроект уже невозможно,

3083 потому что он утратил актуальность. Если бы законопроекты рассматривались

3084 более оперативно, то, соответственно, многие проблемы могли бы быть решены. В

3085 связи с этим хотелось бы обратить внимание председателей комитетов на то, что

3086 между первым и вторым чтениями должны выполняться все регламентные процедуры,

3087 безусловно, но при этом не должно затягиваться рассмотрение законопроекта, и

3088 тогда наша работа будет более эффективной в плане решения проблем.

Дата заседания 22.05.2015, номер заседания 238, строк в стенограмме 8606

О проекте федерального закона № 793245-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

4593 29-й пункт порядка работы, проект федерального закона «О внесении изменений в

4594 Уголовный кодекс Российской Федерации». Докладывает Рафаэль Мирхатимович

4597 МАРДАНШИН Р. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

4599 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона «О

4600 внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесён депутатами

4601 Государственной Думы. Данный законопроект направлен на приведение норм статьи

4602 «Мошенничество» в соответствие с постановлением Конституционного Суда

4603 Российской Федерации.

4605 11 декабря 2014 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено

4606 постановление, в соответствии с которым статья 159-4 Уголовного кодекса

4607 Российской Федерации в целом была признана соответствующей Конституции,

4608 однако некоторые её положения были обозначены как нарушающие права граждан и

4609 не соответствующие Конституции Российской Федерации. Согласно данному

4610 постановлению положения статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской Федерации

4611 не соответствуют Конституции Российской Федерации, так как нарушают принцип

4612 равенства перед законом и судом и гарантии судебной защиты прав и свобод

4613 гражданина. Норма закона устанавливает за мошенничество, сопряжённое с

4614 преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере

4615 предпринимательской деятельности и совершённое в особо крупном размере,

4616 наказание в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за

4617 преступление средней тяжести, в то время как за совершённое в особо крупном

4618 размере мошенничество, ответственность за которое без определения его

4619 специфики предусмотрена общей нормой статьи 159 «Мошенничество», наказание

4620 устанавливается в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за

4621 преступления категории тяжких. В связи с этим законопроектом предлагается

4622 внести изменение в часть третью статьи 159 Уголовного кодекса,

4623 предусматривающее уменьшение срока лишения свободы с шести до пяти лет.

4624 Одновременно в часть третью статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской

4625 Федерации предлагаются изменения, увеличивающие срок лишения свободы с пяти

4626 до шести лет.

4628 На данный законопроект получены отзывы правительства и Верховного Суда,

4629 законопроект концептуально поддерживается. Есть ряд замечаний, которые мы

4630 можем учесть при рассмотрении данного законопроекта во втором чтении. Комитет

4631 по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

4632 рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.

4634 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.

4636 Есть ли вопросы, коллеги?

4638 Владимир Николаевич Федоткин, один вопрос.

4640 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к докладчику.

4642 Законопроект и документы к нему написаны так размыто, что, честно говоря,

4643 только узкий специалист, наверное, может полностью разобраться, что же можно

4644 отнести к тем мошенническим действиям в сфере предпринимательской

4645 деятельности, по которым наказание уменьшается с шести до пяти лет лишения

4646 свободы. Не будет ли это переходом к меньшему наказанию за какие-то уже

4647 устоявшиеся, известные формы мошенничества? Это первое.

4649 И второй момент. Подскажите, а если предприниматель нанёс огромный, может,

4650 миллионный или миллиардный ущерб народу. Ну, скажем, вот этой зимой ценники

4651 в магазинах переписывались по три-четыре раза в день, хотя абсолютно ничего

4652 не менялось, ни договорные цены, ничего, но по три-четыре раза в день было

4653 изменение цены в сторону увеличения — ущерб народу, наверное, сотни

4654 миллионов, если не миллиарды рублей. Вот такие действия можно подвести под

4655 этот закон или это уголовно ненаказуемо?

4657 МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Владимир Николаевич, по большому счёту, при желании

4658 любое действие можно подвести под статью «Мошенничество», поэтому в своё

4659 время, в 2012 году, были приняты поправки, которыми разделили мошенничество

4660 на бытовое мошенничество, так сказать, обычное, и мошенничество в сфере

4661 предпринимательской деятельности, сопряжённое с неисполнением договорных

4662 обязательств. Я думаю, что это было сделано совершенно верно, а так как

4663 Конституционный Суд посчитал, что в целом эта норма соответствует

4664 Конституции, но степени тяжести преступления и наказания непропорциональны,

4665 мы и предложили изменить размеры наказания в соответствии со степенью тяжести

4666 соответствующих преступлений по статье 159 «Мошенничество» и по статье 159-4

4667 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности».

4669 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4671 Будут ли желающие выступить?

4673 Юрий Петрович Синельщиков, других желающих нет.

4675 Пожалуйста, Юрий Петрович.

4677 СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.

4679 Уважаемые коллеги, наша фракция не будет голосовать за этот законопроект по

4680 следующим причинам.

4682 Первое. Мы выступали против принятия норм о так называемых специализированных

4683 видах мошенничества, которые были введены в кодекс законом от 29 ноября 2012

4684 года, в том числе и против включения статьи 159-4 «Мошенничество в сфере

4685 предпринимательской деятельности». Произошло то, что мы и предполагали: уже

4686 через полгода после принятия закона многие судьи, прокуроры и следователи

4687 заявили, что изобретённые законодателем клоны статьи 159 Уголовного кодекса

4688 Российской Федерации создали хаос в правоприменительной практике. Затем

4689 Конституционный Суд в постановлении от 11 декабря 2014 года совершенно

4690 правильно заявил о неконституционности статьи 159-4.

4692 Второе. Авторы законопроекта предлагают скорректировать часть третью статьи

4693 159 в сторону смягчения наказания, ссылаясь на упомянутое постановление

4694 Конституционного Суда, однако почитайте постановление, уважаемые депутаты:

4695 Конституционный Суд не ставит вопрос об изменении этой статьи!

4697 Третье. В результате предлагаемых изменений в законодательство существенно

4698 ухудшается положение граждан, пострадавших от преступлений: мошенничество,

4699 совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в

4700 крупном размере (часть третья статьи 159 УК), переходит в категорию нетяжких

4701 составов, что значительно ограничивает возможности правоохранителей по

4702 использованию уголовно-процессуальных средств расследования и раскрытия этих

4703 преступлений и одновременно улучшает положение обвиняемых, которые в

4704 преступных целях использовали своё служебное положение.

4706 Четвёртое. В результате изменения статьи 159-4 остаётся дисбаланс между

4707 нормами этой статьи и нормами статей, предусматривающих ответственность за

4708 иные специальные составы мошенничества (мошенничество в сфере кредитования,

4709 при получении выплат, с использованием платёжных карт, в сфере страхования и

4710 в сфере компьютерной информации): так, за все эти пять видов мошенничества в

4711 случае причинения особо крупного ущерба — а это 6 миллионов рублей — может

4712 наступить ответственность до десяти лет лишения свободы, а вот за такое же

4713 мошенничество в особо крупном размере в сфере предпринимательства

4714 предполагается установить максимальную ответственность лишь в виде шести лет

4715 лишения свободы.

4717 Авторы законопроекта, как они сами указывают в пояснительной записке, избрали

4718 «минималистическую» модель, позволяющую, с одной стороны, реализовать позиции

4719 Конституционного Суда Российской Федерации, а с другой — вносить в

4720 соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации минимально

4721 возможные изменения, однако оставление всех видов мошенничества в Уголовном

4722 кодексе Российской Федерации по-прежнему будет создавать неопределённость в

4723 вопросе о том, какая норма в каждом случае подлежит применению, по-прежнему

4724 будет создавать беспорядок в судебной практике, поэтому все

4725 специализированные виды мошенничества необходимо изъять из Уголовного

4726 кодекса, оставив лишь статью 159.

4728 Предлагаемый законопроект — это, по существу, очередная попытка нашего

4729 правительства создать в стране благоприятную среду для криминального бизнеса

4730 в надежде на то, что этот бизнес поднимет нашу экономику. Убеждён, что эта

4731 попытка ничем хорошим для государства, его граждан и самого бизнеса не

4734 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.

4736 Рафаэль Мирхатимович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.

4738 МАРДАНШИН Р. М. Спасибо большое.

4740 Уважаемые коллеги, я всё-таки попросил бы внимательно посмотреть текст

4741 законопроекта и поддержать его. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает данный

4742 законопроект и просит Государственную Думу поддержать, принять его в первом

4745 Ещё я хотел бы несколько слов сказать по поводу выступления Юрия Петровича,

4746 который говорил, что данные нормы вносят хаос в правоприменительную практику.

4747 Вот я считаю, что до тех пор, пока не было изменений, не было статьи 159-4 о

4748 мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, у нас и был хаос,

4749 потому что против предпринимателей незаконно возбуждались уголовные дела,

4750 было незаконное уголовное преследование, а после принятия данной поправки всё

4751 резко изменилось: был поставлен определённый заслон как раз для

4752 недобросовестных представителей правоохранительных органов. Юрий Петрович

4753 говорил о том, что данная норма неконституционная — я хотел бы вас уверить.

4754 Вы можете прочитать постановление Конституционного Суда: там прямо говорится,

4755 что данная норма соответствует Конституции, но отдельные её положения не

4756 соответствуют, и это как раз касается степени тяжести преступлений. Данными

4757 поправками мы постарались внести минимальные изменения в действующие нормы

4758 закона, чтобы выполнить постановление Конституционного Суда. Если у вас есть

4759 какие-то дополнения, или замечания, или поправки к существующей редакции

4760 закона, вы, как депутат, можете самостоятельно внести законопроект о

4761 соответствующих изменениях в Уголовный кодекс или внести поправки ко второму

4764 А что касается того, что такой законопроект внесён специально для того, чтобы

4765 у нас мошенники чувствовали себя вольготно. Хотел бы отметить, что в

4766 постановлении Конституционным Судом установлено, что федеральный законодатель

4767 должен внести в данную норму закона поправки в течение шести месяцев, что мы

4770 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4772 Выносим законопроект на «час голосования».

7746 29-й вопрос, проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный

7747 кодекс Российской Федерации», первое чтение.

7749 Включите режим голосования.

7751 Покажите результаты.

7753 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 02 сек.)

7754 Проголосовало за 238 чел.52,9 %

7755 Проголосовало против 90 чел.20,0 %

lawmon.ru

admin

Обсуждение закрыто.