Полномочия учредителя образовательных учреждений

Полномочия учредителя образовательных учреждений

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 1 статьи 11 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1. Учредителем образовательного учреждения (далее — учредитель) могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

4) физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

См. Примерную форму учредительного договора о создании и обеспечении деятельности общеобразовательного учреждения, направленную письмом Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. N 31-51-21/31-13

См. Примерную форму учредительного договора о создании и обеспечении деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования, направленную письмом Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. N 31-51-20/31-13

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2. Абзац первый утратил силу с 1 января 2011 г.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 11 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

2.1. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией.

base.garant.ru

Полномочия учредителя образовательных учреждений

о представителе учредителя в Управляющих советах образовательных учреждений

1. Общие положения

1.1. Участие учредителя в соответствии с настоящим положением в работе высших органов самоуправления муниципальных образовательных учреждений — Управляющих советах — осуществляется посредством участия лица (далее — представитель учредителя), поверенного учредителем представлять его интересы в работе Управляющего совета, выполнения других функций, вытекающих из настоящего Положения, законодательства РФ, его должностных обязанностей или заключенного с ним гражданско-правового договора.

1.2. Настоящее положение определяет порядок назначения представителя учредителя, его права и обязанности, ответственность, порядок заключения и регистрации гражданско-правовых договоров на представление интересов учредителя в Управляющих советах, основания для прекращения его полномочий в Управляющем совете.

2. Порядок назначения представителя учредителя, заключения и регистрации договора.

2.1. Назначение работников управления образованием администрации и его структурных подразделений представителями учредителя осуществляется приказом руководителя управления образованием. При этом деятельность работника управления образованием, поверенного учредителем представлять его интересы в Управляющем совете, в обязательном порядке включается в его должностные обязанности.

2.2. Представителем учредителя в школьном управляющем совете также может быть любое физическое лицо, проживающее на территории города Шарыпово, предварительно прошедшее подготовку и назначенное учредителем, соответствующим приказом, в конкретный управляющий совет.

2.3.В случае осуществления физическим лицом, не являющимся работником управления образованием либо его структурного подразделения, функций представителя учредителя в Управляющем совете, между ним и Управлением образования администрации на основании приказа управления образованием заключается гражданско-правовой договор поручения на выполнение полномочий представителя учредителя в Управляющем совете. Регистрация и хранение одного экземпляра данного договора осуществляется главным специалистом по юридическим вопросам управления образованием администрации.

2.4.Представитель учредителя обязан лично участвовать в работе школьного Управляющего совета. В случае временной невозможности осуществлять свои полномочия представитель учредителя обязан не позднее чем за 3 дня известить учредителя о невозможности своего личного участия в работе Управляющего совета. В этом случае принимается решение о назначении временного представителя учредителя, полномочия которого осуществляются на основании приказа по Управлению образованием.

2.5. Решения, принимаемые Управляющим советом образовательного учреждения в отсутствие представителя учредителя, законной силы не имеют.

2.6.Полномочия представителя учредителя прекращаются в связи:

· с отзывом представителя учредителя Управлением образованием;

· с прекращением действия заключенного с представителем учредителя гражданско-правового договора в порядке, установленном законодательством РФ;

· с прекращением деятельности школьного Управляющего совета;

· в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

2.7. Учредитель вправе отозвать представителя из Управляющего совета:

· в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения представителем учредителя своих обязанностей (в том числе на основе удовлетворения мотивированного ходатайства образовательного учреждения), возложенных на него в соответствии с настоящим положением и заключенным с ним, в случае необходимости, гражданско-правовым договором;

· при возникновении обстоятельств (призыв на военную службу, болезнь, изменение места работы, места жительства и другие), препятствующих исполнению представителем учредителя своих обязанностей;

· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ и условиями гражданско-правового договора.

При досрочном прекращении представителем учредителя возложенных на него полномочий руководитель управления обязан в двухнедельный срок решить вопрос о назначении нового представителя учредителя и, в случае необходимости, заключении с ним соответствующего договора.

3. Порядок осуществления представителем учредителя возложенных на него полномочий

3.1. Представитель учредителя участвует в принятии решений Управляющего совета школы на основании законодательства Российской Федерации, Законов субъекта РФ, решений органов местного самоуправления, устава и иных локальных нормативных документов образовательного учреждения, регламентирующих деятельность Управляющего совета, контролирует эффективную работу Управляющего совета образовательного учреждения, руководствуется при этом устными и письменными указаниями учредителя.

3.2. Представитель учредителя обязан:

— принимать меры по защите интересов учредителя при осуществлении деятельности

-информировать учредителя о состоянии дел и результативности работы Управляющего совета;

-обеспечивать соответствие образовательной деятельности Управляющего совета содержанию муниципальной образовательной и молодежной политики;

-контролировать соблюдение законности при осуществлении Управляющим советом своих полномочий

-не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности школьного Управляющего совета, не допускать иных действий, могущих нанести ущерб школьному Управляющему совету и учреждению непосредственно.

3.2.1. Для реализации вышеперечисленных обязанностей представитель учредителя:

следит за соблюдением Управляющим советом Регламента работы;

знакомится с протоколами родительских собраний, педагогических советов, совещаний при руководителе, заседаний методических объединений и т.д. и инициирует, в случае необходимости, включение в повестку заседаний Управляющего совета вопросов, входящих в компетенцию Управляющего совета;

участвует в рассмотрении Управляющим советом жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и администра­тивного персонала общеобразовательных учреждений, которые поступили в Управление образованием и руководителю образовательного учреждения;

инициирует процесс роспуска состава Управляющего совета в случаях, перечисленных в п. 6.1. настоящего Положения;

представляет руководителю управления устные (не реже 1 раза в месяц) и письменные (не реже 1 раза в учебное полугодие) отчеты о работе Управляющего совета – с приложением протоколов заседаний Управляющего совета.

3.3. Представитель учредителя вправе:

— в порядке, предусмотренном законодательством РФ и уставом Школы,

требовать проведения внеочередного заседания Управляющего совета и внеплановой проверки деятельности образовательного учреждения;

— получать от руководителя образовательного учреждения информацию о деятельности образовательного учреждения, а также документы, регламентирующие деятельность муниципального образовательного учреждения;

-получать у руководителя и специалистов управления образованием консультаций по вопросам, связанным с реализацией полномочий представителя учредителя;

-ходатайствовать перед руководителем управления образованием о необходимости решения на муниципальном уровне вопросов, влияющих на качество образования в образовательном учреждении.

4. Ответственность представителя учредителя.

4.1. Представитель учредителя несет ответственность за свои действия в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.2. Нарушение представителем учредителя, должностные обязанности которого предусматривают выполнение им полномочий представителя учредителя, установленного настоящим положением, а также неисполнение указаний, данных ему учредителем, осуществляющим надзор и контроль за деятельностью образовательного учреждения, влечет за собой дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Аналогичные нарушения, допущенные представителем учредителя, осуществляющим свои полномочия на основе гражданско-правового договора, влекут ответственность, предусмотренную этим договором и действующим законодательством РФ.

5. Оплата труда представителей учредителя и возмещение командировочных расходов.

5.1. Представители учредителя, не являющиеся работниками управления образованием и его структурных подразделений, работают в Управляющем совете в качестве добровольцев (на общественных началах).

Оплата труда представителя учредителя, состоящего в трудовых отношениях с учредителем, и в должностные обязанности которого входит выполнение полномочий представителя учредителя, производится учредителем в соответствии с занимаемой должностью.

5.2. Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам управляющего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе управляющего совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.

Оплата командировочных расходов представителю учредителя производится по установленным действующим законодательством РФ нормам.

Премирование представителя учредителя осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

5.3. Компенсация расходов и выплата премий членам управляющего совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

6. Полномочия управления образованием и муниципального образовательного учреждения в области организации деятельности представителя учредителя.

6.1.Управление образованием администрации:

— обеспечивает руководство деятельностью представителя учредителя;

— обеспечивает подбор, направление на обучение кандидатов на

право быть назначенными представителями учредителя и назначение

представителей учредителя в управляющий совет, за деятельностью которых осуществляется надзор и контроль;

-отзывает представителя учредителя из Управляющего совета по основаниям, перечисленным в п. 2.6. настоящего Положения;

— распускает состав Управляющего совета в случаях, если управляющий совет:

§ дважды принял решения, противоречащие действующему законодательству РФ,

§ не проводил заседания в течение более 186 дней в течение учебного года;

§ дважды проводил заседания в отсутствие представителя учредителя.

Управляющий совет образуется в новом составе в течение одного месяца со дня издания учредителем приказа о роспуске Управляющего совета.

6.2.1. Учреждение обязано не позднее чем за 5 дней до объявленной даты заседания Управляющего совета:

— извещать представителя учредителя о проведении внеочередного собрания Управляющего совета, созываемого не по инициативе представителя учредителя;

-ознакомить представителя учредителя с проектами решений по планируемым вопросам повестки заседания Управляющего совета.

6.2.1. Учреждение имеет право направлять учредителю мотивированное ходатайство об отзыве представителя учредителя.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается

gouo.ru

Компетенция учредителя образовательного учреждения

Статьи по теме

Государственные и муниципальные образовательные учреждения по гражданско-правовому статусу могут быть трех типов: автономные, бюджетные и казенные. Учредитель играет значимую роль в управлении всеми учреждениями, хотя объем его полномочий может отличаться в зависимости от их типа.

В компетенцию учредителя входит решение вопросов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения (далее — ОУ), изменения его типа, утверждения устава, материального и финансового обеспечения, модернизации и развития.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Понятие учредителя государственных и муниципальных учреждений

Несмотря на то что в некоторых случаях прямых полномочий по решению управленческих вопросов у учредителя может не быть, у него остаются мощные инструменты воздействия на учреждение, поскольку от него зависит установление государственного (муниципального) задания и определение объема финансирования. К тому же учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя учреждения, т. е. при необходимости может его уволить, вынести ему дисциплинарное взыскание и т. д.

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Согласно ст. 11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учредителями ОУ могут быть:

  1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
  4. физические лица.

Таким образом, учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются их учредителями. Но поскольку публичное образование не может действовать само по себе, его полномочия и функции реализуются через систему органов власти. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

В случае реорганизации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.

Функции и полномочия учредителя ОУ, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, осуществляются, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Де-факто функции и полномочия учредителя образовательной организации практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования. По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием, по вопросам наделения имуществом — органы управления имуществом, по вопросам создания, ликвидации и изменения типа учреждения — высшие исполнительные органы государственной власти или администрация муниципального образования.

Теоретически полномочия учредителя могут быть у любого органа, однако, как правило, большая часть полномочий и функций учредителя ОУ сосредоточена в ведомственном органе управления — управлении образованием.

На практике в уставе общеобразовательного учреждения в качестве органа, выполняющего функции учредителя, называется один орган управления, которому подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования: комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация и др. Иными словами, орган управления, названный в уставе учредителем, как правило, является таковым только номинально.

В некоторых муниципальных образованиях нет профильных органов управления — их функции выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления. Такая ситуация правомерна. Однако в данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Создание, реорганизация и ликвидация учреждения : полномочия учредителя

Значимость полномочий учредителя с точки зрения управления ОУ вытекает из того факта, что учредитель — это лицо, от которого зависит сам факт существования учреждения, его тип как государственного (муниципального) учреждения и тип как образовательного учреждения.

Из этого правила есть несколько исключений. Учредитель не может единолично принять решение о переходе ОУ в статус автономного -для этого необходимо согласие самого учреждения. Кроме того, ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей относящихся к нему населенных пунктов.Наиболее значимым документом ОУ, определяющим в целом его деятельность, является устав . В вопросах принятия устава учреждение любого типа, будь оно автономным, бюджетным или казенным, полностью зависит от своего учредителя. Любые ограничения, которые учредитель пожелает видеть в уставе, неизбежно в нем появятся.

Тем не менее образовательные учреждения находятся в этом отношении в более выгодном положении, чем учреждения иных сфер. Согласно п. 2 ст. 13 и подп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устав ОУ в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается коллективом учреждения и только потом утверждается его учредителем.

Порядок создания , реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений устанавливается соответствующим публично-правовым образованием: Правительством РФ для федеральных учреждений, высшим исполнительным органом субъекта РФ для региональных учреждений, муниципальной администрацией для муниципальных учреждений.

Полномочия учредителя в сфере трудовых отношений

Учредитель имеет существенные полномочия в отношении руководителя ОУ. Именно учредитель назначает руководителя учреждения любого типа, заключает с ним трудовой договор, а также выполняет иные функции работодателя: устанавливает размер заработной платы, назначает премии, предоставляет отпуск, увольняет и т. д.

Примечательно, что учредителю закон предоставляет больше оснований для увольнения руководителя ОУ, чем руководителю для увольнения работника. Конечно, при назначении руководителя уполномоченный орган выбирает то лицо, которое представляется ему наиболее подходящим для этой должности. Однако если данный орган посчитает, что ошибся или утратит доверие к руководителю, то он в любой момент может его сменить.

Учредитель также имеет право определять размеры и условия оплаты труда работников ОУ, т. е. фактически управлять теми или иными элементами системы оплаты труда в учреждении. Указанные полномочия закреплены в Федеральных законах от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Закон № 131).

Полномочия учредителя по распоряжению имуществом, совершению сделок

Согласно п. 2 ст. 26.14 Закона № 184-ФЗ «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации», а согласно п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений».

Согласно законодательству, учредитель решает вопросы, связанные с распоряжением имуществом и совершением сделок ОУ, а именно:

  • согласует передачу бюджетным и автономным учреждениями в случаях, установленных законом, имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом в качестве их учредителя или участника;
  • согласует заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для бюджетных учреждений; участвует в лице своего представителя в принятии решения по заключению сделок наблюдательным советом автономного учреждения; согласует заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для казенного учреждения.

Участие учредителя в формировании органов самоуправления

Кроме того, учредитель в случаях, предусмотренных уставом, может участвовать в формировании органов управления ОУ (например, назначать представителя в управляющий совет) и в обязательном порядке назначает представителя в наблюдательный совет автономного учреждения.В компетенцию учредителя ОУ также входит утверждение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Такая возможность дает учредителю дополнительные рычаги влияния на учреждение независимо от его типа.

www.menobr.ru

Правовой статус учредителя образовательной организации высшего образования (Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л.)

Дата размещения статьи: 09.07.2016

Образовательные организации высшего образования являются по своей структуре сложными механизмами, управление которыми осуществляется различными органами и субъектами.
Указанные субъекты наделены различными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
В иерархии органов управления образовательной организации высшего образования главенствующее место занимает ее учредитель, поскольку именно он наделен рядом ключевых полномочий, влияющих на деятельность и развитие образовательной организации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) в отличие от ранее действовавшего Закона «Об образовании» отсутствует отдельная статья, посвященная учредителям образовательных организаций. Следует отметить, что ранее действовавшая норма Закона «Об образовании» не описывала правовой статус учредителя образовательной организации, а лишь устанавливала, кто именно может выступать в качестве учредителя образовательного учреждения.
———————————
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В связи с тем, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, виды учредителей образовательных организаций определяются по общему правилу исходя из перечня, установленного в ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).
———————————
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Термин «граждане» включает и иностранных граждан, однако существуют определенные ограничения. Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц.
Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица. Первая модель — учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные — права требований (потребительские кооперативы). Вторая модель — учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля за этим имуществом (например, в фондах).
Государственные и муниципальные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные и муниципальные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения. В свою очередь, существует три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях). Организационно-правовая форма всех трех учреждений остается едина — государственное или муниципальное учреждение. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Важно отметить, что учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Организации высшего образования могут учреждаться в форме учреждения. При этом содержание учредительных документов юридического лица, не соответствующее целевой направленности в его наименовании, является основанием для признания их недействительными и влечет отказ в регистрации такого юридического лица.
Важно отметить, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются статус образовательного учреждения, его учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ, права и обязанности участников образовательного процесса, виды локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, которые не могут противоречить его уставу.
Как известно, правовой статус субъекта правоотношений складывается из совокупности закрепленных за ним соответствующими нормативно-правовыми актами юридических прав и обязанностей. В этой связи представляется важным проанализировать те права, которые законодательство закрепляет за учредителем образовательной организации высшего образования.
Следует согласиться с выводом о том, что, за исключением автономного учреждения, детально описанная компетенция учредителя иных типов образовательных организаций в действующем законодательстве отсутствует .
———————————
Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/2-01 (дата обращения: 03.12.2014).

Вместе с тем полномочия учредителя образовательной организации следует разделить на две группы. В первую группу входят полномочия, свойственные учредителям любых некоммерческих организаций, а вторую группу составляют полномочия, присущие исключительно учредителям образовательных организаций.
В первую группу входят следующие полномочия:
— принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации образовательной организации;
— реализация полномочий собственника в отношении имущества образовательной организации;
— утверждение устава образовательной организации;
— утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
— назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
— рассмотрение и одобрение предложений руководителя организации о совершении сделок с имуществом в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;
— формирование государственного задания для подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Следует особо подчеркнуть полномочия учредителя по назначению руководителя организации.
В статье Закона об образовании закреплены четыре варианта назначения на должность руководителя образовательной организации, а именно:
1) избрание общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначение учредителем образовательной организации;
3) назначение Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначение Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Несмотря на то что Законом предусмотрена форма избрания общим собранием, конференцией работников руководителя образовательной организации, претендент обязан пройти аттестацию, порядок которой определяется учредителем образовательной организации. В настоящее время для подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций действует Приказ Минобрнауки России от 17.11.2006 N 288 «Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации». Основной задачей комиссии является рассмотрение кандидатур на должность ректора вуза, прошедших выдвижение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Действующая редакция Положения об аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривает, что кандидаты на должность ректора высшего учебного заведения представляются в аттестационную комиссию на рассмотрение ученым советом.
Необходимо отметить, что, поскольку в настоящее время Закон об образовании не дает однозначного ответа на вопрос, является ли должность ректора выборной или он может назначаться учредителем, полагаем, что в указанное Положение необходимо внести изменения, дающие право представлять в аттестационную комиссию кандидатуры на должность ректора учредителю образовательной организации высшего образования.
Также, по всей видимости, учредитель обладает правом не утвердить избранного руководителя образовательной организации.
Исходя из вышесказанного, учредитель обладает широкими правами при назначении руководителя образовательной организации. Следует согласиться с мнением, что именно учредитель фактически исполняет функции работодателя в отношении руководителя образовательной организации высшего образования .
———————————
Компетенция учредителя образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2012. N 6.

Вторая группа полномочий является специфической для образовательных организаций.
Специальными полномочиями учредителя образовательной организации являются:
— принятие решений о создании и ликвидации филиалов федеральных образовательных организаций;
— получение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
— согласование программы развития образовательной организации;
— обеспечение перевода совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае прекращения или приостановления действия лицензии или свидетельства об аккредитации образовательной организации;
— установление максимального размера платы за пользование жилыми помещениями, предоставляемыми обучающимся образовательных организаций;
— определение порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливается учредителями этих образовательных организаций;
— заключение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования;
— установление квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований;
— установление минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение.
Таким образом, учредитель обладает достаточно широкими полномочиями в сфере управления деятельностью образовательной организации высшего образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время законодательно не определены механизмы влияния учредителя на деятельность образовательной организации. Остается ряд пробелов, связанных с определением пределов вмешательства учредителя в деятельность образовательной организации.
Кроме того, существенной проблемой является фактическое отсутствие гарантий финансирования учредителем деятельности созданной им образовательной организации.
Согласно ст. 104 Закона об образовании финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Кроме того, в законе закреплен принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования.
Говоря о финансовом обеспечении государственных (муниципальных) учреждений, на данный момент казенные учреждения финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме.
В отличие от казенных учреждений, финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном законодателем:
— получение бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, а именно субсидий;
— возможность распоряжаться заработанными средствами без контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа;
— право получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции — для автономного учреждения.
Финансовое обеспечение выполнения задания для бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены в бюджете. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в т.ч. земельные участки.
Указанная субсидия может быть уменьшена лишь в том случае, если уменьшается само задание или если в законодательстве установлено право оказывать данный вид услуг на платной основе в рамках существующего задания.
В этой связи авторы полагают, что основными направлениями совершенствования правового статуса учредителя образовательной организации высшего образование в ближайшее время должны стать установление разумного баланса между автономией образовательной организации и усилением роли учредителя в регулировании ее деятельности, а также установление механизмов, превращающих учредителя из стороннего наблюдателя и контролера в лицо, заинтересованное в улучшении результатов деятельности организации.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

admin

Обсуждение закрыто.