Формальные нормы правила

Формальные нормы правила

Неформальные социальные нормы

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам:

1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации.
Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе.
Пример: обращение к студентам на «Вы».

3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны.
Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу).
Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу).
Пример: неудобно опаздывать более чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.

Самоконтроль — самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом — демократии.

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции. Формальные позитивные санкции – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные, премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен. Памятника.

Неформальные позитивные санкции – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.

Формальные негативные санкции – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.

Неформальные негативные санкции – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.

Специальные области логистики
Транспортное хозяйство, или транспортная логистика
Внутрипроизводственная логистика
Сбытовая деятельность, или логистика сбыта
Логистика и типы логистической деятельности коммерческой организации

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Варианты соотношения формальных и неформальных пра­вил.

Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предпо­лагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на ос­нове вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному испол­нению своих служебных обязанностей. Если такие стимулы незначительны, формальные правила фактически могут оказаться менее жесткими, чем правила неформальные. Поэтому вопрос о соотношении формальных и неформальных правил, действующих в одних и тех же ситуациях, становится важным для пра­вильного понимания наблюдаемых фактов.

Названное соотношение мы рассмотрим сначала в статике, а затем в динамике. В статике возможны два варианта: (I) формальные и неформальные нормы со­ответствуют друг другу; (II) формальные и неформальные нормы не соответст­вуют (противоречат) друг другу.

Случай (I) является идеальным, в том смысле, что поведение адресатов фор­мальных и неформальных правил регулируется всеми возможными гарантами, действующими согласованно, так что вероятность неадекватного поведения в регулируемых ситуациях может быть оценена как минимальная. Можно сказать, что формальные и неформальные правила в этом случае взаимно поддержива­ют друг друга.

Случай (II) представляется более типичным, поскольку многие формальные нормы, вводимые либо государством, либо руководителями различных органи­заций, зачастую нацелены на реализацию их узких интересов, в то время как неформальные правила, разделяемые различными социальными группами, отве­чают интересам их участников. Разумеется, противоречие между такими инте­ресами вовсе не неизбежно, однако достаточно вероятно.

В соответствующих ситуациях фактический выбор адресатами не согласован­ных норм одной из них (и, следовательно, выбор в пользу наруш ения другой) обусловливается соотношением балансов выгод и издержек следования каждой из сопоставляемых норм. При этом наряду с прямыми выгодами и издержками каждого из действий, в состав таких балансов входят и ожидаемые издержки применения санкций за наруш ение альтернативного правила.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер.

9. формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя нефор­мального правила; иначе говоря, последнее формализуется, что позволяет дополнить действовавш ие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами; примером такого соотнош ения могут служить средневековые кодексы, в которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых государством, нормы обычного права, которыми руководство­вались горожане при разреш ении конфликтных ситуаций;

10. формальное правило вводится для противодействия сложив ш имся нефор­мальным нормам; если последние оцениваются государством негативно, соз­дание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, кото­рое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов дей­ствий государства в соответствующей сфере; типичный пример — введение запретов на дуэли, практиковавш иеся в дворянской среде вплоть до первой половины XIX века;

11. неформальные правила вытесняют формальные, если последние порожда­ют неоправданные издержки у их субъектов, не принося ощутимых выгод ни государству, ни непосредственно гарантам таких правил; в этом случае фор­мальное правило как бы «засыпает»: не будучи формально отмененным, оно перестает быть объектом мониторинга со стороны гарантов и, в силу своей вредности для адресатов, перестает ими исполняться; примерами могут слу­жить многочисленные прецедентные судебные решения в штатах США, принимав шиеся по отдельным конфликтным случаям и впоследствии забы­тые, вроде запрета чистить овощи после 11 часов вечера;

12. возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил; такие ситуации возникают тогда, когда последние вво­дятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила; в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного фор­мального правила, — деформализация правил; примеров могут служить нор­мы взаимоотнош ений в организациях, фактически складывающиеся «во­круг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффектив­но достигать поставленные цели.

В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.

textbook.news

Институциональная экономика. Вопрос №3

Формальные институты
Отличительные черты:
— разрабатываются и навязываются гос. органами
— нарушители наказываются формально; наказание прописывается в законодательстве;
— имеют систему мер принуждения к их исполнению
Виды формальных институтов:
— политические (конституция, закон, подзаконные акты и т.п.)
— экономические (налоги, квоты)
— системы контрактации* (письменные контракты)
* — способы оформления контрактов и меры принуждения к их исполнению

Неформальные институты
Внутренние, обязательные для выполнения нормы поведения, санкционированные и навязанные обществом.
Осн. признаки:
Нарушители наказываются неформально (как правило – исключением из группы)
Примеры: традиции, обычаи, бизнес-этика.
Виды взаимодействия формальных-неформальных институтов:
1.форм. институты появляются на базе хорошо зарекомендовавших себя неформальных институтов, являются их следствием и продолжением (религиозные заповеди -> средневековые кодексы -> статьи УК)
2.форм. институты создаются для противодействия неформальным институтам (вендетта)

Стоит отметить, что обычай не всегда совпадает с законом. Можно выделить зоны, где
— обычай совпадает с законом;
— обычай нейтрален по отношению к закону;
— обычай не совпадает с законом;
1) Обычай совпадает с законом. Общеизвестно, что у цивилизованных народов нет ни одного обычая, согласно которому убийство считалось бы хорошим поступком (в данном случае горцы с их обычаем кровной мести — исключение).
2) Обычай нейтрален по отношению к закону (т.е. он не противоречит закону, он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит). Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона, который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать.
3) Обычай не совпадает с законом (т.е. он покрывает сферу деятельности, которую закон не разрешает).

e-educ.ru

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную.

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

studme.org

Формальные нормы правила

6.4. Социальный контроль

Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления. Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные нормы, по большей части они их соблюдают. Более того, все хотят соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно, вы помните, что основная цель социализации — способствовать стремлению человека к конформизму. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми нормами без всякого принуждения. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение норм, сложившихся в обществе.

Изоляция применяется с целью отлучения лиц, нарушающих социальные нормы от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники. Обособление предусматривает ограничение контактов этих людей с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет им вернуться в общество, когда они снова будут подчиняться его нормам. Например, помещение человека на определенный срок в психиатрическую больницу.

Когда мы говорили о социальном прогрессе и рассматривали развитие общества, мы концентрировали свое внимание на изменении, привнесении нового. Однако, прогресс общества невозможен без «старого», если это «старое» заслуживает быть сохраненным для потомства. Важно сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Сохранить «живую ткань» социальных отношений помогает социальный контроль. Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента — нормы и санкции. Санкции — средства поощрения и наказания. Социальные предписания — запреты или разрешения, обращенные к индивиду или группе, и выраженные в особой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы — это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы — идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы — это предписание того, как надо правильно вести себя в обществе.

Существуют формальные и неформальные социальные нормы . Формальные нормы — это писаные законы и инструкции, которые, в основном, закрепляются государством как главным монополистом нормирования общественных отношений или его основными институтами. Но формальные нормы также являются неотъемлемыми атрибутами других социальных институтов и организаций, например, законы Шариата, устав партии и т.п. Неформальные нормы — это неписаные законы, которые закрепляются в правилах поведения гражданского общества, в первую очередь, в морали (нравственности). [1] Например, мода: никаким законом не предписано носить в этом сезоне брюки определенного фасона, но все знают, что так принято, так модно. Никакой закон не обязывает всех взрослых мужчин и женщин вступать в брак, но всем известно, что оставаться холостяком или старой девой нехорошо. Это значит быть «белой вороной», т.е. не таким как все.

Социальные нормы могут быть всеобщими или групповыми. Например, неформальная норма, осуждающая холостяков и старых дев носит практически всеобщий характер. В то же время, в одних слоях общества, (особенно прошлом) отношение к разводу в разных странах, в разные эпохи и даже в разных слоях общества в одной стране может быть совершенно различным. Так, в дореволюционной России в начале 20 века разводы были широко распространены среди высших слоев общества — дворянства, буржуазии, интеллигенции и рассматривались в этих группах населения как нормальный способ выхода из неудачного брака. Однако среди крестьянства разводов почти не было, а редкие исключения из этого правила сурово осуждались общественным мнением они считались «смертным грехом». Формальная норма соблюдения законов государства является общей для всех граждан, но есть групповые нормы для сотрудников милиции, военнослужащих и т.д.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает «неофициальность» и обычно применяется в небольших группах, например, общее собрание жильцов, военнослужащих, бойкот или одобрение товарищей, друзей и т.д. Формальный контроль ассоциируется с «официальностью», обычно он осуществляется в крупных социальных организациях и институтах и ассоциируется, в первую очередь, с государственными законами и приказами, распоряжениями, инструкциями лиц и учреждений, наделенных правом управления социальными процессами, например, уголовное, гражданское право, с одной стороны, прокуратура, суды, милиция, с другой.

Иногда санкции применяются неформально. Например, люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Общественное мнение в этом случае можно рассматривать как- совокупность представлений, оценок и здравых суждений, разделяемых большинством населения либо его частью. В этом случае общественное мнение практически сливается с моралью (нравственностью). Гонение, критика и насмешка представляют собой виды неформального контроля, препятствующие девиантному поведению. Социологи называют поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, девиантным. Подразумевают поступки или действия, не соответствующие нормам или правилам. Отклонения в положительную или отрицательную стороны грозят стабильности общества.

В социологии выделили следующие основные типы неформального контроля:

социальные вознаграждения , выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более серьезных проявлениях (например, повышении в должности);

наказание — «недовольный взгляд», критические замечания и даже угроза физической расправой непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить;

убеждение — еще один способ воздействия на девиантов (девиант — любой человек, отклонившийся от общепринятых норм). Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки в необходимости поддерживать свою спортивную форму;

последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм, при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу — такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время (главным образом в результате борьбы женщины за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться чем-то предосудительным и позорным для мужчины.

Систему формального социального контроля, как правило, осуществляют общественно — государственные организации и правила, предназначенные для защиты порядка. Почему государственные? Да потому, что, как мы говорили ранее, государство является общественным институтом, монополизировавшим право осуществления социального контроля. Например, уголовное право как система формального социального контроля, в которой существует несколько определенных этапов, превращающих индивидуума в девианта. Прежде всего он подвергается аресту. На следующем этапе девиант предстает перед судом по уголовным делам, который выносит приговор, решающий его дальнейшую судьбу. Наконец, в зависимости от результата второго этапа он может попасть в тюрьму или подвергнуться другому виду наказания.

Милиция, прокуратура и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы и пр. В органах социального контроля имеется многочисленный аппарат сотрудников, включающий офицеров полиции, судей, юристов, служащих тюрем, сборщиков налогов и чиновников правительственных органов управления и т.п.

Но формальный контроль присущ также и негосударственным социальным институтам, например, церковь, мораль (нравственность) контролируют достаточно большую сферу регулирования и нормирования общественных отношений. Мы сейчас порой не задумываемся почему уступаем место старшим, почему оказываем знаки внимания женщинам, покровительствуем детям. Просто — так положено согласно нормам морали. Есть примеры существования государств, которые живут по законам шариата. В них доминирующую роль играют светские с религиозным окрасом нормы контроля в основных социальных сферах жизни: семья, развод, правила поведения и т.д.

Таким образом, если бы не было социального контроля, люди бы делали все, что им нравится. В обществе царил бы хаос. Социальный контроль — «фундамент» стабильности общества, упорядоченности общественных отношений. Основные функции социального контроля:

нормирование общественных отношений, то есть определение тех границ поведения и деятельности в конкретном обществе, когда определяется грань между тем, что такое хорошо и, что такое плохо для данной общественной системы, например, в европейский странах находится в общественных местах женщине с голой грудью это плохо, а в некоторых африканских племенах это хорошо, то есть это является нормой;

обеспечение баланса интересов различных социальных групп, слоев, личностей, то есть определение степени свободы деятельности и поведения людей, социальных групп, общностей, когда не преступается грань ущемления степени свобод деятельности и поведения других участников социального взаимодействия, например, по правилам общежития можно громко слушать музыку до 23 часов, но после это считается нарушением, которое ущемляют право на отдых соседей и т.д.;

консервативно — охранительная, то есть самим фактом своего существования, социальный контроль обеспечивает охрану баланса общественных интересов и отношений, обеспечивает преемственность правил поведения в обществе.

[1] Понятие мораль имеет греческое происхождение и означает нравы, обычай. Понятие нравственность имеет русское происхождение с корнем нрав, норов. То есть в буквальном смысле в русском языке они употребляются как синонимы.

read.virmk.ru

admin

Обсуждение закрыто.

Copyright © 2018-2021 Коллегия адвокатов. Все права защищены