Монетизация льгот заявление

Монетизация льгот заявление

Правила монетизации льгот

С недавнего времени льготная категория граждан нашей страны имеет право на монетизацию определенного перечня льгот.

Таким образом, оформив отказ от государственной помощи, можно получить небольшую прибавку к своим ежемесячным пособиям.

Какие льготы можно монетизировать? Как это сделать? Какими нормами закона регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все это подробно.

Законодательное регулирование вопроса

Этот вопрос регулируется Федеральным законом №122.

Основная суть данной программы заключается в том, что некоторым гражданам РФ нет особой нужды в получении определенных льгот, и чтобы хоть как-то это компенсировать, они имеют право получить за них финансовую компенсацию в виде надбавки к получаемому ежемесячному пособию.

При этом все услуги, по которым можно получить денежную выплату, закреплены в Федеральном законе №178, в последней редакции от ноября 2015 года, с изменениями от декабря 2015 г.

Перечень видов государственной помощи, доступных к выплате в денежной форме

Согласно Федеральному закону №178 вариант с монетизированием допускается в нескольких подвидах, а именно на:

  • транспорт;
  • медикаменты;
  • санаторно-курортное лечение.
  • Стоит отметить, что также допускается возможность и монетизировать льготы по оплате за коммунальные услуги. Причем граждане РФ отнеслись к такому нововведению по-разному. Во многом это связано с недостаточным информированием, поскольку многие считают это обманом. Многие уверены в том, что денежная выплата несоразмерна предлагаемым льготам.

    В любом случае, сам алгоритм монетизации весьма процесс. Изначально граждане оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, а потом через территориальный отдел социальной службы получают компенсацию.

    Использование данной возможности разными категориями граждан

    Пенсионеры

    На государственном уровне, как таковых льгот для граждан пенсионного возраста не предусмотрено.

    Однако местные органы самоуправления имеют право принимать свои законодательные нормы по предоставлению им каких-либо региональных льгот.

  • скидка на оплату за коммунальные услуги;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси;
  • скидки при покупке лекарственных препаратов и так далее.
  • В зависимости от того, что включает в себя набор социальных услуг граждан пенсионного возраста в каждом отдельно взятом регионе, каждый имеет право от него отказаться в полном либо же частичном объеме.

    Многодетные семьи

    Многодетные имеют право отказаться от такого набора социальных услуг:

  • бесплатное передвижение общественным наземным транспортом и метро всеми детьми и одного из их родителей;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • бесплатное получение путевок для детей в детские лагеря в возрасте от 7 лет;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.
  • Перечень льгот зависит от группы недееспособности.

    Для инвалидов 1 группы отказаться можно от таких льгот:

    • бесплатное передвижение в общественном транспорте;
    • проезд к месту санаторно-курортного оздоровления;
    • получение бесплатной путевки от социальной защиты населения на санаторно-курортное оздоровление;
    • получение медикаментов по назначению лечащего врача;
    • протезирование зубов в государственных клиниках;
    • протезирование конечностей либо же предоставление специальной ортопедической обуви.
    • Для инвалидов второй группы недееспособности допускается монетизация такого перечня льгот:

    • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, за исключением частных маршруток и такси;
    • бесплатное передвижение раз в год в оба конца к месту санаторно-курортного оздоровления;
    • предоставление раз в год бесплатной путевки на санаторно-курортное оздоровление по рекомендациям лечащего врача;
    • приобретение специальной ортопедической обуви со скидкой в 50%;
    • возможность бесплатного протезирования зубов в государственных медицинских учреждениях.
    • Для инвалидов, которые являются обладателями третьей группы недееспособности, перечень льгот, от которых можно отказаться и получить денежную компенсацию, имеют следующий вид:

    • получение скидки при покупке билетов на железнодорожный, воздушный и любой другой вид транспорта в размере 50% от полной стоимости билета;
    • безработные инвалиды с третьей группой могут приобретать лекарства со скидкой в 50%;
    • скидка на ортопедическую обувь (если она рекомендована лечащим врачом) в размере 50%.

    Ветераны труда

    Граждане, которые относятся к категории “Ветераны труда”, имеют право на получение такого перечня льгот (в том числе их монетизацию):

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте (исключением является пользование частными маршрутками либо же такси);
  • бесплатное медицинское лечение в государственных медицинских учреждениях;
  • возможность бесплатного протезирования зубов;
  • скидка в размере 50% при оплате билетов на железнодорожный транспорт, в период времени с сентября по май;
  • получение 50% скидки при осуществлении оплаты общей площади жилой недвижимости;
  • скидка за оплату коммунальных услуг.
  • Матери-одиночки

    Отказаться матери-одиночки в пользу денежной компенсации могут от таких разновидностей льгот:

    • бесплатные медицинские препараты для детей в возрасте до 3 лет;
    • предоставление безвозмездных путевок в детские лагеря с периодичностью один раз в год;
    • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси.
    • Ветераны боевых действий

      • получить все необходимое медицинское лечение бесплатно в военных госпиталях;
      • от государства им положено при необходимости бесплатное протезирование конечностей.
      • Помимо этого, в каждом конкретном регионе проживания предусмотрены свои дополнительные льготы, которые входят в набор социальных услуг.

        Детям-инвалидам

        Эта категория граждан имеет полное право вместо предусмотренного набора социальных услуг получить денежную компенсацию по таким льготам:

      • предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые были выписаны лечащим врачом по рецепту;
      • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, включая метро;
      • право на получение от государства при необходимости инвалидных колясок либо же другого медицинского оборудования, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.
      • Правила оформления

        После отказа денежная выплата будет производиться ежемесячно в качестве доплаты к пенсионному обеспечению.

        Куда необходимо обращаться?

        Для оформления монетизации, определенной льготной категории граждан необходимо будет обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту своего проживания и предоставить соответствующий пакет документов.

        Какой перечень документов необходимо подготовить?

        Согласно действующему законодательству основной перечень документов при отказе от льгот в пользу получения денежной компенсации имеет следующий вид:

      • оригинал и копия паспорта заявителя;
      • оригинал и копия пенсионного страхового свидетельства;
      • удостоверение, которое подтверждает наличие права на использование тех или иных льгот (от которых будет оформлен отказ);
      • заявление, которое заполняется совместно с сотрудниками Пенсионного Фонда.
      • При необходимости сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать предоставить дополнительный пакет документов (в зависимости от причин, по которым возникла такая необходимость).

        Что необходимо указывать в заявлении

        При составлении заявления совместно с сотрудниками ПФ необходимо помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения:

      • наименование государственного органа, в которое подается заявление;
      • инициалы заявителя;
      • адрес проживания;
      • набор социальных услуг, от которых отказывается заявитель;
      • дата составления;
      • подпись.
      • Категорически запрещается делать какие-либо помарки в заявлении и допускать ошибки.

        Действующим законодательством предусмотрен определенный период, когда необходимо подать все необходимые документы для получения денежной компенсации.

        Итак, подавать заявление со всем перечнем документов необходимо до 31 декабря текущего года. Это связано с тем, что компенсация выплачиваться будет на протяжении всего следующего календарного года. Если подать документы в поздний срок, в предоставлении денежной компенсации будет отказано.

        При этом обязательно нужно помнить о том, что отказываться согласно действующему законодательству можно не от всего перечня предоставляемых льгот. К примеру, можно отказаться от получения бесплатной путевки в санаторий и, соответственно, проезда к нему, а оставить в пользовании бесплатное получение медицинских препаратов и самого лечения в государственных клиниках. Говоря простыми словами, каждый льготник имеет полное право самостоятельно выбирать, какая помощь ему понадобится, а за что он может получить денежную надбавку.

        О замене льгот на проезд денежной компенсацией рассказано в следующем видеосюжете:

        posobie-help.ru

        Что такое монетизация льгот?

        Льготы – это дополнительные или преимущественные права, которые предоставляются государством либо региональными властями оговоренным категориям населения. Распространены такие преференции, как ежемесячные доплаты, повышенные пособия, пенсии, стипендии. Льготы могут существовать в качестве освобождения от оплаты либо скидок на оплату налогов, транспортных и ЖКХ услуг.

        Льготы как социальное явление унаследованы РФ от распавшегося Союза. По своей природе они являются атрибутом административно-командной экономики. С позиций рынка невозможно объяснить, по какому праву государство гарантирует бесплатный проезд льготнику в ущерб коммерческому перевозчику или почему работодатель воина-интернационалиста обязан оплатить ему дополнительное образование.

        До 1980 года льготники в СССР составляли мизерную часть населения, а государственные преференции предоставлялись за особые заслуги. В период 1980-1990 количество привилегий, приоритетных прав и скидок для разных категорий граждан увеличивалось в геометрической прогрессии. Причиной тому были популистские решения, принятые под влиянием левых сил.

        По состоянию на 2005 год существовало около 120 видов преференций и 200 категорий льготников. Количество людей, для которых были предусмотрены те или иные привилегии, достигало 70% населения. Это около 103 миллионов человек, из которых:

      • 20 000 000 – ветераны труда;
      • 5 200 000 – труженики тыла.
      • О проблемах системы свидетельствует следующее:

      • гарантированные законодательством льготы требовали финансирования в объеме, впятеро превышающем выделяемые средства;
      • сравнение перечней федеральных и региональных льготников выявило разницу в 8 миллионов человек;
      • в СМИ регулярно появлялась информация о коррупционных схемах вокруг натуральных льгот, в том числе – о невозможности получить бесплатные лекарства, которые сбываются на черном рынке.
      • Каким актом произведена монетизация льгот?

        Документом, который изменил ранее сформированный подход к льготам, стал ФЗ от 22.08.04 №122 или, как его окрестили государственные деятели и простые россияне, закон о монетизации. Интересно следующее:

      • слово «монетизация» в тексте закона отсутствует и является лингвистическим новообразованием;
      • официальное название нормативного акта почти не используется, поскольку состоит из 59 слов и занимает 8 строк;
      • его характер и содержание по сложности соответствует названию: ФЗ не является системным актом, а представляет собой перечень изменений в более чем 150 других законов; приблизительно столько же натуральных льгот им было отменено;
      • ФЗ №122 состоит из преамбулы и 156 статей, 25 из которых по состоянию на начало 2015 года исключены или утратили силу.
      • Закон №122, которым введена монетизация льгот:

      • ввел правило относительно льготников на будущее: тот, кто учреждает льготы, выплачивает их из собственного бюджета;
      • по-новому распределил ответственность за реализацию скидок и преференций между центром и регионами: если ранее за основу был взят вид льгот, то с 2005 – категория льготников;
      • не имеет обратного действия (что правильно с точки зрения законодательной техники): те, кто встал на квартирный учет до 01.01.05, обеспечиваются жилплощадью из федерального бюджета, а те, кто после – из регионального в порядке ЖК РФ.
      • Монетизация льгот регионального уровня

        Относительно ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других правообладателей регионального уровня, субъектам РФ предоставлено право монетизировать преференции по общегосударственному образцу либо оставить их в натуральном виде.

        Правительство понуждает местные власти переходить к замене натуральных льгот денежными. С одной стороны, с 2005 года им гарантирована субвенция из федерального бюджета в размере 40% от понесенных издержек на выплаты льготникам. С другой – государство упразднило практику «переваливания» на коммерческих поставщиков услуг бремени расходов, связанных с реализацией льгот. Например, сохранив право бесплатного проезда пенсионерам, региональные власти обязаны оплатить услуги транспортных организаций. Причем не просто договориться о бартерных вариантах, а именно рассчитаться живыми деньгами.

        Пилотные проекты полной монетизации льгот были реализованы в Тверской, Вологодской и Пензенской областях, а также в Татарстане. Большая часть регионов остановилась на смешанной системе денежно-натуральных преференций. Есть и те, кто напрочь отказались от внесения изменений в систему льгот.

        Монетизация льгот: 10-летние итоги

        Реформа по замене натуральных привилегий деньгами в 2005 вызвала массовые протесты в крупных городах, в то время как льготники в сельской местности были довольны новой политикой. Причиной тому стала смена баланса выгод. Например, для жителей крупных городов переход от бесплатного проезда в транспорте к денежной компенсации часто убыточен. И наоборот, сельским жителям, которые льготой практически не пользовались, выгодно ее получение деньгами.

        Отмена некоторых преференций и смена схемы их предоставления негативно отобразилась в основном на «афганцах», «чернобыльцах» и пенсионерах по возрасту. Последние в большинстве регионов оказались совсем без льгот. Многое зависело от региональных властей. Москва изыскала средства для реанимации большинства преференций в том виде, как они существовали на федеральном уровне до 2005. В культурной столице недовольство компенсационными выплатами вылилось в массовые протесты.

        Далее система выплат за льготы совершенствовалась, и они увеличились. Повысилось и довольствие военных. В 2008 была проведена монетизация льгот по ЖКХ-услугам. Однако этот процесс в каждом регионе проходил по-разному.

        Действующая система не идеальна, но однозначно прогрессивна. Ее «побочными» полезными явлениями стали:

      • способствование развитию муниципального транспорта, обновлению автопарков;
      • улучшение материальной базы учреждений, предоставляющих ЖКХ-услуги;
      • реформирование сферы естественных монополий;
      • ответственное отношение к введению льгот (установление новых преференций возможно только в случае финансового обоснования).
      • Ежемесячная денежная выплата общефедеральным льготникам в 2015 году

        Этот вид финансовой помощи установлен вместо натуральных льгот (кроме проезда на пригородных электричках, бесплатного обеспечения медпрепаратами и санаторного лечения). Действовавшие до 2005 натуральные льготы сохранены малочисленной группе льготников – Героям СССР, чернобыльским ликвидаторам и некоторым другим.

        ЕДВ выплачивается в качестве доплаты к пенсии из федерального бюджета таким категориям лиц:

      • участникам/инвалидам ВОВ;
      • обитателям блокадного Ленинграда

        lgotyinfo.ru

        Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2018 году?

        Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

        Закон о монетизации

        Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

      • коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
      • хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
      • убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
      • несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
      • Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

        Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

      • Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
      • Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
      • Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.
      • Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

        Перечень подлежащих монетизации льгот

        Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

        Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

        1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
        2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
        3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.
        4. Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

          Кто вправе монетизировать льготы?

          Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

        5. инвалидами войны;
        6. участниками ВОВ;
        7. участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
        8. блокадниками Ленинграда;
        9. лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
        10. гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
        11. членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
        12. инвалидами, в том числе несовершеннолетними.
        13. Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

          Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

        14. ветераны труда;
        15. дети-сироты;
        16. многодетные семьи;
        17. пенсионеры;
        18. лица, пострадавшие от радиации;
        19. малоимущие граждане;
        20. врачи и учителя из сельской местности.
        21. Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

          Оформление денежной компенсации

          Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

        22. паспорт;
        23. документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
        24. справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).
        25. В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

          При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

          Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2018 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

          Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

          Размер выплат

          Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

        26. 828,14 рублей за медикаменты;
        27. 128,11 рублей за путевки в санаторий;
        28. 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.
        29. Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

          Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

          Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

          Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

          Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2018 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

          Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

        30. после 70 лет – в размере 50%;
        31. после 80 лет – в размере 100%.
        32. На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

          Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

          subsived.ru

          Монетизация льгот заявление

          Министр обороны России Сергей Иванов заявил на правительственном совещании у Президента РФ Владимира Путина, что военнослужащие выиграли от замены льгот денежными компенсациями. Выступая на этом совещании, Иванов рассказал о повышении компенсаций военным за найм жилья. С 1 января 2005 г. выплаты увеличены с 500 до 1500 руб. для семей военнослужащих из трех человек и 2250 руб. – для семей из четырех человек. По словам Иванова, планировалось принятие постановления правительства о повышении надбавок за проезд в общественном транспорте на 200% в четырех субъектах Федерации – Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. На совещании у президента Иванов также сообщил, что в прошлом году для военнослужащих приобретены 24,3 тыс. квартир. По словам министра, его ведомству удалось «чуть-чуть сократить очередь бесквартирных военнослужащих». В 2005 г. Минобороны планирует приобрести для военнослужащих 27,1 тыс. квартир. Таким образом, Иванов одобрил закон об отмене льгот. При этом он заверил, что ни один военнослужащий от монетизации не пострадает.

          Между тем в прессе появились сообщения, что сразу после вступления закона в силу в приемную министра стали обращаться военнослужащие, которые жаловались на ухудшение своего материального положения. Агентство «Интерфакс» опубликовало результаты опроса в войсках со ссылкой на информированный источник в Совете Федерации. Этот опрос показал, что 80% офицеров Российской армии негативно относятся к закону о монетизации. Источник в Совете Федерации сообщил, что наиболее негативными факторами военнослужащие считают низкий уровень денежного довольствия, отмену льгот на бесплатный проезд в общественном транспорте и несоответствие реальной стоимости продпайка денежной компенсации. По данным Минобороны РФ, в настоящее время только 5% офицеров и прапорщиков (мичманов), а их в Российской армии насчитывается около 550 тыс., удовлетворены своим материальным положением (Военнослужащие выиграли от отмены льгот. «Аргументы и факты», 1 февраля 2005 г.).

          Газета «Новые известия» разместила на своих страницах целую серию публикаций, посвященных монетизации льгот. Корреспонденты подробно рассказывали о том, в какой ситуации оказались военнослужащие. В большинстве случаев действующие офицеры Российской армии, с которыми беседовали журналисты, утверждали, что отмена льгот может привести к катастрофическому оттоку кадров из Вооруженных Сил, поскольку сегодня военные фактически оказались за чертой бедности.

          «Сказать, что в армии остались недовольны принятым законом о монетизации льгот – значит не сказать ничего, – таков один из выводов газеты. – Как признаются сами офицеры, при выборе профессии льготы были мощным стимулом, а зачастую и единственным. Теперь этих стимулов нет. Военнослужащие, так же как и милиционеры, не имеют права бастовать и выходить на митинги. Единственной формой протеста и выражения несогласия остались для них рапорты об увольнении». По прогнозу специалистов, в ближайшее время у командиров на столах вырастут кипы прошений об отставке. Это может произойти как только офицеры разберутся, наконец, в хитросплетениях «льготного» закона. Единственные, по мнению журналистов, кого вопрос монетизации сегодня не слишком волнует, это представители генералитета. Ведь кратное повышение зарплаты подняло и без того высокий генеральский доход до заоблачных вершин.

          «Этот закон плохой, в нем практически все плохо, – заявил «НИ» управляющий делами Общероссийского профессионального союза военнослужащих Игорь Курочкин. – Закон приведет к тому, что в массовом порядке молодые офицеры, которые не прослужили и 10 лет, напишут рапорты об увольнении. Нет ясности с жильем. Живых денег военнослужащие пока не видели. И самое главное – отменен бесплатный проезд. Это ведь не льгота. В законе о военной службе четко написано, что военнослужащий имеет право на бесплатный проезд. Кроме того, например, члены семей лишились права на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях Минобороны». Слова Игоря Курочкина подтверждают и кадровые военные. «Старых офицеров просто некому будет сменить. Мы уже дослуживаем до пенсии, а вот молодежь по нашим стопам пойдет вряд ли, – заявил собкору «НИ» в Волгограде Станиславу Анищенко работник одного из военкоматов области, подполковник Эдуард Шабуров. – Судите сами: лейтенант со всеми надбавками получает около 3500 руб. в месяц. Теперь у него отняли льготы. Естественно, он уволится из армии и займется более доходной гражданской деятельностью. Ликвидация льгот еще больше усугубит кадровый голод в армии».

          Пока в оборонном ведомстве официально не признают, что офицерский корпус возмущен законом о льготах. «Еще рано говорить о массовом недовольстве военных отменой льгот. Большинство ведь пока еще не получили обещанных надбавок, – заявили «Новым Известиям» в пресс-службе Минобороны. – Хотя в общем наша позиция уже изложена министром обороны Сергеем Ивановым. Она заключается в том, что закон по сути правильный, но его исполнение оставляет желать лучшего». Высокопоставленные чины Минобороны отказались официально комментировать отмену льгот. Они согласились на разговор с корреспондентами только на условиях анонимности. «Ну конечно же личный состав достаточно негативно встретил монетизацию. Но пока рано говорить о конкретике, – сказал «НИ» сотрудник Минобороны РФ. – Дело в том, что многие еще не осознали, чего лишились. Люди еще не подсчитали, сколько они получили и сколько потратят».

          «Заявление Сергея Иванова о том, что его ведомство полностью компенсировало военным бесплатный проезд денежными надбавками, вызвало у офицеров, по меньшей мере, непонимание», – передает собкор «НИ» в Калининградской области Валерий Громак. «Министр обороны или не знает реального положения дел, или его вводят в заблуждение, – сказал офицер штаба Балтийского флота, просивший не называть своего имени. – Каждый день я езжу на службу из Балтийска в Калининград, плачу за дорогу туда и обратно 80 рублей. Плюс поездка на автобусе от вокзала к штабу флота и обратно. Это еще 20 рублей. С 1 января мне за сложность, напряженность и специальный режим службы добавили 1000 рублей. Их мне хватает, чтобы десять раз съездить на службу. Остальное вынужден платить из собственного кармана». В положении этого капитана 2-го ранга оказались сотни офицеров Балтфлота, вынужденные добираться на службу в Калининград из поселка Донское, города Черняховска, других населенных пунктов.

          Не лучше обстоят дела и с проездом матросов срочной службы. В том же Калининграде многие из них несут службу на объектах, расположенных на значительном удалении от части. Ежедневно добираться туда и обратно командам приходится на общественном транспорте. Ста рублей, компенсированных срочникам, хватает только на пять поездок в месяц. «Солдата-срочника призвало государство, оно же обязано дать ему все необходимое, – так прокомментировал собкору «НИ» в Краснодаре Сергею Перову ситуацию с лишением военнослужащих социальных льгот председатель союза ветеранов локальных войн «Боевое братство» генерал Игорь Агарков. – Если срочник обеспечен обмундированием и питанием, то брать с него деньги за проезд в трамвае как-то нелогично. Офицер в форме тоже не должен платить за проезд – хотя бы этой маленькой привилегией надо подчеркнуть его статус и государственную важность службы».

          На негативное отношение к «льготному» закону повлияло и то его положение, согласно которому сумму компенсационных выплат будут назначать непосредственно командиры. Многих офицеров это насторожило еще и потому, что отслеживать законность назначаемых сумм никто не собирается. «Если от военнослужащего поступит жалоба, то мы, естественно, ее будем рассматривать, но пока такого нет, – заявили «НИ» в пресс-службе Главной военной прокуратуры. – А конкретной установки на отслеживание того, как командиры назначают выплаты, у нас нет» (Служить бы рад. «Новые известия», январь–февраль 2005 г.).

          По мнению Олега Фаличева, автора серии статей о монетизации в газете «Военно-промышленный курьер», в результате реформы офицерский корпус оказался отброшенным на нижние ступени социальной лестницы.

          «Закон только заработал, – пишет журналист, – а протестные акции и митинги прокатились уже по всей стране. Всколыхнулось даже спокойное некогда Подмосковье – Солнечногорск, Дубна, Химки: пенсионеры, среди которых немало было и отставных военных, на несколько часов перекрыли Ленинградское шоссе. Уже после принятия закона власти спешно начали вычислять суммы денежных компенсаций, решать, через какие органы соцзащиты они будут отдаваться населению. Одна накладка тянула за собой другую, они росли как снежный ком».

          Автор статьи вспоминал и многократные обещания министра Зурабова, который уверял президента, что деньги будут выплачены всем до Нового года, никто не будет обделен, социальная справедливость будет соблюдена. На деле же люди в погонах в той же Москве (и в Подмосковье) ежедневно были вынуждены доплачивать за проезд от 26 до 50–60 рублей, в зависимости от того, откуда добирается до службы. О компенсациях в январе никто ничего не слышал, и не знал, какими они будут. Мероприятия, проводимые правительством, по мнению О. Фаличева, сродни большевизму: «Как когда-то насильно загоняли всех в колхозы, рапортуя начальству о досрочном выполнении планов коллективизации, так и сейчас решили быстренько «осчастливить» военных и иже с ними монетизацией, доложить президенту об успешном завершении социальной реформы. Однако бодрого доклада не вышло. Ведь даже самые обычные расчеты показывают: льготы компенсируются законом в среднем не более чем на 30–40%, а по ряду категорий вообще на 10–15%».

          «Военным бастовать не положено. Но, – напоминает корреспондент, – скрытое недовольство может приобретать самые различные формы. В Московском гарнизоне, например, где проезд в общественном транспорте особенно дорог, многие офицеры уже отказываются нести службу в патруле, поскольку это предполагает смену нескольких маршрутов, видов транспорта. Командиры частей в замешательстве: как отправлять посыльных, курьеров, не снабдив их деньгами? Из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, других городов поступают сигналы о том, что контролеры солдат не пускают в метро, а офицеров выставляют из автобусов со словами: «Отъездились, халявщики!».

          Автор статьи в «ВПК» также заостряет внимание на том, что в воинских частях монетизация спровоцировала поток рапортов молодых офицеров об увольнении из Вооруженных Сил. Обоснование одно: раз государство посчитало нас балластом, то мы вправе поступать адекватно по отношению к нему. По данным, приводимым О. Фаличевым, в Вооруженных Силах сейчас в очереди на досрочное увольнение стоят уже около 100 тысяч офицеров! Но кадровые органы имеют негласное указание не спешить с оформлением их документов.

          «Кое-кто считает льготы атавизмом, наследием прошлого. А что дало нашим военным нынешнее время? – ставит вопрос журналист. – Сегодня 28% военных находятся за чертой бедности. А ведь льготы это не только экономическая оценка ратного труда людей в погонах, фронтового и послевоенного поколений, но и моральная. Каждый из защитников Родины был уверен, что он их заслужил, а на заслуженное посягать не гоже. По словам премьера Михаила Фрадкова, ситуация с монетизацией льгот требует тщательного анализа. «Мы забежали немного вперед», – признался он журналистам. В свою очередь, Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов, например, сказал так: «Отмена льгот не продумана и ударила, прежде всего, по молодым офицерам. В том же Главкомате ВВС сейчас организовали движение собственного автобуса от штаба, находящегося за городом, в Москву. Так сейчас вынуждены поступать во многих гарнизонах России, изыскивать бензин. Хотя, понятное дело, этим проблему тысяч офицеров не решишь».

          Помощник Председателя Правительства РФ по вопросам социальной защиты военнослужащих Владимир Шаманов вообще высказал мнение, что на закон о монетизации льгот следует наложить мораторий. Об этом он заявил на пресс-конференции, посвященной отмене льгот военнослужащим. «Сегодня не следует искать виноватых, а надо принять конкретное политическое решение, которое определило бы механизм моратория либо конкретные меры реализации», – сказал он. По мнению Шаманова, само время введения закона не совсем удачное. Конец финансового года, начало другого. Кроме того, серьезным ударом по социальному статусу военнослужащих, помимо упразднения 50-процентной скидки на оплату жилья и пользование телефоном, стала отмена бесплатного проезда. «Это сказалось серьезным образом, прежде всего, на рядовом и сержантском составе, проходящем службу по контракту, а также на младших и старших офицерах», – подчеркнул помощник премьер-министра. Из-за этого говорить о росте престижа военной службы не приходится (О. Фаличев. Монетизацией – по армии. «Военно-промышленный курьер», 26 января – 1 февраля 2005 г.).

          СМИ сообщали и о проработке Минфином и военным ведомством указания В. Путина об индексации денежного довольствия военнослужащих на 20%. Как сообщила представителям прессы начальник Службы экономики и финансов Минобороны РФ Любовь Куделина, рассматривались два варианта реализации данного решения – простая индексация окладов по воинской должности и по званию или введение еще одного ежемесячного денежного поощрения. Журналисты заметили, что при реализации первого варианта автоматически увеличиваются пенсии офицеров и прапорщиков, уволенных в запас или в отставку. При втором варианте увеличивается только денежное довольствие действующих военнослужащих, а военные пенсионеры остаются за бортом. По словам самой Куделиной, Минфин склоняется ко второму варианту.

          Как сообщил газете «Независимое военное обозрение» советник аппарата Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Владимир Гаврищук, если законные права военных пенсионеров будут проигнорированы, то Минфин нарушит указание президента, поскольку Путин, встречаясь 24 января с членами правительства, прямо потребовал не вводить какие-либо надбавки, а реально повысить, то есть проиндексировать, денежное содержание военным. «Учитывая увеличение тарифов, это увеличение должно составить минимум 20% и произойти гораздо раньше, чем 1 сентября», – сказал тогда президент. Как известно, денежное содержание военнослужащих состоит из денежного оклада по воинскому званию и денежного оклада по должности. К ним начисляются различные надбавки за сложность ратного труда, выслугу лет, секретность и т.п. Таким образом, считает Владимир Гаврищук, слова президента могут означать только одно – повышение в соответствии с инфляцией денежных окладов и повышение базовых пенсий для военных пенсионеров.

          «Почему Минфин намерен забыть про военных пенсионеров, говорить не приходится, – пишет по этому поводу «НВО». – Пенсии для отставных офицеров и прапорщиков в среднем гораздо выше, чем среди гражданского населения. Вот, видимо, и решило правительство сэкономить на служивых ветеранах. Экономия при этом составит как минимум 24 млрд руб., поскольку расходы на пенсии отставникам, по словам Куделиной, в бюджете страны на 2005 год запланированы в размере 120 млрд руб. Между тем государству все же придется раскошелиться. Правительство уже утвердило предложение Минобороны и депутатов Госдумы об увеличении денежной надбавки за сложность ратного труда до 200%. Эту надбавку, как своеобразную компенсацию за отмену льгот за проезд, будут получать военнослужащие, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, а также в их пригородах. Для прапорщика такая надбавка составит почти 1800 руб., для полковника – почти 2500. В целом же эта надбавка утяжелит военный бюджет на 5–6 млрд руб. С учетом индексации денежного довольствия военнослужащих прибавки в расходы на оборону на 2005 г. составят около 50 млрд руб. Все эти деньги, по информации из СЭиФ Минобороны РФ, будут взяты из Стабилизационного фонда и будут оформлены в виде поправок к Федеральному закону о бюджете РФ на 2005 г.

          Придется позаботиться правительству и об обеспечении проезда к месту отпуска и для военнослужащих-контрактников. Ликвидированы имевшиеся здесь ранее льготы, и билеты на проезд в отпуск с 1 января 2005 года они должны оплачивать самостоятельно. Как сообщил начальник Центрального управления военных сообщений МО РФ генерал-лейтенант Георгий Соколов, контрактнику в целях компенсации ежемесячно выплачивается по 150 руб., в год набегает 1800 руб. На такие деньги билет на Дальний Восток или Камчатку, конечно, не купишь. Поэтому Минобороны РФ предлагает Минфину вернуться к практике выдачи для контрактников при следовании в отпуск воинских перевозочных документов (ВПД). Минфин пока на этот счет молчит. Но ситуация здесь с каждым днем усложняется. Прогнозируется рост (особенно летом, в период массовых отпусков) социального напряжения среди личного состава, набранного по контракту. И конечно, командиры частей, отправляя в отпуск солдат или сержантов, будут стремиться через выписку ВПД сгладить ситуацию. Если нет на этот счет постановления правительства, то выписка ВПД будет считаться незаконной. Возможно, деньги на эти цели подойдут с других статей военного бюджета. А в этом году, по словам Куделиной, на нецелевое использование ушло 1,2 млрд руб. История повторяется?» (В. Мухин. Финансовые маневры вокруг монетизации военных. «Независимое военное обозрение», 4 февраля 2005 г.).

          Не остался без внимания прессы и выход возмущенных людей в погонах на улицы. Сразу два крупных военных скандала с разницей в один день разразились в России накануне праздника Российской армии. Но если о проведении Всеармейского офицерского собрания, намеченного на 19 февраля, было известно еще с конца прошлого года, то выступление 18 февраля действующих офицеров 344-го Центра боевого применения и переучивания (ЦБПП) (г. Торжок Тверской области) застигло руководство Минобороны врасплох.

          О демарше боевых летчиков, которые высказали свое крайне негативное отношение к закону № 122, «Независимое военное обозрение» в частности сообщало: «Подобных выступлений Российская армия не знала, пожалуй, с середины 1990-х (по рассказам офицеров, тогда в одной из дислоцированных в Волгограде частей из-за многомесячной невыплаты пайковых командир батальона вывел к штабу части боевой танк). 344-й ЦБПП – часть элитная, это – своеобразная академия для летчиков боевых вертолетов. Здесь служат авиаторы, прошедшие все горячие точки. Много награжденных. И вот они, по сути, начисто опровергли недавнее утверждение министра обороны Сергея Иванова о том, что «монетизация льгот для военнослужащих прошла в целом нормально» и «что ни один военнослужащий от монетизации не пострадал».

          В принятом на офицерском собрании в Торжке тексте письма, направленного в Государственную Думу, говорится буквально следующее: «Лишение военнослужащих и членов их семей последних социальных льгот, не подкрепленное значительным повышением (минимум в 3–4 раза) их денежного довольствия, создало критическую социальную напряженность, способствует оттоку из армии наиболее квалифицированных кадров. Только в 2004 г. досрочно уволились 35 офицеров, в том числе летчиков – 13, бортовых техников – 3, инженеров-техников наземных служб – 19. Некомплект офицеров составляет 192 человека, прапорщиков – 62, военнослужащих, проходящих службу по контракту, – 20 человек». «Оснащение армейской авиации новыми типами боевой техники и вооружения осуществляется такими темпами, что через 2–3 года нам просто не на чем будет летать». Авторы также утверждают, что расформирование армейской авиации привело к потере боеготовности ЦБПП: общий налет летчиков сократился почти в 3 раза, а летчиков 1 класса в последние годы в Центре готовится почти в 6 раз меньше, чем раньше: «О плановой подготовке высококлассных специалистов мы давно забыли».

          Вот еще несколько характерных цитат, выражающих протестные настроения офицеров: «Российская армия стала единственной в мире, где военнослужащие для защиты своих законных прав вынуждены судиться с собственным Министерством обороны. В 2004 г. суды различных инстанций рассмотрели 166 заявлений военнослужащих ЦБПП по различным вопросам, в 150 случаях судебные решения были в их пользу». «Декларативные заявления высших государственных чиновников в СМИ о том, что за последнее время значительно улучшилось материальное положение и повысился жизненный уровень военнослужащих и членов их семей, не имеют ничего общего с реальной жизнью». И самый ошеломивший военное руководство мотив: «Практика показывает, что высшая законодательная и исполнительная власти РФ проводят целенаправленную работу по развалу собственной армии. Этот нелицеприятный, но объективный вывод мы делаем на основании реального положения дел в армейской авиации». Письмо от имени офицерского собрания было подписано начальником Центра генерал-майором Евгением Игнатовым. Комментируя это в одной из телепрограмм, Игнатов еще и подкрепил свои слова заявлением, что обещания государственных мужей «не помогают решать проблемы насущные. Люди хотят летать. Но мы не можем им этого дать. Они хотят служить, но мы не можем обеспечить нормальные условия службы».

          «НВО» особо подчеркивает в данной связи следующее: «Отношение к офицерским собраниям в частях у руководства Вооруженных Сил совершенно определенное. В том смысле, что формально они существуют, есть соответствующее Положение, введенное приказом министра обороны № 147 от 12 сентября 1992 г., однако практика их проведения в совершеннейшем загоне. Это признают все действующие офицеры. Поэтому то, что случилось в Торжке, – дважды неординарный факт».

          Свои собрания офицеры безбоязненно проводят лишь после того, как уволятся в запас. И 19 февраля в Москве прошло Всеармейское офицерское собрание, организованное Военно-державным союзом России (ВДСР), Союзами офицеров и казаков, Академией геополитических проблем и некоторыми другими военно-общественными и научно-аналитическими организациями Вооруженных Сил, спецслужб и МВД. Проведение этого мероприятия также сопровождалось скандалом. В огромной Москве офицерам так и не нашлось помещения для проведения своего сбора. Руководство Российской академии государственной службы, с которым после отказа Минобороны в предоставлении помещения был заключен договор на аренду конференц-зала и оплачены все расходы, в последний момент не пустило участников, сославшись на некие «технические трудности». А для «подстраховки» этого решения был приглашен ОМОН, который оттеснил генералов и офицеров от стен академии.

          «Возник несанкционированный митинг – рассказывает «НВО». – На нем, по разным оценкам, присутствовали от 400 до 600 офицеров, прибывших из 50 регионов России. Выступили вице-президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов, бывший министр обороны Игорь Родионов, верховный атаман Союза казаков России Александр Мартынов. Лишь один высокий чиновник появился здесь, да и то уже в самом конце собрания. Им оказался помощник премьер-министра России по вопросам социальной защиты военнослужащих Владимир Шаманов, герой Чечни, генерал-лейтенант запаса. Он успел выразить сожаление о том, что Министерство обороны проигнорировало это мероприятие». В этом с ним солидарны многие эксперты, которые считают, что от руководства Минобороны не убыло бы, поучаствуй оно в этом сборе. «Многие в нашем центральном аппарате и Генштабе как будто собрались служить до гроба, – сказал «НВО» один из полковников. – Как будто мы сами никогда не уйдем в запас, а потом и в отставку». Газета вспоминает в связи с этим, как сразу после развала СССР в начале 1992 г. на Всеармейское офицерское собрание, будучи загодя проинформированными о взвинченном настроении в среде офицеров, прибыли президенты Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев и часа два кряду терпеливо давали выступающим типа «черного полковника» Виктора Алксниса «выпускать пар».

          Сегодня в аппарате Минобороны, по словам корреспондента «НВО», «не воспринимают никакой критики. Действует административный принцип: кто не кричит «ура!» реформам «по Иванову», того вышвыривают на пенсию, как это недавно произошло с рядом военачальников, последним из которых был главный начбой Вооруженных Сил генерал-полковник Александр Скородумов. Между тем в ст. 3 Положения об офицерских собраниях прямо говорится: «. каждый офицер имеет право выступать по существу обсуждаемых вопросов. Какие-либо действия, направленные на зажим критики и ограничение свободы слова, не допускаются» (И. Плугатарев. Защитников Отечества защитить некому. «Независимое военное обозрение», 25 февраля 2005 г.).

          Подобным отношением к людям в погонах государство само способствует недопустимому в здоровом обществе явлению – политизации армии. Подробный материал на эту тему разместило на своем Интернет-сайте информационно-аналитическое агентство «Мониторинг и консалтинг».

          «Армия всегда старалась быть вне политики – и когда развалился Советский Союз и Вооруженные Силы утратили свой прежний могучий статус, и когда каждая из независимых республик стала реализовывать собственную концепцию развития ВС. В России, с ее более десяти лет продолжающимся конфликтом в Чечне и неспокойной обстановкой на южных рубежах, говорить о неполитизированости армии сложнее. Национальные и этнические противоречия, а также угроза международного терроризма имеют политические корни, и участвующая в разрешении этих проблем армия так или иначе оказывается втянутой в политику, как это участие не называй – отстаиванием национальных интересов, защитой проживающих за пределами страны российских граждан или антитеррористической операцией. На фоне непрерывно ухудшающегося социального положения военнослужащих данные аспекты не могут не отражаться на моральном состоянии армии, ведут к снижению ее боевого духа и авторитета, утрате веры в сильное государство и другие ранее незыблемые атрибуты. Если обратиться к данным соцопросов по стране в целом, то оказывается, что армия сегодня – самая негативно настроенная категория населения в отношении курса социальных реформ».

          Как известно, официальную позицию самого Минобороны выразил на встрече с депутатами Госдумы министр обороны Сергей Иванов. «Заявив о поддержке монетизации в целом, министр выразил понимание выраженной депутатами обеспокоенности реальным ухудшением материального положения военнослужащих и отметил необходимость повышения их денежного содержания, – сообщает агентство «МиК». – При этом он заявил, что армию ждет поэтапное сокращение (на 20% к концу 2008 г.) – это, видимо, уменьшит бедность в армии (по оценке экспертов, в прошлом году за чертой бедности проживала треть семей военнослужащих, в нынешнем году бедных в армии может стать вдвое больше) – и техническое переоснащение, буквально с этого года в ВС начнут поступать новое вооружение и военная техника. Также было сказано об активизации процесса перехода армии на контрактную основу и грядущем сокращении срока службы до одного года, о ликвидации многих льгот для студентов и т.д. В ситуацию вмешался президент В. Путин. В ходе совещания с членами кабинета министров он поручил правительству как минимум на 20% повысить денежное довольствие военнослужащих. Также президент поручил кабинету ускорить выпуск постановления об единовременных денежных выплатах военнослужащим в связи с вступлением в силу закона о монетизации льгот. В ответ премьер М. Фрадков пообещал, что на заседании правительства в ближайший четверг будет принято решение об увеличении надбавки по ЕДВ по ряду регионов сразу до 200%».

          Вдохновляют ли военных обещания власти? Эти вопросы «МиК» задал заместителю председателя Комитета по безопасности Госдумы Виктору Илюхину. «Я могу только одно сказать, – заявил корреспонденту депутат. – Власть делает все для того, чтобы армия политизировалась. Говорят, что нет внешнего проявления протеста. Но есть другой протест – скрытый и молчаливый, когда приходят на службу, а фактически не служат. Это еще страшнее. И самое главное – в Минобороны лежит огромная масса рапортов об увольнении, особенно среди молодых офицеров. Это факт, который признали все. Ведь этим «законом по монетизации» дали весомую основу, чтобы офицер в любой момент по своему желанию расторг контракт, так как условия контракта невозможно соблюсти, и они не соблюдаются. То есть государство ударило по самому себе, точнее, по одному из столпов своей государственности» (Власть делает все для того, чтобы армия политизировалась. «нформационно-аналитическое агентство «Мониторинг и консалтинг», 12 марта 2005 г.).

          www.yabloko.ru

    admin

    Обсуждение закрыто.