Налоговая база налога с продаж

Налоговая база налога с продаж

21.10. Налог с продаж

Налог с продаж установлен ст. 20 Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ. Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Плательщиками данного налога являются:

— юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;

— иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации;

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг) реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:

— стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;

— услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе;

— услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ», а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:

— хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

— детской одежды и обуви;

— лекарств, протезно-ортопедических изделий.

— жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

— услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;

— зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

— услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

— услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

— услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;

— ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;

— услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

— товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

— путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;

— других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.

Ставка налога с продаж устанавливается представительными органами субъектов Федерации, но не выше 5%.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках, по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.

Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут расширять перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от данного налога.

Законодательные органы субъектов Федерации могут расширять льготный перечень товаров и услуг.

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акцизы.

С момента вступления в действие налога с продаж не взимаются следующие налоги:

— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

— сбор за парковку автотранспорта; сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;

— сбор за право использования местной символики; сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и проч.), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

— сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

— сбор за выигрыш на бегах; сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местные органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов, сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти;

— сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры); плательщиками сбора являются юридические и физические лица — собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки; ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти;

— налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

— сбор за право торговли; сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти; сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

— сбор с владельцев собак; сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.

Налог с продаж в США распространен как налог с оборота, представляющий собой процент от закупочной цены продукта, включаемый в его цену. В некоторых странах налог с оборота устанавливается на государственном уровне. В США налог с оборота взимается властями штатов и муниципальными властями. Налог с оборота является единым для всех. Независимо от уровня доходов население платит строго установленную ставку налога с оборота на любой приобретаемый продукт. Многие товары, как и в Российской Федерации, в США освобождены от налога с оборота, например, некоторые виды продовольствия, медикаментов и другие предметы первой необходимости.

Налог с оборота имеет фиксированную ставку. Этот налог не является прогрессивным. Иными словами, какой бы объем не составляли покупки, к ним будет применяться одна и та же ставка налога. Все платят этот налог в равной мере, независимо от платежеспособности и материального положения. Данный налог взимается по месту продажи товаров и услуг и поступает в бюджет государства.

Многие экономисты утверждают, что налог с оборота несправедлив, поскольку для малообеспеченных людей он является более тяжким бременем, чем для богатых. Вместе с тем налог с оборота весьма привлекателен для государства, поскольку он легко регулируется и его взимание не представляет большой сложности и затрат. Кроме того, достаточно легко определить размер доходов, обеспечиваемых за счет налога с оборота.

В различных штатах США, где взимается налог с оборота, муниципальные власти могут дополнительно увеличивать ставку налога с оборота для пополнения муниципальных средств, используемых на местном уровне. Например, в каком-либо городе возможно проведение референдума с целью определения, могут ли городские власти взимать дополнительный налог с оборота и использовать полученные средства на нужды города.

Для экономики переходного периода налог с оборота — это единственный способ обеспечения ясного, легко определяемого и просто собираемого источника доходов.

www.bibliotekar.ru

Налог с продаж в РФ. Кто будет платить. Проект закона

Статьи по теме

Налог с продаж в РФ планируется ввести в действие. Сейчас проект закона (скачать проект закона о налоге с продаж), подготовленный Минфином, проходит обсуждение. В статье поговорим о том, каким будет налог с продаж. Статья написана на основании проекта Федерального закона о налоге с продаж, подготовленного Минфином.

Внимание! По решению Правительства введение налога с продаж отложено на неопределенный срок, но пока говорить о том, что налога с продаж не будет рано. Журнал «Упрощенка» будет следить за решениями власти по налогу с продаж. В 2017 году появилась информация, что в правительстве обсуждается введение налога с продаж.

Налог с продаж — это Глава 30.1 НК РФ

В НК РФ появится новая глава 30.1 НК РФ. Налог с продаж — региональный налог. Это значит, что пока субъект РФ не примет закон о налоге с продаж, на территории этого региона налог с продаж не уплачивается.

Налог с продаж должны платить:

При этом платить налог нужно в случае, если ИП и ЮЛ реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором принят закон о налоге с продаж.

Вступление в силу закона о налоге с продаж. Кто и когда будет платить налог с продаж?

Федеральный закон должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. При этом малый бизнес должен уплачивать налог с продаж только с 1 января 2016 года. Послабления вводятся для упрощенцев, плательщиков ЕНВД и ЕСХН, а также ИП на патенте. Они не должны платить налог с продаж в 2015 году.

Однако проект был отложен на неопредленный срок. В марте 2017 года появилась информация, что налог с продаж будет введен как альтернатива повышения НДС.

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил идею, как пополнить казну: поднять ставку НДС с 18 до 22% и снизить страховые взносы с работодателей с 30 до 22%. НДС платят все, этот налог проходит через кассы и его тяжело не платить. А вот взносы из-за зарплат в конвертах работодатели часто недоплачивают. Поэтому налоговый маневр 22/22, по мнению Силуанова, будет предпочтителен.

Вместо повышения НДС в правительстве также обсуждается введение налога с продаж на физлиц, пишут Ведомости.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории региона физическим лицам.

Льготы по налогу с продаж

Если налогоплательщик одновременно проводит операции как подлежащие налогообложению, так и те, которые попадают под льготы, то нужно вести раздельный учет таких операций.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  1. хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  2. детской одежды и обуви по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  3. лекарств, протезно — ортопедических изделий;
  4. жилищно — коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
  5. зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
  6. услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
  7. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
  8. учебной и научной книжной продукции;
  9. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  10. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки) при проведении ими театрально — зрелищных, культурно — просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
  11. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  12. услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  13. услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
  14. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  15. услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями;
  16. ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
  17. услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
  18. предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.

Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается законами регионов. При этом ставка может быть от 0 до 3% на усмотрение субъекта РФ.

Налоговая база

Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж. Например, если продавец продает товар за 100 руб. (в эти 100 руб. входят НДС и акцизы), то окончательная цена товара с учетом налога с продаж составит 103 руб. при ставке налога 3%.

Налоговый период

Налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц.

Порядок исчисления налога с продаж

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Комиссионеры уплачивают налог с продаж, если по договору комиссии продажа товара производится комиссионером. То есть если деньги поступают в кассу комиссионера. Если же деньги поступают в кассу комитента, то тогда платить налог с продаж должен комитент.

Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из дат — день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, день поступления выручки в кассу или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Уплата налога с продаж и декларация

Налоговым периодом по налогу с продаж признается календарный месяц. Это значит, что платить налог и отчитываться по нему нужно будет ежемесячно. Формы отчетности установит ФНС России. А вот конкретные сроки их представления, а также сроки уплаты налога, будут прописаны в законе вашего региона.

www.26-2.ru

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
(Институт Гайдара)

Комментарии

НДС и налог с продаж: доводы «за» и «против»

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

iep.ru

Налоговая база налога с продаж

Власти вернулись к обсуждению налога с продаж – с введением новой контрольно-кассовой техники его станет легко администрировать, рассказали «Ведомостям» шесть федеральных чиновников. Налог с продаж может стать альтернативой повышению ставки НДС при налоговом маневре (Минфин предлагает снизить страховой взнос до 22% и повысить НДС до 22%), говорят трое из них. Время на обсуждение еще есть, указывает один из трех, все решения о налогах будут приняты после мая 2018 г.

Идея обсуждается внутри экономического блока, знает чиновник, на уровень правительства пока не выносилась. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет другой чиновник: это позволит не выделять его в чеке и не увеличивать цену на сумму налога. А еще не будет противоречия с решением Конституционного суда, подчеркивает он.

Сбор не может быть более 2–3%, предлагает чиновник: выше будет уже уход в тень. Идея обсуждается только в увязке с отказом от повышения НДС при налоговом маневре, убежден он: торговый сбор – лучшая альтернатива повышению НДС. Рост ставки НДС увеличивает нагрузку на всех, отвлекает оборотные средства, а сбор повлияет только на розницу, аргументирует он.

Еще есть идея часть сбора зачислять в муниципальный бюджет, знает другой чиновник: муниципалитеты будут заинтересованы в установке новых касс в рознице. Но решиться на это можно, только если будет 95%-ная уверенность в работе касс, основного инструмента администрирования, указывает он.

Минфин не комментирует изменения налоговой системы до выработки единой позиции правительства по этому вопросу, сообщила пресс-служба министерства.

В Минэкономразвития в установленном порядке такие идеи не поступали, заявил его представитель.

Снижение ставки страхового взноса при маневре – тема отдельная, указывает один из собеседников «Ведомостей». Если вводить налог с продаж, то взнос можно снизить, но не так радикально, отмечает другой: в любом случае это перераспределение нагрузки.

С июля 2017 г. новая кассовая техника будет обязательной для тех, кто уже использует кассы, а с июля 2018 г. – для тех, кто сейчас не обязан иметь кассу.

Отдельный вопрос – удастся ли наладить администрирование, говорит чиновник: скандал с нехваткой фискальной памяти показал, что даже переоснастить действующие магазины не так просто. Дефицит технического оборудования (самих касс и фискальных накопителей) наблюдался в регионах, фиксировались ошибки в эксплуатации новой техники, говорил руководитель группы мониторинга по применению контрольно-кассовой техники предпринимательской платформы Дмитрий Сазонов (цитата по «Интерфаксу»).

Если регионам дадут новый налог, можно будет централизовать в федеральный бюджет большую часть налога на прибыль, рассуждает чиновник: сейчас из 20% налога на прибыль 17% остается региону, новая разбивка может быть по 10% центру и региону. Регионы смогут получить дополнительные доходы: торговый сбор будет гораздо более стабильным, чем налог на прибыль, продолжает он: федеральный бюджет сможет уменьшить трансферты, система станет более сбалансированной. В итоге можно получить сразу два маневра – налоговый и бюджетный, заключает собеседник «Ведомостей».

Формат сбора хорош по двум причинам: во-первых, он уже есть в Налоговом кодексе, а во-вторых, позволяет обойти решение Конституционного суда, объясняет чиновник. Конституционный суд 14 января 2003 г. постановил, что взимание налога с продаж со стоимости товаров, которые покупаются индивидуальными предпринимателями, противоречит Конституции.

Налог с продаж можно будет собрать, дело не в администрировании, а в принципе: это неправильно и противоречит духу закона – два оборотных налога одновременно, надо выбирать, либо НДС, либо налог с продаж, считает высокопоставленный чиновник. «Лучше поднять НДС, – уверен он, – хорошо собирается, понятные честные деньги с добавленной стоимости». База для налогов разная, указывает другой чиновник: есть понятие розничной реализации, это и будет базой для сбора.

НДС все равно гарантирует более надежные поступления, предупреждает бывший чиновник. К тому же в разных регионах будет разный уровень собираемости налога с продаж и все равно больше будут выигрывать Москва и Санкт-Петербург, поскольку у них большая доля розничного оборота приходится на торговые сети, а другим регионам будет тяжело собирать налог с розничной мелочевки даже с учетом касс, переживает собеседник «Ведомостей», да и кассовая система до конца не проверена. Если кассы не покажут эффективности, получится, что куча денег потрачена просто так, поэтому в любом случае надо развивать этот механизм и делать его эффективным, спорит федеральный чиновник.

Введение налога с продаж в текущих условиях при ставке от 2 до 5% дало бы 0,3–0,8% ВВП (в условиях 2015 г.), следует из расчетов Института Гайдара, и Москва получила бы 15,6% всех поступлений, Московская область – 6,3%, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%, 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом получили бы 63% всех сборов.

Сам факт, что власть научилась администрировать кассы, не может служить достаточным условием для такого сбора, по сути, он дублирует НДС, говорит старший научный сотрудник лаборатории исследования бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Дать регионам деньги можно, например, через централизацию страховых взносов за неработающее население (0,8% ВВП), указывает он, если обкладывать потребление, то лучше это сделать через НДС, потому что такой налог уже есть.

И повышение НДС, и введение налога с продаж инфляционны, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, т. е. их повышение может ударить по карману потребителей. Вклад в инфляцию от повышения НДС на 4 процентных пункта Минфин оценивал в 2 п. п. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, говорит сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. С ним согласен и другой ритейлер.

www.vedomosti.ru

admin

Обсуждение закрыто.