Начисление зарплаты на судне

Начисление зарплаты на судне

Оплата труда плавсостава судов речного флота

Оплата труда работников плавсостава на речном транспорте производится в основном по повременно-премиальной системе. В этих условиях особое значение приобретает правильное построение схем должностных окладов. В советское время должностные оклады устанавливались в соответствии с Положением об оплате труда плавсостава, утвержденным приказом Министра речного флота. Оно было единым для всех пароходств страны. Должностные оклады командному составу речных судов устанавливались в зависимости от группы судна по оплате труда.

В настоящее время оклады работникам плавсостава самостоятельно устанавливают судоходные компании в зависимости от финансовых возможностей, но за основу построения окладов и систем оплаты принимаются традиционные принципы.

Отнесение судов речного флота к соответствующей группе производилось по показателям, приведенным в табл. 8.1.

Показатели для отнесения судов речного флота

к группам по оплате труда плавсостава

Мощность судна, кВт

При этом учитывалось, что от мощности, производительности (у земснарядов) и грузоподъемности судов зависят условия работы командного состава флота. Кроме того, на мощные суда с высокой производительностью подбирали наиболее квалифицированные кадры судоводителей и судомехаников. Должностные оклады рядовому составу — рулевым, мотористам и другим — устанавливались в соответствии с их квалификацией и видом флота (самоходный, несамоходный), но независимо от группы судов, на которых они работают. Такой порядок был принят с учетом того, что характер работ, выполняемых рядовым составом на судах различных групп, одинаков, а объем работ, выполняемый каждым из них, регулируется количеством работников данной специальности по штатному расписанию судна.

На речных самоходных судах широкое распространение получило совмещение профессий по двум должностям палубного и машинного состава экипажей. Учитывая, что члены экипажей судов, работающие по двум должностям палубного и машинного составов, имеют более высокую квалификацию, для этих работников были установлены повышенные должностные оклады на 15 – 30 % от должности, которая высвобождается. Такие суда оснащались системами дистанционного управления машинными установками.

В настоящее время судоходные компании сами разрабатывают положения об оплате труда плавсостава, в основу которых заложены основные принципы оплаты в соответствии с прежним Положением. Условия оплаты труда плавсостава включают: основную заработную плату, дополнительную заработную плату (доплаты и надбавки), премии, компенсационные выплаты за особые условия труда.

Основная заработная плата работников плавсостава — это оплата труда работников по должностным окладам согласно утвержденному штатному расписанию. Штатные расписания экипажей судов разрабатываются на основании:

– Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна, введенного в действие с 01.08.1994 г.;

– Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, введенного в действие с 01.03.83 г. приказом Министерства речного флота № 30 от 30.03.1982 г.;

– схемы должностных окладов работников плавсостава.

Устанавливается минимальный размер месячного оклада по основной профессии на речном транспорте (матроса). Должностные оклады остальных работников получаются умножением минимального размера на соответствующий тарифный коэффициент, величина которого устанавливается дифференцированно в зависимости от характера плавания (заграничное или внутреннее), типа судна (грузовые, буксирные и служебно-вспомогательные), валовой вместимости судов и мощности силовой установки.

Например, в ОАО СЗФ установлены следующие группы по оплате труда работников плавсостава:

1 группа — служебно-вспомогательный флот;

2 группа — буксирный флот;

3 группа — суда валовой вместимостью менее 3000 т;

4 группа — суда валовой вместимостью свыше 3000 т.

5 группа — буксирный и ледокольный флот;

6 группа — суда валовой вместимостью менее 3000 т;

7 группа — суда валовой вместимостью свыше 3000 т.

Дополнительная заработная плата (надбавки и доплаты). Повышение уровня оплаты труда плавсостава с целью большего стимулирования в выполнении дополнительных функций производится с помощью соответствующих доплат и надбавок и доплат.

Надбавки относятся к выплатам стимулирующего характера, поощряют высококачественную и высокотарифицированную работу. Системное получение надбавок внутри предприятия может быть отменено в связи с нехваткой средств. К должностным окладам работников плавсостава производится выплата надбавок, не носящих постоянного характера, за фактически отработанное в данном месяце количество часов:

– за выполнение ледокольных, а также за выполнение одновременно ледокольных и транспортных работ (за исключением ледоколов) в размере 10 % должностного оклада;

– за вождение и обслуживание составов несамоходных судов без баржевых команд в размере 20 % должностного оклада;

– за перевозку и хранение взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25 % должностного оклада;

– за участие в работах по сбору фекалий с судов и перекачку их в приемные береговые пункты в размере 12 % должностного оклада;

– за принятую/выданную тонну дизельного топлива и масла — из расчета 2 руб. за 1 т;

– за стаж работы в данной организации в следующих размерах:

при стаже работы размер надбавки за стаж работы в долях месячной тарифной

ставки (должностного оклада)

от 1 до 5 лет 0,05

от 5 до 10 лет 0,10

от 10 до 15 лет 0,15

от 15 до 20 лет 0,20

свыше 20 лет 0,25.

Доплаты — это выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а также за дополнительные работы. Доплаты не могут быть отменены решением администрации. К дополнительным работам, выполняемым на судах членами экипажей судов, относятся работы, не входящие в круг их прямых должностных обязанностей, предусмотренных Уставом службы на судах министерства речного флота РСФСР, приказами и распоряжениями судоходной компании:

подготовка грузовых трюмов к приему груза;

уборка и сортировка стропов, подготовка их к сдаче;

уборка, сортировка и укладка сепарационных материалов;

укрытие груз бумагой, пленкой, брезентами и снятие этих материалов перед началом выгрузки;

уборка коры леса после выгрузки неокоренного круглого леса;

крепление/раскрепление груза, включая контейнеры и лесные грузы;

штивка зерновых и навалочных грузов;

тальманский счет груза;

стирка постельного, камбузного белья и спецодежды.

Оплата дополнительных работ, не входящих в обязанности членов экипажей судов и выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, производится в соответствии с соответствующими Положениями.

Оплата авральных работ. Авральные работы, выполняемые членами экипажа судна с нормированным рабочим днем вне своей вахты, учитываются особо (табелем на авральные работы) и оплачиваются в двойном размере часовой ставки, но не более 20 ч в месяц каждому работнику. Авральные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд.

Оплата труда за выполнение обязанностей временно отсутствующего по штату работника. Членам экипажей судов внутреннего плавания, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей временно отсутствующих работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, выплачивается помимо заработной платы по занимаемой должности 100 % должностных окладов временно отсутствующих работников пропорционально фактически отработанному времени. Членам экипажей судов заграничного плавания за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника начисляется доплата в сутки эксплуатации:

при отсутствии одного из членов командного состава — в размере 530 руб.;

при отсутствии одного из членов рядового состава — в размере 400 руб.

Эти размеры со временем могут быть изменены.

Оплата труда плавсостава, занятого на ремонте флота. В период ремонта судна за работниками плавсостава сохраняется должностной оклад, установленный штатным расписанием на период ремонта. По решению администрации оплата труда работников плавсостава, направленного для выполнения ремонтных работ, может производиться по аккордной системе в соответствии с разработанным Положением. За время ремонта судна оплата за временно отсутствующего члена экипажа не производится. В период подготовки судна к эксплуатации (вооружение), постановки судна на ремонт или отстой (разоружение) в пределах установленных плановых сроков, а также в период нахождения судна на отстое за работниками плавсостава сохраняется должностной оклад по судну во время эксплуатации.

Премирование работников плавсостава. При премированиикапитановсудов загранплаванияосновным показателем оценки работы флота является выполнение тайм-чартерного эквивалента менеджменской группы судов. Руководитель менеджменской группы самостоятельно определяет эффективность работы судна (выполнение рейсового задания, отсутствие аварийности, претензий по грузу и т. д.) и готовит представление директору по флоту о поощрении капитана. При невыполнении тайм-чартерного эквивалента менеджменской группой директор по флоту имеет право в порядке исключения представлять к поощрению наиболее отличившихся капитанов судов. Премированиечленов экипажей судов загранплаванияпроизводится за выполнение нормативных показателей по рейсу:

– нормы следования по внутренним водным путям и в каботаже (сутки);

– нормы обработки судов в российских портах (сутки).

Судам загранплавания устанавливается премиальный фонд за нормативное время нахождения судна в пределах РФ. Сумма премиального фонда экипажу рассчитывается как произведение нормативного времени нахождения судна в пределах РФ за рейс и нормы премиального фонда по членам экипажа судна:

капитан, ст. помощник капитана, ст. механик — 530 руб. в сутки;

остальной командный состав — 435 руб. в сутки;

рядовой состав — 310 руб. в сутки.

Эти ставки со временем пересматриваются.

При отказе капитана судна от услуг лоцманов, швартовщиков, буксиров в иностранных портах экипаж премируется за экономию судовых расходов. Когда капитан может обеспечить безопасное управление судном самостоятельно, он может отказаться от услуг лоцманов, буксиров и швартовщиков (в дальнейшем – УСЛУГИ). Осуществлять проводку судна без лоцмана могут только те капитаны, которые имеют соответствующее разрешение от Дирекции по безопасности судоходства и качеству. Если УСЛУГИ являются необязательными, но капитан считает, что отказ от них будет небезопасным для судна, он обязан использовать данные услуги полностью или частично. В районах, где лоцманская проводка не является обязательной (кроме проливов Большой и Малый Бельт, Зунд, Босфор, Дарданеллы), за плавание без лоцмана, а также за отказ от услуг швартовщиков на поощрение членов экипажа расходуется 25 % сэкономленной суммы. При отказе от обязательных УСЛУГ на поощрение членов экипажа расходуется до 50 % сэкономленных в результате этого денежных средств. При этом капитан обязан получить разрешение в установленном властями порядке. При этом капитану выделяется не более 75 % из общей суммы денежных средств, направленных на премирование.

Премирование экипажей грузовых судов внутреннего плаванияпроизводится за непревышение нормативного времени рейса. Расчет премиального фонда производится только за нормативное время рейса независимо от его фактической продолжительности. Нормативное время рейса устанавливается руководителем менеджменской группы и включает:

норму следования по внутренним водным путям;

норму грузовой обработки судна.

Премиальный фонд экипажу начисляется в российских рублях. Из общей суммы премиального фонда выделяется на премирование:

капитана – сменного механика, капитана – I-го пом. механика,

капитана – II-го пом. механика, капитана –III-го пом. механика,

капитана (при работе без совмещения профессий) — 25 %.

Руководитель менеджменской группы имеет право дать предложение о снижении (лишении полностью) размера премиального фонда за производственные упущения как отдельному члену экипажа, так и экипажу в целом.

Премирование экипажей судов буксирного и служебно-вспомогательного флотапроизводится за качественное, оперативное обслуживание судов компании, а также сторонних фрахтователей с целью получения дополнительных доходов. Премирование производится по итогам работы за месяц. Условием премирования является отсутствие замечаний со стороны менеджментских групп и служб судоходной компании по обслуживанию флота. Сумма премиального фонда экипажу рассчитывается как произведение количества суток в эксплуатации в отчетном месяце и нормы премиального фонда по судну. Из общей суммы премиального фонда выделяется на премирование капитана:

по судам буксирного флота — 20 % от общей суммы премиального фонда;

по судам служебно-вспомогательного флота — 30 % от общей суммы премиального фонда.

Руководитель менеджментской группы имеет право дать предложение о снижении (лишении полностью) размера премиального фонда как отдельному члену экипажа, так и экипажу в целом.

Компенсационные выплаты за особые условия труда. К компенсационным выплатам за особые условия труда относится выплата инвалюты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания в период нахожднеия их в загранрейсе, оплата времени проезда к судну и оплата времени ожидания судна. Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания производится на основании Распоряжения Правительства РФ № 819-р от 01.06.1994 г. Выплата инвалюты производится за каждые сутки нахождения судна в загранрейсе, начиная со дня закрытия границы РФ до дня открытия границы РФ включительно, в следующих размерах:

старший командный состав — $17 США;

остальной командный состав — $14 США;

рядовой состав — $10 США.

Членам экипажей судов загранплавания, оставленным за границей на излечение в связи с временной нетрудоспособностью, за время нахождения в госпитале (больнице) начисляется инвалюта взамен суточных согласно утвержденных норм по судну. За время со дня выхода из госпиталя (больницы) и до дня посадки на судно или пересечения границы с РФ (исключая день посадки на судно или день пересечения границы) начисляется инвалюта взамен суточных по установленным Минфином нормам возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных загранкомандировках.

Работникам плавсостава, списанным с судов по требованию отдела кадров в случае болезни, для использования отгулов или отпуска и другим уважительным причинам, а также направленным к месту работы судна, за время нахождения в пути из пункта приписки флота к месту смены, ожидания судна в этом пункте, в период приема-передачи судна и возвращения к месту постоянной работы (в пункт приписки флота) выплачивается 100 % должностного оклада.

Рацион питания. Для организации коллективного питания вводится должность повара при штатной численности шесть человек и более. Для каждого члена экипажа устанавливается сумма для ежедневного питания за счет судовладельца согласно коллективному договору.

Все приведенные выше размеры ставок не носят постоянного характера и могут пересматриваться.

studfiles.net

Зарплата моряков в 2018 году

Данная профессия помогает человеку увидеть мир и ощутить дух романтики. Но помимо таких прекрасных фактов их работа связана с некоторыми неприятными трудностями и моментами.
У моряка обязательно должны присутствовать умения и навыки для того, чтобы его взяли в плавание. Это напрямую зависит от должности работника, которую он будет занимать на корабле, а именно:

Главное требование для любого матроса — это образование в мореходном училище. Что касается старшего командного состава, то у них должно быть высшее образование по данной специальности.

Матросы должны владеть английским языком хотя бы на уровне разговора. А командный состав должен знать его более углубленно. Каждый моряк должен знать как общее морское дело, так и обладать навыками специалиста аналогичной категории на суше.

К примеру, механик должен обладать навыками инженера, а кок — повара. Когда человек хочет связать себя с данной специальностью, он должен осознавать, что он будет очень редко видеться со своими близкими.

В процессе работы моряков имеется множество положительных моментов. В данной профессии есть возможность очень быстро подняться по карьерной лестнице. Для того чтобы это осуществить, необходимо показать себя с хорошей стороны и интенсивно и качественно выполнять свою работу.

Также во время плавания моряк находится на полном обеспечении компании, в которой он устроен: перелет, гостиницы, все расходы, продукты питания. К недостаткам относится 12-часовой рабочий день. Кроме этого у моряков очень мало выходных дней и очень тяжелая работа.

Связь с родственниками можно поддержать только с помощью телефона и интернета. Моряки имеют риск встретиться с пиратами в море и многие судна от них не защищены.

Программа повышения заработной платы моряков

Так как страна находится в довольно сложной экономической ситуации: введение санкций Евросоюзом, падение цен на нефть и сниженный курс рубля, повышение заработной платы морякам немного задержано.

Министр финансов заморозил повышение оплаты труда государственным служащим. Несмотря на сложившуюся ситуацию перемены в заработной плате как военных, так и гражданских моряков произошли. Так как труд их стал оцениваться по достоинству, то и оклад они стали получать высокий.

Государством признано и подтверждено документально такое понятие, как «без вести пропавший». Данный пункт предусматривает денежную выплату семьи пропавшего. Она будет составлять такую сумму, как если бы данный член семьи умер.

Все выплаты, которые предусматриваются работникам этой специальности имеются по сей день и повышаются с учетом индексации.

Увеличение оплаты труда моряков напрямую зависит от состояния мировой экономики, так как при ее росте повышается потребность в пассажирских и грузовых перевозках. При увеличении товарооборота повышается прибыль у владельцев морских судов. Исходя из этого зарплата моряков также становится больше, а условия труда — лучше. Если же экономика «падает», владельцам судов очень тяжело выполнять свои трудовые обязанности.

Еще один фактор, который влияет на размер оклада моряка — это место трудоустройства. Одни компании производят достойную оплату, а некоторые довольно маленькую. Между заработной платой частных компаний, государственных, подводников и военного флота имеется ощутимая разница.

Как менялась заработная плата у моряков за последние годы

Оплата труда моряков довольно высокая. В 2015 году моряки военно-морского флота получили заработную плату в среднем на 17% больше, чем в 2014. После того как прошла конференция, в которой участвовала ассоциация судовладельцев со всего мира и международный профсоюз моряков, гражданским морякам пообещали повысить оплату труда.

Переговоры были довольно сложные. Обсуждалось 2 проблемные темы: заработная плата и отрасль пассажирских и грузовых перевозок, так как она на тот момент еще не восстановилась после кризиса в экономике.

По итогам переговоров было принято решение о повышении оклада. Для профессионала оно составляло 2% в 2016 году и 3,5% в 2017 в долларах. Другими словами, минимальный размер зарплаты повысился на 7 долларов в 2015 году, на 22 доллара в 2016.

Реальные цифры и расчет заработной платы морякам

Средняя заработная плата капитана морского судна варьируется от 5 до 20 тысяч долларов. Старшему командирному составу начисляется оклад в размере от 2 до 5 тысяч долларов. Матросы имеют оплату труда в размере от 1,5 до 2 тысяч долларов и коки получают от 1,8 до 2,5 тысяч.

Капитан имеет самый высокий оклад. Если рассматривать разницу между зарплатами по другим должностям, то она практически незаметна, а оклад капитана отличаться может на 15 тысяч долларов.

Заработная плата напрямую связана с достаточно сложной работой, так как ответственность за все происшествия на судне в период плавания несет только этот человек.
Размер оплаты труда капитана также зависит от его квалификации. Если у него имеется такое качество, как компетентность, то успех команды обеспечен. Самая маленькая заработная плата моряка составляет 1,5 тысячи долларов. Рассчитывается заработная плата так же, как и в других профессиях.

Что ожидать морякам в 2018 году

До 2018 года оплата труда моряков останется на прежнем уровне. Обсуждение вопроса об изменении оклада назначено на следующий год.

Для моряков установлена постоянная выплата в долларах. Она выплачивается судовладельцами России в обязательном порядке. Другими словами, когда моряк находится в море, ему обязаны платить от 8 до 17 долларов в сутки. Размер зависит от ранга. Длительность поездки не учитывается.

Подводя итоги, заработная плата моряков значительно высокая, по отношению с окладами других профессий. В данной сфере деятельности даже матрос может получать минимальный оклад в 95 000 рублей каждый месяц. Причина этому, что оплата труда моряков более или менее стабильная по всему миру.

infinica.ru

Как правильно проводить оплату труда плавсоставу?

Вопрос-ответ по теме

Прошу помочь мне с вопросом по оплате труда плавсоставу (морякам):что есть поушальная оплата труда морякам. мне директор по эксплуатации флота сказал, ч то другие компании судовые платят поушальную оплату труда (он сказал, что она включает в себя и оклад, и ночные, и сверхурочные, и танкерные и т.п.). можно ли так платить — все в одном? надеюсь я понятно спросила. заранее спасибо!

Паушальная система оплаты труда упоминается в Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC), заключенной в г. Женеве 23.02.2006.

Конвенция в своих положениях применяет такие термины, как базовая и паушальная суммы оплаты труда.

Базовая оплата труда означает плату за работу в течение нормального рабочего времени, при этом она не включает в себя выплаты за сверхурочную работу, премии и отпускные. Паушальная сумма означает плату, которая включает в себя базовую заработную плату и другие выплаты, связанные с оплатой труда, в том числе и выплаты за сверхурочную работу.

Для моряков оплата труда предусматривает отдельную компенсацию за сверхурочную работу (при базовой оплате труда) для исчисления зарплаты. При этом нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 8 часов, а для исчисления сверхурочных количество обычных рабочих часов в неделю, за которые причитается базовая оплата труда, не должно превышать 48 часов в неделю. Ставки компенсации за сверхурочную работу должны быть минимум на 25% выше почасовой ставки базовой оплаты труда.

Тот же принцип повышенной ставки компенсации за сверхурочную работу применяется в случае, когда оплата сверхурочной работы включается в паушальную сумму оплаты труда, но количество сверхурочных часов оказывается больше, чем зафиксировано.

Таким образом, паушальная оплата труда изначально включает в себя доплату за планируемое количество часов сверхурочной работы. При этом в отношении моряков работодатель обязан вести точный учет фактически отработанных часов (п. d ч. 1 Руководящего принципа B2.2.2. Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, ст. 91 ТК РФ, п. 5.2.16 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы).

Соответственно, если количество часов переработки превысит запланированное, эти часы нужно оплатить дополнительно.

Следует отметить, что в Конвенции паушальная система оплаты труда лишь вскользь упоминается, при этом не раскрывается ее понятие и порядок применения, из чего можно заключить, что данная система оплаты труда применяется в соответствии с национальным законодательством.

В российском трудовом законодательстве применение паушальной системы оплаты труда не предусмотрено, более того, сам принцип планируемых переработок противоречит ТК РФ, в соответствии с которым график работы не должен предусматривать сверхурочную работу, и каждое привлечение к сверхурочной работе должно быть отдельно оформлено приказом работодателя и отдельно оплачено.

Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы содержит такое понятие, как консолидированная заработная плата, но данный пункт Соглашения помешен в Протокол разногласий, стороны не пришли к согласию по вопросу применения подобной системы оплаты труда.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что ни Конвенция, ни действующее российское законодательство не предусматривают применения паушальной системы оплаты труда в трудовых отношениях, регулируемых законодательством РФ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: «Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве» (MLC) (Вместе с «Пояснительными примечаниями. «, «Правилами и кодексом», «Свидетельством о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве», «Образцом национальной декларации») (Заключена в г. Женеве 23.02.2006)

Цель: обеспечить, чтобы моряки получали плату за свою службу

1. Все моряки получают плату за свой труд на регулярной основе и полностью, в соответствии со своими трудовыми договорами.*

1. Каждое государство-член требует, чтобы плата, причитающаяся морякам, работающим на судах, плавающих под его флагом, осуществлялась на реже одного раза в месяц и в соответствии с действующим коллективным договором.

2. Моряки получают ежемесячный отчет о причитающихся платежах и выплаченных суммах, включая заработную плату, дополнительные платежи и ставки обменного курса, используемые в тех случаях, когда платежи осуществляются в валюте или по ставкам, которые отличаются от согласованных.

3. Каждое государство-член требует, чтобы судовладельцы принимали меры, изложенные, в частности, в пункте 4 настоящего стандарта, позволяющие морякам передавать все свои заработки или их часть своим семьям или иждивенцам, либо имеющим на то юридическое право доверенным лицам.

4. К мерам, направленным на обеспечение возможности морякам передавать свои заработки своим семьям, относятся:

a) система, позволяющая морякам в самом начале своей работы или в течение периода их работы выделять по своему усмотрению часть своей заработной платы для перевода через регулярные периоды времени своим семьям посредством банковских переводов или аналогичным способом;

b) требование о том, чтобы такие переводы осуществлялись в должное время и непосредственно лицу или лицам, указанным моряком.

5. Любая плата за услуги, предусмотренные в пунктах 3 и 4 настоящего стандарта, должна иметь разумный размер, а обменный курс в соответствии с национальным законодательством или нормативными правовыми актами применяется по преобладающей рыночной ставке или по официально публикуемой ставке, которые не должны быть неблагоприятными для моряка, если не предусмотрено иное.

6. Каждое государство-член, которое принимает национальные законодательство или нормативные правовые акты, регулирующие заработную плату моряков, должным образом учитывает руководящие принципы, содержащиеся в части В настоящего Кодекса.

Руководящий принцип B2.2

Руководящий принцип B2.2.1. Специальные определения

1. Применительно к настоящему руководящему принципу термин:

a) квалифицированный матрос означает любого моряка, в отношении которого признается, что он обладает необходимой квалификацией для выполнения любых обязанностей, которые могут потребоваться от матроса, несущего службу на палубе, кроме обязанностей старшего матроса или специалиста рядового состава, либо который определен как таковой в соответствии с национальными законодательством, нормативными правовыми актами или практикой, либо коллективным договором;

b) базовая оплата труда или базовая заработная плата означает плату, независимо от ее структуры, за работу в течение нормального рабочего времени; она не включает выплат за сверхурочную работу, премий, пособий, оплаченного отпуска или какого-либо иного дополнительного вознаграждения;

c) консолидированная заработная плата означает плату, которая включает базовую заработную плату и другие выплаты, связанные с оплатой труда; консолидированная заработная плата может включать компенсации за всю выполненную сверхурочную работу и все иные связанные с оплатой труда пособия, либо может включать только определенные виды пособий с их частичным суммированием;

d) рабочее время означает время, в течение которого моряки обязаны выполнять работу в интересах судна;

e) сверхурочное время означает время, в течение которого выполняется работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Руководящий принцип B2.2.2. Исчисление и выплата

1. Для моряков, вознаграждение которых включает отдельную компенсацию за выполненную сверхурочную работу:

a) для исчисления заработной платы нормальная продолжительность рабочего времени в открытом море и в порту не должна превышать восьми часов в день;

b) для исчисления сверхурочного времени количество обычных рабочих часов в неделю, за которые причитается базовая оплата труда или базовая заработная плата, должно устанавливаться национальным законодательством или нормативными правовыми актами, если оно не определяется в коллективных договорах, но не должно превышать 48 часов в неделю; коллективные договоры могут предусматривать другие, но не менее благоприятные условия;

c) ставка или ставки компенсации за сверхурочную работу, которые должны быть как минимум на 25 процентов выше почасовой ставки базовой оплаты труда или базовой заработной платы, должны устанавливаться национальным законодательством или нормативными правовыми актами, либо коллективными договорами, если это применимо; и

d) учетные записи всей сверхурочной работы должен вестись капитаном или лицом, назначенным капитаном, и подписываются моряком не реже одного раза в месяц.

c) размер той части полностью или частично консолидированной заработной платы, которая соответствует нормальной продолжительности рабочего времени, как она определена в подпункте «a» пункта 1 настоящего руководящего принципа, должен быть не ниже действующей ставки минимальной заработной платы; и

b) трудовой договор моряка, указывающий действующие ставки или размеры заработной платы, должен находиться на борту судна; информация о размерах или ставках заработной платы должна предоставляться каждому моряку посредством выдачи ему, по крайней мере, одного подписанного экземпляра с соответствующей информацией на языке, который ему понятен, либо путем размещения экземпляра договора в доступном для экипажа месте, либо любым другим подходящим способом;

ii) в сумме эти удержания не превышают уровень, установленный национальными законодательством, нормативными правовыми актами, коллективными договорами или судебными решениями в отношении осуществления таких удержаний;

Руководящий принцип B2.2.3. Минимальная заработная плата

2. При установлении таких процедур и определении минимальной заработной платы должное внимание следует уделять международным трудовым нормам, касающимся определения минимальной заработной платы, а также следующим принципам:

3. Компетентный орган должен обеспечивать:

Руководящий принцип B2.2.4. Минимальная ежемесячная базовая оплата труда или размер заработной платы квалифицированных моряков

1. Базовая оплата труда или заработная плата за календарный месяц службы квалифицированного моряка должна быть не ниже суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией или иным органом, уполномоченным Административным советом Международного бюро труда. По решению Административного совета Генеральный директор извещает государства-члены Международной организации труда о каждом пересмотре установленной таким образом суммы.

2. Ничто в настоящем руководящем принципе не должно рассматриваться как наносящее ущерб договоренностям, достигнутым между судовладельцами или их организациями и организациями моряков в отношении регулирования стандартных минимальных норм и условий занятости, при условии, что эти нормы и условия признаются компетентным органом.

2. Для моряков, оплата труда которых суммируется полностью или частично:

a) в трудовом договоре моряка должно четко указываться там, где это уместно, количество рабочих часов, которые моряк должен отработать за это вознаграждение, а также любые дополнительные выплаты, которые могут причитаться дополнительно к консолидированной заработной плате, с указанием оснований их выплаты;

b) в случае почасовой оплаты за сверхурочную работу, выполненную сверх количества часов, предусмотренных консолидированной заработной платой, почасовая ставка должна быть не менее чем на 25 процентов выше базовой ставки, соответствующей нормальной продолжительности рабочего времени, как она определена в пункте 1 настоящего руководящего принципа; тот же принцип должен применяться в случае, если оплата сверхурочной работы включается в консолидированную заработную плату;

d) для моряков, оплата труда которых является частично паушальной, учет всех отработанных сверхурочных часов должен вестись и подписываться в соответствии с положениями подпункта «d» пункта 1 настоящего руководящего принципа.

3. Национальное законодательство или нормативные правовые акты, либо коллективные договоры могут предусматривать компенсацию за сверхурочную работу или работу, выполняемую в течение еженедельного выходного дня и в праздничные дни, посредством предоставления, как минимум, эквивалентного периода времени, свободного от службы и от обязанности находиться на борту судна, или посредством предоставления дополнительного отпуска вместо денежного вознаграждения, или каким-либо иным образом.

4. Национальные законодательство и нормативные правовые акты, принимаемые после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков, или, там, где это уместно, коллективные договоры должны учитывать следующие принципы:

a) принцип равного вознаграждения за равноценный труд должен применяться ко всем морякам, занятым на одном судне, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения;

c) заработная плата должна выплачиваться в валюте, имеющей законное обращение; там, где это уместно, выплаты могут осуществляться банковским переводом, банковским чеком, почтовым чеком или денежным переводом;

d) при прекращении трудовых отношений все причитающееся вознаграждение должно быть выплачено без неоправданных задержек;

e) компетентный орган должен устанавливать адекватные санкции или принимать иные соответствующие меры для исправления ситуации, если судовладельцы неоправданно задерживают или не производят выплату всего причитающегося вознаграждения;

f) заработная плата должна перечисляться непосредственно на банковский счет, указанный моряком, если последний не дал иных указаний в письменной форме;

g) с учетом требований подпункта «h» настоящего пункта, судовладелец не должен ограничивать свободу моряка распоряжаться своим вознаграждением;

h) удержания из вознаграждения должны допускаться только в тех случаях, когда:

i) это прямо предусмотрено в национальном законодательстве или нормативных правовых актах, либо в соответствующем коллективном договоре, а моряк был информирован в наиболее подходящей, по мнению компетентного органа, форме об условиях таких удержаний;

i) не допускаются удержания из суммы вознаграждения моряка в связи с принятием его на работу или сохранением за ним его рабочего места;

j) моряки не должны подвергаться никаким денежным штрафам, помимо тех, которые предусмотрены в национальных законодательстве, нормативных правовых актах, коллективных договорах или в рамках иных мер;

k) компетентный орган должен обладать полномочиями инспектировать снабжение и услуги, предоставляемые морякам на борту судна, для обеспечения того, чтобы практиковались справедливые и разумные цены в интересах заинтересованных моряков;

l) в той мере, в какой требования моряков в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся им в связи с их работой, не обеспечиваются в соответствии с положениями Международной конвенции 1993 года о привилегированных требованиях и ипотечном залоге, такие требования должны быть защищены в соответствии с Конвенцией 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя (173).

5. Каждое государство-член должно, после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков, применять процедуры расследования жалоб, касающихся всех вопросов, затрагиваемых в настоящем руководящем принципе.

1. Не ущемляя принцип свободного ведения коллективных переговоров, каждое государство-член должно, после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков, устанавливать процедуры определения минимальной заработной платы моряков. Представительные организации судовладельцев и моряков должны принимать участие в осуществлении таких процедур.

a) размер минимальной заработной платы должен учитывать особенности труда моряков, штатную численность экипажей судов и нормальную продолжительность рабочего времени моряков;

b) размер минимальной заработной платы должен корректироваться с учетом изменений стоимости жизни и нужд моряков.

a) посредством системы надзора и санкций выплату заработной платы, размер которой был бы не ниже установленной ставки или ставок;

b) чтобы каждый моряк, получивший вознаграждение по ставкам ниже минимальной заработной платы, посредством недорогостоящих и ускоренных судебных или иных процедур мог взыскать сумму, которую он недополучил.

«Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы» (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012)

5.2. Рабочее время. Время отдыха

5.2.1. Особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота», утверждаемым Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Минтранс России).

5.2.2. Для всех моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов — для работающих в нормальных условиях труда. Для работающих во вредных и опасных условиях труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.

Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.

5.2.3. Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. Организация вахт и работ, обеспечивающая выполнение настоящего требования, возлагается судовладельцем на капитана и старшего (главного) механика судна.

5.2.4. Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемым капитаном судна в соответствии с «Уставом службы на судах морского флота», вводимым в действие приказом Минтранса России (далее — Устав службы).

5.2.5. Графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни.

Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени.

5.2.6. Время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному в соответствии с п. 5.2.5 Соглашения графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов). При определении количества суммированных дней отдыха (отгулов) из фактически отработанных часов исключается норма рабочего времени (в часах), приходящаяся на период рассчитываемых отгулов.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, предусмотренную п. 5.2.2 Соглашения.

5.2.7. В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме на условиях и в порядке, определенном п. 5.4.3 Соглашения.

5.2.8. Работа моряков сверх утвержденного графика в целях учета рабочего времени считается сверхурочной, если иное не предусмотрено Соглашением. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка.

5.2.9. Авральные и аварийные работы производятся моряками по распоряжению капитана судна в течение либо сверх установленной продолжительности рабочего дня, являются обязательными для всех членов экипажа и не требуют получения согласия моряка и/или судового комитета (представителя Профсоюза на судне).

5.2.10. К авральным работам относятся выполняемые моряками на борту судна:

— работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

— работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

— работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

— работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

— работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

— работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

5.2.11. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.

5.2.12. Следующие виды работ не признаются сторонами Соглашения авральными (сверхурочными) и не подлежат учету (их оплате) независимо от времени их выполнения:

— все виды аварийных работ, связанные с: устранением аварийного состояния судна, его систем и механизмов, препятствующего дальнейшему следованию судна до первого порта; организацией и проведением спасения судна, груза и жизни людей, спасением терпящих бедствие судов; ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также все виды обязательных тревог и учений;

— выполнение распорядительских функций, возложенных на командный состав судов Уставом службы, в том числе связанных с представлением интересов судовладельца в портах захода судна;

— заполнение вахтенных журналов и ведение документации по заведованию (включая оформление приходов и отходов судна);

— время, необходимое для нормальной смены вахт;

— подмена вахты на время приема пищи в соответствии с распорядком дня на судне;

— поддержание чистоты в своей каюте.

5.2.13. Члены экипажа могут привлекаться с их согласия в свободное от вахт (работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых обязанностей. Эти работы не считаются сверхурочными и выполняются членами экипажа за дополнительную плату по расценкам, установленным судовладельцем. К таким работам могут относиться:

— грузовые работы (погрузка, выгрузка судна), осуществляемые силами экипажа;

— подготовка грузовых помещений судна (зачистка, мойка трюмов и т.п.), за исключением членов экипажа, у которых выполнение этих работ входит в прямые должностные обязанности;

— крепление (раскрепление) груза;

— счет груза (тальманство);

— стирка белья и спецодежды;

— ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа по договорам подряда с разрешения и под контролем судовладельца.

5.2.14. Сборы членов экипажа во время тревог и/или учений, предписываемых национальными и международными требованиями, а также учебные занятия проводятся на судне по распоряжению капитана таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.

5.2.15. При временной недоукомплектованности экипажа по сравнению с утвержденным судовладельцем штатным расписанием судна фактически отработанное работником время, с учетом времени исполнения обязанностей недостающего по штату члена экипажа и авральных (сверхурочных) работ, не может превышать 12 часов в сутки. Недоукомплектованность штата восполняется судовладельцем в первом удобном для доставки моряков порту.

5.2.16. Капитан судна обеспечивает ведение ежедневного учета продолжительности рабочего времени и времени отдыха каждого моряка.

5.2.17. Максимальная продолжительность работы членов экипажа на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных его членов) может быть увеличена до 150 календарных дней.

5.3. Оплата труда

5.3.1. Оплата труда моряков устанавливается в рублях и производится, как правило, исходя из должностных окладов (соответствующих им тарифных ставок), закрепленных в штатных расписаниях, утверждаемых судовладельцем, а также на основании иных элементов системы оплаты труда в соответствии с коллективным договором (далее по тексту — должностной оклад, оклад, тарифная ставка, базовая ставка). Штатные расписания в отношении численности экипажа и размера должностных окладов могут быть изменены только судовладельцем.

5.3.2. Из расчета должностного оклада оплачивается нормальная продолжительность рабочего времени.

5.3.3. При прохождении стажировки или дублировании перед занятием штатной должности оплата труда дублеров и стажеров производится из расчета окладов, определяемых в размере 85% должностных окладов по штатным должностям. Коллективным договором могут быть предусмотрены иные условия оплаты труда дублеров и стажеров.

5.3.4. Оплата сверхурочной работы (протокол разногласий).

5.3.5. Выполнение обязанностей недостающего по штату члена экипажа оплачивается из расчета не менее 110% должностного оклада по штатному расписанию недостающего по штату члена экипажа пропорционально фактически отработанному времени.

Выполнение обязанностей недостающего по штату вахтенного члена экипажа моряком, не несущим вахты по своей основной должности, допускается только при наличии соответствующей подготовки и квалификации. Выполнение членом экипажа обязанностей недостающего по штату члена экипажа в свое рабочее время дополнительной оплате не подлежит.

Коллективным договором могут быть предусмотрены иные условия оплаты труда недостающих по штату членов экипажа.

5.3.6. Дополнительные работы, не входящие в прямые обязанности экипажа, связанные с коммерческой эксплуатацией судна и перечисленные в пункте 5.2.13 Соглашения, оплачиваются судовладельцем в размере действующих ставок оплаты за эти работы, согласованных с Профсоюзом.

5.3.7. Выплата морякам денежного вознаграждения в форме консолидированной заработной платы (протокол разногласий).

5.3.8. Судовладелец производит удержания из заработной платы моряков только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, или в случаях, когда удержания санкционировал сам работник.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

www.kdelo.ru

admin

Обсуждение закрыто.