Страховка от безработицы

Страховка от безработицы

Страховка от безработицы

В России в перспективе можно вернуться к страховой модели финансирования пособий по безработице, считает министр труда Максим Топилин. Институт страхования от безработицы за счет взносов работодателей действовал в России до 2001 года, но сейчас пособия по безработице финансируются из общих поступлений федерального бюджета, по сути являясь формой государственной социальной поддержки. В Министерстве труда делали расчеты, по которым вышло, что даже 1% отчислений из фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать защиту тех, кто потерял работу, рассказал Топилин в интервью РБК.

«Большинство стран живут в страховой системе [пособий по безработице]. И страхование от безработицы у нас было — до 2001 года. Опять-таки, это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами. Профсоюзы однозначно за. Но вопрос, какой установить тариф», — сказал министр. «Он не должен быть большим. Мы считали, он мог бы быть приблизительно 1%», — сообщил Топилин.

В России с начала 1990-х по 2001 год существовал внебюджетный Фонд занятости, который наполнялся посредством сбора взносов в размере 1,5–2% от фонда оплаты труда. Подобная модель страхования от безработицы характерна для большинства западных стран. Ее экономический смысл в том, чтобы гарантировать компенсацию именно за потерю заработка. В то время как лица, например, впервые ищущие работу после окончания вуза или желающие возобновить трудовую деятельность после долгого перерыва, не подпадают под страховые пособия, но могут претендовать на социальную помощь из бюджета.

Сейчас в России социальная поддержка безработных входит в расходные обязательства бюджета, которые не имеют под собой конкретного источника финансирования. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам регионов. При этом значительную часть получателей пособия составляют граждане, впервые ищущие работу или долгое время не работавшие.

По словам Топилина, 1% страховых взносов с зарплат — это порядка 200 млрд руб. в год. А сейчас на пособия тратится только около 40 млрд руб. Значит, страховые пособия по безработице были бы существенно выше текущих, следует из слов министра.

В 2016 году на выплату пособий по безработице из федерального бюджета было выделено 41 млрд руб., в 2017 году запланировано 43 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства и закона о бюджете на 2017–2019 годы.

Но переход к страховой модели защиты от безработицы может произойти не сразу, а за пределами 2020–2022 годов, считает Топилин. «По поводу теоретического построения ни у кого нет вопросов. Работодатели считают, что страховая модель обеспечения граждан в случае потери работы более правильная, чем существующая. Но вопрос в том, где найти вот эту долю, с тем чтобы обеспечить замещение федеральных денег, которые сейчас идут на пособия, страховыми деньгами», — сказал министр.

Пока же Минтруд хочет сократить круг получателей пособия, чтобы ресурсы направлялись «на тех, кто реально ищет работу сразу после ее потери, и ищет максимально быстро», рассказал Топилин. Соответствующий законопроект сейчас проходит согласование с Минфином и Минюстом. «Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд руб. в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например по сокращению», — сказал министр. Повышение возможно за счет прекращения выплаты пособий в минимальном размере (850 руб.) тем, кто длительно не работал или вообще никогда не работал. Пособия по безработице в России не менялись уже несколько лет и составляют от 850 до 4900 руб. «Регионы имеют механизмы по оказанию соцпомощи — можно обратиться в местную соцзащиту, если нет доходов. Только не надо использовать канал безработицы, если вы не ищете работу», — объяснил Топилин.

www.rbc.ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Время, Саратов, 28 июля 2008 г.

«Серая» засуха

Наличие так называемых «серых» схем в сфере агрострахования никто из наших экспертов не опровергает. Пожалуй, только чиновники от сельского хозяйства о таких методах работы ничего не знают. А, может быть, просто не хотят знать? Но винить их за это тоже было бы неправильно — не в их силах изменить ситуацию. Хотя, с другой стороны, «страусиная позиция», которую в этом вопросе занимает областной минсельхоз, решению проблемы не способствует.

Экономика и время, Санкт-Петербург, 28 июня 2010 г.

Страхование от безработицы: выбор модели

Заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что в стране необходимо внедрять страхование от безработицы. Премьер-министр РФ Владимир Путин одобрил идею обязательного страхования безработицы, но считает это возможным только в посткризисный период.

Страховщики готовы работать в новом направлении. Однако пока о страховании безработицы россияне знают значительно меньше, чем о страховании имущества и жизни

Во всех развитых странах существуют две модели защиты от безработицы — либеральная (характерна для североамериканских стран и частично Великобритании) и социальная (характерна для большинства стран Западной Европы). Первая модель строится исключительно на основе страховых принципов. Вторая — на основе тесного взаимодействия двух систем: страхования от безработицы и системы социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через государственную службу занятости населения.

Глазами страховщиков

Как рассказал заместитель руководителя департамента имущественного страхования ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ» Юрий Иванов, цель первой системы — поддержка экономически активного населения на ограниченный период времени. Цель второй — поддержка беднейших слоев населения на относительно продолжительный период времени.

В европейских странах охват занятого населения страхованием от безработицы составляет, по разным оценкам, от 60 % до 80 %. В странах, которые придерживаются либеральной модели, уровень охвата занятых обязательным страхованием от безработицы вдвое ниже (в основном, работники с относительно низкой заработной платой). Предполагается, что высокооплачиваемые работники сами добровольно страхуются от возможного риска безработицы. «Для России нужна вторая модель. Особенно в текущий период, который усугубляется не закончившимся до настоящего времени финансовым кризисом», — подчеркнул Юрий Иванов.

Заместитель директора Центра страхования финансовых рисков СК РОСНО Виталий Ус считает, что инициатива зампреда Правительства РФ Александра Жукова во многом своевременна, такие страховки достаточно давно и успешно продаются на Западе (есть вполне конкретная привязка такого страхования к кредитным программам и страхованию от несчастного случая и смерти).

Существует два варианта реализации такого страхования. В первом свои риски страхуют банки-кредиторы (риск невозврата части кредита по причине потери заемщиком работы), во втором варианте страхователем выступают сами граждане — работники предприятий и организаций, обратившиеся в банки за кредитами; при этом страхуется риск возникновения убытков непосредственно у работника, связанных с потерей им работы.

В России есть свои отраслевые особенности, есть специфика рынка труда, но все это не является настолько экзотичным, чтобы говорить о том, что данное страхование у нас невозможно, считает Виталий Ус. И подтверждение тому — готовность крупнейших западных перестраховочных компаний предоставлять российским страховщикам защиту по таким рискам. «Все еще высокий уровень безработицы, как официальной, так и латентной, неопределенность экономических перспектив, желание отдельных банков сделать данное страхование еще одной «дойной коровой», что может повлечь за собой негативную реакцию со стороны самих заемщиков и, в итоге, со стороны ФАС», — заметил Виталий Ус. Он полагает, что, возможно, определенные законодательные инициативы были бы полезны для развития этого страхования, в том числе, и в части налого-обложения расходов на такое страхование и страховых выплат.

Взгляд рекрутинговых агентств

«Риски, связанные со страхованием от безработицы, очень велики, потому что никто сегодня не может быть уверен в завтрашнем дне, — отмечает гендиректор компании «ПетроСтимул» Станислав Куликов. — Наверное, сама идея подобного страхования хороша — но насколько жизнеспособна?». Он отметил, что никогда страховая компания не возьмет на себя риски на предприятии, где не соблюдаются все нормы и правила техники безопасности, культуры труда.

«Для меня абсолютно неясно, кто будет выступать страхователем в этом случае, — говорит директор рекрутингового агентства «Персонал-Сервис» Евгений Губанихин. — Я пока не вижу того лица, которое бы взяло на себя эти функции». По его мнению, работодателю это не по силам. Евгений Губанихин не видит смысла и для государства брать это на себя. Сам работник также страховаться не будет.

«Не хотел бы отвергать идею страхования безработицы. Надеюсь, это не просто надуманная инициатива сверху», — замечает директор «Персонал-Сервис». Он не считает конструктивным и идею по привлечению страховщиками агентств по трудоустройству, потому что «в Петербурге практически не существует агентств по трудоустройству граждан». Как поясняет Е. Губанихин, в основном компании занимаются поиском персонала, а помощь в устройстве на работу оказывают центры занятости населения и ярмарки вакансий.

Оценки общества

Люди, анализирующие ситуацию на рынке труда, подходят к вопросу по-разному.
Преподаватель, доцент Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Костенко говорит: «Наша реальность такова, что большинство новых инициатив в социально-финансовой сфере оборачивается фактически дополнительным налогообложением, явным или скрытым. Мне кажется, что введение страхования от безработицы «сверху» может закончиться переложением ответственности за поддержку безработных с госбюджета на фонд оплаты труда предприятий».

СОЦПРОФ положительно относится к этому предложению, но вопросы страхования от безработицы пока не рассматривает, сосредоточившись на защите прав трудящихся.

Председатель территориальной организации общероссийских профсоюзов рабочих и служащих ВМФ Кронштадта Светлана Шихова отозвалась об инициативе А. Жукова так: «Я, как бывший председатель профсоюзов Кронштадтского морского завода, на котором по сокращению штатов был уволен 681 человек — за страхование безработицы».

По состоянию на апрель 2010 года численность в России экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн человек, или около 53% от численности населения страны. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском ФО.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 59% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости.

По сведениям Комитета по труду и занятости населения Петербурга, за информацией о положении на рынке труда в январе-апреле 2010 года обратилось 61,2 тыс. граждан.

Вся пресса за 28 июня 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Регулирование

www.insur-info.ru

Роструд взялся прививать культуру страхования гражданам страны. Предполагается, что на новом сайте ведомства «Работа в России» взрослому населению будут предлагать полисы страхования на случай потери места работы. Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити, рассказала о перспективах проекта чиновников.

Инициативу Роструда планируется реализовать в наступающем 2015 году. Делается это своевременно, если учитывать нестабильную ситуацию на рынке труда. Политическое и экономическое положение способствует и будет в ближайшее время способствовать росту количества сокращений. Сегодня ряд компаний покидает российский рынок, другие констатируют снижение объемов из-за сокращения финансирования, введения санкций и других существующих на рынке проблем. Уже с весны этого года эксперты Юнити отмечают стремление компаний к оптимизации штата. Были и крупные сокращения, например, на АвтоВАЗе. В целом, пока большой волны массовых увольнений не наблюдается. Но ситуация дает гражданам лишний повод задуматься о риске ликвидации компании-работодателя.

Спрос порождает предложение

Некоторые страховщики считают сегодняшнюю ситуацию возможностью для активного роста спроса на новую услугу. И, например, ВТБ Страхование уже воспользовалось ею, объявив в октябре о запуске продаж в «Евросети» полисов на случай потери работы «Жить – не тужить». Однако другие страховщики, напротив, высказывают опасения, связанные именно со своевременностью услуги. Дело в том, что прибыльность данного продукта в условиях нестабильности и сокращений сильно снижается. Ведь во время кризиса резко увеличивается количество страховых выплат.

Однако кто же будет покупать страховку? Нужно понимать, что приобретение полиса – это дополнительные затраты. И, возможно, многие граждане не смогут их себе позволить на фоне заметного снижения общего уровня жизни, экономической нестабильности, инфляции. Если у человека практически весь доход уходит на удовлетворение базовых потребностей, то он вряд ли будет думать о завтрашнем дне и страховать риски.

Заинтересован в услуге будет, прежде всего, персонал очень крупных публичных компаний, традиционно действующих в рамках трудового законодательства.

Надо также учитывать, что страховой случай распространяется на сотрудников, попавших в ситуацию сокращения персонала, ликвидации или переезда компании. Основная проблема заключается в том, что зачастую сотрудников не сокращают, а увольняют по собственному желанию или по каким-либо другим причинам. Не секрет, что в ряде компаний работники знают заранее об отсутствии возможности получения каких-либо компенсаций в случае сокращения и понимают бесполезность страхования. Следовательно, заинтересован в услуге будет, прежде всего, персонал очень крупных публичных компаний, традиционно действующих в рамках трудового законодательства.

Также на востребованность страховки будет влиять возраст работника. Люди зрелого возраста имеют значительно меньше шансов на быстрое и успешное трудоустройство. Ну и ключевым фактором принятия решения будет соотношение уровня заработной платы, стоимости страховки и размера предполагаемой премии. В зависимости от него сотрудник будет оценивать целесообразность дополнительных затрат.

Контроль за безработицей

Интерес самого Роструда в популяризации данного продукта, возможно, связан со стремлением государства наладить контроль и учет безработицы. Процент граждан, встающих сегодня на учет в органы службы занятости, довольно низок. Необходимость предоставить соответствующую справку для получения страховки повысит количество обращений. Активность граждан в вопросе трудоустройства должна поднять и необходимость (по условиям договора) принимать меры для заключения нового трудового контракта. В числе них: консультации специалистов службы занятости, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией; участие в профподготовке, переподготовке или повышении квалификации.

Однако для самих страховщиков необходимость контролировать множество моментов сильно снижает привлекательность инициативы ведомства. Правы и те из специалистов, кто говорит о возможности сговора работодателя и сотрудника. Хотя в этом случае несоблюдение многими компаниями законодательства скорее будет играть роль сдерживающего фактора. На российском рынке наверняка могут возникнуть и другие риски, ведь работник может спровоцировать увольнение и растягивать продолжительность выплат. Это, скорее всего, приведёт к введению множества ограничений относительно заёмщиков, а значит, сильно сузит и без того небольшой пул потенциальных покупателей страховки.

Татьяна Голубниченко, для журнала «Расчет»

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в профессиональной прессе для бухгалтеров. Оформите быструю подписку >>

www.buhgalteria.ru

СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики . А.Н. Азрилиян . 1997 .

Смотреть что такое «СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ» в других словарях:

СТРАХОВАНИЕ ОТ ПОТЕРИ РАБОТЫ — см. СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ … Большой экономический словарь

Страхование Ответственности Предпринимателей Перед Работающими По Найму — вид обязательного страхования на случай безработицы, страховые фонды формируются за счет регулярных отчислений компаний и предпринимателей. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Страхование — I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Страхование (дополнение к статье) — По С. от огня в течение 1900 1906 гг. изданы следующие важнейшие узаконения. 10 июня 1900 г. утверждено новое положение о взаимном С. строений от огня в губерниях Царства Польского (см. Россия). Им отменен предельный в 10 тыс. руб. размер… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПЕРЕД РАБОТАЮЩИМИ ПО НАЙМУ — вид страхования на случай безработицы, страховые фонды формируются за счет регулярных отчислений предпринимателей. В нашей стране этот вид страхования является обязательным … Большой бухгалтерский словарь

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПЕРЕД РАБОТАЮЩИМИ ПО НАЙМУ — вид страхования на случай безработицы, страховые фонды формируются за счет регулярных отчислений предпринимателей. В нашей стране этот вид страхования является обязательным … Большой экономический словарь

СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ОТСУТСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ — В страховании ответственности: программы страхования от убытков, связанных с потерей доходов в результате отсутствия занятости, финансируемые за счет налогов на заработную плату и являющиеся объектом управления как федерального правительства, так … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Государственное страхование рабочих — страхование бывает в этом случае всегда обязательным для всех рабочих или для определенных групп их (напр., для рабочих крупной промышленности). Государственное страхование может обеспечивать рабочих от всех видов риска (от увечья, на случай… … Популярный политический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

Социальное страхование — Эта статья в данный момент активно редактируется участником Анна Н. Павлова 08:58, 24 декабря 2012 (UTC). Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты… … Википедия

big_economic_dictionary.academic.ru

Страховка от безработицы: Минтруд предлагает ввести новый вид взносов

Даже при наличии работы далеко не всем россиянам приходится «сладко». Но еще хуже чувствуют себя безработные – максимальный размер выплачиваемого им пособия не достигает даже 5 тыс. рублей. Проблема в том, что выплаты считаются формой социальной помощи, а это прямые издержки федерального бюджета, который, как известно, испытывает серьезный дефицит. Чтоб изменить существующую модель, и обеспечить безработным более высокий уровень помощи, Минтруд предлагает перейти на модель страхования от безработицы. Мол, большинство развитых стран используют данный формат, да и в России он существовал до начала 00-х.

Переход на такую систему возможен в перспективе ближайших 5-10 лет, а размер отчислений не должен превышать 1% от выплачиваемой заработной платы. Несмотря на необходимость обсуждения новой модели с общественностью и работодателями, в Минтруде уверены – такой формат в будущем позволит существенно поднять выплаты по безработице. Пока же ведомство согласовывает анонсированный еще в 2016 году проект документа, который должен ограничить число адресатов, и сделать его более адресным.

Страховая система

Чтоб вернуться к ранее существующей системе, по словам министра, нужно проводить публичные и партнерские обсуждения в рамках трехсторонней комиссии (профсоюзы, бизнес и правительство). Представители рабочих наверняка будут за. В случае официального появления подобной инициативы, предметом особого обсуждения станет размер взноса. По расчетам Минтруда, хватило бы минимального взноса – оптимальным был бы тариф в 1%. Топилин утверждает, что такой размер взноса ежегодно приносил бы в новосозданный фонд около 200 млрд рублей, а сегодня бюджет этого направления составляет всего около 40 млрд. И действительно, по открытой информации казначейства, в прошлом году на эти цели было потрачено около 41 млрд рублей, а в текущем году на эти цели будет выделено всего на 2 млрд больше.

Следуя логике министра, применение модели страхования от безработицы и пятикратное увеличение финансирования пособий позволило бы существенно повысить размер выплат гражданам, в 4-5 раз. Все это представляется довольно полезным с точки зрения социальной политики, но введение подобной модели возможно не сразу, а лишь в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-22 годов. По словам министра, в необходимости применения системы страхования не сомневается никто – даже работодатели, на плечи которых ляжет весь груз страховых платежей, считают страховой принцип защиты безработных гораздо более эффективным, чем существующий сегодня. Другой вопрос, как определить ту часть государственного финансирования, которая будет подлежать замещению за счет страховых платежей. Очевидно, для полного перехода на страховую систему потребуется проводить реформу, а она наверняка займет годы.

Модель 90-х

Интересно, что с начала 90-х в России существовала система страхования от безработицы. Для ее успешной работы был создан внебюджетный Государственный фонд занятости, наполнение которого осуществлялось за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от зарплат сотрудников. Однако с начала 2001 года данная структура была упразднена, а все тяготы выплаты пособий по безработице были переложены на федеральный и региональный бюджеты. Отказ от страховой системы был вызван желанием властей снизить налоговую нагрузку на работодателей, а также усилить надзор над расходами, совершаемыми в рамках выплаты пособий. Такие меры были продиктованы несовершенством системы распределения средств – 80% от собранного бюджета оставалось в регионах, в то время как до консолидированного бюджета федерального центра доходило лишь 20%.

Все это вытекло в существенные диспропорции. Благополучные регионы могли полноценно распоряжаться собранными средствами, проводя массовые мероприятия по содействию занятости населения, в то время как дотационные регионы не могли найти средств даже на выплату пособий. После упразднения Фонда и перехода на бюджетное финансирование, в 2001 году впервые за 6 лет государству удалось обеспечить полноценную и регулярную выплату пособий всем безработным без исключения. Но изменение системы финансирования привело к существенному сокращению объема выделяемых на поддержку безработных средств – минимум в два раза.

Кроме этого, реформаторы предполагали, что изменение системы приведет к изменениям в политике – активная работа центров будет способствовать более высоким показателям занятости. Мало того что этого не произошло, так ситуация еще и ухудшилась: если в 2000 году на пособия и мероприятия по содействию занятости тратились одинаковые суммы, то к 2004 году выплата пособий превышала бюджет мероприятий уже в 3 раза! Само пособие, с момента введения существующей сегодня системы, окончательно потеряло признаки материальной помощи, замещающей зарплату, а отсутствие привязки к прожиточному минимуму не позволяет обеспечить полноценную поддержку безработных.

Сокращение вместо страхования

На данном этапе документ согласовывается с Министерством юстиции и Министерством финансов, а также проходит обсуждение в рамках трехсторонней комиссии. По словам министра труда, противником нововведения являются профсоюзы, настаивая на том, что такой подход – это дискриминация безработных. Новая система представляется Топилину действительно более жесткой, но, одновременно справедливой – ресурсы нужно направлять на тех, кто действительно ищет работу. Министр считает, что не имеет никакого смысла выплачивать по 850 рублей тем, кто при этом остается «в тени». Да и покупательная способность этих денег ничтожна – реальной помощи их выделение оказать не способно. Сам законопроект важен для государства даже не со стороны повышения пособия, а как механизм наведения порядка, считает министр.

Хотя, сами безработные наверняка не согласятся с чиновником – диапазон пособия в размере 850-4,9 тыс. рублей сохраняется с 2009 года, хотя совокупный процент инфляции с тех времен составил более 110%, а курс основных валют вырос в 2 раза! По анонсированному законопроекту, поднятое пособие должно достигнуть уровня в 7,5-8 тыс. рублей, что на 40% выше, чем существующее сегодня. В это же время, по словам руководителя департамента занятости Минтруда Михаила Кирсанова, в планах есть доведение пособия по безработице до прожиточного минимума. Но экономическая ситуация, как известно, служит оправданием для отказа от реализации таких инициатив.

careerist.ru

admin

Обсуждение закрыто.

Copyright © 2018-2021 Коллегия адвокатов. Все права защищены