Законы по пожарной безопасности в школе

Законы по пожарной безопасности в школе

Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей

В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м — для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 — С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости — перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 — В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».

В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.

Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

50.mchs.gov.ru

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Организация работы по обеспечению безопасности в школе

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в ОУ остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Решению проблемы обеспечения безопасности посвящен ряд Законов Российской Федерации:

  • «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1;
  • «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ;
  • «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ;
  • Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (раздел Х. «Охрана труда»);
  • «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ.
  • Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации являются соответствующие положения и требования:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;
  • Закона Московской области « О пожарной безопасности на территории Московской области» от 20.04.1999г. №10/65
  • нормативных актов Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации;
  • законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы пожарной безопасности.
  • Основная концепция и требования пожарной безопасности определены

    в Федеральном законе Российской Федерации

    от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности».

    Обеспечение пожарной безопасности включает:

    • соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
    • обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;
    • проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;
    • перезарядку огнетушителей в установленные сроки или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
    • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
    • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
    • содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

    Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • Приказ «О противопожарном режиме», «Об электробезопасности»
  • Приказ «О назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в МБОУ СОШ№9»
  • Инструкция «По пожарной безопасности в школе».
  • Инструкция «Инструкция о порядке действий ответственного за эвакуацию и дежурного администратора по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации в случае возникновения пожара»
  • План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
  • Памятка о действиях при пожаре.
  • План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
  • В школе установлена автоматическая пожарная сигнализация.
  • Здание школы полностью оснащено первичными средствами пожаротушения порошковыми огнетушителями.
  • На видных местах вывешены схемы эвакуации детей и персонала в случае возникновения пожара.
  • К схематическому плану эвакуации разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации.
  • С педагогическим персоналом и учащимися организовано изучение правил пожарной безопасности.
  • В школе в соответствии с планом 1 раз в квартал проводятся учебные эвакуации.
  • В целях обеспечения электробезопасности:

  • Составлена и утверждена инструкция «О мерах электробезопасности в здании»
  • Электрощитовая школы, электрощиты освещения на этажах, электрическое оборудование в помещениях школы проверялись на соответствие требованиям электробезопасности – заместителем директора по безопасности, заместителем директора по АХЧ.
  • Все электрощитовые закрыты на замки и опечатаны.
  • В школе по мере поступления заменяются электросветильники.
  • Обеспечивается соблюдение правил пожарной безопасности при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, Новогодних праздников.
  • Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала.

    Обеспечение антитеррористической защищенности школы

    Правовую основу противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:

  • Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права
  • международные договоры Российской Федерации
  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ “О противодействии терроризму” и другие федеральные законы
  • нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
  • В Российской Федерации организация противодействия терроризму регламентируется следующими основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I “О безопасности”;
  • Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне”;
  • Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”;
  • Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 “О мерах по противодействию терроризму”, утвердившим Положение о Национальном антитеррористическом комитете;
  • Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, утвердившим Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии”;
  • Постановлением Правительства Московской области « О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области» от 22.09.2004г. № 579/37;
  • Другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами других федеральных органов государственной власти.
  • Во время пребывания учащихся в школе обеспечение безопасности осуществляют круглосуточный пост охраны и дежурный администратор согласно положению «О контрольно-пропускном режиме» по соответствующим графикам.

    Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма:

    Среди всех опасностей социального и антропогенного характера особенно остро стоит проблема безопасности дорожного движения, которая представляет собой сложную систему взаимодействия социальных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первое место твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы.

    Правовую основу организационно-воспитательной деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по профилактике правонарушений и детского дорожно-транспортного травматизма составляет:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ;
    • Федеральный закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
    • Семейный кодекс Российской Федерации;
    • Уголовный кодекс Российской Федерации;
    • Правила дорожного движения Российской Федерации;
    • Важную роль в данном вопросе сыграл Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, согласно которому: “… обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в . общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных правовых форм. ” (ст.29, ч.1), а положения об обязательном обучении “. включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты” (ст.29, ч.З).

      Таким стандартом в Российской Федерации по обучению детей безопасному поведению в дорожном движении является федеральная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введение которой в 1991 году в общеобразовательную школу стало важным шагом в решении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма.

      В соответствии с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма организованно обучение детей ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, оформлены стенды по безопасности движения.

      Мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

      Обсуждение на педсовете методики проведения занятий по ПДД

      kash9sch.edumsko.ru

      Законы по пожарной безопасности в школе

      О пожарной безопасности

      (с изменениями на 29 июля 2017 года)

      ____________________________________________________________________
      Документ с изменениями, внесенными:
      Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ (Российская газета, N 169, 31.08.1995);

      Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011);
      Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ);
      Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ);
      Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);
      Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 20 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
      Федеральным законом от 11 февраля 2013 года N 9-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 11 февраля 2013 года N 9-ФЗ);
      Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);
      Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014);
      Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 535-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310100);

      Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 37-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090032);
      Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 118-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2015, N 0001201505020032);
      Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 160-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300055);
      Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077);
      Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130047);
      Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280035);
      Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300106);
      Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
      Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230045) (о порядке вступления в силу см. статью 99 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ);
      Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230074) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ);
      Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2017, N 0001201705290003);
      Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010003);
      Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300035).
      ____________________________________________________________________

      Принят
      Государственной Думой
      18 ноября 1994 года

      Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

      Глава I. Общие положения (статьи 1 — 3)

      Статья 1. Основные понятия

      В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

      пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

      пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

      требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

      противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) &nbspсодержания территорий, земельных участков,&nbsp зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

      пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

      федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими &nbspобъектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции&nbsp, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, &nbspна объектах ведения подземных горных работ&nbsp, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
      (Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ;

      подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, &nbspдокументов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации&nbsp, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
      (Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
      (Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ;

      первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      пожарно-спасательный гарнизон — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
      (Абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ) ;

      особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ) ;

      локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (абзац дополнительно включен с 6 августа 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 173-ФЗ) ;

      координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности;
      (Абзац дополнительно включен с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 118-ФЗ)

      противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
      (Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)

      обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;
      (Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)

      управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности;
      (Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)

      зона пожара — территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
      (Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)

      независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;
      (Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ)

      эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
      (Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ)

      заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.
      (Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ)

      Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

      Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (часть дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию) .

      Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

      Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

      Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

      нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

      создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

      разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

      реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

      проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

      содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

      информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

      осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию) ;

      производство пожарно-технической продукции;

      выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

      лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      учет пожаров и их последствий;

      установление особого противопожарного режима;

      организация и осуществление профилактики пожаров.
      (Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)

      Глава II. Пожарная охрана (статьи 4 — 15)

      Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

      Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

      государственная противопожарная служба;

      муниципальная пожарная охрана;

      ведомственная пожарная охрана;

      частная пожарная охрана;

      добровольная пожарная охрана.

      Основными задачами пожарной охраны являются:

      организация и осуществление профилактики пожаров;

      спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи (абзац дополнен с 8 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ — см. предыдущую редакцию) ;

      организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

      К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

      Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
      (Часть дополнительно включена с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
      (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

      Статья 5. Государственная противопожарная служба

      Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 118-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      В Государственную противопожарную службу входят:

      федеральная противопожарная служба;

      противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

      Федеральная противопожарная служба включает в себя:

      структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

      структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

      органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее — органы государственного пожарного надзора) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) ;

      пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 37-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
      (Абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года N 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
      (Абзац дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

      Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
      (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

      Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор

      Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16_1 настоящего Федерального закона.

      Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

      Федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Федеральный государственный пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

      Органами государственного пожарного надзора являются:

      структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

      территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16_1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

      территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

      структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

      Руководитель соответствующего органа государственного пожарного надзора по должности одновременно является:

      главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

      главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

      главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

      Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, в котором определяются перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов), их права и обязанности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, утверждается Правительством Российской Федерации.

      Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

      Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

      В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

      беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

      выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;

      вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

      вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

      осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;

      запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

      производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
      (Статья в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Статья 6_1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

      К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Предметом проверки являются:

      соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности;

      В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых&nbsp соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование их правообладателя (правообладателей).
      (Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
      (Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Основанием для проведения внеплановой проверки является:

      1) истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
      (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

      3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

      сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

      Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

      Предварительное уведомление организации или гражданина о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, не допускается.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий. Порядок оформления и содержание плановых заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
      (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
      (Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)

      Статья 7. Личный состав государственной противопожарной службы

      Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

      лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники) (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию) ;

      военнослужащих федеральной противопожарной службы (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию) ;

      лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

      В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

      На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

      Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Часть , дополнительно включенная с 9 ноября 2000 года Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ, утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . — См. предыдущую редакцию .

      Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

      Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы) (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) .

      Часть , дополнительно включенная с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, утратила силу с 1 апреля 2005 года — Федеральный закон от 1 апреля 2005 года N 27-ФЗ . — См. предыдущую редакцию .

      Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) .

      Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы

      Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

      На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Сотрудники федеральной противопожарной службы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
      (Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ)

      Сотрудники федеральной противопожарной службы, следующие к новому месту службы или направленные в служебную командировку, пользуются правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке.
      (Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ)

      Статья 9. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы

      ____________________________________________________________________
      С 1 января 2013 года настоящая статья не применяется в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы — см. пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
      ____________________________________________________________________

      Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3000000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника, военнослужащего и работника считаются:

      супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, военнослужащим, работником федеральной противопожарной службы;

      родители сотрудника, военнослужащего, работника;

      дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2000000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Убытки, причиненные сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
      (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

      Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

      Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

      Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

      Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

      Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      (Часть дополнительно включена с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ)
      (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

      Статья 11. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны

      Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Статья 11_1. Муниципальная пожарная охрана

      Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

      Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
      (Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

      Статья 12. Ведомственная пожарная охрана

      Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) .

      Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

      Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

      Статья 12_1. Частная пожарная охрана

      Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

      Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
      (Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

      Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
      (Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

      Статья 13. Добровольная пожарная охрана

      Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      (Статья в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ . — См. предыдущую редакцию)

      docs.cntd.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.