Нарушение ветеринарных правил

Нарушение ветеринарных правил

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Статья 249 УК обеспечивает санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную безопасность населения и территории Российской Федерации, т. е. охрану жизни и здоровья населения, животных и растений от инфекционных заболеваний, заносимых как из иностранных государств, так и от источников внутри страны.

Предметом преступления являются животные (ч. 1) и растения (ч. 2).

В статье содержится два основных состава преступления, разграничивающихся главным образом по охраняемому объекту и предмету посягательства. Оба состава являются материальными. Юридико-технически они сформулированы, как и составы многих иных экологических преступлений, с использованием бланкетных диспозиций, т. е. оборота «нарушение правил».

Часть 1 ст. 249 УК предусматривает преступление средней тяжести, а ч. 2 — небольшой тяжести.

Рассматриваемая статья является общей по отношению ко всем нарушениям ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Она выступает в качестве специальной по отношению к статьям гл. 26 («Экологические преступления») и других глав Уголовного кодекса РФ.

Первый состав — нарушение ветеринарных правил.

Объективная сторона включает деяние (действия или бездействие), последствия и причинную связь между ними. С объективной стороны нарушение ветеринарных правил выражается в действии при совершении лицом запрещенных законом процедур и операций, связанных с содержанием, перевозкой, использованием домашних животных, с закупкой и ввозом на территорию Российской Федерации больных животных или животных и продукции животноводства из неблагополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с производством и использованием неблагополучных в ветеринарном отношении кормов и т. п. Речь идет, например, о закупке и ввозе на территорию России животных, продуктов животноводства и кормов без разрешения уполномоченных органов ветнадзора, ввозе их помимо ветеринарных контрольных пунктов, непредоставлении животных для осмотра, вакцинации, уклонении от ликвидации заболевших опасными болезнями животных, сокрытии информации о случаях внезапного падежа или массового заболевания животных, их необычного поведения, несоблюдении правил изоляции заболевших животных, непроведении дезинфекционных работ в помещениях, где они содержались, или в транспортных средствах, на которых они перевозились, и т. п.

Забой скота также может осуществляться с нарушением ветеринарных правил, например, путем отказа или уклонения от предварительного осмотра скота, несоблюдения санитарных нормативов при забое, при клеймении продукции, переработке кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения. Однако продажа мяса и иных продуктов животноводства и птицеводства с нарушением правил может образовать состав неосторожного преступления против жизни и здоровья либо состав обмана потребителя.

Последствия преступления: распространение эпизоотии, т. е. одновременное распространение заболевания среди большого числа животных одного или нескольких видов (домашних и диких) на значительной территории; передача заболеваний, общих для животных и человека, хотя бы одному человеку, крупные материальные затраты на ликвидацию очагов заболевания, упущенная выгода из-за введения карантинных ограничений и сокращения ввоза (вывоза) животных и продукции животноводства, кормов и проч.

Причинная связь подлежит обязательному установлению, поскольку распространение эпизоотии, гибель животных могут быть вызваны естественно-природными факторами либо действиями, связанными не с нарушением ветеринарных правил, а с совершением иных противоправных действий, например с использованием воды из загрязненных токсичными веществами водных источников, и др.

Преступление считается оконченным с момента наступления одного из последствий, указанных в ч. 1 ст. 249 УК, причем список последствий является открытым, поскольку законодатель употребляет оборот «иные тяжкие последствия».

Субъектом преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста, например владельцы животных, водители транспортных средств, нарушающие правила перевозки животных через границу РФ и по территории РФ, карантинные правила и сроки, индивидуальные предприниматели, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, иных предприятий, а также работники и должностные лица органов государственного ветеринарного надзора.

С субъективной стороны преступление охарактеризуется, неосторожной виной в соответствии с внесенными в статью изменениями, по которым преступные последствия в основном и квалифицированном составе наступают по неосторожности. При этом в случае преступной небрежности обязателен субъективный ее критерий, т. е. наличие общих и (или) профессиональных возможностей, при которых лицо должно было и могло предвидеть наступление преступных последствий.

Совершение такого рода действий с прямым умыслом влечет ответстенность по ст. 281 УК.

Второй состав — нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 242 УК).

Предметом этого преступления являются признаваемые естественными природные свойства растений, которые охраняются правилами и могут быть нарушены в результате болезни или под воздействием вредителей растений.

Правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений, содержатся в многочисленных актах таможенного законодательства (о порядке ввоза растений, семян, предупреждения ввоза с иными предметами и материалами, возбудителей болезней и вредителей растений), актах Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Федеральной службы лесного хозяйства, регулирующих порядок, условия, средства и процедуры применения ядохимикатов, а также специальной техники и других средств борьбы, локализации и ликвидации очагов болезней и вредителей леса, сельскохозяйственных и иных культур, включения ядохимикатов и иных веществ в Список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и др. Эти акты должны соответствовать общим требованиям к охране растительного мира, сформулированным в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», Лесном кодексе РФ, постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» * и др.

* САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1850.

Значительное число нормативно-правовых актов принимается субъектами Российской Федерации, нормативные правила содержатся и в актах (решениях) органов местного самоуправления.

Объективная сторона второго состава включает: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, путем действий (бездействия); тяжкие последствия; причинную связь между ними.

Нарушение правил может быть совершено при ввозе на территорию России зараженных партий семенного зерна, картофеля, других растений, фальсификации результатов карантинной проверки (первичной), т. е. контроля и лабораторной экспертизы семян, растений, посадочного материала, импортируемых в Россию, ввозе этих объектов без карантинного сертификата; при посеве зараженных семян или хранении их с доброкачественными партиями; применении не соответствующих установленным стандартам химикатов и других средств для борьбы с вредителями растений, сокрытии информации о появлении вредителей растений и т. п. Бездействие выражается в невыполнении предписанных правил: невыполнении агрохимических мероприятий, уклонении от карантинной проверки, непринятии мер по локализации участка территории лесного фонда, сельскохозяйственных и иных угодий, зараженных возбудителями болезней растений, неуничтожении зараженных партий семян и проч.

Тяжкими последствиями в данном случае являются: распространение эпифитотий, т. е. инфекционных заболеваний растений, охватывающих отдельные регионы, территорию страны, несколько стран; причинение вреда здоровью человека; заболевания и гибель домашних и диких животных; уничтожение или повреждение участков леса, выведение из оборота сельскохозяйственных земель, используемых для растениеводства, садоводства и иных нужд, имущественный ущерб, связанный с гибелью урожая, многолетних культурных насаждений, с затратами на ликвидацию последствий заражения растений болезнями или распространением вредителей растений и т. п.

Причинная связь подлежит обязательному установлению. Должно быть выявлено, что именно действия (бездействие) лица, нарушившего правила, привели к указанным последствиям, а не естественно-природные или случайные факторы.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, в обязанности которого специальными нормативными или правоприменительными актами включено выполнение действий по соблюдению (либо контролю за соблюдением) правил по борьбе с вредителями и болезнями растений. Это в первую очередь работники станций по защите растений, надзорных органов агрохимической и иных служб Минсельхозпрода РФ, других ведомств, должностные лица сельскохозяйственных предприятий, внешнеторговых организаций, занимающихся закупкой и перевозкой растений, семян, продуктов растениеводства, индивидуальные предприниматели и граждане) занимающиеся сельскохозяйственным производством садоводством и иной деятельностью, связанной с выращиванием, продажей, ввозом и т. п. растений.

Субъективная сторона, как и по ч. 1 ст. 242 УК, характеризуется виной в форме косвенного умысла.

www.bibliotekar.ru

Нарушение ветеринарных правил

6. Нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249)

Статья содержит два состава преступления, предусмотренные в различных частях:
нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);
нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249).
Нарушение ветеринарных правил способно причинить значительный вред животному миру, сельскому хозяйству. Ряд опасных болезней животных может передаваться людям: сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, сап, бешенство, сальмонеллез и др.
Объект нарушения ветеринарных правил — отношения по охране животных и обеспечению экологической безопасности.
Предмет преступления — дикие и домашние животные.
Ветеринарное законодательство РФ состоит из Закона РФ «О ветеринарии» и других нормативных актов РФ и ее субъектов, актов органов местного самоуправления, министерств и ведомств.
———————————
ВВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249, заключается в нарушении ветеринарных правил, повлекшем эпизоотию или иные тяжкие последствия.
Нарушения, не имеющие указанных последствий, наказываются в административном порядке (ст. 10.6 — 10.8 КоАП, ст. 24 Закона о ветеринарии).
Нарушение правил может быть совершено как путем действия (продажа больного скота, выгон его в общее стадо и т.п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).
Например, А. продал различным лицам мясо больной бруцеллезом коровы, уверив потерпевших, что оно прошло контрольную ветеринарную проверку. Трем лицам был причинен тяжкий вред здоровью.
Обязательным условием возникновения уголовной ответственности является наступление последствий в виде эпизоотии или иных тяжких последствий, причинно связанных с совершением деяния.
Понятие эпидемии и эпизоотии давалось при рассмотрении преступления, предусмотренного ст. 248.
Иные тяжкие последствия могут заключаться в массовом падеже диких или домашних животных, не имеющем характера эпизоотии, но причинившем значительные убытки либо значительный вред природной среде или охотничьему хозяйству.
Поскольку ст. 249 не предусматривает в качестве последствий причинение вреда здоровью человека, содеянное в этом случае должно квалифицироваться по совокупности статей — как неосторожное преступление против личности и по ст. 249.
С субъективной стороны преступление характеризуется по отношению к последствиям неосторожной виной.
Субъектом нарушения ветеринарных правил может быть как должностное, так и иное лицо, обязанное соблюдать эти правила. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249, относится к категории средней тяжести.

lawtoday.ru

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, по УК Республики Армения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Овсепян Л. Г.,

Текст научной работы на тему «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, по УК Республики Армения»

аспирантка Московской государственной юридической академии

НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРАВИЛ И ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ ДЛЯ БОРЬБЫ С БОЛЕЗНЯМИ И ВРЕДИТЕЛЯМИ РАСТЕНИЙ, ПО УК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

По сути, ст. 286 УК Республики Армения предусматривает два самостоятельных преступления: нарушение ветеринарных правил (ч. 1); нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2). В ч. 3 указанной статьи содержится квалифицирующий признак, относящийся к обоим видам деяний 1.

Указанные преступления имеют конвенционный характер. В Международной конвенции о борьбе с заразными болезнями животных 1935 г. подчеркивается, что противодействие данным болезням животных возможно лишь при принятии межгосударственных мер, имеющих целью:

«1. Наблюдение за поголовьем домашних животных, за всеми учреждениями, представляющими особый интерес в отношении борьбы с эпизоотиями, как то: бойни, помещения для разделки туш, рынки продажи скота или мяса, предприятия для откорма, молочные заведения, стойла постоялых дворов, торговцев и постовых станций, предприятия по использованию животных продуктов; контроль за производством ослабленных и неослабленных сывороток, вирусов и микробиологических культур, биолого-диагностических препаратов и над торговлей ими; контроль над всеми средствами перевозок, над местами погрузки, выгрузки животных и над карантинными станциями.

2. Установление факта появления заразных болезней животных, а также указание пораженных местностей.

3. Средства предупреждения заразных болезней животных и борьбы с ними.

4. Регламентирование перевозок во всех их видах, в особенности, с точки зрения дезинфекции перевозочных средств.

5. Санкции, подлежащие принятию в случае нарушения изданных мероприятий»2.

Международная Конвенция по защите растений 1979 г. (пересмотренная) преследует цель обеспечения совместных и эффективных действий, направленных на предотвращение распространения и завоза вредителей растений и растительных продуктов 3.

1 См.: Уголовный кодекс Республики Армения. СПб., 2004.

2 Князъкина А.К., Чучаев А.И. Конвенциональные преступления в Уголовном кодексе РФ и международных актах. М., 2007. С. 306—307.

3 См.: Там же. С. 307.

Под растениями указанная конвенция понимает живые растения и их части, включая семена, но лишь с учетом надзора за их импортом в соответствии с действующим законодательством. Термин «растительные продукты» охватывает непереработанный материал растительного происхождения (включая семена, поскольку они не попали под определение «растения») и те переработанные продукты, которые по своей природе или ввиду их переработки могут создать опасность распространения вредителей. Последние означают любую форму растительной или животной жизни или любой патоген, вредный или потенциально вредный для растений или растительных продуктов. Карантинный вредитель — вредитель, имеющий потенциальную опасность для экономики страны, но пока еще не распространенный в стране или распространенный не широко и являющийся объектом активной борьбы.

Определение объекта рассматриваемого преступления представляет определенную сложность, обусловленную как его сущностной характеристикой, так и законодательной техникой, присущей Уголовному кодексу Республики Армения. Дело в том, что преступления, аналогичные деяниям, предусмотренным в гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», объединены в самостоятельном разделе 10 «Преступления против безопасности окружающей среды», имеющем одну главу с тем же названием. Если исходить из общего положения, согласно которому раздел Особенной части уголовного кодекса указывает на родовой, а глава — на видовой объект преступления, то следует прийти к выводу, что они совпадают. Однако это противоречит логике: часть не может совпадать с целым.

В соответствии с архитектоникой УК РФ экологические преступления в качестве самостоятельной группы входят в преступления, посягающие на общественную безопасность (раздел 9). По УК Республики Армения последние объединяют преступления против общественной безопасности (в целом, совпадающие с преступлениями, предусмотренными в гл. 24 и 27 УК РФ), безопасности компьютерной информации (гл. 28 УК РФ), общественного порядка и нравственности, здоровья населения (гл. 25, ст. 207, 214, 213 УК РФ).

Значит ли это, что родовым объектом преступлений против безопасности окружающей среды по УК Республики Армения следует признавать иные отношения, а не общественную безопасность? Думается, что нет.

В теории российского уголовного права экологическая безопасность рассматривается в качестве вида общественной безопасности 1. Нет никаких оснований считать иначе исходя из законодательства Республики Армения. Поэтому следует признать, что в качестве родового объекта преступ-

1 См., напр.: Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л.В. Инога-мовой-Хегай, В.С. Комисарова, А.И. Рарога. М., 2006. С. 309; Уголовное право России / под ред. А.И Рарога. М., 2003. С. 474 и др.

лений против безопасности окружающей среды выступает общественная безопасность как совокупность общественных отношений, характеризующих состояние общества, безопасное для жизни и здоровья людей, их жизнедеятельности, сохранности материальных и духовных ценностей.

При таком подходе на видовой объект преступления будет указывать название гл. 27 УК Республики Армения — безопасность окружающей среды, иными словами, экологическая безопасность, представляющая собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В этом случае законодательная формулировка названия главы УК Республики Армения предпочтительнее, чем гл. 26 УК РФ; первое показывает социальную направленность деяний, второе — сферу, в которой они совершаются. Возможно поэтому в российской науке уголовного права вопрос о видовом объекте рассматриваемого преступления решается по-разному.

Так, В.А. Нерсесян признает им «общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ природных условий и обеспечению экологической безопасности людей»1. Также его характеризует Б.В. Яцеленко 2. И.М. Тяжкова включает в видовой объект отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность 3. Н.А. Лопашенко сводит этот объект только к экологической безопасности 4, некоторые же авторы признают ее непосредственным объектом преступления 5.

Наряду с непосредственным объектом преступления, в юридической литературе выделяется предмет преступления, предусмотренного ст. 249 УК РФ (ст. 286 УК Республики Армения), под которым предлагается понимать ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений 6. Правила характеризуют деяние, следовательно, они не могут одновременно характеризовать и объект преступления.

1 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 444.

2См.: Уголовное право. Общая и Особенная части / под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 2007. С. 608.

3 См.: Курс уголовного права. В 5 т. Особенная часть. Т. 4 / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2001. С. 467.

4 См.: Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 32.

5 См.: Уголовное право. Общая и Особенная части / под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. С. 615.

6 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. М., 2007. С. 705.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК Республики Армения, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпидемий или эпизоотий или иные тяжкие последствия. В Законе Республики Армения от 26 октября 1999 г. «О ветеринарии» ветеринарные правила определены как соответствующие данному закону правила, регулирующие деятельность юридических и физических лиц в области ветеринарии 1. Данную дефиницию представляется возможным конкретизировать, исходя из понятия ветеринарная деятельность. В этом случае рассматриваемые правила можно охарактеризовать как нормы, регламентирующие профилактику болезней животных, защиту населения от болезней, общих для людей и животных, предупреждение эпизоотических ситуаций и получение доброкачественных, с точки зрения ветеринарно-са-нитарных требований, продуктов животного происхождения.

Предлагаемое понятие ветеринарных правил, нарушение которых преследуется по ст. 286 УК Республики Армения, согласуется с родовым объектом преступления — общественной безопасностью и с его видовым объектом — экологической безопасностью.

Указанные нарушения могут относиться к диагностике, профилактике и ликвидации инфекционных, инвазионных 2 и незаразных болезней животных; лечению больных животных; защите населения от болезней, общих для людей и животных; охране территории государства в целях предотвращения проникновения заразных болезней животных из зарубежных стран; перевозке (перегоном), ввозом (вводом), вывозом (выводом) животных и т.д.

Перечень преступных последствий в ст. 286 УК Республики Армения представлен более широко, чем в ст. 249 УК РФ. Наряду с эпизоотией и иными тяжкими последствиями, указана эпидемия, чего нет в российском уголовном законе. Кстати сказать, в этой части формулировка данной статьи УК Республики Армения соответствует ст. 221 Модельного уголовного кодекса для государств — участников Содружества Независимых Государств 3.

Под эпидемией понимается прогрессирующее во времени и в пространстве массовое инфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, значительное повышение обычно регистрируемых на данной территории заболеваний, а под эпизоотией — состояние интенсивного, сравнительно быстрого распространения заразных болезней животных и охвата значительных территорий, характеризующееся непрерывностью процесса.

1 См.: Свод действующих законов Республики Армения. 1999. Т. 3. С. 159.

2 Инвазия — заражение организма человека или животного глистами, насекомыми и пр.; болезни, вызванные таким заражением, называются инвазионными (см.: Словарь иностранных слов. М., 1996. С. 190.).

3 См.: Князъкина А.К., Чучаев А.И. Указ. соч. С. 308.

«Иные тяжкие последствия» — оценочное понятие, которое может охватывать падеж большого числа животных, крупный материальный ущерб и др. Как нам представляется, отнесение к рассматриваемому последствию физического вреда возможно лишь в случае, если он не охватывается понятием эпидемии. Например, инфицирование одного или нескольких лиц болезнью, являющейся общей как для людей, так и для животных.

По ч. 2 ст. 286 УК Республики Армения предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия. Таким образом, уголовный закон обеспечивает защиту растений, под которой понимается комплекс научно обоснованных мероприятий, проводимых против вредителей, болезней растений, урожая и продукции растительного происхождения, карантинных и иных сорняков, а также направленных на государственное испытание, производство, хранение, перевозку, применение ядохимикатов, биопрепаратов и охрану окружающей среды, человека, растений и животных

Объективная сторона выражается в нарушении указанных в законе правил. Эти правила относятся к фитосанитарным требованиям по защите и карантину растений.

Следует заметить, что Закон Республики Армения от 20 марта 2000 г. «О защите растений и карантине растений» в отличие от упоминавшейся Международной конвенции по защите растений 1979 г. к растениям относит все сельскохозяйственные культуры и иные живые растения, их части, включая семена и зародыши, и т.д.2.

Государство обеспечивает карантин растений — систему мер по их защите, направленных на предупреждение занесения на территорию Армении организмов, особо вредных для растений, растительной продукции, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов их заражения.

Деяние, указанное в законе, нарушает мероприятия по борьбе с организмами, наносящими урон посевам и посадкам в открытом и закрытом грунтах, окультуренным угодьям и естественной растительности.

Под болезнью растения следует понимать нарушение нормального обмена веществ клеток, органов и целого растения, возникающее под влиянием фитопатогена или неблагоприятных условий среды и приводящее к снижению продуктивности растений или их полной гибели. Таковой признается, например, антракноз, бактериоз (угловатая бактериальная пятнистость), красный ожог, обыкновенная мозаика, серая гниль, сосудистое (трахеомикозное) увядание, нематодоз и др.

1 См.: Свод действующих законов Республики Армения. 2000. Т. 4. С. 85.

2 См.: Там же. С. 83.

Вредители растений — это организмы (животные, насекомые, микроорганизмы, грибы, растения-паразиты), уничтожающие или повреждающие один вид растений, и полифаги, повреждающие одновременно несколько видов.

Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, будет преступным, если наступили тяжкие последствия, находящиеся с ним в причинной связи. Отнесение последствий к тяжким должно осуществляться с учетом всех фактических обстоятельств дела. Ими могут, например, признаваться эпитофитотия (широкое распространение инфекционных болезней растений и сельскохозяйственных культур на значительной территории в течение определенного времени), уничтожение или повреждение леса и т.д.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 286 УК Республики Армения, в силу прямого указания закона характеризуется неосторожностью. Лицо, совершая нарушение ветеринарных правил или правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, предвидело возможность распространения эпидемии, эпизоотии, наступления иных тяжких последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидело указанных последствий, хотя при данных обстоятельствах должно было и могло предвидеть их (небрежность).

Субъект рассматриваемых преступлений специальный — лицо, на которое возложена обязанность соблюдать ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений.

В ч. 3 ст. 286 УК Республики Армения предусмотрена ответственность за нарушения указанных правил, если они «умышленно создали последствия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи». Таким образом, ответственность повышена из-за умышленного отношения к наступлению эпидемии, эпизоотии, иным тяжким последствиям. Такого квалифицирующего признака ст. 249 УК РФ не знает, нет его и в ст. 221 Модельного уголовного кодекса для государств — участников Содружества Независимых Государств.

Обоснованность его выделения в УК Республики Армения также вызывает сомнения.

cyberleninka.ru

Статья 249 УК РФ. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (действующая редакция)

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к ст. 249 УК РФ

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия.

Под ветеринарными понимаются правила, установленные в целях борьбы с эпизоотиями, заразными и массовыми незаразными болезнями животных, а также правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий, ликвидации очагов заболевания и карантинные правила.

Нарушение указанных в законе правил может выражаться в запрещенных содержании, перевозке, использовании домашних или диких животных, несоблюдении норм при забое скота, переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения и др.

2. Об эпизоотии см. комментарий к ст. 248 УК. К иным тяжким последствиям можно отнести падеж большого числа животных, распространение заболевания среди диких животных определенного региона, инфицирование хотя бы одного человека болезнью, являющейся общей как для людей, так и для животных, крупный материальный ущерб и т.д.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из последствий, указанных в законе.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, на которое возложена обязанность соблюдать ветеринарные правила.

6. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия.

7. Под болезнью растений понимается более или менее значительное отклонение растительного организма от нормального физиологического состояния; под вредителями растений — организмы (животные, насекомые, микроорганизмы, грибы, растения-паразиты), уничтожающие или повреждающие один вид растений, и полифаги, повреждающие одновременно несколько видов.

Отнесение последствий к тяжким осуществляется с учетом всех фактических обстоятельств дела. Ими могут признаваться эпитофитотия, уничтожение или повреждение леса, причинение вреда здоровью человека и т.д.

8. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного последствия.

9. Все остальные признаки рассматриваемого преступления по содержанию аналогичны соответствующим признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 249 УК.

www.zakonrf.info

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 № 92-ФЗ),

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-Ф3).

2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее но неосторожности тяжкие последствия (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 № 92-Ф3), –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

1. Комментируемая статья содержит два самостоятельных состава преступления: нарушение ветеринарных правил (ч. 1) и нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2).

2. Непосредственный объект преступления, предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи, – отношения по охране животных и обеспечению экологической безопасности населения.

Хотя закон не обозначает предмет преступления, такой в данном составе имеется – это дикие и домашние животные.

Ветеринарное законодательство РФ состоит из Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 18.07.2011); постановления Правительства РФ от 11.05.1993 № 437 «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2004), других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении ветеринарных правил, которое может быть совершено как путем действия (продажа больного скота, выгон его в общее стадо и т.п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие последствий в виде эпизоотии (см. коммент, к ст. 248) или иных тяжких последствий (см. коммент, к ст. 246). В частности, иные тяжкие последствия могут заключаться в относительно массовом падеже диких или домашних животных, не имеющем характера эпизоотии, но причинившем значительные убытки либо значительный вред природной среде или охотничьему хозяйству.

Между нарушением правил и преступными последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Состав преступления материальный. Преступление окончено, когда наступили названные в законе последствия. Поскольку комментируемая статья не предусматривает в качестве последствий причинения вреда здоровью человека, наступление такового в этом случае образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и ст. 109 либо 118 УК.

5. Субъект нарушения ветеринарных правил – вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста. Им могут быть как должностные, так и иные лица, обязанные соблюдать эти правила: работники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ; владельцы животных; водители транспортных средств, следующие через карантинную территорию; перегонщики скота и др.

6. С субъективной стороны преступление в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, нарушая ветеринарные правила, не предвидит возможности распространения эпизоотии либо наступления иных тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления названных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

7. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет непосредственным объектом общественные отношения в сфере охраны флоры и обеспечения экологической безопасности.

8. Предмет преступления – растения, т.е. лесные насаждения, посевы, деревья в садах, огородная растительность, травы, кустарники и т.д.

Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в свое время СССР, к которым присоединилась Россия (например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. [1] ); Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» (в ред. от 18.07.2011); соответствующие положения ЛК; указанное выше постановление Правительства РФ «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» и др.

9. С объективной стороны нарушение указанных правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами (например, использование для посева семян, зараженных болезнями), так и в бездействии (например, непринятие мер по истреблению вредителей леса – дубового или сибирского шелкопряда). Нарушением правил будет и несоблюдение условий, порядка и допустимых пределов применения специальных средств (ядохимикатов, специальной техники).

10. Обязательный признак состава преступления – последствия в виде причинения по неосторожности тяжких последствий. К ним по смыслу закона относятся: массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитоотия); полное или частичное вынужденное уничтожение либо гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой); гибель или порча семенного или элитного фонда, значительных площадей посевов; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; гибель животных, птиц, других элементов природы.

Между нарушением правил и этими последствиями должна быть установлена причинная связь.

11. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий.

При причинении вреда здоровью человека вопрос решается так же, как при применении ч. 1 комментируемой статьи.

12. Субъект преступления – вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо. Им могут быть как должностные лица федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так и иные лица, обязанные соблюдать указанные правила.

13. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично содержанию вины при нарушении ветеринарных правил.

14. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет сходство с деяниями, предусмотренными ст. 10.1, 10.2, 10.3, 10.6, 10.8 КоАП. Во всех названных административных правонарушениях отсутствуют последствия либо они не относятся к тяжким. Для квалификации по комментируемой статье установление тяжких последствий обязательно.

  • [1] Ведомости СССР. 1960. № 27. Ст. 246; № 43. Ст. 396.

studme.org

admin

Обсуждение закрыто.