Надзор за пожарной безопасностью на судах

Надзор за пожарной безопасностью на судах

Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов

1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:

надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;

государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;

проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;

надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;

надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.

В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.

5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

www.electorat.info

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Российская газета», N 15, 25.01.2003
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 10, 10.03.2003
  • IX. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах и пунктах отстоя флота

    359. В соответствии со статьей 37 КВВТ контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах независимо от форм собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река — море) плавания с выдачей им свидетельства пожарной охраны осуществляются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в установленном порядке.

    360. Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте по результатам проверки при выявлении грубых нарушений требований правил пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и/или безопасности людей, вправе запретить или приостановить эксплуатацию судна (выполнение работ).

    — техническая неисправность средств и систем обнаружения и тушения пожара;

    — количество огнетушащего вещества в системах пожаротушения, а также противопожарное снабжение не соответствуют нормам или истекли сроки их проверки и испытания;

    — не устраненные в установленные сроки нарушения противопожарного режима, выявленные при проведении предыдущей проверки.

    При наличии недостатков, не представляющих явной опасности для эксплуатации судна, устранение которых в данное время затруднительно, выполнение отдельных требований настоящих Правил по ходатайству судовладельца может быть отсрочено на согласованный срок. В необходимых случаях при этом могут быть установлены эксплуатационные ограничения (запрещение перевозки пожароопасных грузов и т.п.).

    361. Перед проведением проверки противопожарного состояния судна командный состав проводит подготовку судна к обследованию.

    zakonbase.ru

    Контроль и надзор за обеспечением пожарной безопасности с использованием новых технологий

    При координации со стороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в 2009 г. Ространснадзор выступил одним из заказчиков Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 г.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 972.

    В рамках этой федеральной целевой программы выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по темам: «Проведение исследований пожарной безопасности эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и разработка системы контроля готовности и мониторинга аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса» и «Разработка системы контроля и надзора за пожарной безопасностью при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава».

    Федеральная целевая программа реализуется поэтапно с 2009 г.

    Исследовательская работа

    Целью работы «Проведение исследований пожарной безопасности эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и разработка системы контроля готовности и мониторинга аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса» является снижение тяжести последствий авиационных происшествий путем создания эффективной системы контроля готовности и мониторинга аварийно-спасательных формирований и спасателей на аэродромах гражданской авиации. Обеспечение соответствия системы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов современному уровню развития гражданской авиации и международным стандартам.

    Для достижения поставленной цели в рамках работы на данный момент выполнены следующие мероприятия:

    • Проведена оценка действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы и международных документов, положения которыхсодержаттребования. методики, инструкции и рекомендации по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов воздушных судов гражданской авиации, атакже практику их применения в современных условиях.
    • Проведен анализ соответствия российских аэропортов гражданской авиации современным требованиям ИКАО в части аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов. По результатам проведенных оценок и анализов:
      • разграничены и сгруппированы имеющиеся недостатки по основным мероприятиям в области аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;
      • сделаны выводы о системном соответствии аэропортов гражданской авиации Российской Федерации стандартам ИКАО в области аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;
      • выявлены факторы, отрицательно влияющие на тяжесть последствий авиационных происшествий.
      • Разработаны методические и технологические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов на аэродромах, обеспечивающих соответствие российских аэропортов требованиям ИКАО, и методов их контроля, атакже разработаны методики проведения огневых испытаний для подтверждения эффективности предлагаемых решений.
      • Обобщены и систематизированы результаты предыдущих исследований. Проведены испытания, включая огневые испытания, по оценке эффективности предложенных в предыдущих исследованиях методов и технологических решений, направленных на совершенствование аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
      • На основании результатов обобщения и систематизации выполненных исследований разработаны:

      • система нормируемых показателей, комплексно характеризующих состояние аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов на гражданских аэродромах, которая предлагается в качестве опорной базы для разработки инструкции по контролю готовности и мониторингу аварийно-спасательного формирования в аэропортах Российской Федерации;
      • конкретные предложения по поправкам и изменениям требований нормативных документов гражданской авиации, предъявляемым к аэродромам и аэропортам в части аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов.
      • Установлено, что в целях повышения эффективности аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов представляются целесообразными разработка, проведение испытаний и внедрение:

      • аэродромного пожарного автомобиля среднего типа с повышенными скоростными и динамическими характеристиками;
      • новыхтипов пенообразователей с повышенной огнетушащей эффективностью, в том числе для тушения внутрифюзеляжных пожаров на воздушных судах;
      • новой автоматизированной системы аварийного оповещения.
      • Повышение эффективности

        Проводится научно-исследовательская работа, направленная на оценку возможности повышения эффективности аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме при ограниченной численности личного состава пожарно-спасательной команды за счет применения новых технологий, современной аэродромной пожарной техники и пожарно-технического оборудования и снаряжения.

        Результаты данной работы будут использованы для обоснования основных направлений совершенствования нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей организацию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов на аэродромах гражданской авиации, в системе подготовки соответствующих аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей, а также в системе контроля их готовности к ликвидации последствий чрезвычайных происшествий на воздушном транспорте.

        Учитывая имеющиеся компьютерные коммуникационные возможности обработки информации, можно установить ежедневное наблюдение показателей состояния аварийно-спасательного обеспечения и ежедневный контроль готовности с использованием контрольных карт в электронном виде.

        Контрольные карты для федеральных и международных аэропортов и таблицы сводных данных для региональных и муниципальных аэропортов с компьютеров каждого территориального органа Ространснадзора будут передаваться в центральный аппарат Ространснадзора. На основе полученных сведений со временем будет формироваться база данных о состоянии готовности аварийно-спасательных формирований, базирующихся на аэродромах всей сети аэропортов Российской Федерации.

        Разработка системы контроля и надзора за пожарной безопасностью при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава потребовала создания системы контроля и надзора за пожарной безопасностью при эксплуатации транспортных средств, то есть взаимоувязанной системы мер планирования и проведения контрольных мероприятий учета и анализа их результататов, анализа состояния пожарной безопасности (в том числе пожаров) на транспортных средствах, поддержки принятия превентивных мер по снижению пожарных рисков, а также автоматизация всех указанных процессов.

        Для достижения поставленной цели подписано соглашение «О взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований пожарной безопасности в сфере транспортного комплекса», разработан и внедрен в опытную эксплуатацию программно-аппаратный комплекс единой информационно-аналитической системы Ространснадзора, предназначенный для учета и автоматизированной обработки результатов контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств.

        Результаты работы будут использоваться Ространснадзором для контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств, для анализа общего состояния пожарной безопасности на транспорте, а также для разработки предупредительных и профилактических мероприятий по снижению количества пожаров и тяжести их последствий при эксплуатации транспортных средств.

        www.secuteck.ru

        Надзор за пожарной безопасностью на судах

        Памятка об организации и мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах

        Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении огневых работ

        3.1. Общую ответственность за состояние и обеспечение мер пожарной безопасности на СРП несет руководитель СРП, назначающий своим приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность на каждом объекте, в том числе при производстве огневых работ.

        3.2. Ответственность за пожарную безопасность ремонтируемого судна в целом при всех видах ремонта несет капитан судна.

        В случае принятия ремонтируемого судна на ответственное хранение судоремонтным предприятием ответственность за пожарнуюбезопасность этого судна несет администрация СРП.

        3.3. Строитель (прораб), назначенный приказом руководителя СРП ответственным за ремонт судна, несет ответственность за:

      • выполнение подготовительных работ на судне по обеспечению безопасного проведения огневых работ в соответствии с требованиями ППБО-145-84; (в том числе подготовку мест проведения огневых работ);
      • проверку соответствия места проведения огневых работ требованиям пожарной безопасности;
      • своевременность предоставления уведомлений о производстве огневых работ капитану ремонтируемого судна;
      • координацию различных пожароопасных работ;
      • вентилирование помещений судна, в которых производятся огневые работы;
      • обеспечение судна временными техническими средствами пожаротушения при демонтаже судовых энергетических установок и судовых систем пожаротушения;
      • подключение пожарной магистрали судна к пожарной магистрали дока (слипа) с момента постановки судна в док (на слип)
      • 3.4. Капитан судна несет ответственность за:

      • своевременность принятия решений и оформление разрешений на проведение огневых работ вахтенными помощниками;
      • допуск к огневым работам на судне исполнителей только с оформленным разрешением на право проведения этих работ;
      • обеспечение пожарной безопасности в местах проведения огневых работ и помещениях, прилегающих (смежных) к ним, в соответствии с требованиями руководящих документов;
      • обеспечение мест проведения огневых работ средствами пожаротушения;
      • организацию вахтенной службы и выделение дежурных в местах проведения огневых работ и смежных помещениях;
      • своевременное фиксирование проведения огневых работ в вахтенном журнале и журнале учета выдачи разрешений;
      • осмотр места проведения, огневых работ в течение 12 часов после окончания (первые 3 — 5 ч. постоянный контроль).
      • 3.5. Руководитель огневых работ (начальник цеха или участка, старший мастер или мастер) на ремонтируемом или строящемся судне несетответственность за:

      • качество и полноту инструктажа исполнителя огневых работ;
      • допуск к огневым работам исполнителя в соответствии с требованиями п.4.1.2. настоящей памятки;
      • безопасные методы проведения огневых работ в соответствии с требованиями ППБО-145-84;
      • исправность аппаратуры для выполнения огневых работ;
      • контроль выполнения всех требований по обеспечению пожарной безопасности места проведения огневых работ.
      • 3.6. Вахтенный помощник капитана несет ответственность за:

      • допуск к огневым работам на судне исполнителей с оформленными разрешениями и документами на право проведения этих работ;
      • пожарную безопасность мест проведения огневых работ и помещений, смежных с ними, в соответствии с требованиями руководящих документов и выполнение мероприятий, предложенных пожарной службой и капитаном судна и указанных в разрешении;
      • обеспечение первичными средствами пожаротушения мест проведения огневых работ на судне;
      • выделение из лиц судовой команды дежурных, обеспечивающих пожарную безопасность в местах проведения огневых работ и смежных помещениях;
      • качественный инструктаж дежурных;
      • своевременное фиксирование в вахтенном журнале начала и окончания огневых работ на судне;
      • ведение журнала учета выдачи разрешений на производство огневых работ;
      • контроль за местом проведения огневых работ после их окончания в течение 12 часов (первые 3-5 часов постоянный контроль)
      • 3.7. Исполнитель огневых работ (сварщик, газорезчик и др.) несет ответственность за:

      • извещение вахтенной службы на ремонтируемом судне о начале иокончании огневых работ;
      • правильную эксплуатацию аппаратуры для выполнения огневых работ;
      • безопасные в пожарном отношении методы производства огневых работ и соблюдение требований техники безопасности и Правил пожарной безопасности;
      • строгое выполнение указаний, полученных при инструктаже от руководителя огневых работ и представителя пожарной службы;
      • производство огневых работ только на подготовленном в противопожарном отношении месте;
      • своевременное принятие мер по тушению загорания или пожара
      • www.trans-service.org

        Статья 37. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности

        (Утратила силу с 30 августа 2012 года — Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ)

        Комментарий к статье 37 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

        Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ утверждены Приказом Минтранса России от 24 декабря 2002 г. N 158.

        В них определены основные требования относительно обеспечения пожарной безопасности на судах, находящихся в эксплуатации, на ремонте и отстое, включая организационные меры. Они обязательны к выполнению всеми судовладельцами и экипажами. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа. Устанавливается обязанность судовладельцев и капитанов судов организовывать изучение правил экипажами и обеспечивать выполнение на судах мероприятий, установленных данными правилами. Судовладелец должен обеспечивать противопожарную подготовку экипажа, которая состоит из таких мероприятий, как обучение экипажа мерам пожарной безопасности, общесудовые учения по борьбе с пожаром, обучение членов аварийных групп, обучение действиям в аварийных ситуациях, проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, инструктажи (первичные, плановые, внеплановые, вводные, повторные и вновь прибывших). Эти и иные положения подлежат проверке в ходе надзора за обеспечением пожарной безопасности на судах. Акцентировать внимание при проверках данного аспекта безопасности судоходства следует на нормативном и материальном обеспечении пожарной безопасности у судовладельцев, а также на знаниях требований пожарной безопасности ответственных лиц и навыков действия экипажа в ситуациях угрозы и возникновения пожара. Кроме того, на обеспечение пожарной безопасности направлены и иные акты, имеющие такую безопасность в качестве дополнительного предмета регулирования, в частности, Руководства по технической эксплуатации судов, Правила безопасности труда на судах, Положение о минимальном составе и иные. На основании федеральных ведомственных актов БОГУ на ВВТ издают региональные правила в данной области, а судовладельцы — локальные акты.

        По результатам проверок обеспечения пожарной безопасности также составляются акты установленной формы, предписания и решения, содержащиеся в них, тоже являются обязательными для всех лиц, которым они адресованы. Что касается проверки самих бассейновых органов, то они осуществляются управлениями государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России.

        Например, по результатам проверки, проведенной осенью 2006 г., Управлением Северо-Западного регионального центра МЧС России по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на имущественном комплексе ГБУ «Волго-Балт» было выявлено 273 недостатка.

        Другой комментарий к статье 37 КВВТ РФ

        Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимают невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, т.е. специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

        Контрольные функции за соблюдением и выполнением требований пожарной безопасности на судах, независимо от форм собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного режима выходящих в море судов смешанного плавания с выдачей свидетельств пожарной охраны осуществляется бассейновыми органами государственного управления.

        Так, Департамент речного транспорта Минтранса России в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» образовал в составе Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Государственную речную инспекцию надзора за пожарной безопасностью судов.

        За осуществление пожарного надзора с судовладельцев взимается сбор за надзор.

        Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности также реализуется посредством Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 24.12.2002 N 158 , согласно которому проводятся организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судах (в том числе в период эксплуатации):

        ———————————
        См.: Приказ Министерства транспорта РФ от 24.12.2002 N 158 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 10; 2003. N 36.

        — при перевозке пассажиров;

        — на судах, перевозящих взрыво-, пожароопасные и нефтеналивные грузы;

        — при стоянии судов у причалов и на рейдах;

        — на судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя;

        — при проведении на судах взрыво-, пожароопасных ремонтных работ.

        Согласно ст. 360 названных Правил, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте по результатам проверки при выявлении грубых нарушений требований правил пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и/или безопасности людей, вправе запретить или приостановить эксплуатацию судна (выполнение работ).

        К таким нарушениям относятся:

        — отсутствие условий для беспрепятственной эвакуации людей из судовых помещений;

        — несоответствие нормам количества огнетушащего вещества в системах пожаротушения, а также истечение срока проверки и испытания противопожарного снабжения;

        — отсутствие установленного нормативными документами количества членов экипажа, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах; истечение сроков медицинского освидетельствования и обучения этих лиц или выявление при фактической проверке неподготовленности их к работе в этих аппаратах;

        — невыполнение требований правил перевозки взрыво-, пожароопасных грузов на судне, допущенном к перевозке этих грузов;

        kvvtrf24.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.